Мужчины не любят отмечать сорокалетие. Почему? Считается дурной приметой. Отгуляешь, мол, этот сомнительный юбилей, а потом пойдет-покатится: сначала напомнят о себе старые болячки, потом разноются раны душевные, а там подкатят и раздумья о сути бытия... И такая тоска! Олегу Далю размышлять о сорокалетии не пришлось - он до этого рубежа не дожил. В 39 лет Олег Даль ушел из жизни.
Все в его жизни было странно, непонятно, и в то же время все предопределено. Ну, скажите, какая судьба может ждать мальчика, рожденного в мае? Каждый русский человек знает: в мае жениться нельзя, родиться тоже- всю жизнь промаешься. А если это не просто май, а май сорок первого? Мальчик появился на свет перед самым началом Великой Отечественной, и на его долю выпали все «прелести» военного детства - голод, грязь и вселенский страх...
Олег Даль - Вопреки родителям
Олег Даль рос в подмосковном Люблине в самой простой семье. Отец, Иван Зиновьевич, - инженер, мать, Павла Петровна, - учительница. И мечты у него были простыми - вырастет, окончит школу и станет летчиком или моряком. Но подвело сердце. Однажды врачи вынесли приговор - с таким здоровьем обо всем героическом думать забудь! И Олег решил стать актером. Выбор определила... книга - «Герой нашего времени». Он решил, что когда-нибудь обязательно должен сыграть Печорина. Во что бы то ни стало!
Родители выбору сына, мягко сказать, удивились. Во-первых, профессия у человека должна быть нормальной: рабочий, военный, ученый или инженер. Во-вторых, данных у сына нет. Вот идет человек рослый, статный, громогласный - сразу видно, что артист. А Олег? Щуплый, некрасивый, да еще и картавит. Отец так и сказал: «Провалишься на первом же экзамене! На всю Москву опозориться хочешь?!»
На экзамене он действительно чуть не провалился. Едва Олег Даль начал монолог Ноздрева из «Мертвых душ», комиссия расхохоталась. Тоненький юноша, взявшийся за столь колоритного персонажа, действительно смотрелся комично. Хохот стоял такой, что под двери аудитории сбежалось чуть ли не все Щепкинское училище. Но вот монолог закончился, и абитуриент начал читать отрывок из «Мцыри». У педагогов вытянулись лица - перед ними стоял совсем другой человек, не просто артист - личность.
Олег Даль - Падения и взлеты
Сразу после окончания «Щепки» Олегу Далю необыкновенно повезло - его приняли в «Современник», самый передовой по тем временам театр. Повезло, как оказалось, не слишком - за пять лет он не получил ни одной серьезной роли. Даль чувствовал в себе силы, знал, на что он способен, а потому такой простой в работе был обиден вдвойне. Начались срывы. Он мог явиться нетрезвым не только на репетицию, но и на спектакль. Взаимные обиды росли как снежный ком, последней каплей стала возмутительная выходка актера: прямо во время спектакля он сел на край сцены и попросил у зрителя закурить.
Чуть лучше складывалась ситуация в кино. Еще студентом он снялся в фильмах «Мой младший брат» и «Человек, который сомневался». Но и на съемочной площадке Даль не был готов стать пластилином в руках режиссера, и чем больше на него давили, тем сильнее сопротивлялся. К счастью, это понимал режиссер Владимир Мотыль.
Роль Жени Колышкина в фильме «Женя, Женечка и "катюша"» получилась отличной, но только благодаря железной выдержке Мотыля. На первую же пробу Даль явился «не в форме». Назначили вторую - та же история. Вся киногруппа уговаривала режиссера не связываться с ним, однако он назначил третью пробу. Случай в советском кино беспрецедентный! Актер клятвенно пообещал держать себя в руках и исполнил обещание. Почти. Мотылю еще не раз приходилось вытаскивать Даля из передряг, однако он так верил в его талант, что готов был простить все.
Еще один подарок судьбы - встреча с Григорием Козинцевым. Правда, Шута в его «Короле Лире» должна была играть Алиса Фрейндлих, но ее кандидатура отпала - актриса ждала ребенка. Даль справился с ролью великолепно. Ему не надо было ничего объяснять. На площадке он не играл, а жил, был тем самым Шутом. Когда персонажу понадобилась песня, сам же Даль ее и сочинил, прямо на ходу. Композитор Дмитрий Шостакович, посмотрев материал, заметил: «Актер все уже спел, мне осталось только написать оркестровку».
Срывы случались у него и на этих съемках. Олег Даль оказался единственным, кому Козинцев прощал пьянство. Он никогда не отчитывал актера - понимал, -что бесполезно. Просил только: «Вы положите его аккуратненько на диванчик. Пусть проспится». Однажды жена спросила его, почему он так выделяет именно этого актера. Григорий Михайлович ответил: «Мне его жаль. Он не жилец...»
Олег и Лиза
Съемки в «Короле Лире» подарили Далю еще одну встречу. Монтажером на картине работала Лиза Эйхенбаум. Гораздо позднее он признался ей, как, только увидев ее на площадке, сказал себе: «Это будет моя баба». А потом он приехал в Ленинград, позвонил Лизе с вокзала, пришел. Она пила чай на кухне с Сергеем Довлатовым. Оба гостя старались пересидеть друг друга, но ушли вместе. Олег потом позвонил Лизе из телефона-автомата, и она сказала одно только слово: «Приходи». Наутро он должен был улетать на гастроли, а потому в пять часов разбудил будущую тещу и церемонно попросил руки ее дочери.
За Лизой ухаживали многие и она могла «сделать более выгодную партию». Окружающим ее выбор показался странным. «Почему я вышла за Олега, хотя видела, что он сильно пьет? С ним было интересно. Мне было уже тридцать два года, и я думала, что справлюсь с его слабостью. Каким-то внутренним чувством ощущала: этого человека нельзя огорчить отказом», - так объясняла она свой выбор.
Несколько лет Олег Даль проработал в Ленинграде, потом они с Лизой перебрались в Москву. Даль снимался, играл в театре, но все чаще посещали его мысли о никчемности этой работы. «Нынешние деятели искусства напоминают мне обезумевшее от тупости громадное стадо баранов, несущееся за козлом-провокатором к пропасти.
Я стою на вершине холма и наблюдаю эту картину. Кое-кого хочется остановить... Но поздно...» - это из его дневников. Он не мог жить как все. А жить не как все в нашей стране было нельзя. Система отвечала ему взаимностью. После того как Даль отказался сниматься в «Экипаже» Александра Митты (эту роль потом сыграл Филатов), вышло негласное распоряжение: на «Мосфильме» его не снимать. Для актера это было равносильно смерти!
Людей, которых он уважал, становилось все меньше. Смерть Владимира Высоцкого окончательно выбила Даля из колеи, а 25 января 1981 года Олег признался жене: «Мне снился Володя. Он меня зовет».
Игорь Дмитриев вспоминал другой случай: «Мы снимались в "Приключениях принца Флоризеля"». Как-то в Вильнюсе мимо нашего автобуса проехал траурный катафалк с возницей в цилиндре, с раскачивающимися красивыми фонарями. Даль заметил: "Смотрите, как красиво хоронят в Литве, а меня повезут по Москве в закрытом автобусе. Как неинтересно"».
Олега Даля пригласили сниматься в Киев. Он согласился и приехал на пробы. 3 марта 1981 года актер сказал в холле гостиницы одному из коллег странную фразу: «Пойду к себе умирать». Поднялся в номер и открыл бутылку водки. Он в очередной раз был подшит и прекрасно понимал, что алкоголь сейчас смертелен. Сердце актера не выдержало...