#
Биография и личная жизньИнтервью → Нонна Мордюкова - "Она настолько наша..."

Нонна Мордюкова - "Она настолько наша..."


Зрители привыкли видеть Нонну Мордюкову в амплуа сильной духом, решительной русской женщины - хозяйки своей судьбы. В жизни, вспоминают друзья и близкие актрисы, характер у Нонны Викторовны действительно был таким "железным". А вот устроить свою судьбу никак не получалось.

В квартире Нонны Мордюковой меня встретила ее сестра Наталья Викторовна Катаева. «Это Ноннино завещание - чтобы я здесь жила, - говорит она. - И мне так легче. Ее не стало, а я чувствую, будто она со мной». На стене черно-белые фотографии: Нонна в первый год учебы в Москве, портреты ее сестер, родителей...

- Наталья Викторовна, в интервью ваша сестра всегда очень тепло говорила о маме. Чувствовалась в этом не просто любовь, но и какая-то очень прочная внутренняя духовная связь.

Наталья Катаева: Нашу маму - Ирину Петровну - Нонна любила и жалела до слез. Детство мамы прошло в Глафировке, под Ейском. Девочкой она работала в поле на помещика, а вечерами пела в церкви на клиросе. В округе слыла мама певицей и заводилой, к тому же была прекрасной рассказчицей - кого хочешь она могла увлечь выступлением, любую аудиторию захватить. Мама рано вышла замуж.

И, как нарочно, муж у нее оказался совсем не музыкальный. Отец стыдился, когда мама запевала своим красивым низким голосом, одергивал ее, просил не петь, если они шли в гости. А мама ему отвечала: «Я председатель, мне решать». Она работала председателем в колхозе. Должность эта выборная, и, когда дети рождались, а нас у нее шестеро - четыре дочки, Нонна старшая, и два сыночка, - мама уходила с должности, а как ребеночек чуть подрастал, так ее снова председателем выбирали. Любили ее все и очень уважали.

Как Нонна говорила - наша мама была «бедненькая, схвачена коммунистической идеей». В семье порой кушать было нечего, хлеба даже не хватало, а она как-то раз накопила денег и купила ношеное кожаное пальто. Сфотографировалась в нем и повесила портрет в комнате на самом видном месте, «чтобы классовые враги знали, как коммунисты живут». А то, что мы тогда были голые и босые, - будто и не важно.

От мамы всем нам, ее детям, передалась особая музыкальность и артистизм. В 1957 году, когда в Москве проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов, мы с сестрами участвовали в концерте самодеятельных семейных ансамблей, который проходил в Большом театре. Правда, Нонна тогда не выступала, ей нельзя было, потому что она была уже профессиональной актрисой. Она сидела в партере и за нас «болела».

- Это Ирина Петровна придумала дать старшей дочери такое странное для казачки имя -Нонна?

Наталья Катаева: По паспорту-то она была Ноябрина Викторовна Мордюкова. Но маме очень нравилось имя Нонна - так звали одну ее подругу, комсомолку-активистку из Москвы. Когда дочка родилась, мама пришла в сельсовет, чтобы записать ее Нонной. А в сельсовете сказали, что в их книге такого имени, Нонна, нет, и предложили записать Ноябриной, потому что родилась в ноябре.

- А правда ли, что, когда Нонна Викторовна решила стать актрисой, она обратилась за советом к известному актеру Николаю Мордвинову?

Наталья Катаева: Да, было такое. Тогда Нонна в восьмом классе училась, но уже точно решила в актрисы пойти. Стояла она как-то у билетной кассы в кинотеатре и увидела афишу фильма «Богдан Хмельницкий», где главную роль играл Николай Мордвинов. В тот же вечер она села и потихоньку, никому не говоря, написала ему письмо - рассказала о себе, о своей жизни и что хочет стать профессиональной актрисой.

Ответ от Мордвинова пришел очень быстро. Это было большое, подробное письмо про ВГИК и про то, что, прежде чем в него поступить, нужно обязательно окончить десять классов. Нонна это письмо хранила долго, берегла, и все же во время одного из переездов потеряла. Но строчки из него помнила наизусть. Особенно о том, что «неполное образование отразится на вашей жизни».

- И для поступления Нонна Викторовна выбрала именно ВГИК?

Наталья Катаева: Мама вообще не хотела отпускать ее в Москву - денег не было и одежды приличной тоже. Но Нонна выждала момент, когда мама уехала на работу: жили-то мы в Ейске, а мама работала председателем колхоза в станице неподалеку и бывала с нами только по выходным, а на неделю уезжала в колхоз. Проводили мы маму и стали собирать Нонну в дорогу: на чердаке брат нашел самодельный фанерный чемодан, мы, сестры, напекли ей с собой кукурузных лепешек. Из старого чайника, где хранился семейный капитал, Нонна взяла 16 рублей, и мы пошли на вокзал ее провожать.

Оказалось, пассажирский поезд до Ростова-на-Дону уже ушел, и Нонна прыгнула в первый же попавшийся товарняк, отходивший в сторону Ростова. На дорогу до столицы ушло четыре дня. Это было в 1945 году. И потом, уже спустя много лет, Нонна вспоминала, что в Москве ей сразу «влетело в уши» название Люберцы. Почему-то оно ей запомнилось. Не знала она тогда, что эти самые Люберцы станут, по сути, вторым домом для нашей семьи.

- В Москве приезжим всегда нелегко жилось, а в то послевоенное время, наверное, особенно?

Наталья Катаева: Время учебы Нонна вспоминала как сказку, ведь это была молодость. Все воспринималось легко, весело. Если б не одно «но» - «материальное благосостояние», вернее, полное его отсутствие. Нонне мама сшила пальто из морской шинели, без подкладки. Так и ходила она, мерзла, пока однажды Татьяна Лиознова (будущий режиссер фильмов «Евдокия», «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Карнавал» и других.) не пригласила ее к себе в гости.

А перед уходом Татьянина мама дала Нонне телогрейку, которую тут же вставили в пальто, наподобие «подстежки», и Нонна, хоть была молодая и худая, в него с трудом втиснулась. Ходила потом, как набитая ватой кукла, - руки к бокам не прижать, зато тепло.

- Но вскоре Герасимов пригласил ее на роль Ульяны Громовой, и жизнь переменилась, наверное, к лучшему - появилась известность, востребованность в профессии. Сталинская премия,наконец?

Наталья Катаева: Нонна вспоминала, что, когда по институту прошел слух про «Молодую гвардию» - она тогда на втором курсе училась, - начался настоящий ажиотаж, потому что главные роли должны были играть студенты. Режиссер Сергей Герасимов и автор романа Александр Фадеев лично отбирали студентов по их портретному сходству с героями-молодогвардейцами. Нонну на роль Ульяны Громовой утвердили сразу.

Инна Макарова, актриса, сыгравшая в «Молодой гвардии» роль Любки Шевцовой: Прежде чем снять фильм «Молодая гвардия», Герасимов поставил одноименный спектакль на малой сцене только что открывшегося тогда Театра киноактера. Потом мы уехали на съемки. И после, когда фильм вышел на экраны, мы продолжали играть спектакль уже на большой сцене. Популярность «Молодой гвардии» была такая, что вокруг театра патрулировала конная милиция - так много было желающих попасть в зал.

Наталья Катаева: Съемки фильма проходили в Краснодоне, родном городе молодогвардейцев. Вгиковцев там встречали шумно и торжественно. На другой день после приезда Нонна побежала на хутор Первомайский, в домик Громовых, познакомилась с родителями Ульяны. Мать сказала ей: «Тебя, девушка, хорошо подобрали на роль Ульяны, только ты очень смуглая, а Ульяша была белотелая. Скажи там, чтобы тебя подгримировали». Киноэкспедиция длилась долго. И когда группа уезжала из Краснодона, рыдали все - и артисты, и жители города, и оставшиеся в живых подпольщики Валя Борц, Жора Арутюнянц, Радик Юркин.

В Краснодоне между Нонной Мордюковой и Вячеславом Тихоновым, который играл Володю Осьмухина, возникли романтические отношения. И в это же время в Мордюкову страстно влюбился Сергей Герасимов.

Инна Макарова: Что касается отношений Нонны и Сергея Аполлинариевича Герасимова, то я не была их прямым свидетелем, хотя они разворачивались именно во время нашей работы в «Молодой гвардии». Но в это время я сама вышла замуж и поэтому не смотрела по сторонам. О том, что Герасимов с Нонной ездили в Ейск и он просил руки Нонны у ее мамы, и та не дала своего согласия, я узнала, уже когда мы все вернулись в Москву. Думаю, в их отношениях инициатива шла со стороны Герасимова, потому что он вообще имел свойство влюбляться в своих героинь.

Он не раз страстно влюблялся, но потом это проходило. Он творческий человек. А Нонна была очень талантливой и красивой, в нее нельзя было не влюбиться. Александр Довженко даже говорил про нее: «Я видел этот профиль на скифских вазах». Со стороны Герасимова попытка жениться на Нонне была довольно смелым шагом.

Он ведь был уже известным режиссером, намного старше Нонны, и брак с Тамарой Федоровной Макаровой считался крепким - они любили друг друга, оба были очень яркие творческие натуры... Когда Сергея Аполлинариевича не стало, я много разговаривала с Тамарой Федоровной. На разные темы. Но в адрес Нонны она никогда ничего плохого не говорила.

Возможно, если бы Нонна тогда приняла предложение и стала женой Герасимова, то ее актерская судьба во многом сложилось бы иначе. Но в жизни нет сослагательного наклонения. После окончания института в 1950 году Нонну Мордюкову приняли на работу в Театр-студию киноактера - актрисой второй категории. А в кино, казалось, про нее забыли.

Римма Маркова, актриса: У Нонны что ни роль была - то бриллиант. Например, помните эпизод, когда в фильме «Родня» ее героине наливают вино, а она с неповторимой интонацией произносит: «От-ра-ва!» Я руку даю на отсечение, что она сама это придумала, а не драматург Мережко или режиссер Михалков. И авторство знаменитой фразы: «Хороший ты мужик, но не орел» из фильма «Простая история» тоже ей принадлежит. А какая там Нонна красивая, какие у нее глаза, нос, губы, профиль... Эх, куда смотрели режиссеры!

В середине 50-х Сергей Герасимов, у которого после «Молодой гвардии» образовалась затяжная пауза в творчестве, приступил к созданию «Тихого Дона». Нонна всегда мечтало о роли Аксиньи, но он не пригласил Мордюкову даже на кинопробы.

Римма Маркова: Именно Герасимов закрыл ей все двери! Он отомстил Нонне. Она же была просто рождена для роли Аксиньи. Элина Быстрицкая замечательно сыграла, говорить нечего, но она по сути своей очень интеллигентная. Пусть Элина на меня не обижается, я ее очень люблю. А Нонна - сама казачка, от земли.

- Наталья Викторовна, ваша сестра отказалась стать женой Герасимова» а как у нее строились отношения с Тихоновым?

Наталья Катаева: У них все складывалось очень медленно и постепенно. А на четвертом курсе Нонна забеременела. В профкоме схватились за
голову: куда их поселить? Общежития-то было всего два - женское возле станции метро «Кропоткинская», а мужское в Лосинке. Вот в мужском им и выделили маленькую, но отдельную комнатку, в которой стояли две железные кровати, стол и печка. А чтобы купить приданое для будущего ребенка, Тихонов с Евгением Ташковым нанялись пилить дрова дачникам.

Наталья Катаева: Мальчика назвали Володей. Нонна брала его с собой в институт, оставляла в медпункте, а сама шла в аудиторию на занятия. Нянчились с малышом все кому не лень. Бывало, что во время занятий дверь приоткроют и показывают Нонне жестами, что Володя плачет, кушать хочет. Нонна руку поднимала: «Можно я пойду ребенка покормлю?»

Нонна Викторовна вспоминала, что однажды, когда сын был еще совсем маленький, к ним в общежитие пришла детская медсестра. Постучалась в дверь, спросила: «Мальчик Мордюков здесь живет?» «Нет, -сухо ответил Тихонов. - Этот мальчик Володя Тихонов». Медсестра извинилась, говорит: «У меня так написано. Прививку надо сделать»... После ее ухода Тихонов сказал Мордюковой: «Пойдем в загс!»

Наталья Катаева: Со временем из общежития они переехали в коммунальную квартиру на четыре семьи, там им дали проходную комнату. В 50-м году я тоже приехала в Москву, жила с ними несколько лет, помогала Володю «поднимать». А позже Нонна всех братьев с сестрами с Кубани перетащила. Не в Москву, правда, - Москва не принимала приезжих без прописки, - а в Люберецкий район.

Сначала мама приехала, устроилась бригадиром в совхоз «Люберецкие поля орошения», дали ей комнатку в бараке, потом она детей перевезла. Тихонов вроде бы был не против переезда всей семьи, но почти всегда молчал. Нонна говорила: «Смотрел на все со сдвинутыми бровями - и на власть, и на меня, и на мою маму, и на сына своего».

- А помощница по хозяйству или няня была у Нонны Викторовны?

Наталья Катаева: Были няни. Нонна часто уезжала - то съемки, то встречи со зрителями, а Володя тогда еще был маленький. Но подолгу няни почему-то не задерживались, часто менялись. Нонна говорила, что жена Ивана Пырьева ей однажды дала совет: «Надо соблюдать расстояние». А Нонна этого не умела, она сразу дружить кидалась. Над ней подруги смеялись, потому что она фактически сама за няню все делала, и премиальные какие-то выдавала ей по воскресеньям, и платья свои давала, если няня на свидание шла. Почему?

Неловко ей было -«держать расстояние», считала, что все равны. Из книги Нонны Мордюковой «Не плачь, казачка!»: «Как-то разболелась я, крутилась на тахте, стонала в подушку. Муж с моей подругой играл в шахматы. Он никогда не верил, что у меня может что-то болеть, смотрел с иронией: дескать, тебя и дрыном не пробьешь.

- А что, если стонать, легче становится? - не повернув лица, спросил он.

- Зойка! - закричала я не в силах терпеть. -Скорей «скорую» вызывай. Подруга кинулась к телефону, а муж смотрел на меня с раздражением. Я поняла, что так и должно быть, - не любил он меня никогда».

Наталья Катаева: Нонна видела, что отношения с мужем становятся все хуже, но все же пыталась сохранить семью. В то время не принято было разводиться: ребенок связывал, мнение соседей, родственников. Боже сохрани! Она терпела. А тут еще и мама, чуть что - начинала причитать: «Ой, дочка, не бросай его! Он домашний. Никогда семью не оставит. Смотри, как бы одной не пришлось жизнь коротать, а он - судьба твоя». Так и жили вместе. А как мамы не стало, они быстро и разошлись.

Нонна Викторовна еще несколько раз пыталась создать семью «как у людей»: чтобы любящий муж, дети. Сама потом признавалась, что все ее избранники были красивыми как боги, но какими-то слабыми по жизни: «Ухаживали эффектно: цветы, стихи, а потом на шею залезали. Корми и лелей их - пацаны!

Один на 16 лет младше, другой - на 10... Нет, мнелюбить нельзя - сразу превращаюсь в рабыню». Среди мужчин, покорившихее сердце, был сын писателя Бориса Пильняка - Борис Андроникашвили. Они прожили пять лет не расписываясь. Он пропивал заработанные ею деньги, но по-своему ценил: «Нонночка гениально супы готовит!» Брак с актером Владимиром Сошальским продержался полгода. Были и оперный певец, и чистокровный князь - все пытались жить за ее счет.

Римма Маркова: К Нонне интерес мужчин не ослабевал никогда. Но ей жутко не везло на мужиков.

Единственным для нее верным и всегда любящим мужчиной был сын Володя. Он рос спокойным, добродушным мальчиком, любил читать, собирался стать актером, как мама. Нонна Викторовна души в нем не чаяла, и очень переживала, когда ей приходилось уезжать от сына на гастроли или съемки.

Жизнь Володи состояла из черных и белых полос. Не раз он говорил Нонне Викторовне: «Да, мама, все! Сам себе противен...» -и с трудом, ценой больших усилий, но все же возвращался к нормальной, здоровой жизни. Но через какое-то время - иногда совсем короткое - вновь впадал в депрессию, уходил в себя. Во время своих «светлых» периодов он работал - снимался в кино, играл в театре. Владимир дважды был женат, но оба брака распались, личная жизнь не складывалась...

Наталья Катаева: А в 1990 году она вновь разменяла квартиру в высотке на две «однушки», чтобы сын мог жить отдельно: Володя думал, что это даст ему возможность начать новую жизнь. Но не получилось. Не стало его.

Инна Макарова: Я всего один раз в жизни видела, как Нонна плакала, - это было, когда не стало Володи. Он был для нее всем. Она рыдала так, что казалось, мир провалится от ее материнского горя. У меня до сих пор сердце разрывается, как вспомню. Мы ведь с ней вместе играли в «Русском поле», где по сценарию она как раз хоронит сына, которого и играл ее Володя.

Так Нонна Викторовна осталась одна. Сестры, братья, коллеги как могли поддерживали ее. Она старалась все время посвящать работе - чтобы меньше думать и вспоминать. Переживала, что не может поделиться своей болью с Володиным отцом: у него давно уже была другая семья, другие заботы.

- Наталья Викторовна, правда ли, что сорок лет спустя после развода Нонна Викторовна сама позвонила Тихонову, чтобы с ним помириться, ведь он был ее единственной большой любовью?..

Наталья Катаева: Неправду говорят, будто Тихонов был ее единственной любовью. За эти годы она о нем забыла уже. Но однажды, когда Нонна лежала в ЦКБ, она увидела по телевизору документальный фильм «Все о тебе», то есть о ней, Нонне, и Тихонов перед телекамерой сказал: «Нонна, я виноват, что перепутал твою жизнь. Прости...»

Поэтому она взяла и ему позвонила. Сказала, что очень уважает его и шлет большой привет, и большое ему спасибо, что вспомнил о ней в телепередаче. Развелись они в 1963 году и с тех пор ни разу не общались. А помирившись с Тихоновым, она словно поставила точку, старые недоразумения разрешились. Все-таки у них была семья настоящая, которой больше у нее не было. А он даже на похороны ее не пришел. Ну, Бог ему судья.

В Нонне было столько любви, что она не могла ее держать в себе, она постоянно в кого-то влюблялась. Причем предпочитала молодых мужчин. Говорила: «А зачем мне старики. Мне нравятся... как их... мачо!» Она всегда придирчиво относилась к внешности мужчин. При этом она никогда не искала в мужчинах открыточной, конфетной красоты, говорила: «Разве Михаил Ульянов - опереточный красавец? Да у него и нос длинноват, и губастый какой-то, но он красавец, он мужчина, несущий в себе подлинную силу».

- Правда ли, что одним из самых любимых мужчин Нонны Викторовны был Никита Михалков?

Наталья Катаева: Никита - это особая страница в ее жизни. Она говорила, что любит его так же, как когда-то любила нашу маму. Потому что считала маму трудягой номер один, а Никиту - номер два. Нонне в нем нравилось все: фигура, руки, глаза, улыбка, его деревенские хохмы и блестящие аристократические манеры. Никита Сергеевич, по сути, продлил Нонне жизнь. Он первый пришел на помощь - устроил ее в очень хорошую отдельную палату в «кремлевке», помог найти и оплатить сиделку, хороших врачей, лекарства. Он делал все. Так и сказал тогда: «Будем бороться до победы!»

- Наталья Викторовна, а вот на полке с подарками кукла, очень похожая на Сергея Зверева. Он тоже нравился Нонне Викторовне?

Наталья Катаева: Это он прислал ей в день рождения. Лично они не были знакомы. Но одно время Нонна была в него влюблена, как в талантливое явление. Ей всегда нравились талантливые мужчины - Федор Бондарчук, Дмитрий Нагиев, певец Юлиан.

Он в любимчиках ходил, Нонна просто млела от его голоса. Юлик называл ее Нонной, меня Наташей, на «ты». Они познакомились через год после смерти Володи, в 1991 году на гастролях в Череповце. Ему тогда было 17 лет, он учился в ГИТИСе, и Нонне казалось, что она снова обрела сына. Они дружили, Нонна была знакома с его родителями. А однажды на какое-то светское мероприятие они приехали вместе и пошутили, что у них скоро помолвка, но пресса юмора не оценила, и поползли слухи, что у них роман. Когда эти слухи стали раздувать журналисты, Нонна от души смеялась».

Римма Маркова: В середине 90-х мы с Нонной снимались в «Русском проекте», где мы в оранжевых жилетках работали на железной дороге. А потом разругались вдрызг. Потому что предполагалось продолжение этого проекта, а Нонна в силу каких-то своих обстоятельств взяла и все поломала. Заработка лишила. Я была тогда в свирепом состоянии. Мы прекратили общаться. И вот как-то прихожу я в гастроном в высотке на Котельнической, куда были прикреплены кинематографисты, за пайком - в те трудные 90-е годы нас отоваривали шпротами, сгущенкой, кофе - и продавщица говорит: «Для вас Нонна Викторовна журнал оставила».

И передает мне новый номер «Октября». Открываю его и на первой странице читаю: «Уважаемая мадам! Если вы соизволите прочесть мои вирши, буду вам очень благодарна. Н. Мордюкова». А я знала, что Нонна с юности вела дневники, есть в ней талант писательский. И тут я впервые прочитала, просто проглотила, эти ее 86 страниц текста - про маму, про Ейск, про военные годы. Взахлеб. То, что она написала, было так талантливо, так тронуло меня, что я простила ей все, что было, и еще много вперед.

Наталья Катаева: Я переехала жить к Нонне в 1999 году. Тогда она еще на здоровье особо не жаловалась, но тоскливо ей было очень, нужна была живая душа рядом, родная душа. Я с ней и на «Маму» ездила - сопровождала. На съемках этого фильма ей стало так плохо, что режиссер Денис Евстигнеев вызвал «скорую» и договорился, чтобы ее отвезли в ЦКБ. Там ее обследовали и впервые поставили диагноз, о котором она не знала, - диабет. Требовалась особая диета, режим.

С чужими людьми Нонна плохо уживалась, не могло с ней рядом быть постороннего человека - помощницы по хозяйству. Я как-то прочитала, писали, что Нонну «поставили на ноги родственники и кремлевские врачи». Это правда. Но на самом деле это было бы невозможно без ее невероятной воли и желания жить и работать. Нонна ведь всего добилась в жизни благодаря своему характеру, своей «железной» воле.

В последний раз Нонна Викторовна появилась на публике в день своего юбилея в 2005 году. Чествовали ее в Доме кино. В конце торжества на сцену поднялась Наталья Варлей - первая жена ее сына. «В жизни всякое бывает, - сказала она. - Люди сходятся, расходятся. Но мы с вами знаем, что наши пути-дорожки пересеклись навечно. Ведь у нас общее не только прошлое, но и настоящее. И даже будущее.

Поздравить вас с днем рождения пришел ваш правнук Женя». На сцену вышел десятилетний светловолосый мальчик. Нонна Викторовна некоторое время смотрела на него, а потом крепко обняла и прижала к себе... Почти три часа Мордюкова провела на сцене, принимая поздравления. Несмотря на то, что актрисе исполнилось 80 лет, все без исключения желали ей новых ролей, интересной работы.

Наталья Катаева: Нонна после юбилея еще почти три года прожила. До последнего своего мгновения продолжала репетировать, придумывала себе роли и мечтала, как бы она могла еще сыграть. Она всегда жила кинематографом. И мечтала сыграть у Никиты Михалкова. «Мне бы только сняться! - говорила она. - Возраст героини меня не пугает - хоть старенькую бы сыграла. Соскучилась по работе. Очень соскучилась!»
Напишите свой отзыв