#
Биография и личная жизньИскусство → Наталья Крачковская: звездная роль - Мадам Грицацуева

Наталья Крачковская: звездная роль - Мадам Грицацуева


Наталья Крачковская в роли мадам Грицацуевой

В историю кино Наталья Крачковская вошла со множеством ролей, хотя зритель больше помнит ее мадам Грицацуеву. После этой роли Крачковская стала соперницей двух не менее талантливых актрис - Нонны Мордюковой и Лидии Федосеевой-Шукшиной. Даже будучи юной и хорошенькой, Наташа Белогорцева не могла назвать себя худой. Но именно эта телесная красота и стала ее изюминкой.

Уже став знаменитой, Наталья Леонидовна говорила о себе как об «актрисе больших форм». Эта способность шутить над собой вызывала у поклонников восхищение. Один из них даже написал ей письмо, где были такие слова: «Вы - невероятная женщина! Вы - сто килограмм мечты!» Но такой она была не всегда.

Будучи дочерью столичной актрисы Марии Фониной, Наташе приходилось не раз слышать колкие замечания по поводу веса. А однажды мать и вовсе пошутила, что дочери никогда не сыграть Джульетту, ибо найти актера на роль Ромео в этом случае не получится.

На вопрос Наташи «почему?» улыбнулась: «Не найдется такого смельчака, который встанет под балкон, зная, что он может рухнуть под тобой». Конечно, можно утверждать, что мать таким способом пыталась подтолкнуть дочь к умеренности в еде, однако эффект получался обратным.

И все же ни в какой другой профессии, кроме как актерской, Наталья себя не видела. После школы она подала документы во ВГИК и, по настоянию матери, в историко-архивный институт. К удивлению, поступила во ВГИК, на курс к Владимиру Белокурову.

А потом случилось страшное - Наталью сбил автомобиль. Из-за травмы у нее пропало зрение, врачи не давали никаких прогнозов, а об учебе пришлось забыть. Но Наталья надеялась, что еще возьмет свое. Поправив здоровье, она устроилась лаборанткой в Институт металлургии СССР, а параллельно снималась в массовках на «Мосфильме». Там и нашла будущего мужа - молодого звукорежиссера Владимира Крачковского. Спустя несколько месяцев сыграли свадьбу, еще через год родился сын Вася. Жизнь налаживалась.

Еще снимаясь в эпизоде фильма «Русский сувенир» (1960), Крачковская осмелилась спросить у Любови Орловой совета - как ей воплотить мечту? Та была откровенна: «Не пытайтесь себя переделать!» Этому совету Наталья Крачковская следовала всю жизнь.

В 1970 году Леонид Гайдай решил экранизировать бессмертное творение Ильфа и Петрова «12 стульев». Подбор актеров, что на главные, что на роли второго плана, у режиссера проходил долго и мучительно. Одной из проблем стал выбор исполнительницы роли мадам Грицацуевой - «знойной женщины, мечты поэта».

В первоисточнике о внешности героини написано следующее: «Молодая была уже не молода. Ей было не меньше 35 лет. Природа одарила ее щедро. Тут было все: арбузные груди, краткий, но выразительный нос, расписные щеки, мощный затылок и необозримые зады...» Поразмыслив, кто бы мог соответствовать этому описанию среди профессиональных актрис, Гайдай пригласил на пробы двух: Нонну Мордюкову и Галину Волчек.

Мордюкова в образе Грицацуевой с завитком на лбу и цветастой шалью показалась Гайдаю несмешной, худсовету - тоже. С Галиной Волчек было чуть получше, но... режиссера все-таки мучили сомнения. И тут он вспомнил, кто больше всего соответствует образу Грицацуевой!

«Слушайте, а где найти жену Володи Крачковского, который работал с нами на "Кавказской пленнице"?» - спросил Леонид Иович у ассистентки. Через мужа быстро нашли Наталью и пригласили пройти пробы у Гайдая. Крачковская приняла это за розыгрыш. Но так как в павильонах киностудии она была своим человеком, то решила проверить.

Кинопроба не обошлась без курьеза: реквизитное платье 54-го размера, выданное Крачковской, едва налезло на ее объемную фигуру. Костюмерам не оставалось ничего иного, как разрезать его на спине, а сверху накинуть платок. Когда в кадре платок упал на пол, актриса от смущения развернулась к камере. Гайдай едва сдержался, чтобы не крикнуть: «Гениально!» Мадам Грицацуева, пусть и с 19-й попытки, была найдена.

Когда фильм вышел на экраны, Нонна Мордюкова внимательно смотрела на игру той, которая отняла у нее знаковую роль. Она все же вспомнила эту девчонку. В 1964-м на съемках «Женитьбы Бальзаминова» та играла приживалку, кормящуюся со стола купчихи Белотеловой (купчихой была, разумеется, Мордюкова). К чему лукавить, в роли Грицацуевой Крачковская была великолепна, и все же Нонна Викторовна сочла выбор Гайдая ошибкой.

Открыв новый талант, Гайдай снял Крачковскую и в другой своей комедии - «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). Вот только в разгар съемок Наталья заболела и резко похудела. Сама актриса считала, что для нее это благо -она наконец станет хоть немного меньше.

Но режиссер был категоричен: «Давайте откроем дверь и посмотрим. Видите, сколько по коридору студии идет длинноногих, изящных, стройных красавиц? Но все они идут мимо моего кабинета, а вы находитесь здесь». С тех пор Крачковская и не думала худеть.

Спустя пять лет после выхода фильма Гайдая свою версию «12 стульев» решил снять Марк Захаров. В отличие от Гайдая он не мучился с выбором актеров. На роль товарища Бендера позвал Андрея Миронова, а Кису Воробьянинова пригласил сыграть Анатолия Папанова. В свое время Гайдай их «забраковал», посчитав неподходящими. На роль мадам Грицацуевой Захаров без проб утвердил Лидию Федосееву-Шукшину.

Актриса в тот период переживала, пожалуй, худшие времена. Менее года назад ушел из жизни ее муж Василий Шукшин, а во время съемок пришла новость о кончине отца. Возможно, поэтому ее мадам Грицацуева получилась мрачноватой.

В отличие от героини Крачковской, да и книжного варианта, федосеевская «мечта поэта» перед «турецкоподданным» особой робости не испытывала. После выхода картины Захарова без сравнения с фильмом Гайдая не обошлось. Леонид Иович, посмотрев творение коллеги, назвал постановку «уголовным преступлением». А вот критики были противоречивы и после сравнения главных персонажей дошли и до второстепенных.

Кто-то написал, что игра Федосеевой-Шукшиной могла бы считаться удачной, если бы ранее в этом образе он не видел игры Крачковской. Дескать, стать «мечтой поэта» ей помешало отсутствие личного обаяния и гротескности. Действительно, в жизни актриса довольно жесткий человек, а здесь надо было играть влюбленную по уши дурочку. В итоге сочли, что это была просто не ее роль.

Для Крачковской же «мадам Грицацуева» стала как билетом в мир кинозвезд, так и карьерным проклятьем.
Напишите свой отзыв