Актрисы влюблялись в него или делали вид, он снисходил до интрижек, романов и даже штампа в паспорте. Но всегда знал: через него они мечтают стать примой его театра, а этому не бывать. Постель и работу режиссер не смешивал никогда.
Будущему актеру и режиссеру Олегу Ефремову повезло родиться в Москве, в самом ее сердце - на Арбате. Не нужно было никуда ехать, пробиваться, искать общежитие для поступления в театральный или жилье у родственников. Но дело было даже не в этом - а в необыкновенной атмосфере, в которой посчастливилось вырасти Олежке. Благодаря своим друзьям детства он был вхож в дом писателя Михаила Булгакова и актера Василия Калужского. Беседы с этими талантливыми и мудрыми людьми во многом сформировали характер будущего режиссера.
Родители прилично зарабатывали и старались всем обеспечить сына. У Олега были первые во дворе роликовые коньки, а в десятом классе - настоящий мужской костюм.
Но внезапно все переменилось: отец получил место бухгалтера в ГУЛАГе и семья уехала в Воркуту. Вместо начищенных до блеска ботинок и элегантных тросточек маленькому Олежке пришлось любоваться валенками и телогрейками с номерами заключенных.
Его актерский талант начал формироваться в драмкружке воркутинского Дома пионеров. Олег точно знал: его путь после школы лежит только в столичные театральные вузы. И вот удача: он с первого раза поступил в Школу-студию МХАТ.
Прилежный студент ничем не выдавал своих карьерных планов. Но в дневнике написал: «Я обязательно стану режиссером МХАТа!» Однако после окончания учебы Ефремова ждало не просто разочарование, а настоящий крах: его не пригласили в МХАТ!
Этот удар Олег перенес мужественно и устроился на работу в Центральный детский театр. Играть Иванушку-дурачка человеку, мечтающему о Гамлете, возможно, было и неинтересно, но никаких жалоб на судьбу от Ефремова тогда никто не слышал.
Коллеги вспоминают, как во время антракта Ефремов вместе с остальными артистами отдыхал в гримерке, когда к ним ворвался маленький хулиган. Мальчишка дразнился, открывая и закрывая дверь. Тогда Ефремов в костюме Иванушки-дурачка погнался за озорником по коридору, поймал, вывел на сцену и в начале спектакля прилюдно отшлепал. С Ефремовым шутки плохи!
В качестве отдушины Олег Ефремов занялся преподаванием - и стал на шаг ближе к своей мечте: молодого актера пригласили ассистентом в Студию МХАТ (позднее он все-таки стал его руководителем). Именно в те годы Олег Ефремов собрал вокруг себя лучших представителей театральной молодежи, среди которых были Галина Волчек, Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и другие. Всех их объединяла одна любовь -к немодному тогда учению Станиславского. Они назвались «Студией молодых актеров». Со временем детище Ефремова выросло в целый театр, известный своими продвинутыми взглядами на искусство, - «Современник».
Но несмотря на занятость, он продолжал сниматься. Его водитель такси в фильме «Три тополя на Плющихе» покорил сердца миллионов советских женщин. Запомнился и немой художник из «Гори, гори, моя звезда», и Айболит из «Айболит-66», и Долохов в «Войне и мире».
Узнав, что Эльдар Рязанов задумал снимать «Берегись автомобиля», Олег Ефремов захотел получить роль Деточкина. Режиссер согласился посмотреть его на пробах, но в итоге отказал: впервые Ефремову не удалось вжиться в персонаж - мешал стальной, лидерский взгляд. «Ты словно волк в овечьей шкуре», -прокомментировал Рязанов. Ефремов сильно переживал, но в итоге блестяще сыграл другую, более подходящую ему роль - следователя Подберезовикова.
Проблем с женщинами у него не было никогда. Одна из его коллег вспоминает: «Ефремов всегда оказывал на женщин какое-то гипнотическое действие. Часто та, которая только что твердо намеревалась ему отказать, вдруг обнаруживала, что целуется с ним. Он вообще с женщинами что хотел, то и делал...» Сплетничали, что однажды даже Екатерина Фурцева, позволив себе лишний бокал вина на приеме, кокетливо задрала юбку выше колен и сказала Ефремову: «Олег, подтверди, что у меня красивые ножки!» При этом Ефремов был очень вспыльчивым и ревнивым. Требовал от своих женщин постоянства, устраивал скандалы и бурные выяснения отношений.
Ефремов всегда влюблялся не в тех. Красавица Танечка Ростовцева предпочла ему Юрия Никулина, актриса Ирина Скобцева - Сергея Бондарчука. Олег воспринимал это не только как личные, но и как профессиональные неудачи. В молодости у Ефремова был страстный роман с актрисой Ниной Дорошиной, известной по фильму «Любовь и голуби». Нина была в него влюблена, но вовремя поняла, что создать семью с донжуаном у нее не получится. И поэтому вышла замуж за актера Олега Даля. Говорят, пьяный Ефремов пришел на свадьбу Дорошиной и заявил: «Нина выходит замуж за одного Олега, а любит-то на самом деле другого!» Даль даже хотел вызвать Ефремова на дуэль, но остыл.
Ранний брак Олега Ефремова с актрисой Лилией Толмачевой продлился всего полгода. Позже Лилия объяснила: она приехала из глубинки, чтобы покорить столичную сцену, и была очарована Ефремовым-режиссером, добрым и интеллигентным. Но Ефремов-муж ее разочаровал: стоило ему выпить, как он превращался в чудовище. А пил он почти каждый день...
Сразу после развода у актера были романы с актрисами Антониной Елисеевой и Мариной Куприяновой, затем с Галиной Волчек. Последняя познакомила Ефремова с Ириной Мазурук, в гражданском браке родившей ему дочь Анастасию. Но не сложилась семья и на этот раз: причины все те же - алкоголь и женщины.
На очередных гастролях у Ефремова завязался бурный роман с Анастасией Вертинской. Он был очарован ее красотой, она мечтала стать примой в его театре. Анастасия покупала Ефремову костюмы и шляпы, которые он не носил, сделала в его квартире за свой счет ремонт, которого он не оценил. Поняв, что ее усилия безрезультатны, Вертинская ушла. И ее место заняла новая актриса: Ирина Мирошниченко, также мечтавшая стать единственной музой. Увы, она оказалась лишь одной из многих в его донжуанском списке...
Последней супругой Олега Ефремова стала актриса Алла Покровская, в браке с которой родился сын Михаил. 12 лет Алла пыталась бороться со слабостями Олега, но в итоге подала на развод.
Неудавшаяся семейная жизнь, проблемы в профессиональной сфере, неуемная страсть к сигаретам и алкоголю подкосили здоровье Олега Николаевича. У него развилась саркома легких. Услышав приговор из уст врачей, он отказался бросить курить и с головой погрузился в работу: у него было много планов. Но рак неумолимо разрушал его организм: сердце давало сбои, глаза переставали видеть, из-за тромбоза нужна была ампутация ноги, легкие не могли нормально функционировать.
Ефремову пришлось носить с собой специальный прибор, с помощью которого он мог дышать. Но в свои 72 года продолжал много курить и ходить на работу, стараясь не встречаться взглядами с коллегами, которые знали, что он умирает. Он ушел из жизни 24 мая 2000 года, когда его театр находился на гастролях в Тайване. В день прощания к зданию театра в Камергерском переулке невозможно было подойти - из-за огромного количества принесенных цветов...