#
Биография Знаменитостей
Биография и личная жизньИскусство → Григорий Александров

Григорий Александров


Григорий Александров
Полное имя: Григорий Васильевич Александров
Дата рождения: 23 января 1903 г.
Знак зодиака: Водолей
Место рождения: Екатеринбург
Дата смерти: 16 декабря 1983 г.
Возраст: 80 лет
Деятельность: актёр немого кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог
Семейное положение: Был женат
Супруг(а): Любовь Орлова (1933-1975 гг.), Галина Крылова, Ольга Иванова
Дети: Дуглас Григорьевич Александров
Отец: Василий Григорьевич Мормоненко
Мать: Анфуса Григорьевна Мормоненко



Григорий Александров — биография


Никто не удивлялся, когда режиссеры перед прокатом нового фильма отрывали от пиджака Григория Александрова пуговицу - на удачу. Его считали счастливчиком: 30 лет успеха! Но что за этим скрывалось на самом деле? Гриша Мормоненко... Как с таким именем идти в кино? Вот и обитал паренек всегда где-то около - был то помощником реквизитора, то рассыльным, то ассистентом режиссера. Но однажды взял и поменял фамилию. А вместе с фамилией - и жизнь!

Григорий Александров в молодости

Родился Гриша Мормоненко 23 января 1903 года в Екатеринбурге в семье Василия Григорьевича и Анфусы Григорьевны. Григорий был талантлив. Он играл на скрипке, гитаре, губной гармошке. Любил искусство и подражал классикам - например, как Маяковский, предпочитал гулять босиком.

А когда узнал, что в его родном Екатеринбурге открывают режиссерские курсы, не раздумывая на них записался. По окончании курсов ему доверили руководство фронтовым театром, гастролировавшим по Уралу. Правда, разгуляться творческому человеку там было негде. Ночью пишешь пьесу, днем ее репетируешь, а вечером уже показываешь зрителю. И так по кругу!

Среди товарищей Григорий больше всего сдружился с Иваном Пырьевым - будущим кинорежиссером. Вместе они в 1921 году оказались на спектакле гастролировавшего Московского художественного театра. После представления им удалось пообщаться с актерами. Те так захватывающе рассказывали о возможностях столичной жизни, что Пырьев с Александровым решили рвануть в Москву.

Учебное заведение Григорий и Иван выбирали по принципу: чтобы имелись бесплатное питание и общежитие. В итоге в 1921 году они поступили в Московский первый рабочий театр Пролеткульта.

Актерская биография


Здесь Александров познакомился с Сергеем Эйзенштейном. Сергей был на несколько лет старше Григория и казался ему мудрым наставником. Именно в его постановках Григорий впервые вышел на сцену: начинал он как актер. С 1924 года снимался в первых киноработах Эйзенштейна.

В 1927-м, когда должна была состояться премьера кинофильма «Октябрь», где соавтором был Григорий Александров, в монтажной раздался телефонный звонок. На том конце провода сообщили: «Ждите, едет товарищ Сталин!» Новость шокировала всех, а Эйзенштейн предпочел поскорее ретировался.

В роли офицера в картине Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин"

Александрову пришлось принимать высокопоставленного гостя в одиночку. Он продемонстрировал тому несколько отрывков из фильма, после чего Иосиф Виссарионович заявил: «Фильм с Троцким показывать нельзя!» Неодобренные кадры тут же были вырезаны из кинопленки.

На фото: Григорий Александров, Сергей Эйзенштейн, Уолт Дисней,и кинооператор Тиссэ

Режиссера Сталин запомнил. Через два года благодаря его протекции Эйзенштейну и Александрову дали добро на рабочую поездку по Европе и Америке. Цель ее звучала следующим образом: обучение созданию звукового кино. В поездке коллеги еще больше сблизились. Поползли слухи: между ними явно нечто большее, чем творческий союз. Ни тот, ни другой никогда не комментировали эту тему.

Режиссер


На родину Александров вернулся новым человеком. Он осознал: быть в кадре -это не для него, куда интереснее создавать фильмы. Будучи неглупым человеком, Григорий понимал: успех в кинопрофессии возможен, если дружить с «правильными» людьми. И когда к нему по старой памяти обратился сам товарищ Сталин, режиссер ему не отказал. В 1932 году он снял для вождя киноработу «Интернационал», прославляющую саму фигуру Иосифа Виссарионовича и его политику в частности. Сталину картина понравилась.

В том же году Григорий Александров взялся за съемки «Веселых ребят». Это должна была быть музыкальная комедия, которая продемонстрировала бы все, чему он научился в Голливуде. В ней планировались сложные трюки, элементы мюзик-холла и оперетты. Все задуманное получилось - по крайней мере, так казалось самому Григорию, - однако кино запретили за неимением революционных идей.

Эпизод из картины "Веселые ребята"

Зритель смог увидеть картину только после того, как Максим Горький обратился к членам Политбюро с просьбой хотя бы одним глазком взглянуть на работу. Информация дошла до Сталина. После просмотра он оценил «Веселых ребят»: «Хорошая картина! Я как будто месяц в отпуске побывал!» После столь высокой оценки Александрова больше не трогали.

На съемках «Веселых ребят» Григорий Васильевич встретил и свою будущую жену (вторую по счету) - актрису Любовь Орлову. Впоследствии он называл ее главной любовью своей жизни.

Александров и Орлова

За «Веселых ребят» Александров в 1934 году получил приз Венецианского кинофестиваля. Награда величайшая! Фильм поддержали зрители, творчеству режиссера симпатизировал сам Сталин - твори не хочу! И Григорий взялся за дело. Через два года он выпустил киноленту «Цирк». Только слепой не разглядел в ней неприкрытую идеологию: режиссер поставил цель представить советский образ жизни в самом выгодном свете. В 1938 году на экраны вышла «Волга, Волга», в 1940-м - «Светлый путь», а в 1947-м - музыкальная комедия «Весна». И каждый фильм имел успех!

Работы Александрова стали образцами для подражания: легкая вдохновляющая музыка, добрый юмор, простые герои. Но несмотря на зрительскую любовь в кулуарах поговаривали: Григорий Александров творит, пока у него есть покровители. И действительно, когда главный из них в марте 1953 года отправился в мир иной, для режиссера начались не лучшие времена. Несколько лет после смерти вождя он ничего не снимал. А когда решился представить публике свою новую работу - картину «Русский сувенир» (1960 г.), общественность взбунтовалась: «Позор! Халтура!» Впав в уныние и депрессию, Александров взял таймаут на неопределенный срок.

Последние годы


Свою последнюю режиссерскую работу в своей биографии - фильм «Скворец и лира» - Григорий Васильевич завершил в 1974 году. Но на экраны ее так и не выпустили. Следом за творческой неудачей посыпались личные. Через несколько лет стало известно о страшном диагнозе любимой жены: рак. После ухода супруги Александров стал готовить документальный фильм о ней, но его показали уже после смерти самого режиссера.

С сыном Дугласом и внуком Гришей на даче

Вслед за супругой покинул этот мир и его сын от первого брака - Дуглас. Инфаркт. Григорий Васильевич в буквальном смысле обезумел от горя. Обращался к невестке Галине с одним только вопросом: «Где Дуглас?» Та отвечала: «За хлебом пошел», и только тогда Александров успокаивался.

Позже, неожиданно для всех, он оформил брак с вдовой сына. Сама Галина, несмотря на обвинения в меркантильности и расчете, объясняла это тем, что ухаживает за пожилым свекром. Впрочем, у самого Александрова были на этот счет свои мотивы. Режиссер боялся, что все нажитое непосильным трудом - его архив, бумаги, книги, - перейдет в руки непутевого внука Григория-младшего. Не лучше ли все сразу переписать на Галину, человека куда более надежного?

Болезнь и смерть


Женщина получила законное наследство в 1983 году, когда Григорий Васильевич скончался в одной из московских больниц. Причиной смерти великого режиссера явилась инфекция в почках. Правда, супруга пережила его всего на несколько лет, а деньги и архив в итоге все равно попали в руки к внуку. Не понимая всей ценности того, что оставил ему дед, Александров-младший деньги растранжирил, архив выкинул на помойку, дом оставил в запустении, а сам переехал во Францию -подальше от воспоминаний.

Могила Григория Александрова


Читайте также



  • 0
  • 0

Комментарии к материалу

Оставить комментарий