Полное имя:
Микаэл Леонович Таривердиев
Дата рождения:
15 августа 1931 (Лев), Тбилиси
Национальность:
Армянин
Дата смерти:
25 июля 1996 (64 года)
Образование:
Российская академия музыки (РАМ) имени Гнесиных
Карьера:
Композитор
Личная жизнь:
Был женат на Вера Таривердиева (Колосова)
Дети:
Карен Микаэлович Таривердиев
Микаэл Таривердиев — биография
Фамилия известного композитора — Микаэла Таривердиева (1931 — 1996, Сочи) знакома всем любителям кинематографа. Достаточно назвать его шедевры, которыми засматривались многие поколения зрителей и сделали музыканта всенародно известным: «Ирония судьбы или с лёгким паром!» или «Семнадцать мгновений весны».
Музыка Микаэла Таривердиева звучит в 130 кинофильмах, а инструментальные концерты считаются одними из лучших среди творений современных композиторов. А ведь когда-то в него верила только мама.
Детство и юность, семья
Родился Микаэл Таривердиев 15 августа 1931 года в армянской семье в грузинской столице Тбилиси, ранее её названием был Тифлис. В семье были смешаны грузинские и армянские корни. Дедушка по материнской линии владел огромным фруктовым садом и трёхэтажным домом. Мама мальчика Сатеник Акопова была увлечена идеями большевизма, некоторое время она провела в тюремных застенках у меньшивиков. Отец Микаэла Леон Таривердиев командовал конным полком в Красной Армии.
В семье рассказывают, что именно отец освободил свою будущую жену из тюрьмы. Мальчик рос в семье один, и Микаэлу уделяли огромное внимание. С 6 лет он поступил в школу музыки при консерватории в Тбилиси. С 8 лет он уже самостоятельно сочинял музыку, а в 10-летнем возрасте создал симфонию. Так начиналась биография будущего великого музыканта - Микаэла Таривердиева.
Бутылка - именно так называли маленького Микаэла в классе и во дворе. Высокий, нескладный, неспортивный... Пока ребятня гоняла мяч и дралась на задворках школы, он брал под мышку портфель и спешил на уроки музыки. В 6 лет Таривердиев уже учился в музыкальной школе. В 8 написал свою первую пьесу для фортепиано. А в 10 стал автором симфонии. Гений? Безусловно! Но немалую роль сыграли трудолюбие мальчика и поддержка матери. После ареста отца в 1949 году мама воспитывала сына одна.
Микаэл не успевал играть с мальчишками в футбол, забрасывал занятия в школе. Но юноша был совсем не похож на своих сверстников. Он подарил своей школе гимн. Мальчик всегда имел своё мнение, но когда он пошёл против решения директора школы, его тут же отчислили, и Таривердиев перешёл в вечернюю школу.
Музыка
В музыкальное училище Микаэл поступил в 16 лет и смог закончить его за год обучения. Парень получил первый свой заказ: необходимо было для театра оперы и балета написать два балета. Оба шедевра молодого композитора украшали сцену театра в Тбилиси. Два года эти постановки были настоящим украшением на родине Таривердиева. Композитор получил свой первый гонорар и купил модную шляпу.
Когда Микаэл учился в институте имени Гнесиных, к ним пришли ребята из ВГИКа. Они искали композитора, который написал бы музыку к готовящемуся к выпуску фильму. За работу студенты не могли предложить денег, а на творческих началах сотрудничать с ними отказались все, кроме... Таривердиева. Это был фильм «Человек за бортом», который стал в каком-то смысле пробой пера.
Позже, в 1958-м, случился дебют в настоящем большом кино - киноленте «Юность наших отцов». Таривердиев, будучи педантом, не только написал музыку к фильму, но и присутствовал на съемках. Например, он подсказывал, с какой скоростью должна двигаться камера, чтобы картинка попадала в такт музыке. Следующим триумфом стало звучание романсов Микаэла в Большом зале Московской консерватории. Их исполняла звезда советской оперной сцены - Зара Долуханова.
Когда она пригласила композитора подняться на сцену и поприветствовать зрителей, тот скромно отказался. А позже признался: он попросту испугался, что из-за волнения упадет на лестнице перед сценой. Отца арестовали. Он занимал пост Директора Центробанка в Грузии. Мать и сын не вдавались в подробности, прав или виноват их муж и отец. Они вынуждены были переезжать, менять квартиры, скрываясь от преследований.
Иногда им нечего было есть. Микаэл смог прокормить себя и мать, давая уроки музыки. Нужно было продолжать обучение по профессии музыканта и композитора. Таривердиев недолго проучился в консерватории в городе Ереван, его не устроило преподавание, и он, недолго думая, уехал в Москву. В Гнесинке у Микаэла принимал экзамен Арам Хачатурян, который только Таривердиеву поставил самую высокую оценку. Педагог вскоре сделал Микаэла своим любимым студентом.
Таривердиев сделал свой выбор в пользу нескольких музыкальных направлений: оперу и камерную музыку. С огромной любовью он относился к музыке к кинофильмам. Учился студент Таривердиев хорошо, но он испытывал материальные трудности. Отец вышел из тюрьмы, но устроиться на работу было очень тяжело, поэтому Микаэл вынужден был сам подрабатывать грузчиком. На Рижском вокзале работали студенты ВГИКа, они проговорились, что им нужен композитор.
Таривердиев получил второй заказ на создание музыки, он написал все музыкальные темы для фильма «Человек за бортом», а позже родилась музыка к картине «Юность наших отцов». Композитор Таривердиев впервые дебютировал в стенах Гнесинки с исполнительницей его романсов Зарой Долухановой.
В самом начале шестидесятых композитор Таривердиев пробует соединять поэзию и музыку. Так создалось трио «Меридиан», Микаэл Леонович соединил в дуэт Галину Беседину и Сергея Тараненко. Композитор помог найти себя Елене Камбуровой, открыл Аллу Пугачёву. Примадонна тогда только была в самом начале своего звёздного пути. Прямота в суждениях сделала невыездным композитора на целых 12 лет. Только после выхода на экраны фильма «Семнадцать мгновений весны» о Таривердиеве заговорили во весь голос.
Композитору предстояло выбрать исполнителя для песен в культовом фильме о советском разведчике. На пробы приглашали Муслима Магомаева, слушали Вадима Мулермана. Таривердиева что-то не устраивало, тогда ему предложили Иосифа Кобзона. Были и обиды на композитора, но фильм только выиграл от такого придирчивого выбора исполнителя. Создатель фильма Татьяна Лиознова не включила Микаэла Леоновича в списки для награждения Государственной премией. Но две премии «Песни-72» восстановили несправедливость.
Композитору многие завидовали, пытались сделать подложные документы о том, что музыка Таривердиева была украдена у композитора из Франции. Микаэлу Леоновичу пришлось потратить много нервов и здоровья, пока друзья не нашли подтверждения у самого французского композитора Франсиса Лея, что вся музыка, звучащая в фильме «Семнадцать мгновений весны» принадлежит перу Таривердиева.
Государственная премия всё же нашла композитора. Её вручили после «Иронии судьбы», а через 9 лет Микаэл Таривердиев стал Народным артистом. Микаэлу Леоновичу принадлежат оперы, органная музыка, балеты. Муза приходила по ночам. Когда Таривердиев побывал в зоне Чернобыля после аварии, то он написал симфонию для органа, посвящённую этому городу. Фильмов, в которых звучит музыка композитора, насчитывается более 130.
Режиссер Татьяна Лиознова, приступив к поискам автора музыки для своей ленты «Семнадцать мгновений весны», сразу выбрала Таривердиева. Но поставила перед ним сложнейшую задачу - написать музыку для 8-минутной сцены, в которой нет ни единого слова. Это была сцена встречи Штирлица с женой. Когда мелодия была готова, и Лиознова услышала ее, она заплакала от переполнявших ее чувств...
Вот когда должен был настать звездный час Таривердиева! Но в 1973 году, когда фильм вышел на экраны, в Союз композиторов СССР пришла странная телеграмма. Текст ее был таков: «Поздравляю с успехом моей музыки в вашем фильме». И подпись - Франсис Лей. Господин Лей был известным французским композитором, и обвинение в плагиате от его имени могло перечеркнуть Таривердиеву творческое будущее. Практически так и произошло - его произведения стали вырезать из радиоэфиров, убирать из сетки передач. А на концертах он то и дело получал из зала записки: «Какой штраф вы заплатили за воровство?»
Микаэл Леонович, не выдержав такой несправедливости, спустя время приехал к Франсису Лею лично. Тот был удивлен до глубины души: оказалось, никакой телеграммы он не присылал. Это была чья-то издевка, едва не стоившая Таривердиеву карьеры.
Слава пришла к композитору несмотря на все палки, которые ему вставляли в колеса. И он наслаждался ею, как мог. Когда Юрий Андропов ему и еще нескольким деятелям искусства дал разрешение на парковку в любом месте города, Таривердиев без угрызений совести приехал и встал... на Красной площади!
«Я спросил у ясеня», «Мне нравится», «По улице моей...», «На Тихорецкую состав отправится» - все эти песни из «Иронии судьбы, или С легким паром!» написал он, Микаэл Таривердиев. Именно благодаря им фильм зазвучал с присущей творчеству композитора мягкостью и легкой грустью.
Это сегодня каждая из этих мелодий - легенда, а когда они только родились у Микаэла Леоновича, он приложил максимум усилий, чтобы композиции прозвучали так, как он задумывал. Таривердиев никогда не был просто создателем музыки. Чтобы полностью понимать процесс съемки, он окончил курсы звукорежиссеров. На площадке работал со сценарием, монтажом, сведением музыки. Часто давал коллегам дельные советы.
В зрелые годы Микаэл Леонович занимался, в основном, инструментальной музыкой. Ему нравилось писать концерты для скрипки, фортепиано, органа. Его перу принадлежат оперы «Ожидание», «Граф Калиостро», «Девушка и смерть».
В 1986-м Таривердиев посетил Чернобыль. Совершенно не планировав ничего сочинять на эту тему, он неожиданно для самого себя был поражен размахом катастрофы. Пустые дома, звенящие от радиации датчики - все это настолько глубоко запало в душу, что в итоге родилась пронзительная симфония. Первой ее оценила третья супруга - Вера Гориславовна.
Личная жизнь
У высокого, стройного, всегда одетого по моде красавца Микаэла всегда было много женщин. Первые его две жены недолго были с ним в браке. Но первая супруга Елена Андреева родила единственного сына Таривердиева Карена. Сын выбрал для себя биографию военного: Рязанское военное училище, Война в Афганистане в спецназе ГРУ. Со второй женой Элеонорой Маклаковой тоже семьи не получилось.
С третьей женой Микаэл Леонович познакомился на «Московской осени». Вера Колосова по профессии музыковед. Вместе они прожили 13 лет, это был счастливый брак. Рядом с Верой Колосовой Микаэл Таривердиев впервые за долгие годы почувствовал, что не одинок. Ему было уже за пятьдесят, но новое чувство захватило мастера. Он мечтал, что встретит с Верой старость. Почему бы и нет? Здоровье до тех пор не подводило. Но... до поры до времени.
В фильме «Вокзал для двоих» не звучит музыка Микаэла Таривердиева, но там есть куда больше - его личная история. Режиссер Эльдар Рязанов взял за основу судьбы главного героя событие, приключившееся с композитором.
Как и Платон Рябинин (которого сыграл Олег Басилашвили), Микаэл Таривердиев однажды ехал в автомобиле с любимой женщиной - актрисой Людмилой Максаковой. Это было 9 мая 1967 года. Вдруг на проезжую часть выскочил мужчина. Возможно, он был пьян, а может, просто не заметил приближающейся машины. Визг тормозов, удар... Спасти пострадавшего не удалось. Когда инспекторы стали выяснять, кто был за рулем, Таривердиев вышел вперед, признав свою вину. Только вот поговаривали, что автомобиль вела Максакова, а Микаэл, как настоящий мужчина, решил спасти любимую от тюрьмы.
Ему дали два года. Максакова же, вместо того чтобы присутствовать на заседаниях суда и поддерживать Микаэла, отдыхала и веселилась с друзьями. Это было предательство, простить которое Таривердиев не смог. К тому моменту за его плечами уже было два неудачных брака. Подрастал сын Карен.
Второй супруге, Элеоноре Маклаковой, посчастливилось стать свидетельницей творческого подъема мужа. Правда, их отношения к тому моменту уже дали трещину. Маклакова, вспоминая первые успехи супруга, говорила: «Заснул в этом доме непонятно кто - то ли недавний любовник, то ли молодой муж, то ли пригретый из жалости мальчишка. А проснулся Микаэл Таривердиев».
О любви Микаэл Леонович уже не думал, решив, что куда продуктивнее будет заниматься творчеством. В конце концов, и оно - не что иное, как проявление любви. Только человек тонко чувствующий может написать мелодии, которые тронут сердце.
Режиссер Татьяна Лиознова, приступив к поискам автора музыки для своей ленты «Семнадцать мгновений весны», сразу выбрала Таривердиева. Но поставила перед ним сложнейшую задачу - написать музыку для 8-минутной сцены, в которой нет ни единого слова. Это была сцена встречи Штирлица с женой. Когда мелодия была готова, и Лиознова услышала ее, она заплакала от переполнявших ее чувств...
Вот когда должен был настать звездный час Таривердиева! Но в 1973 году, когда фильм вышел на экраны, в Союз композиторов СССР пришла странная телеграмма. Текст ее был таков: «Поздравляю с успехом моей музыки в вашем фильме». И подпись - Франсис Лей. Господин Лей был известным французским композитором, и обвинение в плагиате от его имени могло перечеркнуть Таривердиеву творческое будущее. Практически так и произошло - его произведения стали вырезать из радиоэфиров, убирать из сетки передач. А на концертах он то и дело получал из зала записки: «Какой штраф вы заплатили за воровство?»
Микаэл Леонович, не выдержав такой несправедливости, спустя время приехал к Франсису Лею лично. Тот был удивлен до глубины души: оказалось, никакой телеграммы он не присылал. Это была чья-то издевка, едва не стоившая Таривердиеву карьеры.
Слава пришла к композитору несмотря на все палки, которые ему вставляли в колеса. И он наслаждался ею, как мог. Когда Юрий Андропов ему и еще нескольким деятелям искусства дал разрешение на парковку в любом месте города, Таривердиев без угрызений совести приехал и встал... на Красной площади!
«Я спросил у ясеня», «Мне нравится», «По улице моей...», «На Тихорецкую состав отправится» - все эти песни из «Иронии судьбы, или С легким паром!» написал он, Микаэл Таривердиев. Именно благодаря им фильм зазвучал с присущей творчеству композитора мягкостью и легкой грустью.
Это сегодня каждая из этих мелодий - легенда, а когда они только родились у Микаэла Леоновича, он приложил максимум усилий, чтобы композиции прозвучали так, как он задумывал. Таривердиев никогда не был просто создателем музыки. Чтобы полностью понимать процесс съемки, он окончил курсы звукорежиссеров. На площадке работал со сценарием, монтажом, сведением музыки. Часто давал коллегам дельные советы.
В зрелые годы Микаэл Леонович занимался, в основном, инструментальной музыкой. Ему нравилось писать концерты для скрипки, фортепиано, органа. Его перу принадлежат оперы «Ожидание», «Граф Калиостро», «Девушка и смерть».
В 1986-м Таривердиев посетил Чернобыль. Совершенно не планировав ничего сочинять на эту тему, он неожиданно для самого себя был поражен размахом катастрофы. Пустые дома, звенящие от радиации датчики - все это настолько глубоко запало в душу, что в итоге родилась пронзительная симфония. Первой ее оценила третья супруга - Вера Гориславовна.
Смерть
В 1990 году начало пошаливать сердце. Весной Таривердиеву сделали плановую операцию в Лондонском королевском госпитале. Один из клапанов сердца заменили на искусственный, после чего Микаэл Леонович любил повторять: «Теперь у меня железное сердце! Гарантия 40 лет!» Вот только срок службы нового органа оказался куда меньше. После чего прожил 6 лет.
Летом 1996 года вместе с Верой Гориспавовной композитор Микаэл Леонович отправился в Сочи, в санаторий «Актер». Там они провели незабываемые недели отдыха. Накануне возвращения в Москву Таривердиев умер внезапно во время отдыха в одном из санаториев в Сочи. Жена композитора написала книгу, в которой рассказала о его биографии.