Полное имя:
Галина Борисовна Волчек
Дата рождения:
19 декабря 1933 г.
Национальность:
Еврейская
Возраст:
86 лет
Место рождения:
Москва
Дата смерти:
26 декабря 2019 г.
Образование:
Школа-студия им. В. И. Немировича-Данченко
Карьера:
Актриса, режиссер
Знак зодиака:
Стрелец
Рост:
163 см
Личная жизнь:
Разведена
Дети:
Денис Евстигнеев
Биография
Галина Волчек - Народная артистка СССР, талантливый режиссёр и педагог, подняла культуру на такой уровень, что заслужила в награду орден «За заслуги перед Отечеством». Кинотворчество Галины Борисовны давно уже известно за пределами России, её ценят и любят, боятся и уважают, бесконечно доверяют и считают справедливой и увлечённой.
Годы детства, семья
Родилась Галина Волчек 19 декабря 1933 г. в Москве в самой кинематографической семье, поэтому не удивительно то, что ей пришлось связать свою биографию с искусством кино. Мать Маймина Вера в советское время работала киносценаристом, а отец – Борис Израилевич Волчек прославленный режиссёр, оператор. Ему принадлежит много известных картин, таких как «Ленин в Октябре», к примеру.
Девочка была очень талантлива, постоянно радовала родителей своими успехами, за которые была награждена грамотами. Все её считали серой и неприметной. Никто и предположить не мог, что из девчонки с вечными косичками вырастет строгий и справедливый руководитель, талантливый режиссёр и актриса.
Галя любила чтение с раннего детства, поэтому отцу очень хотелось, чтобы дочь поступила в Литературный институт. В Советском Союзе такое высшее учебное заведение было только одно, оно носило имя писателя Максима Горького. Никто не знал, что для Галины Волчек было давно решено, что она будет учиться в Школе-студии МХАТ.
Казалось, в актрисы юной Галине путь заказан. «Я была некрасивой, толстой, закомплексованной и стеснительной», - не раз признавалась Волчек спустя годы. Но несмотря на это - а даже скорее вопреки - девушка вдруг решила, что актерская профессия ей подвластна. И с первого раза поступила в Школу-студию МХАТ!
...Реальность оказалась беспощадной. На главные роли молодую актрису не брали, зато на эпизодические - с удовольствием. Героини Волчек были то продавщицами, то фарцовщицами, то знакомыми знакомых. Роль, благодаря которой Галину Борисовну признали как актрису - Варвары Никитичны в «Осеннем марафоне» Георгия Данелии (1979 г.), - и вовсе повергла артистку в шок. Увидев себя на экране, она разрыдалась. «Ну что, Бузыкин, по рюмашечке?» - в который раз сипит в кадре малопривлекательная и неопрятная Варвара Никитична.
На следующий же день после просмотра Волчек отправилась в салон красоты. Надо было с этим что-то делать!..
Главный режиссер театра
Удачно завершив учёбу, Волчек организовала молодых актёров и основала для них студию. Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и Игорь Кваша составили актёрскую труппу студии. Инициатором этой идеи, которую остальные дружно поддержали, стал Олег Ефремов. Так зарождался театр «Современник». Галину Борисовну назначили главным режиссёром, а потом и художественным руководителем.
Галина Борисовна очень мало работала в качестве актрисы, её вклад в историю отечественного искусства как режиссёра неоценим. Самая первая работа Волчек по пьесе Гибсона «Двое на качелях» просуществовала на сцене «Современника» более тридцати лет. Выбор, который ей в своей биографии пришлось сделать: актриса или режиссёр, был сделан абсолютно правильно.
Карьера, фильмы
В конце пятидесятых Галина Волчек довольно успешно снималась во многих кинокартинах. Все её героини запоминались своей мощью, яркостью. И совсем неважно, если эта роль была только эпизодической, как в фильме «Берегись автомобиля».
Талантливой актрисе удавались и отрицательные роли. Она точно знала, как ей нужно было сыграть волчицу или морскую ведьму. Но это совсем не значит, что по жизни эти персонажи соответствовали самой Галине Волчек. Первые фильмы, как режиссёра, были экранизацией постановок в театре, которые были сыграны на сцене «Современника» и уже завоевали признание зрителей.
Галина Борисовна прекрасно справлялась с актёрской задачей и задачей постановщика. Волчек решилась испытать свои способности в общественной жизни на государственной должности депутатом в Думе. Женщина вошла в состав движения «Наш дом – Россия». Четыре года она состояла в Комитете по культуре, но решила заняться только тем делом, которое по-настоящему любит – кинематограф плюс театр.
Личная жизнь
Кажется, комплексы у нее были всегда. Лишь в институте под воздействием творческого вдохновения она преобразилась. Это тут же заметили однокурсники и стали ухаживать. Но выбрала Галина Волчек невзрачного лысоватого парня в мятых брюках и пиджаке не по размеру. Это был Евгений Евстигнеев. Только она видела в нем то, что не заметишь с первого взгляда -талант, харизму... В 1955 году влюбленные расписались.
У них есть общий сын Денис, который работает режиссёром. О сыне собственная мать говорит с уважением, она прислушивается к его мнению, всегда советуясь и обговаривая с ним очередной спектакль. Галина Волчек утверждает, что у Дениса есть чутьё на успешность или провал постановок.
Любовь длиной в 10 лет умерла в один миг - когда ГалинаБорисовна узнала, что ее Женя полюбил другую. Окружающим было очевидно: не полюбил - просто загулял, ошибся и уже раскаивается. Но для Волчек ситуация была однозначной. Вместе с сыном Денисом она через какое-то время переехала к новому возлюбленному -доктору технических наук Марку Абелеву.
Во второй брак Волчек вступала уже будучи начинающим режиссером. Осознав, что на сцене и в кино ей не блистать, она решила доказать всем, что способна на многое, но... за кадром. Ее первая режиссерская работа - спектакль «Двое на качелях», поставленный в 1962 году, - продержалась в репертуаре «Современника» более 30 лет! В 1972-м Галина Борисовна стала главным режиссером театра, а спустя 17 лет и его художественным руководителем.
Со вторым мужем Волчек развелась также спустя 10 лет. После разрыва еще пыталась найти свое женское счастье, но в конце концов поняла: слишком тяжелы все эти чувственные порывы для ее хрупкой души. «У меня есть только сын и театр!» - сказала Галина Борисовна однажды, тем самым давая понять: кроме них, она не готова никого впускать в свою жизнь.
Про Волчек многие говорили: она из тех, кто с возрастом только хорошеет. Действительно, после ледяного душа в виде «Осеннего марафона» Галина Борисовна взялась за себя со всей серьезностью. Да иначе и нельзя было - с каждым годом ее имя значило все больше в театральной и киношной среде.
Впрочем, коллеги всегда называли Галину Волчек не иначе как Галя, да и сама она словно старалась не замечать свой возраст. Любила окружать себя молодыми актерами, давать им шанс, предлагая интересные роли в спектаклях. Неизменно повторяла, что за талантливой молодежью - будущее.
Волчек отдаёт себя работе, любимому делу. Благодаря её мастерству, появляются талантливые актёрские звёзды. Галина Борисовна легко открывает и находит новые таланты, усердно работая над их развитием. На досуге она, как женщина, любит красивую одежду и сама создаёт элегантные наряды. У неё есть своя собственная коллекция.
Галина Борисовна прекрасно справлялась с актёрской задачей и задачей постановщика. Она решилась испытать свои способности в общественной жизни на государственной должности депутатом в Думе. Женщина вошла в состав движения «Наш дом – Россия». Четыре года она состояла в Комитете по культуре, но решила заняться только тем делом, которое по-настоящему любит – кинематограф плюс театр.
Ее медицинская карта была объемной: межпозвонковая грыжа, гипертония, хронический бронхит... Только сдаваться Галина Волчек не собиралась! Железная воля и характер не позволяли подобной слабости. Все случилось быстро.
И все же с возрастом не поспоришь: Галину Волчек стало подводить здоровье. Много лет назад у нее обнаружили межпозвонковую грыжу, которая причиняла сильные боли. В 2014 году проблема обострилась, и режиссер обратилась к лучшему хирургу в этой области. Однако тот сказал, не лукавя: ее больное сердце может не выдержать вмешательства.
В 2017-м, когда Волчек поняла, что из-за боли передвигаться самостоятельно больше не может, - пересела в инвалидную коляску. Первое ее появление в таком виде вызвало волну вопросов. Неужели парализована?! Но Галина Борисовна на сплетни внимания не обращала: благодаря новому средству передвижения она могла полноценно работать.
Последние годы Галину Волчек мучил хронический бронхит, а любая простуда заканчивалась госпитализацией. В начале лета 2019 года ей стало хуже - она задыхалась от кашля, не спала по ночам. Но благодаря стараниям врачей уже в августе Галина Борисовна хвасталась: «Я как новенькая!» Со свежими силами она готовилась к новому театральному сезону в «Современнике». С размахом открыла его 1 октября, начала строить планы... Правда, в последнее время все чаще просила найти ей преемника: понимала, что с ее проблемами, возможно, она вскоре не сможет уделять любимому делу столько времени и внимания, сколько необходимо.
Свой 86-й день рождения, 19 декабря, Волчек встретила в стенах любимого театра. Пышного торжества Галине Борисовне не хотелось, поэтому она «замаскировала» празднование под открытие Новой сцены. Однако все прекрасно понимали, ради чего собрались...
В тот вечер Галина Борисовна не жалела комплиментов. «Вы лучшая молодая труппа!» - твердила она на открытии Новой сцены «Современника» сидящим в зале актерам. «Не знаю, сколько еще Бог даст мне счастья вас любить...» - вдруг задумчиво произнесла она. Кажется, слегка взгрустнула, но потом вдруг заявила: «Я даже сейчас встану перед вами!» В зале пробежал обеспокоенный шепоток.
Все знали: Волчек уже несколько лет передвигается в инвалидном кресле, и стоять ей крайне тяжело. Но вот Галина Борисовна приподнялась, задержалась на секунду - и окончательно выпрямилась. Раздались аплодисменты, многие не сдерживали слез. Ком в горле стоял и у самой Галины Борисовны. А может, это было предчувствие?
Заголовки «Галина Волчек попала в реанимацию» 23 декабря стали для всех полной неожиданностью. Как?! Только недавно выходила к зрителям, общалась с друзьями! Близкие успокаивали себя: опять ненавистный бронхит! Да, так оно и было, только на этот раз он перерос в воспаление легких с осложнениями.
С каждым днем Галине Борисовне становилось все хуже. Весь театральный мир замер в ожидании хороших новостей из Боткинской больницы. Но приходили только плохие: «Волчек подключили к искусственной вентиляции легких», «У нее начали отказывать органы», «Она впала в кому». А вечером 26 декабря 2019 года Галины Борисовны не стало.
В этот момент на сцене «Современника» шел резонансный спектакль «Анархия». Артистам сообщили о смерти руководителя в перерыве, и они с трудом нашли в себе силы вернуться к зрителям и доиграть. А выйти на поклон уже не смогли...
На сцене показался Сергей Гармаш. Еле сдерживая слезы, он объявил: «Умерла Галина Борисовна Волчек - наш художественный руководитель, наш учитель, наша мама, наше сердце». Последовала тягостная минута молчания.
На гражданской панихиде Сергей Гармаш говорил: Волчек не хотела умирать. Она не любила говорить о своих недугах и думала, что определенно еще поживет. Тем более Галина Борисовна не переставала надеяться, что любимый сын Денис сделает ее бабушкой. На вопрос, что бы она изменила в своей жизни, неизменно отвечала: «Я хотела бы стать бабушкой...»
На стене кабинета Волчек в «Современнике» висели фото детей актеров, а отпрыски ее друзей - в частности, Гарри и Лиза Галкины, - называли режиссера не иначе как «бабушка». От этого на душе у Галины Борисовны становилось чуть легче.
Денис Евстигнеев, как единственный родственник покойной, принял неоднозначное решение - похоронить мать рядом с отцом на Новодевичьем кладбище. Хотя, по слухам, в глубине души она Евгения Александровича так и не простила...