#
Биография и личная жизньОбщество → Надежда Ламанова

Надежда Ламанова

Полное имя: Надежда Петровна Ламанова (Каютова)
Дата рождения: 26 декабря 1861 г.
Национальность: Русская
Возраст: 79 лет
Место рождения: Шутилово, Нижегородская обл.
Дата смерти: 14 октября 1941
Образование: ШколА кройки и шитья Ольги Суворовой
Карьера: Модельер
Знак зодиака: Весы
Личная жизнь: Была замужем (муж: Андрей Каютов)
Годы жизни: 26 декабря 1861 – 14 октября 1941

Надежда Ламанова — биография, годы жизни


Надежда Ламанова (1861 – 1941) - модельер - художник. На примерках нарядов в ее модном доме дамы падали в обморок: они длились по несколько часов! Но никто не жаловался, ведь получить платье от кутюрье самой императрицы мечтала каждая модница.

Детство и юность, семья
Деревня Шутилово в Нижегородской области. Повсюду - нищета и разруха. Здесь и проживали обедневшие дворяне Ламановы. Пятеро детей, и все девочки. Старшая, Наденька, рожденная 26 декабря 1861 г. решила, что сможет помочь совсем небогатой семье. Отец семейства — Петр Михайлович Ламанов был дворянин в чине полковника. Мать, Надежда Александровна — была дочерью генерала.

Окончив 8 классов гимназии, Надежда могла работать учителем в школе для крестьянских детей. Но платили там мало, и она отправилась в Москву. Там девушка получила профессию портнихи в школе кройки и шитья. В 1879 году Ламанову взяли работать в швейную мастерскую Войткевичей. Но просто шить платья по уже имеющемуся лекалу Наде было неинтересно. Она сама предложила: не попробовать ли ей создавать новые модели?

Модельер


В те годы дамы одевались, в основном, в уже готовые туалеты, привезенные из Франции или Германии. Собственное производство отсутствовало. Хороших модисток, способных предложить качественные услуги, было не сыскать. Мадам Войткевич задумалась: может, принять предложение? Настоящая авантюра, но и терять было нечего. Вскоре в городе пошли разговоры: в этом ателье можно сшить платье по собственным меркам.

Заказчицы, приходившие к Надежде Ламановой, отмечали ее тонкий вкус: «Эта мадемуазель Ламанова вас, конечно, изведет, зато наряд получится совсем как из Парижа!» На примерке действительно приходилось потерпеть, да и работала Надежда весьма оригинально. Ставила даму на табурет, набрасывала на нее ткань, а сама ходила вокруг с булавками, зажатыми между губ.

Надежда Ламанова в молодости

То тут, то там присборивала ткань, фиксировала ее, увеличивала складки. Все это длилось не один час. Наконец, Ламанова победно восклицала: «Готово! Можете спускаться, только смотрите, чтобы булавки остались на месте». Неудивительно, что с таким талантом Надежда ушла из-под крыла Войткевичей и открыла собственную мастерскую. Поначалу здание располагалось на Большой Дмитровке, и работало здесь с десяток швей.

Но производство росло, Ламанова выкупила землю на Тверском бульваре, выстроила особняк. На первом этаже расположился ее модный салон, а на втором апартаменты самой хозяйки, где Надежда Петровна поселилась с супругом Андреем Павловичем Каютовым.

Спустя время у Надежды Ламановой трудилось уже около трех сотен швей -надо было одеть чуть ли не всю Москву! Элита уж не признавала иных нарядов, кроме «ламановских». Свой труд мастер ценила высоко, за одно платье брала не меньше 500 рублей, по тем временам весьма дорого. Некоторые клиентки просили ее сшить им наряд лично, на что та, удивленно подняв брови, отвечала: «А я не умею!»

И действительно, возиться с иглой Ламанова не любила. Сравнивала себя с архитектором: он же не кладет кирпичи, а лишь указывает, как их правильно уложить. Тем более, у нее и так дел хватало. Например, Надежда Петровна раз в год ездила в Париж закупать модные новинки. Тратила огромные суммы! Зато и выручка была неплохая: по слухам, в день ее модный дом приносил по 1000 рублей.

Иные счета и вовсе выходили баснословными. Так, один купец затоварился у Ламановой на 34 тысячи и... попросил скидку в 200 рублей. «Конечно-конечно!» - успокоила его Надежда Петровна, а сама наверняка в душе усмехнулась: ох уж эти богачи!

Можно было бы предположить, что Ламанова была утонченной дамой. Как бы не так! Разговаривала грубовато, любила играть в преферанс и проводить время в мужских компаниях. «Ну что, выпьем?» - предлагала она не один раз за вечер. Да и с заказчиками особо не церемонилась, могла заставить подолгу ожидать ее.

В 1896 году модельера представили сестре императрицы Александры Федоровны - Елизавете. Та была поражена, узнав, что в ателье Надежды Ламановой работают бывшие воспитанницы дома трудолюбия и даже называют ее «мама Надя». О подобной благотворительности сама хозяйка предпочитала не распространяться, но в этот раз она была ей на руку.

Елизавета Федоровна лично посетила модный дом и с тех пор стала его клиенткой. Надежде Ламановой пожаловали звание поставщицы Двора Ее Императорского Высочества, ее наряды стала носить и сама императрица. Ей нравились фасоны платьев, которые имели ниспадающие складки и визуально удлиняли силуэт.

Позже модельер завела и другие полезные знакомства. Так, благодаря супругу, который вращался в творческих кругах, родился тандем Надежды Петровны и режиссера Константина Станиславского. Именно он позвал Ламанову в Московский Художественный театр, где она трудилась вплоть до своей смерти. Шила костюмы для постановок «Женитьба Фигаро», «Принцесса Турандот», «Зойкина квартира».

Сам Станиславский называл Ламанову «вторым Шаляпиным в своем роде». После каждой удачной премьеры с чувством произносил: «Благодарю и восхищаюсь!» Одевала Надежда Петровна и звезд тех лет - Матильду Кшесинскую, Анну Павлову, Лилю Брик, Тамару Красавину, Марию Ермолову. А для гремевших на всю страну фильмов - «Цирк», «Аэлита», «Александр Невский» - шила костюмы и оформляла декорации.

Казалось, невзгоды обходят ее стороной. Но все изменилось, когда грянула Октябрьская революция. Ламанову, как модельера царской семьи и «буржуазный элемент», арестовали. Отпустили лишь после протекции Максима Горького, чья жена не один год одевалась у Надежды Петровны. Революция отняла и ателье: его реквизировали в пользу государства. Но Ламанова не растерялась: встала у руля Мастерской современного костюма. Вместе с ведущими модельерами одевала нового советского человека.

Тканей для пошива почти не было, только шинельная дерюга, суровое полотно, холст да солдатское сукно. Даже удивительно, что модели Ламановой смогли взять приз на Парижской выставке 1925 года! На них были простейшие грубые ткани, а украшения - сплошь самодельные, вроде раскрашенного хлебного мякиша, гороха да деревянных бусин.

Тогда же вместе со скульптором Верой Мухиной Надежда Петровна выпустила альбом «Искусство в быту», в котором были представлены образцы повседневной одежды. Мастера сделали все возможное, чтобы обычные женщины сами смогли сшить себе простейшие платья.

В 1928 году Ламанову ждал новый удар - ее лишили избирательных прав как «кустаря, имеющего двух и более наемных мастериц». Надежда Петровна пыталась восстановить репутацию, но тщетно...

Когда началась война, у Ламановой и вовсе опустились руки. Она говорила своей подруге Мухиной: «Я скоро умру. У меня осталось всего две капли любимых французских духов...» Из последних сил даже на пороге 80-летия продолжала работать. А когда МХАТ собрались эвакуировать из Москвы, надеялась, что и ее возьмут. Но, придя в очередной раз в театр, обнаружила закрытые двери. Коллеги уехали, забыв о ней!

Личная жизнь


Замуж Надежда Ламанова вышла за актёра-любителя Андрея Каютова. Брак продлился 45 лет и оказался счастливым для обоих супругов, омрачало только отсутствие в этом браке детей.

Смерть


Оставался еще один вариант - пережить тревожные времена на даче. Надежда Петровна уже было решилась на это, но уехать так и не успела. 15 октября 1941 года она скончалась от сердечного приступа прямо на улице.
Напишите свой отзыв