#
Биография и личная жизньИнтервью → Актриса Светлана Иванова: Я чуть не спалила ВГИК

Актриса Светлана Иванова: Я чуть не спалила ВГИК


Актриса Светлана Иванова

В детстве актриса Светлана Иванова была правильной и прилежной девочкой. Преподавателям ВГИКА пришлось немало потрудиться, чтобы привить ей необходимую каждому актеру раскрепощенность и превратить типичную отличницу хоть немного в хулиганку. Чуть было не переборщили.

Актриса Светлана Иванова часто думала про псевдоним. Светлана Ива? Ива-Нова? Даже рассматривался вариант Лана Иванова с ударением на последний слог. Но потом девушка поняла, что не имя работает на талант, а талант на имя. В ее филъмографии уже несколько крупных проектов - «9 рота» Федора Бондарчука, «Frariz+ Полина» Михаила Сегала, «Отец» Ивана Соловова.«.В общем, я себя хорошо чувствую Светой Ивановой, - уже довольно уверенно признается юная актриса. - Нас, Ивановых, не так много, как кажется».

- Насколько неожиданным в биографии Светланы Ивановой был выбор актерской профессии?

- Если честно, то вся моя родня была просто в шоке, что я в артистки подалась. Я была тихим и скромным ребенком. хорошо училась в школе, у меня «пятерки» по физике и математике. Никто даже и предположить не мог, что девочка, у которой так хорошо с естественными науками, вдруг займется актерским мастерством. А началось все в восьмом классе. Моя одноклассница Аня Абрамова захотела стать актрисой. Она все время тусовалась в театрах и подружек таскала. Мы постоянно бывали в Театре «У Никитских ворот». Очень любили КВН.

Аня организовывала театральные постановки в школе. Мы ставили совершенно чумовые спектакли: мюзикл «Дон Кихот», где я играла племянницу Дон Кихота, - была такая, между прочим! Еще делали мюзикл а-ля «Метро», мы им тогда очень увлекались. Потом всей дружной компанией пошли в театральную студию при ГИТИСе. Когда начали готовиться в разные институты, многие из нас бросили увлечение театром, а я и еще несколько девчонок пошли на подготовительные курсы в Школу-студию МХАТ. Я очень хотела туда поступить.

Но, естественно, когда сильно, до одури, чего-нибудь хочешь, то не получается. И я не поступила! Во всех остальных институтах мне сказали, что я очень маленькая. А я реально была такая Пеппи Длинный-чулок - два нелепых хвостика, юбочка, сандалики... Последний институт, который у меня остался. - это ВГИК. Я решила, что если не поступлю и туда, то пойду, наверное, продавать сигареты у метро. Я уже практически отчаялась, отчего расслабилась и просто в свое удовольствие читала прозу, басни, пела, танцевала. В результате поступила в мастерскую Игоря Ясуловича.

- А почему родители были в шоке от вашей тяги к искусству?

- У меня семья - династия потомственных инженеров-энергетиков. Вот и меня готовили. Я даже училась в очень серьезной гимназии № 1515, где был уклон во все - физика, математика. английский, литература. Все углубленное. И мама с папой рассчитывали, что я буду поступать в Московский энергетический институт.

- А вы хорошо учились в школе, потому что зубрили или, действительно, во всем разбирались?

- Секрет успеха в учебе заключался в моей усидчивости. Я могла делать уроки до упора.

Скажем, у нас был обалденный предмет под названием АХТ - архитектурно-художественное творчество. Мы делали разные проекты, и я могла над этим АХТ сидеть допоздна. Классе в пятом мы делали картину из ниток: сначала мы рисовали, а потом обклеивали нитками. Я нарисовала храм, вроде Успенского собора. и обклеивала его нитками. В два часа ночи поняла, что если начну ими обклеивать еще и небо, то умру над этим проектом. И взяла кружевную ленту и оформила ею.

- Светлана Иванова была популярной девочкой в классе?

- У нас была очень интересная ситуация: 18 девочек и шесть мальчиков. Популярными были не мы,- а мальчики, потому что их было мало.

Тем более, особенными внешними данными я в школе не отличалась, такая маленькая, очень смешная! Знакомых ребят было много, но это было приятельское общение. В первый раз с ухажерами я столкнулась во ВГИКе. Молодые люди, все из себя творческие, вдруг начали оказывать мне знаки внимания - я была в абсолютном шоке: боже, что они от меня хотят?

Я до сих пор себя красивой интересной девушкой не сильно ощущаю, потому что вижу себя в зеркало по утрам, не накрашенной и всякой, разной, знаю себя со всех сторон и очень адекватно воспринимаю. Поэтому, когда на меня в метро смотрели, я сразу думала: что-то не так. Наверное, я испачкалась шоколадом или тушь потекла? Но сейчас уже начинаешь понимать: наверно, я действительно ничего себе такая?

- Как реагировали ваши друзья, когда вы вдруг потянулись к искусству?

- Был такой случай: на постановку нашего феерического мюзикла «Дон Кихот» папа моей подруги Ани, журналист Виталий Абрамов, пришел с фотоаппаратом. Потом Аня принесла нам всем эти снимки в подарок. И она тогда сказала фразу, которая произвела на меня сильное впечатление: «Света, ты - прирожденная актриса, ты на каждой фотографии смотришь в зал!» Я такая воодушевленная пришла домой, говорю маме: представляешь, мне Аня сказала, что я -прирожденная актриса! Мама очень серьезно это восприняла: ты что, говорит, не вздумай!

Тут первый раз в жизни во мне проснулся дух противоречия, я спрашиваю: интересно, а почему ты, мама, думаешь. что у меня не получится?! Еще мама использовала очень тонкий ход, чтобы отговорить меня от этой профессии. Зная, что я очень люблю КВН, она сказала: «Света, если ты станешь актрисой, то не сможешь играть в КВН!» Потому что профессиональные актеры не должны играть в КВН, правило такое. У меня на полном серьезе в течение года было такое метание - чему же посвятить жизнь: театру, кино или КВНу?

- В фильме «Дом Солнца», который скоро выйдет на экраны, ваша героиня, девушка из благополучной советской семьи, влюбляется в хиппи и бросается с ним во все тяжкие. Насколько в детстве Света Иванова была домашней и послушной?

- Я была очень правильная, даже чересчур. В институте весь первый курс педагоги потратили на то, чтобы отучить меня от этой правильности. «Света, вы - типичная отличница, - говорили они. - А вы не пробовали похулиганить?» И хулиганить я начала в институте. Курить начала. Стекла, правда, не била, но однажды чуть не спалила ВГИК. Это был очень творческий вандализм, мы делали открывок «Мой бедный Марат», этюд самого начала этого произведения, когда Марат находит Лику в заброшенном доме. Слов там почти нет, и мы с моим партнером, актером Ричардом Бондаревым, придумали, что будем топить «буржуйку».

Нашли ее на какой-то помойке, поставили в нашей аудитории на паркетном полу и начали разжигать. А в ней две дыры: одна, в которую дрова закладываются, а другая - как дымоход. У нашей дымохода не оказалось, поэтому скоро пламя полезло изо всех щелей. Наша педагог сидела в ужасе, с одной стороны, ей казалось это безобразием, с другой же - было интересно, как мы выкрутимся. По сюжету я там приносила ведро воды с Невы и из этого ведра начала заливать огонь. Но он разгорелся еще сильней! Ричард взял и вылил всю воду целиком на эту «буржуйку», дым стоял на весь институт, все этажи были в дыму. Прибежали охранники, записали наши фамилии, на следующий день нас вызвали к проректору, мы объяснялись, зачем хотели сжечь ВГИК. Сказали, что это все абсолютно из творческих побуждений.

- Какую вы музыку любили в детстве?

- Классе в восьмом у нас у всех были песенники. Сейчас, насколько я знаю, это не модно, моя младшая сестра, например, этим не занимается. А вот мы на полном серьезе записывали туда песни... Слушали «Наутилус Помпилиус». Еще мне очень нравилась группа Savage Garden. Но вообще я была не очень музыкальная. Меня музыка начала интересовать гораздо позже, и сейчас я меломанка. слушаю много всего, даже в чем-то разбираюсь. Сегодня я слушала группу «АукцЫон». Недавно увидела их афишу и была в шоке: это такие дядьки! Я была уверена, что они молодые!

- А были актрисы, на которых хотелось быть похожей?

- Чулпан Хаматова. Мы любили ее всем классом. Она была самой популярной актрисой среди нашей девичьей компании, мы смотрели все фильмы, носили береточки после «Страны глухих». В школе я собирала все статьи про нее, у меня была специальная тетрадочка, куда я все это клеила. Прекратила в середине первого курса - видимо, почувствовала, что теперь началась уже моя творческая жизнь.

- Обычно знакомство с миром кино вызывает дикий восторг, особенно с непривычки. Почувствовали ли вы его?

- А у меня он до сих пор, и я надеюсь, что подольше сохранится. Иногда бывают моменты абсолютного счастья, когда я вдруг понимаю, что это то, о чем я мечтала. Однажды я снималась в сериале «Компаньон» Валерия Ахадова, моим партнером был Игорь Ливанов. Он мне очень нравился, когда я училась в школе. А тут вдруг я с ним снимаюсь! Был эпизод нашего совместного проезда на машине, снимали ночью, нас катали вокруг «Мосфильма». Я сидела в машине, смотрела в окно и понимала, что вот так и сбываются мечты. Это очень приятное чувство, хочется подольше его удержать.

- А говорят, что публичная профессия портит людей.

- Я начала сниматься рано. Наш мастер задал довольно правильный тон, поэтому ощущения, что я становлюсь звездой, не было. Зато было абсолютно рабочее состояние.

Еще казалось, что вот я учусь в институте и вот - учусь на съемочной площадке. Со стороны однокурсников тоже никакой зависти не было, многие видели, как мне тяжело сдавать экзамены из-за пропусков. Приходилось очень много нагонять, я вертелась как электрический веник. Кроме того, меня мама правильно воспитала - я знаю, что если я где-то зазвездю, то получу от нее в хорошем смысле по башке. Да и друзья мне просто не дадут зазнаться.

- А они не обижаются, когда вы месяцами пропадаете на съемках?

- Бывает, конечно. Мне и самой неловко, потому что людям не актерской профессии просто не понять нашего ритма жизни. Поэтому подруги говорят: вот Иванова, забыла нас совсем!.. Но потом мы найдем время встретиться, посидим, поболтаем обо всем на свете. И я буду прощена.

- На встречи выпускников ходите?

- В школе после выпуска была два раза. Меня туда не тянет, если честно, она у меня светлых воспоминаний не оставила. Для меня школа была какими-то сплошными рабочими буднями. ВГИК же -абсолютно другие ощущения, он даже на архитектурном уровне мне очень приятен, я очень люблю эти большие советские пространства, с огромными коридорами, в которых можно на роликах кататься. Мы, кстати, катались на роликах по ВГИКу.

- Но, наверное, редко удавалось покататься - все знают, какие занятые студенты ВГИКа.

- Это правда. У нас вообще был нетипичный курс, непьющий, не тусующийся. Помню, мы только один раз поехали к однокурснику в деревню под Калугу на три дня отмечать «экватор» - середину учебы. И то не всем курсом, а человек десять. Но вообще, мы практически никогда не собирались на вечеринки. Мы были работяги, торчали в институте с девяти утра и до ночи, пока охранники не выгонят, репетировали. Если не было возможности делать это в аудитории. то репетировали по всем этажам, во всех углах. И спали в коридорах, если повезет, то на матах. Особенно на первом курсе, когда непривыкший к нагрузкам организм перестраивается. Еще спали на просмотрах киноклассики. Однажды я уснула на фильме про Ивана Грозного, и мне снилось, что я сплю на фильме «Иван Грозный»!

- Я читал, как на съемках в Керчи вы ходили на блошиный рынок, чтобы накупить книжек по кино. Компенсируете пробелы?

- Именно, но и вообще мне интересны отдельные персонажи. Например, я купила толстенную книгу про Любовь Орлову, нашла там трогательные фотографии - оказывается, она в молодости была жгучей брюнеткой. Мне интересны судьбы таких self-made women в советском кино. Я пробовала и по московским букинистическим ходить. Я их очень люблю, если есть выбор - купить какой-нибудь свежеизданный сборник Цветаевой, со склеенными страничками, или старый, потрепанный и пахнущий бабушкиной квартирой, то я лучше возьму второй. В нем есть жизнь. На блошиный рынок мы ходили с актрисой Дашей Мороз. Отправились с утра пораньше, чтобы там ничего расхватать не успели.

- Многие артисты очень не любят кастинги. А вы?

- Это очень унизительный процесс, причем абсолютно неважно, первый раз ты на него пришел или 158-й. Одно дело пробы, а кастинг - это кошмар. Каждый раз, как поступление в институт. Когда тебе заново, абсолютно с нуля, приходится доказывать, что ты не верблюд. Дело не в том, знают они тебя как артистку или нет, а это какие-то показательные выступления: улыбнитесь! сколько вам лет? ваш рост? спойте, спляшите! Я все жду того момента, когда мне будут присылать сценарии, а я буду листать, выбирать... Но пока к кастингам надо относиться как к работе, иначе никаких нервов не хватит.

- Как Федор Бондарчук отбирал Светлану Иванову в эпизод «9роты»?

- На эту крошечную роль (Светлана играет девушку Воробья, которая провожает его в армию.) был сумасшедший кастинг, потому что это начало фильма, первые крупные планы. Зритель погружается в историю... Я опоздала на знакомство с Федором Сергеевичем Бондарчуком на 20 минут. Прибегаю, а он как раз уходит - видимо, на меня у него эти 20 минут и были запланированы. И он говорит: опоздала? Ну ладно, приходи завтра сразу на пробы! Туда я приехала на 15 минут раньше, приготовилась, были пробы с Лешей Чадовым. Через две недели мне позвонили и обрадовали, что я утверждена на эту роль. Эта роль дала мне некую уверенность - что я уже снялась в большом кино! Буквально сразу, после «9 роты», случился «Franz+Полина».

- Отбирая вас в «Дом Солнца», режиссер Гарик Сукачев тоже вас особенно не мучил расспросами?

- Меня просто позвали на знакомство с режиссером. Я еще так странно нарядилась: короткая плиссированная юбка и при этом сапоги-казаки! То есть выглядела, как абсолютный фрик. Еще попала под дождь, была вся мокрая как воробей. Общение было очень коротким, мы пожали друг другу руки, и Гарик Иванович в двух словах рассказал мне, что за история. На этом мы распрощались, мне обещали позвонить. Потом прислали сценарий, который мне так понравился, что я готова была хоть как-нибудь участвовать в этом проекте.

Думала, что получится опять как со Школой-студией МХАТ - когда чего-то очень сильно жаждешь, все обязательно не сложится. Приехала на пробы, были массовые и парные сцены - Саша и Солнце. Я знала, кто моя конкурентка, - очень талантливая девочка. Так что если бы меня не взяли на роль, то было бы не так обидно. Мне сообщили, что я утверждена на роль, когда у меня был последний съемочный день в картине Ивана Соловова «Отец». Я прыгала от радости. Но я понимала. что продолжения знакомства могло бы и не быть.

Это нормально, из 50 кастингов, на которые ты сходишь, в пяти случаях тебя позовут на пробы. Самое сложное - научиться к этому относиться спокойно, не думать, что ты плохая и не нравишься. Просто они ищут что-то другое. Хотя это сложный психологический момент. Сейчас стало проще, потому что меня уже, если честно, немножко знают. Не приходится заново рассказывать, что я родилась в Москве, окончила ВГИК.

- Когда «Дом Солнца» только запускался, съемочная группа в рекламных целях устроила акцию - собирала деньги на Арбате и потом ездила на перекладных электричках в Питер. Ты ведь участвовала в этом?

- Да, мы приехали на Арбат, собрались дружно у Hard-Rock Cafe. Актер Станислав Рядинский принес белую механическую собачку. мы придумали фишку с табличкой «Подайте собаке на батарейки». Потом нас поставили напротив Театра Вахтангова, потому что там было безопаснее. Но я отошла чуть дальше от театра в своей феерической шляпе, которую специально придумала, чтобы деньги собирать. Там сидела какая-то тетка из серии «гадаю по руке», и она мне сказала: «Женщина, идите побираться в другое место!» Потом к нам присоединился какой-то бомж, ему с нами было очень весело, он пел и плясал. Затем присоединился некий любительский театральный коллектив - мальчики, девочки и их руководитель. Они встали рядом, спели несколько песен, заработали нам много денег и ушли дальше. Потом мы поехали на электричках в славный город Петербург.

- Как проводили время в Санкт-Петербурге?

- Главное впечатление от Питера - знакомство с потрясающим чуваком, которого зовут Коля Васин. Это старейший и известнейший в мире битломан, который общается с Полом Маккартни и Йоко Оно. Мы зашли в его «берлогу» - иначе это не назовешь -везде книги, звучит музыка «Битлз», плакаты, стоит несколько макетов «Храма любви имени Джона Леннона», который он на полном серьезе намерен построить в Питере. Он собирает на него деньги, добивается разрешения на правительственном уровне. Уникальный дяденька, мы ушли от него совершенно одухотворенные.

- Света, чем вы руководствуетесь при выборе ролей?

- Как правило, я это обсуждаю с мамой. Просто стараюсь почувствовать, стоит этим заниматься или нет. Пока меня чутье не обманывало. Ничего не имею против сериалов - недавно снялась у Сергея Гинзбурга в «И все-таки я люблю». Дело тут обычно бывает не в количестве серий, а в качестве материала. Однообразные роли стараюсь отметать, но бывают совершенно неожиданные предложения, от которых просто грех отказываться.

Например, зимой я снялась у Александра Наумовича Митты в фильме «Затерянный в Сибири». Этот фильм был снят и выпущен в 1991 году, когда никакого кино вообще у нас не было, соответственно, никакого проката тоже. И Александру Наумовичу пришла в голову идея- как этот фильм реанимировать, доснять несколько сцен из серии «25 лет спустя». И я играла племянницу Владимира Ильина, так что могу в своих биографиях писать «снималась в фильме «Затерянный в Сибири». Хотя, когда он снимался, мне было лет шесть...

Но я подумываю и о втором образовании, например продюсерском или режиссерском. Век артистки в нашей стране не очень долог, потому что здоровая конкуренция, есть более молодые, более талантливые и красивые. Если в какой-то момент я пойму, что не сильно адекватна в том, чем я занимаюсь, или что я уже не очень нужна, то не буду биться головой о стену, а просто найду себе другое применение. Есть много всего интересного в жизни. Понимаю, что надо начать углубляться в иностранные языки. Может, я начну зарабатывать много-много денег и буду благотворительностью заниматься?! А может, приюты для собак буду открывать?

- Собак любите?

- Конечно! У меня даже была немецкая овчарка по прозвищу Дан. Но сейчас завести не получается, большая ответственность. Хотя я тут себе завела... кролика. Года два назад снималась в картине «Формула Зеро», были ночные смены, сентябрь, холодно очень. Я решила купить свитер. Пошла в «Охотный Ряд» и увидела там тетеньку с таким серо-беленьким комочком... Сразу поняла, что куплю не свитер, а того крольчонка. Приперлась с ним на съемки. Мне осветители дали ящик, где он всю смену и просидел, бедный. Сейчас крольчиха по имени Пупусюня находится на попечении сестры и мамы. Но хозяйка у нее все равно - я. Единственная, кому она лижет руки.

- В личной жизни у Светланы Ивановой тоже все хорошо. Правда, что ваш жених тоже работает в кино?


- Мне повезло, артистка и оператор - любопытный союз! Мы хотели аж этой зимой пожениться, но по времени не сложилось. Потом хотели весной, но все сказали, что май - значит, придется «маяться». .. Теперь все советуют в конце лета или осенью, под урожай, чтобы дом был полной чашей. Не хочется загадывать, потому что вдруг я буду в экспедиции или он уедет?

- С будущим мужем вы познакомились на съемках. Удобно ли совмещать работу и личную жизнь?

- Я пока пребываю в каком-то светлом и, может, утопическом ощущении, что это возможно. Пока удается совмещать. но. говорят, это у всех получается, пока дети не появляются. Они становятся сразу объективно важней, чем все игры в кино, в театрах...

- Вы уже распланировали совместное будущее, детей?

- Хотелось, чтобы все происходило спонтанно. Но я с ужасом понимаю, что придется и планировать - чтобы успеть сняться в кино, вовремя бросить курить и родить ребенка. Но говорят, что если детей планировать, то всегда будет казаться. что на них нет времени.

- Вы относите себя к девушкам, которые стремятся замуж?

Да, но я-то хочу выйти не абстрактно, а за конкретного человека. И платье хочется. Пока только выбираю его в Интернете. Нашла обалденный сайт с испанскими подвенечными платьями. Но очень большие размеры. Испанские женщины все-таки. В таком случае проще сшить.

-Не думали выбрать неформальную одежду для этого события?


-Тут я, наверное, консерватор. Хочу, чтобы это было один раз в моей жизни и было красиво. Мне очень идет белый цвет, я уже несколько раз играла невест, снималась в свадебных платьях, и мне понравилось. Прошлым летом у нас была совершенно замечательная сцена свадьбы с артистом Иваном Кокориным в сериале «От любви до кохання», на съемках которого мы с моим будущим мужем, собственно, и познакомились. Он работал в операторской группе.

- У операторов особое чувство прекрасного, согласны?

- Я очень боялась, что они видят слишком много. И красивое, и не очень - все мои прыщики и морщинки. Я очень это переживала, старалась все время идеально выглядеть, при полном параде. Зато бывает очень смешно, когда в повседневной жизни он вдруг начинает меня переставлять, как на съемочной площадке, под свет, пока не решит, что хорошо смотрюсь!

- Он вас не ревнует к партнерам по съемкам?

- Мне, слава богу, достался очень мудрый мужчина. Это понятие заключает в себе очень много - и доверие, и спокойствие стоическое. Хотя я понимаю, что есть вещи, которые объективно мужчине неприятны. У нас была история, когда в сериале «От любви до кохання» он снимал мою любовную сцену. Я пыталась представить себя на его месте - мне было бы совсем плохо. А он у меня замечательный, я знаю, что он никогда не будет против того, чтобы я снималась.

- Не боитесь погрузиться в семейную жизнь, которая вполне может не сочетаться с профессиональной?

- Пока не боюсь. Но создать семью мне хочется, потому что в нашей нестабильной жизни должно быть хоть что-то, в чем можно чувствовать себя на 100% уверенной, любимой, самой лучшей...

Беседовал Андрей Захарьев
Напишите свой отзыв