#
Биография и личная жизньИскусство → Татьяна Самойлова - биография, личная жизнь, фото: «Звездой я была недолго»

Татьяна Самойлова - биография, личная жизнь, фото: «Звездой я была недолго»


Актриса Татьяна Самойлова
Имя: Татьяна Самойлова (Tatyana Samoylova)

Дата рождения: 4 мая 1934 года

Дата смерти: 4 мая 2014 года

Возраст: 80 лет

Место рождения: Санкт-Петербург

Место смерти: Москва

Деятельность: советская актриса

Семейное положение: была разведена




Татьяна Самойлова - биография

Появившись на экране в роли Вероники в фильме «Летят журавли», Татьяна Самойлова сразу же запомнилась зрителям. Красавица. К такой, казалось бы, все само плывет в руки - и роли, и слава, и любовь... На самом деле все было не так радужно в биографии Татьяны Самойловой.

В день рождения дочери актер Евгений Самойлов поднял тост: «Пусть в твоей жизни сбудется самое заветное желание. А какое - загадаешь, когда подрастешь». «А я уже загадала, - перебила Татьяна. - Я хочу, как ты, папа, сняться в кино, а потом идти по улице и со всеми здороваться...

Татьяна Самойлова родилась в Ленинграде. Отец ее, начинающий актер Евгений Самойлов, служил в Театре актерского мастерства под руководством Леонида Вивьена. Роли ему доставались в основном характерные, со сложным гримом, - то нос приклеивал, то бороду и брови, до неузнаваемости старил лицо. В школьные годы Евгений Валерианович хорошо рисовал, днями мог пропадать в Русском музее или Эрмитаже и в будущем видел себя художником.

Татьяна Самойлова в детстве

Родители его, Валериан Саввич и Анна Павловна, к увлечению сына относились с пониманием, тратились на кисти-краски и от профессии художника не отговаривали. Хотя сами они, люди малограмотные, рабочий класс, не переставали удивляться - откуда у сына тяга к искусству. Возможно, всему виной «белое пятно» в роду Самойловых - англичанин, дед Евгения Валериановича по материнской линии. Куда уходят корни его рода - тайна, навсегда покрытая туманами Альбиона.

Когда пришло время определяться с профессией, школьный товарищ уговорил Евгения сходить с ним за компанию на вступительные экзамены в частное театральное училище Ходотова, бывшего артиста императорских театров. И, как это часто бывает, Самойлов оказался в списках принятых, а товарищ - увы.

Летом 1932 года, став уже артистом Театра актерского мастерства, Евгений Самойлов познакомился со своей будущей женой. Судьба их свела в санатории под Сестрорецком. Он приехал с коллегами, потому что руководитель театра Леонид Вивьен считал, что актеры должны не только работать, но и отдыхать вместе, - это сплачивает коллектив. В первый же вечер артисты устроили концерт для отдыхающих.

Самойлов, декламируя со сцены гоголевскую «Птицу-тройку», заметил в зале девушку и стал читать только для нее. После концерта они познакомились. Зиночка Левина училась на инженера в электротехническом институте, ей недавно исполнилось 18 лет. Евгений был старше на целый год. Вскоре они поженились. А 4 мая 1934 года на свет появилась Татьяна Самойлова - первый, желанный ребенок у молодых родителей.

В Ленинграде Таня прожила всего три года. В 1937 году отец начал работать в Москве в театре у Мейерхольда, и Зинаида Ильинична с маленькой дочкой последовала за мужем. Семья должна держаться вместе - она знала простую формулу семейного счастья.

Маленькой Тане суждено было расти среди людей театра. И каких людей! В Москве Самойловы поселились в общежитии - втроем в одной комнатке. Этажом ниже обитал Всеволод Мейерхольд с женой Зинаидой Райх, а в гости часто приходили актеры - Эраст Гарин и Игорь Ильинский.

Только недолго просуществовало это артистическое братство: тучи, которые постепенно сгущались над головой Мейерхольда, разразились громом - его арестовали, а театр закрыли. Евгений Самойлов, не найдя работы в московских театрах, уехал в Киев к Александру Довженко, который утвердил его на роль Щорса в одноименном фильме. За эту работу Евгений Валерианович получил Сталинскую премию и отдельную квартиру. Так у Тани появилась своя комната - восемнадцать квадратных метров.

Осенью 1941 года Татьяна должна была пойти в первый класс. Но вместо этого пришлось наспех собираться и эвакуироваться по специальному приказу - семьям лауреатов Сталинской премии срочно покинуть Москву.

В 1943 году Самойловы вернулись в Москву: Охлопков пригласил Евгения Валериановича работать в Театре Маяковского, дал роль Гамлета. Татьяна ходила на репетиции и спектакли, из-за кулис пересмотрела весь репертуар. Ее тоже тянуло на сцену: выйти и завладеть зрительным залом, как ее отец, и чтобы потом были долгие аплодисменты и цветы к ногам. Но она видела себя не драматической актрисой, а балериной, и с третьего класса поступила в балетную студию при музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко.

Самойловой прочили большое будущее. Даже Майя Плисецкая, с которой, кстати, Татьяна встретится потом на съемочной площадке «Анны Карениной» (Плисецкая играла княжну Бэтси Тверскую), советовала поступить в училище при Большом театре. Но к окончанию студии Татьяна выросла и слишком округлилась, так что для балета она уже не подходила. В 1953 году Самойлова решила поступать в Щукинское театральное училище.

Педагоги не сразу разглядели в Самойловой актерское дарование, на приемных экзаменах ей не хватило одного балла, так что пришлось стать вольнослушательницей. И все же Татьяна верила в свою звезду - Телец по гороскопу, такие упрутся рогами и будут рыть землю. Через год она стала полноправной студенткой. В стенах училища Татьяна встретила своего первого мужа.

Красавица Татьяна Самойлова в молодости

Они были одногодками и однокурсниками. Василий Лановой слыл звездой - красавец, сыгравший уже главную роль в фильме «Аттестат зрелости». Внимания и любви Ланового искали многие девушки. А он обратил внимание на Самойлову, просто подошел и спросил, кто она такая. «Дочь своих родителей», - в тон вопросу гордо ответила Татьяна.

Все шесть лет брака Татьяна и Василий прожили у Самойловых, в Таниной комнате. Тесновато, но все же не коммуналка. Да и Зинаида Ильинична, хотя и воспитывала тогда младшего Таниного брата, Алексея, заботилась о всех и вся. «В тот период я жила совершенно беззаботно, под крылышком у мамы. Она нас с Васей кормила, поила и одевала. Мама была удивительная хозяйка, в ее руках все ладилось.

На одном из учебных спектаклей на Татьяну обратил внимание второй режиссер фильма «Летят журавли». Он искал героиню, которая была бы одновременно кроткой и дерзкой, ранимой и решительной. К тому времени Самойлова имела уже небольшой опыт работы в кино, правда, настолько небольшой, что вряд ли кто-то вспомнит ее в фильме «Мексиканец». Впрочем, как и сам фильм. Зато неприятности она получила сполна.

Ректор Щукинского училища Борис Захава еще в 1940-х годах ввел правило: студентам категорически запрещалось сниматься в кино, наказывали вплоть до отчисления. Дамоклов меч угрожающе висел над третьекурсницей Самойловой. Ей ничего не оставалось, как уйти из училища и включиться в съемки фильма «Летят журавли». Алексей Баталов, увидев ее на пробах, сказал режиссеру Калатозову: «Не сомневайся, это настоящая Белка».

И следующим фильмом Михаила Константиновича стал «Летят журавли». Так что, если бы не Ефремов, Калатозов, возможно, никогда бы не узнал об этой пьесе и не снял бы свой легендарный фильм. Об этом мало кто знает. Но я свидетель. Ради съемок в фильме Тане пришлось уйти из училища.У нас педагоги не любили, если студенты начинали сниматься в кино, не получив образования. Но несколько лет назад на каком-то юбилее Татьяне торжественно вручили диплом Щукинского училища. Чисто символически. Но сам факт важен - ее признали».

Татьяна Самойлова в фильме "Летят журавли"

Татьяна с головой ушла в работу, чувствуя, что роль - шанс доказать всем и в первую очередь себе самой, что не случайно пришла в эту профессию, что она достойная дочь своего отца. Она действительно жила ролью Белки не по системе Станиславского, а по законам своего мироощущения. Калатозов понял главное - ей не нужно ничего подсказывать. А она готова была принести в жертву этой роли все, даже семейное счастье.

В период работы над фильмом выяснилось, что Татьяна ждет ребенка. Ей и так съемки давались нелегко. Например, после сцены, когда Белка открывает дверь в родную квартиру, а там - руины и небо, Татьяна потеряла сознание. После этого актриса постоянно чувствовала недомогание, играла на пределе нервов и сил. И тут вдруг беременность. А Лановой, узнав об этом, пришел в восторг. Он, выросший в многодетной семье, очень хотел детей и преград для их рождения не видел.

Для Татьяны же ребенок означал «крест» на карьере. Она плакала, пыталась убедить мужа, что сначала им нужно хотя бы доучиться, что они еще так молоды, а Василий настаивал - рожать. Но Татьяна слышала только себя. Ей казалось, что дети еще будут потом, а слава - вот она, в двух шагах. После подпольного аборта врач сказала ей: «Была двойня». Это известие ранило Ланового в самое сердце - жена пренебрегла его детьми, - но он нашел в себе силы как-то смириться, загнал в угол обиду, ведь жизнь продолжалась, и теплилась надежда на совместное светлое будущее.

После развода с Самойловой Лановой еще раз женился. Но счастье это кончилось трагедией - жена погибла в автокатастрофе. И лишь в третьем браке с актрисой Ириной Купченко у Василия Семеновича сложилось все. ...

Татьяна с нетерпением ждала премьеры «Летят журавли», чувствовала, что фильм обязательно заставит говорить о себе. И не ошиблась. Только говорить и писать стали, вторя Первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. А тот назвал Белку несоветской героиней. В газете «Советская культура» появилась разгромная статья, где Самойлову ругали за «неэстетичность». За то, что «босые ноги несовместимы с образом комсомолки». В результате премьера прошла не в престижном «Ударнике», а в малогабаритном кинотеатре «Москва» на площади Маяковского.

Но и это было счастьем, потому что фильм едва не положили на полку. Спас случай - фрагмент картины показали гостю «Мосфильма» молодому французскому кинорежиссеру Клоду Лелушу. Профессиональным чутьем он понял, что это шедевр, и рекомендовал включить «Летят журавли» в программу 11-го Международного Каннского кинофестиваля. И фильм получил высшую награду фестиваля - «Золотую пальмовую ветвь». А Татьяне вручили специальный диплом за лучшую женскую роль и премию жюри «Апельсиновое дерево» как «самой скромной и очаровательной актрисе фестиваля».

«Нас без конца фотографировали, журналисты не давали выйти из зала, засыпали вопросами, - вспоминала она в другом интервью. -И тогда же, в Париже, мне предложили сделать Анну Каренину в Голливуде, вместе с Жераром Филипом, по сценарию Михаила Ильича Ромма. Я ответила: «С удовольствием». Тут же глава делегации меня одернул: «Ты, - говорит, - с удовольствием, а нам актрису одну нельзя отпускать так далеко и надолго. Нужно посылать с тобой много народа, это невыгодно». В общем, пролепетала что-то вроде: «Извините, сейчас я очень занята на «Мосфильме», - и вернулась в Москву.

После фильма Татьяна бросилась наверстывать упущенное - получать актерское образование, поступила в ГИТИС. Потом вошла в труппу Театра имени Маяковского.

- В то время в Театре Маяковского работал и ваш отец?

- Мы вместе играли в спектакле «Дальняя дорога» по пьесе Арбузова. Папа очень радовался этому, а я жутко волновалась.

- Он вам делал замечания?

- Он был недоволен моим голосом, считал, что надо говорить громче. После премьеры Арбузов сказал папе: «Женя, она дивная актриса, у нее чудный голос, зачем же ей кричать так, как кричишь ты? Не тронь ее, пусть играет как играет». Я проработала там недолго, наверное, сезона два. Потом перешла в Вахтанговский театр.

Как раз в то время она познакомилась с Валерием Осиповым, писателем, который стал ее вторым мужем. Однажды после спектакля он пришел за кулисы, преподнес цветы...

«И с тех пор стал ухаживать, как тогда говорилось, - признавалась актриса Ольге Кучкиной. - Близкими мы стали в Сибири, где шли съемки «Неотправленного письма» по его сценарию».

- В фильме много жутких кадров - мороз, ледяная вода, мошка, лесной пожар - все было по-настоящему?

- Оператор Сергей Урусевский поднимал нас в пять утра, и лишь в двенадцать ночи мы возвращались с натуры - мокрые, грязные. Ужасно! Он меня заставлял то тонуть в реке, то падать в грязь, то бежать по тайге... Было очень тяжело. А в результате из всего фильма мне нравится лишь один кадр - где моя героиня кричит: «Андрей, я люблю тебя! Не оставляй меня, не оставляй, я не могу остаться одна!» А кругом деревья, холод... На съемках я простудилась и очень сильно заболела. Пришлось надолго приостановить работу, ждали, когда я поправлюсь.

Фильм, несмотря на блистательный состав -режиссер Калатозов, актеры Урбанский, Смоктуновский, Самойлова - успеха не имел. Самойлова позже корила себя за то, что в тот момент оставила театр: «Я поспешно связала себя с кино».

Но на невостребованность Татьяне Евгеньевне тогда было грех жаловаться. В 1959 году она снялась в советско-французском фильме «Леон Гаррос ищет друга». Премьера прошла в Париже, куда Самойлова приехала вместе с мужем. А в 1961-м ее пригласили в советско-венгерский фильм о войне «Альба Регия». Два года, пока шли съемки в Венгрии, рядом с ней находился Осипов. Он настолько нежно относился к жене, что не мог оставить ее без опеки, налаживал быт в гостиничном номере и терпел ее нервные срывы. Понимал - творческая натура. А она, порой вторя мужу, все чаще снимала стресс алкоголем и попала в клинику с диагнозом «нервное истощение».

«Альба Регия» - это единственная картина. за которую я получила большие деньги, -признавалась актриса в книге Федора Раззакова. - За все остальное - за участие в съемках, спектаклях, концертах - платили сущие гроши. А после Венгрии я была роскошно одета, привезла в Москву автомобиль «Опель». После «Альбы» мне даже предлагали играть Марию Стюарт в Югославии. Но меня вызвали «куда надо» и запретили».

Со вторым мужем Самойлова прожила около десяти лет. Они были вполне счастливы. Удручало только одно обстоятельство - она никак не могла забеременеть. Видя отчаяние и недоумение жены, Осипов признался, что не может иметь детей, он болен. Для Самойловой это означало только одно - крах, развод. А как иначе? Ведь семью без детей она себе не представляла. Спустя много лет Татьяна Евгеньевна признается: «В моей биографии у меня была одна большая любовь на всю жизнь - Валерий Дмитриевич Осипов».

Когда-то она пожертвовала ребенком ради роли, а теперь готова была отказаться от любых ролей, если бы только с ней случилось это чудо. Но в работе у нее наступило затишье. Казалось, все режиссеры разом решили, что громкой славы Белки ей хватит на всю оставшуюся жизнь, и не беспокоили предложениями. В 1965 году Татьяна поступила в Театр киноактера и сразу получила две главные роли в спектаклях «Гроза» Островского и «Таня» Арбузова.

В это же время в ее жизни появился кинодокументалист Соломон Шульман. Роман закрутился стремительно, и вскоре они объявили о свадьбе. Когда до родителей Татьяны дошел слух, что дочь выходит замуж за режиссера, они почему-то решили, что за Калатозова, и очень обрадовались. А когда узнали правду, деликатно промолчали.

В 1967 году для Татьяны Самойловой наступил второй звездный час в ее биографии - режиссер Александр Зархи дал ей главную роль в фильме «Анна Каренина». Это была уже шестнадцатая экранизация культового романа, но именно она в мировом кинематографе признана эталонной.

На съемках «Анны Карениной» Самойлова впервые после развода встретилась с Лановым. Он играл Вронского. Личные страсти к тому времени улеглись, все осталось в прошлом, и они, профессионалы с большой буквы, сыграли влюбленных так, что некоторые зрители даже подумали, что у Самойловой и Ланового роман... На самом деле, как признавалась Татьяна Евгеньевна, не было уже между ними в тот момент никаких «посторонних мыслей и эмоций».

- Вы премьеру «Анны Карениной» помните?

Собралось много народу. Пришла Лиля Брик под руку с Василием Васильевичем Катаняном - он был автором сценария вместе с Зархи. Картина всем безумно понравилась, зал аплодировал стоя. Но у меня было жуткое состояние: я еле сидела с высокой температурой и терпела боль. На следующий день, вместо того чтобы лететь с картиной в Японию, я попала в Боткинскую больницу с аппендицитом. Но если б я не сыграла в «Анне Карениной», я бы никогда не почувствовала себя актрисой в кино. Потому что все, что было до этого, - мелочи, не стоящие внимания.

Пропустив через себя страсти Анны по сыну, Самойлова уже не хотела и не могла откладывать рождение собственного ребенка. Шульман на роль отца семейства явно не подходил, он все время пропадал в творческих командировках. Они расстались, так же как и сошлись, легко.

В 1969 году Татьяна Евгеньевна стала мамой. Отцом ее сына, которого она назвала Дмитрием, был Эдуард Мошкович, администратор Театра киноактера. Пожалуй, мало кто из коллег, наблюдавших этот служебный роман, мог предположить, что актриса решится рожать. В ту пору у Самойловой совсем не было ролей в кино, а в театре она получала лишь «простойную» зарплату - на нее и одной прожить было сложно.

- Почему вас после такой блестящей роли, как Анна Каренина, перестали приглашать сниматься?

- Наверное, решили, что я уже сделала в кино достаточно. Каждый месяц я приходила на студию, в отдел кадров, и спрашивала: «Когда будет работа? Что в портфеле студии?» И каждый раз мне отвечали: «Для вас пока ничего нет».

- И на что вы жили?

- У меня был только Театр киноактера. А в основном я занималась воспитанием сына.

- Муж вам не помогал?

- Это была случайная связь, которая меня увлекла. Эдик хотел, чтобы я не только вела хозяйство, но и обеспечивала семью. Конечно же, мы расстались.

Говорят, Эдуарда Мошковича подточило самолюбие: где бы ни появился, его везде называли просто «муж Татьяны Самойловой», обезличенный персонаж, ни имени, ни отчества. Испытание известностью жены он не выдержал. В 1975 году Самойлова предприняла попытку поступить в труппу Театра имени Пушкина. Но ей вежливо отказали, сославшись, что сейчас надо давать дорогу молодым. Было обидно до слез, ведь ей едва исполнилось сорок лет, и для актрисы это совсем не пенсионный возраст. Неужели все в ее карьере уже случилось и больше не на что надеяться?

Верить в это не хотелось. Единственной возможностью заработать для Татьяны Евгеньевны стали выездные концерты «Товарищ кино»: любимые зрителями киноактеры ездили по далеким от столицы городам, читали со сцены стихи, пели песни. Самойлова снова чувствовала любовь зрителей, их цветы и аплодисменты питали ее, как воздух. Правда, маленького Митю пришлось отдать в интернат. А что было делать? Благо он там прожил недолго, не успел озлобиться - в заботу о внуке включилась мама Татьяны Евгеньевны, забрала его к себе. Бабушка научила Митю читать, водила в театры, на выставки и даже купила собаку - по всем правилам психологии, чтобы был рядом верный друг и предмет заботы. А маму ребенок не видел порой неделями.

Возможно, поэтому продолжать актерскую династию Самойловых Дмитрий даже не думал, у него к этой профессии с детства выработался стойкий иммунитет. Он решил стать врачом. В студенческие годы он познакомился с американкой Мартой Росс, женился на ней и уехал в США, потому что тогда, в начале 90-х, перспективы для себя в России не видел.

Легко отпустили сына в США?

Это далось невероятно, ужасно трудно. Ужасно! Я не думала, что это - навсегда. А он позвонил по телефону и сказал: «Мама, я не вернусь». Это был для меня, конечно, удар... А следом еще один удар - умерла моя мама. Она помогала и поддерживала меня всю жизнь, хозяйство держалось только на ее плечах. Вмиг все рухнуло. Смерть мамы я очень тяжело переживала. А в 2006 году не стало и отца - 94-летнего «классика» Малого театра Евгения Самойлова. Я осталась одна, но... - Татьяна Евгеньевна хотела как-то продолжить фразу, но продолжить оказалось нечем.

В 2000 году Татьяна Евгеньевна снялась в фильме Александра Атанесяна «24 часа». У нее была небольшая роль матери двух бандитов, которая не знает, что они бандиты, и относится к ним с трепетом, как в детстве. Когда снимали сцену, где дети прощаются с матерью и уезжают, как выяснится потом, навсегда, Самойлова не сыграла, а, как всегда, пропустила через себя переживания героини: слишком близка для нее была эта ситуация. Позже в актерской биографии Самойловой появились еще две небольшие роли в фильмах «Московская сага» и «Нирвана».

- У сына в США все сложилось?

- Он стал врачом, как хотел. Хороший специалист. Его любят пациенты и ценят коллеги. Я очень за него рада. Очень. У них с Мартой растет дочка Танечка. Она - очарование. Несколько лет назад они все приезжали ко мне в гости. Внучка сказала по-русски: «Бабушка, я очень тебя люблю!» Очаровательная совершенно!

Я напомнила Татьяне Евгеньевне, какой восторг она вызвала у меня, когда я ее увидела на открытии Московского кинофестиваля в 2007 году. Она прошествовала по красной дорожке в длинном свободном платье голубого цвета -как синяя птица или, скорее, Феникс - возрожденная, окрыленная. На фестивале как раз отмечали 50-летие фильма «Летят журавли», по этому поводу на сцену кинотеатра «Пушкинский» поднялись Самойлова и Баталов. Зал приветствовал любимых актеров стоя.

«Так сложилась жизнь, что звездой я была недолго», - вздыхает Татьяна Евгеньевна.

- Не соглашусь. Вас помнят и любят зрители, значит,звездой вы остаетесь до сих пор. Другое дело, что ролей в кино могло бы быть больше.

- Я снялась в 20 фильмах. А потом как-то неожиданно для самой себя поняла, что все прошло мимо... Что осталось? Рожать надо было. А я себя посвятила кино.

- Для вас жизнь - это только работа?

- Только.

Уже много лет она живет одна. Ей помогают деньгами коллеги из гильдии, навещают, покупают продукты и лекарства. Одна популярная телепередача даже сделала в ее гостиной современный дизайнерский ремонт. И новый интерьер ей вполне пришелся по душе, Татьяна Евгеньевна быстро сжилась с новыми вещами. Но привыкнуть к вынужденному одиночеству очень трудно. В 2000 году в ее жизни появился архитектор Эдуард Айгунян. Когда-то он влюбился в ее киногероиню - Белку, - а мечта познакомиться с самой актрисой казалась несбыточной. И все же однажды они случайно встретились в Доме кино, обменялись телефонами.

Татьяна Евгеньевна тогда почему-то подумала, что Айгунян режиссер, и все спрашивала: «Вы будете меня снимать? Вы будете меня снимать?» ...Он чудом оказался рядом, когда актрисе стало плохо, привез ее в больницу. Врач сказал, что еще пара часов, и актрисы бы не стало. С тех пор Айгунян стал другом Татьяны Евгеньевны, частым гостем в ее доме.

Эдуард Айгунян: «Татьяна Евгеньевна - звезда мирового масштаба, у нас таких актрис больше нет.

Татьяна Самойлова ушла из этой жизни в день своего 80-летнего юбилея - 4 мая 2014 года. Похоронили великую актрису на Новодевичьем кладбище.
Напишите свой отзыв