Полное имя:
Михаил Иванович Пуговкин
Дата рождения:
13 июля 1923
Национальность:
Русский
Место рождения:
д. Рамешки, Костромская обл.
Дата смерти:
25 июля 2008 г. (85 лет)
Образование:
Школа-студия МХАТ
Карьера:
Актер
Знак зодиака:
Рак
Рост:
170 см
Личная жизнь:
Был женат (жена: Ирина Лаврова)
Дети:
Елена Пуговкина
Родители:
Наталья Пуговкина, Иван Пуговкин
Михаил Пуговкин — биография
Михаил Пуговкин (1923 — 2008) — известный актёр кино. Мало кто из артистов сыграл больше ролей, чем он, - то ли девяносто девять, то ли сто одну, правда, среди этих ролей не было ни одной главной, но каждый эпизод, сыгранный Пуговкиным, накрепко впечатался в память зрителей.
Настоящая слава и любовь пришли к Пуговкину после выхода на экраны фильмов: «Солдат Иван Бровкин», «Земля и люди», «Дело «Пестрых», «Девушка с гитарой». Любой фильм, с участием Михаила Ивановича нравится зрителям, такие фильмы можно смотреть бесконечное количество раз.
На пике своей славы Пуговкин не мог спокойно выйти на улицу - его тут же окружала толпа. Завидуя такой популярности, кто-то из коллег наградил его кличкой Крестьянин. «Ну разве это актер? - судачили в курилках. - Физиономия простецкая, нос картошкой, приемы одни и те же из фильма в фильм. Где интеллект, где творческий поиск?» Слыша такие разговоры, Михаил Иванович не обижался: «Они просто не знают, что интеллект я всегда с собой ношу, в отдельной сумочке, - берегу для умных людей».
И своего крестьянского происхождения Михаил Пуговкин не стыдился - напротив, всегда мечтал навестить родную деревню Рамешки близ Чухломы. Вспоминал про окружавшие ее бескрайние леса, про рыжики, которые солили целыми бочками, прю удивительных черных карасей, водившихся в Чухломском озере. Но приезжал он на родину редко - сначала мешала постоянная занятость, потом возраст и болезни. Рамешки и сейчас настоящий «медвежий угол» - от ближайшего города Галича туда нужно добираться 60 км по ухабистой дороге.
Детство и юность, семья
В полувымершей, как все Нечерноземье, деревне сейчас уже никто не укажет, где стояла изба Ивана Михайловича Пуговкина, где 13 июля 1923 года появился на свет Михаил, русский по национальности - третий, младший сын, или, как говорят в народе, «поскребыш». Кое-где можно прочесть, что настоящая фамилия его Пугонькин, но такой фамилии в природе нет, а Пуговкины - дальние родственники актера - до сих пор живут в Рамешках.
Биографию детства Миньки, как все вокруг называли мальчика, беззаботным не назовешь. Во время коллективизации большую крестьянскую семью сочли бедняцкой и не раскулачили, но поголодать им все-таки пришлось - поэтому Пуговкин не отличался крепким здоровьем. Его «университеты» свелись к трем классам начальной школы, а дальше нaчались трудовые будни: он гонял на выпас корову, работал в огороде, а еще лихо отплясывал на деревенских свадьбах.
Говорят, уже тогда Пуговкину дали прозвище Артист. Но, скорее всего, об артистической карьере Минька задумался уже в Москве, куда семья перебралась в 1936 году. Есть версия, что мать, Наталья Михайловна, тяжело заболела, и ей понадобилась операция, но больше похоже, что Пуговкины просто-напросто сбежали в столицу от «райской» колхозной жизни. К тому времени в Москве уже жили двое Минькиных братьев, работавших на заводе, и сестра матери Вера Михайловна - она и приютила родню в своей комнате в Печатном переулке.
Тринадцатилетний Минька сумел, нахально прибавив себе годы, устроиться учеником электромонтера на тормозной завод имени Кагановича на улице Лесной. После работы другие рабочие шли в пивную, а Пуговкина по малолетству с собой не брали. Со скуки он как-то забрел на спектакль драмкружка в соседний клуб имени Каляева.
Пуговкин начисто забыл, какую пьесу тогда играли, но всегда помнил пережитый тогда восторг: актеры примеряли на себя чужие роли и чужие жизни, властно заставляя публику то смеяться, то плакать. Он вдруг понял, что его место - среди них, на сцене. Записавшись в кружок, он почти каждый день бегал в клуб на репетиции, даже не умывшись после работы.
«Кто это у вас такой чумазый?» - поинтересовался зашедший как-то в клуб Федор Каверин, молодой главный режиссер Московского драматического театра на Сретенке. Узнав, что способный парнишка работает на заводе. Каверин воодушевился еще больше: в ту пору театры усиленно разыскивали талантливую молодежь из народа. «Это же настоящий самородок!» - заявил режиссер Каверин, хотя Минька Пуговкин тогда еще говорил «исчо» и «чаво». После разговора с режиссером Пуговкин колебался недолго: испросив у матери благословения на смену профессии, он отнес в отдел кадров заявление об уходе.
Будущего артиста не остановило даже то, что на заводе ему, подмастерью, платили в несколько раз больше, чем обещали в театре. Скоро Пуговкин стал выходить на сцену в небольших ролях. Через год - новая удача. Известный режиссер Григорий Рошаль увидел, как Минька отплясывает русскую в одном из спектаклей, и позвал его в свой фильм «Дело Артамоновых».
Там требовался как раз такой типаж - наглый купчик Степаша Барский. пытавшийся «переплясать» главного героя на свадьбе. «У тебя. Пуговкин, не лицо, а целая кинобудка!» - ласково говорил Рошаль, которого молодой актер подкупил серьезным отношением к делу. Ради минутной сцены он готов был. не жалуясь, плясать часами.
Военная биография
Съемки фильма закончились 22 июня 1941 года. А через неделю семнадцатилетний Пуговкин, снова прибавив себе годы, ушел добровольцем на фронт. В составе московского ополчения его отправили под Ельню, где шли тяжелые бои. Колонну с новобранцами разбомбили, Михаил чудом добрался до части, где ему выдали винтовку с тремя патронами.
В 26-дневных боях за Ельню Пуговкину помогли уцелеть хладнокровие и крестьянская смекалка. Битву под Москвой он встретил уже опытным солдатом, разведчиком 1147-го стрелкового полка. После того как фашистов отогнали от столицы, его часть была переброшена на юг к Ворошиловграду.
Осенью 1942-го в одном из боев Пуговкина ранило осколком. Пока везли в медсанбат, началась гангр)ена. Хотели отрезать ногу, и он даже согласился: «Режьте». На его счастье, буквально накануне Сталин разбранил медиков за обилие ампутаций: «Солдат нужно лечить, а не превращать в инвалидов». Следуя воле Верховного, Пуговкина стали лечить - и вылечили. Но воевать ему больше не пришлось: в конце года он, опираясь на палку, вернулся в Москву к постаревшим от горя родителям - два их старших сына к тому времени погибли на фронте.
Театральная карьера
Уже через несколько дней Михаил в гимнастерке с боевыми медалями стоял у дверей одного из немногих оставшихся в Москве театров -Русского драматического, где режиссером был Николай Горчаков. Мужчин в театре не хватало, и Горчаков тут же предложил Пуговкину главную роль в спектакле по пьесе В. Гусева «Москвичка». А вскоре Михаила вновь пригласили сниматься в кино - в картину Исидора Анненского «Свадьба», в которой партнерами Пуговкина были Раневская, Эраст Гарин, Марецкая, Грибов.
В своей второй роли Михаилу Пуговкину опять пришлось плясать, но на сей раз с незажившей до конца раной. Он вспоминал, что после очередного дубля, каждый раз буквально выливал из сапога кровь, но терпел. Преданность делу победила-забыв про палку, артист еще не раз лихо отплясывал перед камерой. В том же 1943 году он сыграл матроса Федю в фильме «Кутузов». На сей раз роль была трагической: его герой погибал на Бородинском поле, прося передать матери, что «живот свой положил за Отечество».
Роль Феди могла быть больше, но Пуговкину пришлось отпроситься со съемок для сдачи экзаменов в Школу-студию МХАТ. В своей биографии Пуговкин вспоминал: «Пpиeмнaя комиссия в Школе-студии состояла тогда из двадцати двух народных артистов, и возглавлял ее Иван Михайлович Москвин. Я прочитал басню Крылова «Кот и повар». Комиссия вежливо улыбнулась. Это я отнес на счет моего отдаленного сходства с котом, хотя усов тогда не носил. Затем Москвин попросил почитать еще. Я объявил, что знаю Пушкина, и начал известное...
Тут вся комиссия смеялась до слез, но меня приняли...» Для поступления требовался аттестат о среднем образовании, которюго у Пуговкина не было. Выручил Москвин - сказал, что абитуриент воевал, и аттестат потерялся на фронте. Знаменитый актер возлагал на Михаила большие надежды, но учился у него Пуговкин недолго - через год его вызвали в военкомат и отправили в танковое училище в приволжском городе Ветлуга.
На его счастье, начальником училища был генерал Федор Раевский, потомок славного рода, не чуждый искусству. Увидев нового курсанта, он вспомнил его роли в паре фильмов и разрешил не усердствовать в военной подготовке. Но с одним условием - чтобы каждый месяц в училище была новая программа самодеятельности.
В 1946 году генерал и вовсе отпустил Пуговкина в Москву доучиваться. Вскоре актер влюбился в одну из студенток студии - Надежду Надеждину. Одновременно за ней ухаживал другой будущий любимец зрителей -Алексей Баталов, но девушка выбрала простоватого на вид Михаила. После свадьбы Михаила направили по распределению в далекий Мурманск, куда за ним последовала, уйдя с третьего курса и Надежда. В 1948 году в Мурманске у них родилась дочь Елена.
В мурманском театре Северного флота Пуговкину поручали героические роли - например, Олега Кошевого в инсценировке романа Александра Фадеева «Молодая гвардия». Режиссура была никуда не годной, и Михаил, чтобы хоть как-то оживить действие, порой в самые патетические моменты вызывал у зрителей смех каким-нибудь забавным жестом. Времена не способствовали легкомыслию, начальство начало косо поглядывать на столичного гостя, и уже через год Пуговкины с маленькой Аленой перебрались в Вильнюс. Русской публики в городе было мало, в окрестностях еще постреливали «лесные братья», и при первой возможности актерская семья вернулась в Москву.
Новым местом работы Пуговкина стал Театр Ленинского комсомола, где буквально в первые же дни с ним произощел забавный случай: «Я играл буденновского бойца, а Буденный сидел в первом ряду. Текст такой: «Какое у вас впечатление от Буденного?» Я отвечаю: «Впечатление у мене от Буденного - ничаво». И прямо на него гляжу. Гиацинтова после спектакля спросила: «Семен Михалыч, а какое на вас впечатление произвел боец Путовкин?» А он говорит: «Ничаво».
За это я сразу получил комнату». Но простонародная внешность продолжала определять круг его ролей: балагуры-солдаты, приказчики и смешные безобидные бюрократы. Он даже перестал рассказывать коллегам, что еще в Школе-студии сыграл Мармеладова в «Преступлении и наказании» так, что педагоги не в шутку называли его «классическим героем Достоевского».
Фильмы
В 1952 году Михаил Пуговкин снялся в трех фильмах, в 1953-м - в четырех, в 1954-м - в пяти... Большинство их давно и заслуженно забыты, а если и помнятся, то только эпизодами, где играл Путовкин. Например, в кинодилогии «Адмирал Ушаков» он исполнил роль матроса Пирожкова, который со знанием дела доказывал адмиралу: «Да нет, не в пять раз мы сильнее турок, а в десять!»
А роль другого моряка - отставного боцмана Захара Силыча в фильме Ивана Лукинского «Солдат Иван Бровкин» - впервые в его актерской биографии сделала Михаила Пуговкина знаменитым. Трудно поверить, но этот незамысловатый фильм за считанные месяцы посмотрели 40 миллионов человек.
Может, дело в том, что в нем уже ощущалось дыхание «оттепели», и герой Путовкина с его крестьянской хитрецой и вольнолюбием как нельзя лучше соответствовал этому духу. Чуть позже, в 1957 году актер сыграл уникального в своей карьере персонажа - вора-рецидивиста в фильме Николая Досталя «Дело «Пестрых». Для этой роли Пуговкину, далекому от всякой уголовщины, пришлось наскребать материал с миру по нитке.
Хорошо, помог когда-то сидевший в тюрьме осветитель с «Мосфильма» - научил блатной песне: «Мы в московском кабаке сидели, фишка Лавренев туда попал, а когда мы крепко закосели, он нас в Фергану завербовал». На эти куплеты, как на стержень, нанизался образ героя - никому не верящего матерого уголовника Сафрона Ложкина.
На своего героя актер Пуговкин был похож только одним свойством - скрытностью. Даже близких знакомых его поступки иногда ставили в тупик. Так было в 1958 году, когда он ушел из театра, решив посвятить себя исключительно кинематографу. В Советском Союзе тех лет на такое мало кто решался - прожить только за счет ютноролей актерам было практически невозможно. Возможно, к этому решительному жизненному повороту Михаила подтолкнул разлад в семье.
Брак Путовкина. как часто бывает в актерских семьях, сгубил быт-точнее, его отсутствие. «Приходишь из театра, - жаловался актер, - а дома есть нечего!» Вдобавок Михаил ревновал красавицу Надежду ко всем мужчинам в театре. После развода жена отправила дочку к родителям в Смоленск, а сама уехала работать в Омский драматический театр. В Омске она живет до сих пор. став народной артисткой России: о бывшем муже вспоминаег тепло. А вот Елена, живущая ныне в Москве, обиделась на отца и много лет с ним не общалась.
Для Пуговкина, всегда мечтавшего о большой крепкой семье, расставание с женой и потеря дочери стали нелегким испытанием. Он начал крепко выпивать, но потом не сожалел об этом: «Никогда бы я не решился сделать на трезвую голову то, что сделал «под наркозом». Речь шла о знакомстве с будущей второй женой - исполнительницей народных песен Александрой Лукьянченко, имя в 50-е годы гремело по всей стране, ее называли «второй Руслановой». Как-то в поезде Михаил Иванович оказался в одном купе с музыкантами из ансамбля певицы.
Хорошенько отметив встречу, друзья «под наркозом» ввалились в купе Лукьянченко. Похоже, Пуговкин сумел произвести на Александру Николаевну впечатление - вернувшись в Москву, они начали встречаться. Лукьянченко была на семь лет старше актера, у нее был муж-пианист и две взрослые дочери - Надежда и Вера. Все это не помешало развитию романа, и через год певица оставила шикарную квартиру в Каретном Ряду и поселилась в коммуналке, где у Пуговкина была комната.
Наконец-то актер обрел настоящую семью: дочери Александры Николаевны стали для него почти что родными, а сама она сделалась для него не только любящей женой, но и менеджером с железной волей. Она твердо верила, что Пуговкин станет кинозвездой мирового масштаба. Ее первым нерушимым условием стало полное расставание с алкоголем.
Спиртное больше не допускалось в дом, его место заняла коллекция редких сортов чая. Второе условие -забота о здоровье. Каждое утро жена высыпала на пол перед начавшим было полнеть мужем коробок спичек и заставляла поднимать их с пола по одной.
Так Михаил Пуговкин. которому было уже под сорок, вновь обрел стройность. Ради третьего условия - безупречного внешнего вида - Александра Николаевна через влиятельных знакомых добывала для супруга модную одежду. Результат превзошел ожидания: за один 1961 год актер, которого многие уже списали со счетов, снялся в четырех картинах.
Среди них был самый кассовый фильм года - «Девчата» Юрия Чулюкина, где Пуговкин сыграл хамоватого коменданта общежития. Как ни странно, и этого своего героя он сумел сделать симпатичным. С годами в его образах, даже самых легковесных, появилась какая-то скрытая глубина, подтверждавшая предсказание Михаила Ромма на съемках «Адмирала Ушакова»: «Если будете много работать, то годам к пятидесяти полностью сформируетесь. Вот тогда вас будет интересно снимать».
Действительно, снимать Пуговкина стало интересно многим режиссерам. В 1964 году состоялась его судьбоносная встреча с Леонидом Гайдаем. Начиная работать над «Операцией «Ы». он хотел пригласить Пуговкина на роль Верзилы, но в дирекции «Мосфильма» идею забраковали: «У Пуговкина физиономия бандитская. а Верзила - он незлой».
В итоге роль сыграл Алексей Смирнов, а Михаилу Ивановичу досталась маленькая роль прораба на стройке. Но и ее запомнили, как и фразу пуговкинского героя про космические корабли, которые бороздят просторы Вселенной...После этого Пуговкин стал для Гайдая актером-талисманом.
В гайдаевских «Двенадцати стульях» Пуговкину досталась роль жуликоватого отца Федора, от которой актер едва не отказался, боясь неодобрения своей глубоко верующей матери. Но Наталья Михайловна только вздохнула: «Уж играй, Минечка! Хорошо сыграешь, может, и Бог не осерчает». Пуговкин сыграл хорошо.
А следующий гайдаевский фильм. «Иван Васильевич меняет профессию», и вовсе стал одним из лучших в биографии Михаила Ивановича. Над его героем, режиссером Якиным. потешалась вся страна, принимая сторону царя Ивана в конфликте с зарвавшимся ловеласом: «Житие мое... Какое житие, пес смердящий?»
Но главным фильмом тех лет в биографии Пуговкина стала «Свадьба в Малиновке» режиссера Андрея Тутышкина. Сегодня в этом фильме все кажется устаревшим - и революционный пыл, и любовные страсти. Все, кроме эпизодов с участием Пуговкина, который, вспомнив юность, лихо исполнил танец «втустепь». и блистательной Зои Федоровой. чувства к которой герой Пуговкина выражает языком артиллериста: «Ваши трехдюймовые глазки путем меткого попадания зажгли огнедышащий пожар в моем сердце. ..»
Съемки в Лубнах актер вспоминал постоянно: «Приходили со съемок-я, Зоя Федорова, Коля Рыбников - садились под яблонями, пили чай со свежим вареньем из малины. Коля брал гитару. и мы пели песни. А какие украинские борщи варила нам хозяйка! Однажды она уехала куда-то, и борщ приготовила моя супруга Александра Николаевна. И что вы думаете, ничего общего! Оказывается, чтобы борщ получился наваристым, хозяйка бросала в кастрюлю целого петуха».
В 1967 году, когда «Свадьба» вышла на экран, Пуговкин впервые снялся в фильме Александра Роу - сыграл царя в сказке «Огонь, вода... и медные трубы». Великий киносказочник сокрушался: «Вы же идеальный актер для народной сказки! Как жаль, что мы встретились так поздно!» Позже в своей ошибке признался и Сергей Бондарчук - сожалел, что не взял Пуговкина на роль в фильме «Они сражались за Родину»... Михаил и сам все ocтрee переживал, что никак не вырвется за рамки эпизода.
Может быть, поэтому в начале 70-х он собрался уехать в Ленинград и поступить в Театр Товстоногова, гремевший тогда своими смелыми экспериментами. В последний момент инерция пересилила - терзаясь сомнениями, Пуговкин сдал билет. А потом услышал от Товстоногова, с которым отдыхал в Ялте: «Зря испугались, надо было бросить все и ехать».
Но все бросить было нельзя - семья, с трудом налаженный быт взяли актера в плен, побуждая не делать резких движений. Между тем в середине 70-х в его карьере наметился спад - предложений сниматься было по-прежнему много, но роли, которые ему предлагали. были все как под копирку. Из треx десятков фильмов того периода запомнились, пожалуй, только два - «Ах, водевиль, водевиль...» Георгия Юнгвальд-Хилькевича и гайдаевский «За спичками». где Пуговкин сыграл карикатурного полицмейстера.
В 1979-м ему досталась, наконец, главная роль - в фильме «Новые приключения капитана Врунгеля». Но даже Пуговкин не спас эту откровенно слабую картину. Советское кино исчерпало свой золотой запас» и быстро катилось по наклонной вместе со всей дряхлеющей системой. Чувствуя это, актер с большим удовольствием снимался не в кино, а в киножурналах «Фитиль» и «Ералаш» -на их малых пространствах сыгранные им роли были по-настоящему большими...
В годы перестройки Пуговкин не поддался лихорадке политической активности, охватившей многих его коллег, не ходил на митинги, не баллотировался в депутаты. Он вообще никак не реагировал на события - похоже, просто растерялся. Страна, за которую он воевал, которую смешил и заставлял задуматься, исчезала на глазах.
А весной 1991 года его постигло личное горе - умерла Александра Николаевна, с которой он душа в душу прожил 32 года. Их три дочери были заняты своими семьями, работой, и Михаил Иванович внезапно остался один. И обнаружил, что физически не может выносить это одиночество.
Захотелось оказаться подальше от опустевшей квартиры, от бушующей страстями Москвы - где-нибудь на берегу Черного моря, в которое Пуговкин влюбился еще со времен съемок в «Адмирале Ушакове». Неожиданно эта мечта стала явью. Артист рассказывал:
«В это время меня пригласили на творческие встречи в Ялту. Пригласила одна женщина - Ирина Константиновна, сестра народного артиста Юрия Медведева, недавно скончавшегося. Приехал я в Ялту и задержался... Ирина Константиновна стала моей женой... Вскоре я обменял свою квартиру на Олимпийском проспекте на квартиру в Ялте. Когда мы переезжали, все жильцы дома смотрели, что мы будем выгружать. А у нас было узлов 5-6. Мы, когда менялись, то договорились баш на баш: стол на стол, диван на диван. Правда, как всегда, мы прогадали, отдали лучшее. Зато под окнами было море!»
Еще до войны цыганка нагадала Пуговкину, что у него будет три жены. Со свойственным ему юмором Пуговкин говорил, что из-за этого предсказания долго колебался, прежде чем связать свою жизнь с Ириной Лавровой. Она была на 19 лет моложе его, от предыдущего брака имела двух сыновей, уже подрастали внуки. Энергичная женщина, бывший комсомольский работник, теперь занималась организацией в Крыму гастролей столичных звезд. Вдвоем они открыли в Ялте Центр Михаила Пуговкина», где устраивали просмотр фильмов и встречи с актерами.
Дохода от этого было мало, а украинские власти, усиленно, заманивавшие «короля комедии» к себе, выделили ему пенсию, на которую невозможно было прожить. Правда, он получил квартиру в старинном особняке, но в аварийном состоянии и без окон: когда-то это были комнаты прислуги. К тому же у дверей каждый день толпились туристы - бойкие экскурсоводы включили дом актера в список достопримечательностей города: «Раньше здесь жил граф Воронцов, а теперь актер Пуговкин».
Но особенно тосковал Пуговкин без кино. Раньше на сказочной крымской натуре Ялтинской киностудии снималось множество фильмов - теперь ее павильоны опустели. Снявшись в 1994 году в картине «Господа артисты», Михаил Иванович остался недоволен: «Там и артисты прекрасные: Вицин, Дуров, и музыку написал Евгений Дога, а фильм, честно скажу, не получился». Потом он сыграл еще в трех фильмах, включая «Бременских музыкантов» своего друга Александра Абдулова. Последней для него стала в 2004 году роль в лирической комедии «Бриллианты для Золушки» - опять эпизод, последний эпизод его жизни... «Я жду свою роль. «Звездой» можно стать и в 75 лет». - часто говорил он.
Но подступало уже восьмидесятилетие, а той самой заветной роли все не было. Михаил Иванович занялся писательством, издал книгу мемуаров и иногда лично выходил продавать ее, облюбовав место под раскидистым дубом в центре Ялты. Ирина Константиновна окружила его заботой, став и секретарем. и водителем, и поваром. В доме снова было людно -дети, внуки, а потом и правнуки, и приезжающие из Москвы друзья. В 1998 году Пуговкин сам посетил столицу и разговорился с одним из вице-мэров.
«Как к вам относятся на Украине?» - спросил тот. «Называют национальным достоянием». - признался актер. «Что ж, будем возвращать достояние на родину». - заявил чиновник. Скоро Пуговкину, как ветерану войны, преподнесли щедрый подарок -двухкомнатную квартиру в Глинищевском переулке, в том самом доме, где находилась его любимая Школа-студия МХАТ. Правда, жить в шумном центре было неудобно, и семья обменяла подарок на трехкомнатную в новом доме в Сокольниках.
В квартире было два этажа: супруги поселились на верхнем, а внизу устроили «музей Михаила Пуговкина» - фотографии, костюмы, даже царская корона из фильма Роу. К возвращению в Москву актер получил еще один подарок -астрономы назвали его именем малую планету №4516. кружащуюся между Марсом и Юпитером.
Но эти подарки уже не радовали «короля комедии» - старость, которой он долго не поддавался, все-таки подстерегла его. В канун 80-летия, 9 мая 2003 года, Пуговкин последний раз встретился со своими зрителями. На вечере в Кремлевском Дворце съездов он шутил, рассказывал анекдоты, пел озорные частушки времен своего детства в Рамешках. А потом исполнил песню, которую когда-то пел его друг Марк Бернес. - «Враги сожгли родную хату» - без всяких шуток, уже не желая скрывать груз прожитых лет и тяжесть испытаний. Патриарх после концерта сказал Пуговкину; «Спасибо, вы согрели наши души»
Личная жизнь
Михаил Пуговкин был женат трижды. Первый брак случился с актрисой Надеждой Надеждиной, с которой прожили 12 лет. В браке родилась дочь Елена. Во втором браке с Александрой Лукьянченко прожили 32 года до самой смерти супруги, которая умерла в 1991 году. Последний брак артиста состоялся с Ириной Лавровой, супруги прожили вмести до смерти артиста.
Болезнь и смерть
Следующие пять лет прошли для актера в изнурительной борьбе с болезнями - астма, атеросклероз, сахарный диабет. В 2007 году Пуговкин перенес инсульт. Чуть раньше вышла его книга: «Мне 80, но не в этом дело». Там не было ни жалоб, ни сожалений о несыгранных ролях. Михаил Иванович следовал неписаному завету комических актеров: «Людям - радость, себе - все остальное». Поэтому он не принимал посетителей, отказывался общаться даже с друзьями - не хотел, чтобы его видели немощным, неспособным радовать других.
В июле 2008-го состояние актера резко ухудшилось, но от госпитализации он отказался - со времен фронтовых госпиталей терпеть не мог больниц. 25 июля 2008 года Михаил Пуговкин умер на руках у жены. Она рассказала, что незадолго до смерти он говорил: «Я и мысли не допускаю, что последняя моя роль уже сыграна». Причина смерти: сахарный диабет (обострение и осложнения).