Российская киноактриса и телеведущая - Лариса Андреевна Гузеева родилась 23 мая 1959 г. Семейное положение — замужем за Игорем Бухаровым. Окончила Ленинградский театральный институт в 1984 г. С 2001 г. — телеведущая, с 2008 г. ведёт ток-шоу «Давай поженимся». В 1994 г. , удостоена звания заслуженной артистка РФ. Три раза была замужем, есть двое детей.
- У Ларисы Гузеевой изменилось ли с возрастом отношение к любви?
- Конечно, изменилось. Если бы в определенном возрасте у меня не произошла переоценка ценностей, пришлось бы, наверное, лечиться, потому что инфантильность - это диагноз. Это сейчас я - зрелая женщина, и у меня зрелое отношение к мужу и детям. Эмоции больше не преобладают над разумом. А в двадцать лет мне казалось, что каждое новое знакомство будет интереснее предыдущего, а каждая новая любовь -значительней прежней.
Сейчас мною уже руководит разум, а не рефлексы и гормоны. В юности большую страсть можно принять за настоящую любовь. Но назовите мне хоть один пример того, чтобы люди - только не литературные герои - сохранили свою любовь с юности до старости. Лично я не знаю ни одной такой семьи, с которой хотелось бы брать пример. В последние годы я работаю над собой, над своими чувствами и больше не иду на поводу у эмоций.
Теперь я понимаю, когда лучше промолчать, а на что нужно закрыть глаза. Подружка врет - ну и бог с ней. Другая интригует - что поделать? Такой она человек. Муж делает что-то не то - ну и пусть. Раньше я наверняка разорвала бы отношения с этими людьми. Но теперь я знаю, что и мне самой далеко до идеала. Ведь у меня тоже масса недостатков, и меня порой тяжело терпеть. Но от этого моя любовь к мужу и детям нисколько не становится меньше. Я стараюсь, постоянно работаю над собой, ведь никто не обязан любить нас такими, какие мы есть.
- Гузеевой часто приходилось разочаровываться в мужчинах ?
- Я никогда не страдала от неразделенной любви, не писала писем, не молчала в трубку. Но не было и безумной любви. Наверно, я всегда была слишком высокого мнения о себе. И никаких идеалов у меня не было. Я позволяла себя любить и вертела мальчиками как хотела. Но при этом у меня всегда был запасной аэродром и чемодан наготове.
К тому же я рано начала сниматься в кино. А когда тебе только двадцать три, а ты уже снимаешься с Никитой Михалковым, то не станешь мечтать о каком-то мальчике из соседнего двора. Вот если бы я была не актрисой, а простой фабричной девчонкой, я, наверное, мечтала бы познакомиться с Андреем Мягковым. А я с ним работала на одной съемочной площадке.
С Никитой Михалковым и Андреем Мягковым Лариса Гузеева снималась в «Жестоком романсе» - фильме, после которого она в буквальном смысле проснулась знаменитой. И хотя озвучивала «бесприданницу» актриса Анна Каменкова, а песни в картине пела Валентина Пономарева, главная героиня, Лариса Огудалова, - это прежде всего Гузеева.
Из всех претенденток режиссер Эльдар Рязанов выбрал именно ее, несмотря на то что Лариса пришла на пробы в рваных джинсах и с «Беломором» в зубах: в тот момент она мало чем напоминала героиню пьесы Островского. После «Жестокого романса» Гузеевой больше не предлагали ролей такого уровня. Тем не менее в биографии за последние двадцать лет у актрисы Гузеевой сыграно еще несколько десятках фильмов. А в 1994 году Лариса Гузеева стала заслуженной артисткой России.
- В кино один год можно считать за десять. На съемочной площадке очень быстро взрослеешь. Люди там гораздо более открыто выражают свои чувства, и ты сразу узнаешь гораздо больше, чем нужно. Поэтому я и не хочу отдавать своего старшего ребенка в кино, хотя его постоянно приглашают. Для его нежного возраста ни к чему так рано начинать соображать.
- Когда играешь в кино и театре чужие судьбы и чужую любовь, можно жить этим и не иметь своего счастья? Заменяют ли роли отсутствие любви в личной жизни?
- Никогда. Хотя есть актрисы, которые живут только сценой. Это называется сублимация. Они сублимируют на сцене все материнское, женское, сексуальное. У них это замечательно получается, и они совершенно не страдают. Наоборот, эти актрисы не понимают, как можно с утра бежать в магазин, отводить ребенка в школу, готовить мужу завтрак, а потом бежать на сцену и играть Марию Стюарт. Такую жизнь они считают оскорбительной, искренне полагая, что без этого не только можно, но и нужно прожить.
Но лично для меня жизнь первична, а искусство вторично. Я никого не осуждаю, но все-таки думаю, что это несчастные женщины. Потому что в природе все должно быть органично. Я уверена, что без детей счастья нет. Но раз бог создал таких женщин, значит, они должны быть. Любовь - это дар божий. Почему, к примеру, один человек может играть на скрипке, а другой нет? Так же и в любви. Кто сказал, что все умеют любить и все должны это чувство пережить?
- Вы когда-нибудь задавали себе вопрос, что такое любовь?
- Да, и я знаю ответ. Любовь - это жертвенность. Если сможешь ради кого-то пойти на смерть, на казнь, - это любовь. Для того, кого любишь, ты встанешь пораньше, ты недоешь и недопьешь, оденешься хуже, возьмешь меньше, а отдашь больше. Все остальное - только чувство, близкое к любви. Можно называть его как угодно: страсть, привязанность, увлечение.
Чем сильнее человек развит - эмоционально и интеллектуально, - тем глубже его любовь, тем больше в ней цветов и оттенков. Вот, например, как было принято в деревнях? Люди жили всю жизнь вместе, потому что жена была хорошая и работящая, потому что родились дети. И неважно, что после стакана он ее регулярно поколачивал. Бьет - значит, любит. У любви разные краски. Для меня, например, такая любовь абсолютно недопустима. Если бы на меня кто-то осмелился поднять руку, я прекратила бы такие отношения раз и навсегда.
- В наше время люди очень много говорят о любви. Может быть, это из-за того, что в современном обществе ее уже не осталось?
- Да, пожалуй, вы правы. Но с другой стороны, музыкант от бога даже из консервной банки сможет извлечь какой-нибудь изумительный звук. И неважно, где и когда он появился на свет, в каких условиях он рос. Точно так же, если ты родился человеком, способным дарить любовь, это никак не зависит от общества. Я считаю, что любить можно всегда. Просто у нового поколения совсем нет идеалов. Молодые люди вообще не знают, что такое стыд, если только они не из очень приличной, какой-то реликтовой семьи. А какая без этого может быть любовь?
Сейчас мне приходится работать на сцене с молодыми, и в перерывах между репетициями я стараюсь не выходить из гримерки и не общаться ни с кем из них. Может быть, мне просто не повезло. Не хочу выглядеть престарелой брюзгой, но у меня они вызывают только раздражение и ужас. Когда нам было лет по двадцать, мы знали, что такое уважение к старшим, к коллегам, которые уже чего-то добились в профессии. А современные молодые люди какие-то неадекватные.
Мы в их возрасте никогда бы не стали так себя вести при взрослых - все напоказ, секс чуть ли не в открытую. Поэтому у нас сейчас так популярны «Окна» и прочие ток-шоу на эту тему - когда нет стыда, очень интересно подсматривать за другими. Современное общество - это общество импотентов и фригидных женщин. Ведь кто больше всех, как правило, говорит о сексе? Импотенты. Даже кошки, занимаясь любовью, прячутся.
- Говорят, что каждый должен найти в жизни свою половину. Но ведь большинство из нас вступает в брак, руководствуясь совсем другими критериями?
- Мне кажется, это просто какая-то красивая легенда. Представьте себе такую ситуацию: двадцать человек на полгода уезжают в командировку на какой-нибудь остров. И двое из этих двадцати, оттого, что нет особого выбора, влюбляются друг в друга. Потом это чувство перерастает в привычку, и люди начинают жить вместе. А если их поместить в разные концы планеты, они просто влюбятся в кого-нибудь другого. Именно круг общения обычно влияет на твой выбор. Поэтому люди так часто влюбляются на работе.
- А сколько раз в жизни можно любить?
- Это зависит от темперамента. И от того, что считать любовью. Мне кажется, если ты умеешь любить, это чувство никогда не исчезнет из твоей жизни. Когда я родила сына, мне казалось, что, если у меня будет второй ребенок, я никогда не смогу любить его так же сильно. Еще в детстве я удивлялась, как мама может любить одинаково и меня и брата? А родилась Лелька - и я поняла, что люблю ее не меньше. Значит, внутри есть какой-то огромный потенциал.
Первого ребенка Лариса Гузеева родила в тридцать два года. До этого, по ее словам, она была слишком инфантильна и просто не готова к тому, чтобы стать матерью. Долгое время о том, что Лариса ждет ребенка, знали только ее партнеры по фильмам «Патриотическая комедия» и «В той области небес» Сергей Маковецкий и Алексей Серебряков. Актриса продолжала работать даже на последних месяцах беременности. И как только родился Георгий, снова вернулась на съемочную площадку. Лариса рассталась с отцом своего первого ребенка несколько лет назад, но Георгий часто ездит к нему и своей бабушке в Грузию.
Дочь Ларисы Гузеевой Ольга младше брата на восемь лет. И снова на двенадцатый день после родов Лариса была уже на работе. К тому времени она снова была замужем, однако Гузеева всегда считала, что женщина должна сама уметь зарабатывать деньги для своих детей. «Мужчины любят сильных женщин», - говорит она.
- Я сама всему научилась, сама сделала карьеру и никогда ни от кого не зависела. Всю жизнь я работала и зарабатывала больше, чем мои знакомые мужчины. Я не знала, что такое декретный отпуск, не знала, что такое лежать на диване и ничего не делать, в то время как мой возлюбленный дарил бы мне сережки с бриллиантами. Если мне что-то надо - сама заработаю и куплю.
Я никогда ни на кого не надеялась. Может быть, из-за того, что у меня никогда не было папы, который баловал бы меня. А есть женщины, которых с детства отцы просто носили на руках. Они так и будут всю жизнь относиться к мужчинам - как будто все им обязаны. Будут умирать без куска хлеба, но даже не подумают, что можно самим заработать деньги.
Это женщины-паразитки, которые могут жить только за счет мужчины. А я всегда говорю: «Мне мужчин жалко». Иногда я говорю мужу: «Отдохни, Игоряш, я сама все сделаю». Я бы меньше всего желала своему сыну такую жену-паразитку, которая всякий раз говорила бы: «Георгий, принеси, Георгий, сделай». Если понадобится, я сделаю все, чтобы разрушить такие отношения - не для этого я растила сына.
- А какую роль сыграли мужчины в становлении Гузеевой как личности?
- Каждый мужчина в моей жизни что-то мне дал. Иначе я бы с ним просто не общалась. Для меня не может быть никакого общения без духовности. Но я никогда не была рабыней.
Однажды я легла в клинику, где мне помогали сбросить вес. Там же оказалась моя знакомая -красивая, умная, образованная. И однажды к ней пришел ее возлюбленный, ради которого она решила похудеть. Мы всей палатой бегали на него посмотреть и хохотали до слез. Он оказался лысый, жирный, с отвисшим животом -просто карикатура! И что он мог дать этой женщине? Но, наверное, что-то мог, раз она его так любила. Мы же не знаем, что происходит у людей за закрытыми дверями.
- Ваша героиня из «Жестокого романса» пострадала из-за меркантильности возлюбленного, который бросил ее ради богатой невесты. Насколько актуальна сейчас такая история?
- Сейчас, по-моему, многие мечтают паразитировать друг на друге: либо женщина на мужчине, либо наоборот. Как будто Островский писал про наших современников. Вот только современные бесприданницы, наверное, не стали бы так переживать из-за измены возлюбленного. Ну, женился бы он на другой, а она поехала бы с Мокием Парменычем в Париж, да еще осталась в любовницах у Паратова.
Сейчас любовь часто измеряют деньгами. Но ты не успеешь оглянуться, как наступит старость. И будешь умирать как самый обычный человек. На тот свет нельзя забрать ни кольца с бриллиантами, ни загородные дома. Останется только сожалеть, что жизнь прошла бездарно.
Мне жалко тех бедных девочек, которые ради материальных благ проживают свою жизнь не с теми мужчинами. Это ужасно. Кому и зачем останутся после них эти блага?
- Детям.
- Детям это не нужно - все равно у каждого поколения свои ценности. Для детей важно, чтобы была счастливая семья, чтобы все вместе катались на лыжах и ездили на море - этого вполне достаточно. И бесконечная родительская любовь.
Несколько лет назад Лариса Гузеева снова вышла замуж - за владельца нескольких московских ресторанов Игоря Бухарова. Он -отец Ольги, да и к Георгию относится как к собственному сыну. Гузеева знакома со своим мужем уже больше двадцати лет. Тогда Игорь и Лариса еще жили в разных городах: он в Москве, а она в Ленинграде (в столицу Лариса Гузеева переехала несколько лет назад). Все это время Игорь Бухаров терпеливо ждал и помогал Ларисе в трудных ситуациях - например, когда тяжело заболел Георгий. «Вы даже не представляете, как Игорь меня любил! - рассказывает сегодня актриса. - Я просто не могла отказать, когда Игорь сделал мне предложение...»
- Мы с Игорем не только муж и жена, но еще и друзья. А это очень важно для брака. Страсть и физическое влечение все равно со временем переходят в привычку. И что тогда останется, если между людьми нет духовного родства? Бывает, что мы с Игорем иногда не можем уснуть до трех часов ночи, потому что хотим о чем-то поговорить, что-то посмотреть или куда-то съездить. Мы понимаем друг друга с полуслова, наши оценки совпадают, и мы никогда не устаем от общения. Так что нам обоим есть ради кого стараться быть лучше.
- А может, вы как раз и есть те самые пресловутые две половинки, в которые вы не верите?
- Конечно, мы с ним совпали. Но не знаю, можно ли сказать, что мы искали друг друга всю жизнь и нашли... Ну, напишите для красного словца, что верю. (Улыбается.)
- Игорь тоже старается работать над собой, так же как и вы?
- Старается. Хотя в последнее время он что-то распустился и стал позволять себе кричать на меня. Надо взяться за него. (Улыбается.) «Вот, Игоречек, - говорю я ему, - когда сто лет тому назад ты меня любил, то никогда себе такого не позволял». Я ненавижу, когда на меня повышают голос. Я тоже могу на кого-то накричать, но меня нужно довести до такого состояния. И тогда человек сразу понимает, что на него не просто так орут, а за что-то.
- Некоторые считают, что ревность - конструктивное чувство. Будто бы она даже подпитывает любовь. Как по-вашему - ревность нужна?
- Что значит - нужна? Либо ты ревнуешь, либо нет. Я - жутко ревнивая.
- А скрываете свою ревность от мужа?
- Да прямо уж, скрываю. Наоборот - я его постоянно мучаю, извожу, требую все рассказать. Игорь из-за меня ночами не спит. Постоянно допрашиваю с пристрастием, например, кто красивее:
я или Шэрон Стоун? «А если бы, - говорю, - какая-нибудь женщина тебе предложила: «Вот тебе десять миллионов долларов - брось свою Лариску», - ты бы бросил?» Игорь отвечает: «Нет». Но это все глупости, конечно.
- Хотите сказать, что никаких серьезных поводов для ревности у Ларисы Гузеевой нет?
- Да бог его знает! Жены всегда все узнают в самый последний момент. Но для меня лучше сладкая ложь, чем горькая правда. Терпеть не могу подружек, которые обязательно тебе скажут: «Видели, видели!»
- Вы и сами, наверное, ничего подобного подруге не скажете?
- Никогда! Мы с Игорем никогда не придем друг к другу без звонка, хотя специально об этом не договаривались. Я его не проверяю, не хочу. Мало ли, что там. Зачем мне это знать? Глупо проверять и контролировать друг друга. Я, например, по телефону называю всех «котиками» да «зайчиками». Игорь даже внимания на это не обращает. Знает, что в нашей актерской среде принято так общаться. А если я начну говорить в трубку: «Да, нет, не знаю... » - он сразу уши навострит. Зато если его при мне кто-нибудь зайчиком назовет - я его сразу на кусочки порублю, на филе порежу. (Смеется.)
- Вы способны дать мужчине пощечину?
- Да. Я вообще-то драчунья. И женщине пощечину могу дать...
- А не жалеете потом?
- Нет. Если дала пощечину - значит, было за что. Может, даже и этого мало, а нужно было вообще убить.
- Лариса, а у замужней женщины могут быть хорошие подруги? Как влияет семейное счастье на женскую дружбу?
- Я всегда думала, что все вокруг должны меня любить. И что завидовать мне незачем. Ведь я прожила тяжелую жизнь, постоянно работала, никого со свету не сживала. И только недавно я узнала, что у некоторых я вызываю дикое раздражение. «Почему ей, а не мне?» - думают они. Так что оказалось, не все меня любят. Но когда у тебя большая семья, подруги уходят на задний план. А некоторые исчезают совсем. Хотя у меня есть близкая подруга. Она живет в Санкт-Петербурге, и мы сто лет уже вместе.
- Во многих семьях существуют определенные ритуалы. Например, муж не должен забывать про день свадьбы или продолжать, как и в период ухаживания, дарить жене букеты...
- Нет никаких подарков! Игорь несколько раз пытался мне что-то подарить, но ничего хорошего из этого не вышло. Я ведь дареному коню обязательно в зубы смотрю. Начинаю к Игорю с ножом к горлу приставать: сколько это стоит, зачем он потратил деньги... Мне сложно угодить. Так что покупать мне подарки мы ходим вместе.
И конечно, никаких цветов он мне не дарит. Это глупость. К тому же Игорь знает, что я не люблю срезанные цветы. И про день свадьбы он, конечно, забывает. Обычно происходит такой диалог: «А у нас с тобой позавчера была дата» - «Ой, елки зеленые, я и забыл!» — «Ну, Игоряш, за тобой подарок» - «И за тобой». Одно время у нас была традиция проводить воскресенье всей семьей. Мы куда-нибудь выезжали все вместе, с детьми и моей мамой. Но сейчас у меня столько дел, что я вообще не успеваю общаться с детьми. Ухожу - они еще спят, прихожу - уже спят. И все заботы, связанные с детьми, лежат на маме.
- Как вы разделили между собой обязанности по воспитанию детей? Кто за что отвечает?
- Иногда я требую, чтобы муж больше занимался их воспитанием: «Игорь, ну ты же мужчина в доме!» Но он слышать ничего не хочет: «Я вижу детей раз в три дня по пять минут. Так что воспитывай их сама, а от меня не требуй». Поэтому он их любит и балует, а они сидят у Игоря на шее.
- Как вы думаете, что родители должны прежде всего дать своим детям?
- Уверенность в себе. Еще я все время внушаю сыну, что он должен следить за своим здоровьем и быть образованным человеком. Вот и все, что я могу им дать. Все остальное очень эфемерно.
- Ваш сын уже в том возрасте, когда встречается первая любовь. Как вы его готовите к этому?
- Пока Георгий все скрывает. Но я жду. Он говорит: «Мам, ну что у тебя все любовь на уме?» А я отвечаю: «Георгий, первая любовь - это только начало. Так не бывает, что первая - она же и последняя». Я стараюсь объяснить, что не надо зацикливаться на первой любви и сходить с ума. «Ромео и Джульетта», на мой взгляд, очень « вредная пьеса. Это красиво только на сцене. А в жизни? Мама с папой рыдают, дети гниют в земле, а потом все о них забывают. Это ужасно. Любой суицид из-за любви ужасен. Жизнь - это драгоценность.
Беседовала Наталия Корнеева
- У Ларисы Гузеевой изменилось ли с возрастом отношение к любви?
- Конечно, изменилось. Если бы в определенном возрасте у меня не произошла переоценка ценностей, пришлось бы, наверное, лечиться, потому что инфантильность - это диагноз. Это сейчас я - зрелая женщина, и у меня зрелое отношение к мужу и детям. Эмоции больше не преобладают над разумом. А в двадцать лет мне казалось, что каждое новое знакомство будет интереснее предыдущего, а каждая новая любовь -значительней прежней.
Сейчас мною уже руководит разум, а не рефлексы и гормоны. В юности большую страсть можно принять за настоящую любовь. Но назовите мне хоть один пример того, чтобы люди - только не литературные герои - сохранили свою любовь с юности до старости. Лично я не знаю ни одной такой семьи, с которой хотелось бы брать пример. В последние годы я работаю над собой, над своими чувствами и больше не иду на поводу у эмоций.
Теперь я понимаю, когда лучше промолчать, а на что нужно закрыть глаза. Подружка врет - ну и бог с ней. Другая интригует - что поделать? Такой она человек. Муж делает что-то не то - ну и пусть. Раньше я наверняка разорвала бы отношения с этими людьми. Но теперь я знаю, что и мне самой далеко до идеала. Ведь у меня тоже масса недостатков, и меня порой тяжело терпеть. Но от этого моя любовь к мужу и детям нисколько не становится меньше. Я стараюсь, постоянно работаю над собой, ведь никто не обязан любить нас такими, какие мы есть.
- Гузеевой часто приходилось разочаровываться в мужчинах ?
- Я никогда не страдала от неразделенной любви, не писала писем, не молчала в трубку. Но не было и безумной любви. Наверно, я всегда была слишком высокого мнения о себе. И никаких идеалов у меня не было. Я позволяла себя любить и вертела мальчиками как хотела. Но при этом у меня всегда был запасной аэродром и чемодан наготове.
К тому же я рано начала сниматься в кино. А когда тебе только двадцать три, а ты уже снимаешься с Никитой Михалковым, то не станешь мечтать о каком-то мальчике из соседнего двора. Вот если бы я была не актрисой, а простой фабричной девчонкой, я, наверное, мечтала бы познакомиться с Андреем Мягковым. А я с ним работала на одной съемочной площадке.
С Никитой Михалковым и Андреем Мягковым Лариса Гузеева снималась в «Жестоком романсе» - фильме, после которого она в буквальном смысле проснулась знаменитой. И хотя озвучивала «бесприданницу» актриса Анна Каменкова, а песни в картине пела Валентина Пономарева, главная героиня, Лариса Огудалова, - это прежде всего Гузеева.
Из всех претенденток режиссер Эльдар Рязанов выбрал именно ее, несмотря на то что Лариса пришла на пробы в рваных джинсах и с «Беломором» в зубах: в тот момент она мало чем напоминала героиню пьесы Островского. После «Жестокого романса» Гузеевой больше не предлагали ролей такого уровня. Тем не менее в биографии за последние двадцать лет у актрисы Гузеевой сыграно еще несколько десятках фильмов. А в 1994 году Лариса Гузеева стала заслуженной артисткой России.
- В кино один год можно считать за десять. На съемочной площадке очень быстро взрослеешь. Люди там гораздо более открыто выражают свои чувства, и ты сразу узнаешь гораздо больше, чем нужно. Поэтому я и не хочу отдавать своего старшего ребенка в кино, хотя его постоянно приглашают. Для его нежного возраста ни к чему так рано начинать соображать.
- Когда играешь в кино и театре чужие судьбы и чужую любовь, можно жить этим и не иметь своего счастья? Заменяют ли роли отсутствие любви в личной жизни?
- Никогда. Хотя есть актрисы, которые живут только сценой. Это называется сублимация. Они сублимируют на сцене все материнское, женское, сексуальное. У них это замечательно получается, и они совершенно не страдают. Наоборот, эти актрисы не понимают, как можно с утра бежать в магазин, отводить ребенка в школу, готовить мужу завтрак, а потом бежать на сцену и играть Марию Стюарт. Такую жизнь они считают оскорбительной, искренне полагая, что без этого не только можно, но и нужно прожить.
Но лично для меня жизнь первична, а искусство вторично. Я никого не осуждаю, но все-таки думаю, что это несчастные женщины. Потому что в природе все должно быть органично. Я уверена, что без детей счастья нет. Но раз бог создал таких женщин, значит, они должны быть. Любовь - это дар божий. Почему, к примеру, один человек может играть на скрипке, а другой нет? Так же и в любви. Кто сказал, что все умеют любить и все должны это чувство пережить?
- Вы когда-нибудь задавали себе вопрос, что такое любовь?
- Да, и я знаю ответ. Любовь - это жертвенность. Если сможешь ради кого-то пойти на смерть, на казнь, - это любовь. Для того, кого любишь, ты встанешь пораньше, ты недоешь и недопьешь, оденешься хуже, возьмешь меньше, а отдашь больше. Все остальное - только чувство, близкое к любви. Можно называть его как угодно: страсть, привязанность, увлечение.
Чем сильнее человек развит - эмоционально и интеллектуально, - тем глубже его любовь, тем больше в ней цветов и оттенков. Вот, например, как было принято в деревнях? Люди жили всю жизнь вместе, потому что жена была хорошая и работящая, потому что родились дети. И неважно, что после стакана он ее регулярно поколачивал. Бьет - значит, любит. У любви разные краски. Для меня, например, такая любовь абсолютно недопустима. Если бы на меня кто-то осмелился поднять руку, я прекратила бы такие отношения раз и навсегда.
- В наше время люди очень много говорят о любви. Может быть, это из-за того, что в современном обществе ее уже не осталось?
- Да, пожалуй, вы правы. Но с другой стороны, музыкант от бога даже из консервной банки сможет извлечь какой-нибудь изумительный звук. И неважно, где и когда он появился на свет, в каких условиях он рос. Точно так же, если ты родился человеком, способным дарить любовь, это никак не зависит от общества. Я считаю, что любить можно всегда. Просто у нового поколения совсем нет идеалов. Молодые люди вообще не знают, что такое стыд, если только они не из очень приличной, какой-то реликтовой семьи. А какая без этого может быть любовь?
Сейчас мне приходится работать на сцене с молодыми, и в перерывах между репетициями я стараюсь не выходить из гримерки и не общаться ни с кем из них. Может быть, мне просто не повезло. Не хочу выглядеть престарелой брюзгой, но у меня они вызывают только раздражение и ужас. Когда нам было лет по двадцать, мы знали, что такое уважение к старшим, к коллегам, которые уже чего-то добились в профессии. А современные молодые люди какие-то неадекватные.
Мы в их возрасте никогда бы не стали так себя вести при взрослых - все напоказ, секс чуть ли не в открытую. Поэтому у нас сейчас так популярны «Окна» и прочие ток-шоу на эту тему - когда нет стыда, очень интересно подсматривать за другими. Современное общество - это общество импотентов и фригидных женщин. Ведь кто больше всех, как правило, говорит о сексе? Импотенты. Даже кошки, занимаясь любовью, прячутся.
- Говорят, что каждый должен найти в жизни свою половину. Но ведь большинство из нас вступает в брак, руководствуясь совсем другими критериями?
- Мне кажется, это просто какая-то красивая легенда. Представьте себе такую ситуацию: двадцать человек на полгода уезжают в командировку на какой-нибудь остров. И двое из этих двадцати, оттого, что нет особого выбора, влюбляются друг в друга. Потом это чувство перерастает в привычку, и люди начинают жить вместе. А если их поместить в разные концы планеты, они просто влюбятся в кого-нибудь другого. Именно круг общения обычно влияет на твой выбор. Поэтому люди так часто влюбляются на работе.
- А сколько раз в жизни можно любить?
- Это зависит от темперамента. И от того, что считать любовью. Мне кажется, если ты умеешь любить, это чувство никогда не исчезнет из твоей жизни. Когда я родила сына, мне казалось, что, если у меня будет второй ребенок, я никогда не смогу любить его так же сильно. Еще в детстве я удивлялась, как мама может любить одинаково и меня и брата? А родилась Лелька - и я поняла, что люблю ее не меньше. Значит, внутри есть какой-то огромный потенциал.
Первого ребенка Лариса Гузеева родила в тридцать два года. До этого, по ее словам, она была слишком инфантильна и просто не готова к тому, чтобы стать матерью. Долгое время о том, что Лариса ждет ребенка, знали только ее партнеры по фильмам «Патриотическая комедия» и «В той области небес» Сергей Маковецкий и Алексей Серебряков. Актриса продолжала работать даже на последних месяцах беременности. И как только родился Георгий, снова вернулась на съемочную площадку. Лариса рассталась с отцом своего первого ребенка несколько лет назад, но Георгий часто ездит к нему и своей бабушке в Грузию.
Дочь Ларисы Гузеевой Ольга младше брата на восемь лет. И снова на двенадцатый день после родов Лариса была уже на работе. К тому времени она снова была замужем, однако Гузеева всегда считала, что женщина должна сама уметь зарабатывать деньги для своих детей. «Мужчины любят сильных женщин», - говорит она.
- Я сама всему научилась, сама сделала карьеру и никогда ни от кого не зависела. Всю жизнь я работала и зарабатывала больше, чем мои знакомые мужчины. Я не знала, что такое декретный отпуск, не знала, что такое лежать на диване и ничего не делать, в то время как мой возлюбленный дарил бы мне сережки с бриллиантами. Если мне что-то надо - сама заработаю и куплю.
Я никогда ни на кого не надеялась. Может быть, из-за того, что у меня никогда не было папы, который баловал бы меня. А есть женщины, которых с детства отцы просто носили на руках. Они так и будут всю жизнь относиться к мужчинам - как будто все им обязаны. Будут умирать без куска хлеба, но даже не подумают, что можно самим заработать деньги.
Это женщины-паразитки, которые могут жить только за счет мужчины. А я всегда говорю: «Мне мужчин жалко». Иногда я говорю мужу: «Отдохни, Игоряш, я сама все сделаю». Я бы меньше всего желала своему сыну такую жену-паразитку, которая всякий раз говорила бы: «Георгий, принеси, Георгий, сделай». Если понадобится, я сделаю все, чтобы разрушить такие отношения - не для этого я растила сына.
- А какую роль сыграли мужчины в становлении Гузеевой как личности?
- Каждый мужчина в моей жизни что-то мне дал. Иначе я бы с ним просто не общалась. Для меня не может быть никакого общения без духовности. Но я никогда не была рабыней.
Однажды я легла в клинику, где мне помогали сбросить вес. Там же оказалась моя знакомая -красивая, умная, образованная. И однажды к ней пришел ее возлюбленный, ради которого она решила похудеть. Мы всей палатой бегали на него посмотреть и хохотали до слез. Он оказался лысый, жирный, с отвисшим животом -просто карикатура! И что он мог дать этой женщине? Но, наверное, что-то мог, раз она его так любила. Мы же не знаем, что происходит у людей за закрытыми дверями.
- Ваша героиня из «Жестокого романса» пострадала из-за меркантильности возлюбленного, который бросил ее ради богатой невесты. Насколько актуальна сейчас такая история?
- Сейчас, по-моему, многие мечтают паразитировать друг на друге: либо женщина на мужчине, либо наоборот. Как будто Островский писал про наших современников. Вот только современные бесприданницы, наверное, не стали бы так переживать из-за измены возлюбленного. Ну, женился бы он на другой, а она поехала бы с Мокием Парменычем в Париж, да еще осталась в любовницах у Паратова.
Сейчас любовь часто измеряют деньгами. Но ты не успеешь оглянуться, как наступит старость. И будешь умирать как самый обычный человек. На тот свет нельзя забрать ни кольца с бриллиантами, ни загородные дома. Останется только сожалеть, что жизнь прошла бездарно.
Мне жалко тех бедных девочек, которые ради материальных благ проживают свою жизнь не с теми мужчинами. Это ужасно. Кому и зачем останутся после них эти блага?
- Детям.
- Детям это не нужно - все равно у каждого поколения свои ценности. Для детей важно, чтобы была счастливая семья, чтобы все вместе катались на лыжах и ездили на море - этого вполне достаточно. И бесконечная родительская любовь.
Несколько лет назад Лариса Гузеева снова вышла замуж - за владельца нескольких московских ресторанов Игоря Бухарова. Он -отец Ольги, да и к Георгию относится как к собственному сыну. Гузеева знакома со своим мужем уже больше двадцати лет. Тогда Игорь и Лариса еще жили в разных городах: он в Москве, а она в Ленинграде (в столицу Лариса Гузеева переехала несколько лет назад). Все это время Игорь Бухаров терпеливо ждал и помогал Ларисе в трудных ситуациях - например, когда тяжело заболел Георгий. «Вы даже не представляете, как Игорь меня любил! - рассказывает сегодня актриса. - Я просто не могла отказать, когда Игорь сделал мне предложение...»
- Мы с Игорем не только муж и жена, но еще и друзья. А это очень важно для брака. Страсть и физическое влечение все равно со временем переходят в привычку. И что тогда останется, если между людьми нет духовного родства? Бывает, что мы с Игорем иногда не можем уснуть до трех часов ночи, потому что хотим о чем-то поговорить, что-то посмотреть или куда-то съездить. Мы понимаем друг друга с полуслова, наши оценки совпадают, и мы никогда не устаем от общения. Так что нам обоим есть ради кого стараться быть лучше.
- А может, вы как раз и есть те самые пресловутые две половинки, в которые вы не верите?
- Конечно, мы с ним совпали. Но не знаю, можно ли сказать, что мы искали друг друга всю жизнь и нашли... Ну, напишите для красного словца, что верю. (Улыбается.)
- Игорь тоже старается работать над собой, так же как и вы?
- Старается. Хотя в последнее время он что-то распустился и стал позволять себе кричать на меня. Надо взяться за него. (Улыбается.) «Вот, Игоречек, - говорю я ему, - когда сто лет тому назад ты меня любил, то никогда себе такого не позволял». Я ненавижу, когда на меня повышают голос. Я тоже могу на кого-то накричать, но меня нужно довести до такого состояния. И тогда человек сразу понимает, что на него не просто так орут, а за что-то.
- Некоторые считают, что ревность - конструктивное чувство. Будто бы она даже подпитывает любовь. Как по-вашему - ревность нужна?
- Что значит - нужна? Либо ты ревнуешь, либо нет. Я - жутко ревнивая.
- А скрываете свою ревность от мужа?
- Да прямо уж, скрываю. Наоборот - я его постоянно мучаю, извожу, требую все рассказать. Игорь из-за меня ночами не спит. Постоянно допрашиваю с пристрастием, например, кто красивее:
я или Шэрон Стоун? «А если бы, - говорю, - какая-нибудь женщина тебе предложила: «Вот тебе десять миллионов долларов - брось свою Лариску», - ты бы бросил?» Игорь отвечает: «Нет». Но это все глупости, конечно.
- Хотите сказать, что никаких серьезных поводов для ревности у Ларисы Гузеевой нет?
- Да бог его знает! Жены всегда все узнают в самый последний момент. Но для меня лучше сладкая ложь, чем горькая правда. Терпеть не могу подружек, которые обязательно тебе скажут: «Видели, видели!»
- Вы и сами, наверное, ничего подобного подруге не скажете?
- Никогда! Мы с Игорем никогда не придем друг к другу без звонка, хотя специально об этом не договаривались. Я его не проверяю, не хочу. Мало ли, что там. Зачем мне это знать? Глупо проверять и контролировать друг друга. Я, например, по телефону называю всех «котиками» да «зайчиками». Игорь даже внимания на это не обращает. Знает, что в нашей актерской среде принято так общаться. А если я начну говорить в трубку: «Да, нет, не знаю... » - он сразу уши навострит. Зато если его при мне кто-нибудь зайчиком назовет - я его сразу на кусочки порублю, на филе порежу. (Смеется.)
- Вы способны дать мужчине пощечину?
- Да. Я вообще-то драчунья. И женщине пощечину могу дать...
- А не жалеете потом?
- Нет. Если дала пощечину - значит, было за что. Может, даже и этого мало, а нужно было вообще убить.
- Лариса, а у замужней женщины могут быть хорошие подруги? Как влияет семейное счастье на женскую дружбу?
- Я всегда думала, что все вокруг должны меня любить. И что завидовать мне незачем. Ведь я прожила тяжелую жизнь, постоянно работала, никого со свету не сживала. И только недавно я узнала, что у некоторых я вызываю дикое раздражение. «Почему ей, а не мне?» - думают они. Так что оказалось, не все меня любят. Но когда у тебя большая семья, подруги уходят на задний план. А некоторые исчезают совсем. Хотя у меня есть близкая подруга. Она живет в Санкт-Петербурге, и мы сто лет уже вместе.
- Во многих семьях существуют определенные ритуалы. Например, муж не должен забывать про день свадьбы или продолжать, как и в период ухаживания, дарить жене букеты...
- Нет никаких подарков! Игорь несколько раз пытался мне что-то подарить, но ничего хорошего из этого не вышло. Я ведь дареному коню обязательно в зубы смотрю. Начинаю к Игорю с ножом к горлу приставать: сколько это стоит, зачем он потратил деньги... Мне сложно угодить. Так что покупать мне подарки мы ходим вместе.
И конечно, никаких цветов он мне не дарит. Это глупость. К тому же Игорь знает, что я не люблю срезанные цветы. И про день свадьбы он, конечно, забывает. Обычно происходит такой диалог: «А у нас с тобой позавчера была дата» - «Ой, елки зеленые, я и забыл!» — «Ну, Игоряш, за тобой подарок» - «И за тобой». Одно время у нас была традиция проводить воскресенье всей семьей. Мы куда-нибудь выезжали все вместе, с детьми и моей мамой. Но сейчас у меня столько дел, что я вообще не успеваю общаться с детьми. Ухожу - они еще спят, прихожу - уже спят. И все заботы, связанные с детьми, лежат на маме.
- Как вы разделили между собой обязанности по воспитанию детей? Кто за что отвечает?
- Иногда я требую, чтобы муж больше занимался их воспитанием: «Игорь, ну ты же мужчина в доме!» Но он слышать ничего не хочет: «Я вижу детей раз в три дня по пять минут. Так что воспитывай их сама, а от меня не требуй». Поэтому он их любит и балует, а они сидят у Игоря на шее.
- Как вы думаете, что родители должны прежде всего дать своим детям?
- Уверенность в себе. Еще я все время внушаю сыну, что он должен следить за своим здоровьем и быть образованным человеком. Вот и все, что я могу им дать. Все остальное очень эфемерно.
- Ваш сын уже в том возрасте, когда встречается первая любовь. Как вы его готовите к этому?
- Пока Георгий все скрывает. Но я жду. Он говорит: «Мам, ну что у тебя все любовь на уме?» А я отвечаю: «Георгий, первая любовь - это только начало. Так не бывает, что первая - она же и последняя». Я стараюсь объяснить, что не надо зацикливаться на первой любви и сходить с ума. «Ромео и Джульетта», на мой взгляд, очень « вредная пьеса. Это красиво только на сцене. А в жизни? Мама с папой рыдают, дети гниют в земле, а потом все о них забывают. Это ужасно. Любой суицид из-за любви ужасен. Жизнь - это драгоценность.
Беседовала Наталия Корнеева