Имя: Эраст Гарин (Erast Garin)
Дата рождения: 10 ноября 1902 года
Дата смерти: 4 сентября 1980 года
Возраст: 77 лет
Место рождения: Рязань
Место смерти: Москва
Деятельность: актер, кинорежиссер
Семейное положение: был женат
Биография
Эраст Гарин известен, прежде всего, по небольшим, но очень ярким и запоминающимся ролям в кино - Короля из «Золушки», профессора из «Джентльменов удачи». И только самые преданные его поклонники знают, что это -лишь верхушка айсберга.
Будущий артист родился на заре XX века - в эпоху, о которой мы знаем в основном по книгам и фильмам. Учился в рязанской гимназии, участвовал в театральных постановках, в 17 лет пошел служить в Красную армию. Больше о ранней биографии Эраста Павловича, при рождении получившего фамилию Герасимов, не известно ничего. Можно предположить, что его происхождение было не совсем «пролетарским», и ему приходилось скрывать от советских властей какие-то факты своей родословной.
Образование, карьера
Молодая Красная армия заботилась о досуге своих бойцов. По распоряжению командования был создан 1-й самодеятельный театр, в труппу которого попал и Эраст Гарин - как раз в то время он сменил свою слишком обыкновенную фамилию на более звучный псевдоним. Театр с большим успехом гастролировал по городам и весям, выступал и в столице. Там на спектакль пришел сам Всеволод Мейерхольд.
Знаменитый режиссер сразу обратил внимание на высокого худого юношу с выразительными глазами, выдающимся носом и оттопыренными ушами - он как будто был создан для острых комических ролей. После спектакля Мейерхольд подошел к молодому человеку, приставил палец к его груди и строго посмотрел в глаза: «Вам надо учиться. Приходите ко мне в студию». Эраст Павлович позже признавался, что эта фраза изменила всю его жизнь.
В 1922 году Гарин стал студентом Государственных экспериментальных театральных мастерских и актером театра Мейерхольда. Это было голодное и жестокое время, когда на руинах старого искусства новаторы от поэзии, живописи, музыки пытались создать что-то доселе невиданное. Мейерхольд - один из таких новаторов: он основал театр нового типа, где во главу угла ставилась сценическая пластика.
Гарин был любимым учеником мастера. Мейерхольд признавался, что утром с радостью спешит в театр, предвкушая работу с талантливым актером.
Многие спектакли, ставшие визитной карточкой режиссера, не получились бы, если бы не игра Гарина.
Пика популярности в актерской биографии актер достиг в пьесе «Мандат». Его персонаж получился настолько комичным, что зрители в прямом смысле падали с кресел на пол. Один театральный критик не поленился подсчитать: за время спектакля публика смеялась 300 раз, и почти всегда -над героем Гарина.
Сам Станиславский, хохотавший до упаду, зашел в гримерку, чтобы пожать артисту руку, но не смог - тот, будучи не в силах справиться с охватившей его застенчивостью, попросту сбежал. Следующим спектаклем театра Мейерхольда стал «Ревизор», где Эраст играл Хлестакова. И снова - стопроцентное попадание. Пьеса получила шквал восторженных рецензий, а образ, созданный молодым артистом, вошел в хрестоматии театрального искусства.
Ему было всего 25 лет, а его уже считали выдающимся актером, ставили в один ряд со звездами мировой величины. Гарин был не только комиком -
Мейерхольд рискнул сразу после «Ревизора» дать ему лирическую роль Чацкого в «Горе от ума». Режиссер не ошибся. Хоть многие и не верили в успех этой затеи, Чацкий получился неожиданно поэтичным, при этом задорным, как мальчишка, и злым на язык.
Гарин делил свою жизнь на две неравные части: до закрытия театра Мейерхольда и после этого печального события. Первая продлилась всего 14 лет. Однако по концентрации работы, творчества, актерских достижений и открытий она значительно превосходила вторую. В 1936 году актер ушел из театра - захотелось самостоятельности, мечтал попробовать себя в роли режиссера.
Позже он говорил об этом поступке: «Ушел, потому что был дураком». А через два года театр закрыли, Мейерхольда арестовали. После трехнедельных пыток режиссер подписал нужные следствию документы, после чего был приговорен к расстрелу. Гарин оказался одним из немногих, кто до самого конца не отрекся от учителя, как и от других друзей, объявленных «врагами народа».
Первой самостоятельной работойГарина стал фильм-спектакль «Женитьба» - поразительное по форме и содержанию произведение, которое знатоки признали шедевром. Триумф был недолгим, в стране началась борьба с «мейерхольдовщиной», фильм запретили и изъяли из всех кинотеатров. Но этого «борцам» показалось мало: они уничтожили картину физически. Эраст Павлович много лет пытался найти хотя бы одну копию - безрезультатно.
Гарин не мог претендовать на почетные роли положительных советских граждан: ему говорили, что его внешность и манеры для этого не подходят. Приходилось играть подлецов и проходимцев, и, надо сказать, получались они у него замечательно. После фильма «На границе», где актеру досталась роль диверсанта, его на улице арестовал милиционер - у стража порядка возникла уверенность, что перед ним вражеский шпион.
Стихией Гарина вынужденно стала сказка. Играя роли сказочных персонажей или выступая в качестве режиссера волшебной истории, Эраст словно оказывался за рамками реального мира, где ему не нашлось достойного места.
В работе для него не было мелочей: он лично придумывал костюмы, изобретал необычные детали реквизита, добивался, чтобы афиши были красочными и интересными. Поднимался на галерку, смотрел спектакль из ложи и бельэтажа, чтобы убедиться, что каждый зритель увидит все нюансы. Артисты, которым довелось работать с режиссером Гариным, поражались его такту и мягкости. Эраст Павлович никогда не повышал голос - просто не умел этого делать. Тем не менее на репетициях актеры выкладывались полностью: им так хотелось заслужить его похвалу!
Личная жизнь
Жизнь Эраста была непростой, но, как он сам говорил, ему везло на хороших людей. Повезло и с женами. С писательницей Любовью Рудневой (Фейгельман) он познакомился в театре Мейерхольда. У пары родилась дочь Ольга (ныне искусствовед, автор детских книг). Отношения между Гариным и Рудневой были столь близкими и доверительными, что даже после расставания они продолжали общаться.
Хесю Локшину Гарин встретил на Экспериментальных курсах. Они стали не просто супругами, а соратниками и коллегами - вместе работали практически над всеми фильмами и спектаклями Эраста Павловича. Причем жена никогда не претендовала на первенство, считая себя лишь помощницей великого человека. Жили небогато, временами едва хватало на хлеб, но на новую книгу деньги находились всегда.
В 1966 году Гарин попал в аварию. Лишился одного глаза, второй почти не видел. Предложения о съемках, и без того скудные, практически прекратились. Поздние годы его жизни были самыми тяжелыми. Актер мучился от невостребованности, осознавал, что у него еще есть силы, есть талант, но он никому не нужен.
Одной из последних работ Гарина стала озвучка ослика Иа в мультфильме «Винни-Пух». Грустный, обреченный голос главного пессимиста советской мультипликации пробирает до дрожи.
Незадолго до смерти Эраст Павлович перестал разговаривать. Не потому, что не мог - не хотел. Ему больше нечего было сказать этому миру... Актера не стало 4 сентября 1980 года.
Довоенные спектакли, в которых блистательно играл Гарин, не записывались на пленку, и современный зритель не может получить полное представление о его театральном даре. Многие картины с участием актера были запрещены, уничтожены или утеряны. Остались только роли в любимых фильмах -яркие, запоминающиеся и актуальные во все времена.
Лина Филимонова