Имя: Понтий Пилат (Pontius Pilatus)
Дата рождения: 10 года
Дата смерти: 41 года
Возраст: 31 год
Место рождения: Абруцци, Италия
Место смерти: Галлия, Франция
Деятельность: Римский префект Иудеи
Семейное положение: был женат
Понтий Пилат - биография
В знаменитом романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Иешуа Га-Ноцри говорит Понтию Пилату: «Мы теперь будем всегда вместе... Помянут меня - сейчас же помянут и тебя!» Так и есть: имя человека, которого считают виновником гибели Христа, даже вошло в христианский Символ веры. Почему так случилось? И что вообще мы знаем о пятом римском наместнике Иудеи?
Известно, что Понтий Пилат управлял палестинскими областями Иудея, Самария и Идумея от имени императора Тиберия с 26 по 36 год нашей эры. В промежутке между этими датами (скорее всего, в апреле 33 года, перед иудейской Пасхой) был распят проповедник Иешуа-Иисус, объявленный его последователями Христом, то есть Мессией. Пилат как представитель римской власти санкционировал эту казнь, хотя настаивали на ней иудеи и их духовный лидер - первосвященник Каиафа.
При этом иудейские авторы обвиняли наместника в жестокости и корыстолюбии, но христианские - и евангелисты, и сочинители апокрифов - утверждали, что он сочувствовал Иисусу и пытался его спасти. Это довольно странно: с чего бы римскому «игемону», то есть правителю, жалеть нищего инородца, нарушившего спокойствие во вверенном ему регионе?
Пилат, часто изображаемый пожилым человеком, был на самом деле ненамного старше Иисуса (который, вероятно, родился лет за пять до общепринятой даты своего Рождества). Скудные сведения о биографии пытались обобщить ученые, в первую очередь немец Густав-Адольф Мюллер; его труд наряду с другими внимательно изучил Михаил Булгаков, знавший, как и его Мастер, пять языков.
В книге Мюллера пересказана легенда города Майнца, где будто бы жил в старину король Ат. Однажды придворный астролог предсказал королю, что сын, зачатый им в эту ночь, станет знаменит на весь мир. Ат был в походе, вдали от жены, поэтому велел привести к себе первую попавшуюся девицу посимпатичнее. Ею оказалась дочь мельника Пила, а рожденный ею сын в честь обоих родителей был назван Пилатом.
Мюллер тоже верил в германское происхождение Пилата, и не только он - русский поэт Георгий Петровский назвал его Ингомаром, воином из племени херусков, перешедшим на сторону Рима. Часть херусков и правда выступила против их вождя Арминия, поднявшего в 9 году нашей эры антиримское восстание. Был ли среди них Пилат, мы не знаем, но по Булгакову он сражался на стороне римлян в 16 году при Идиставизо (и спас там кентуриона Крысобоя). После разгрома Арминия многие германцы получили за службу империи римское звание всадника (эквита) и римские фамилии.
Тогда будущий наместник и мог стать Понтием, хотя вряд ли имел к этому старинному, но почти зачахшему роду прямое отношение. Прозвище Пилат он, вероятно, получил от пилума - метательного копья легионеров, с которым, вероятно, управлялся особенно ловко. Именно поэтому в романе Булгакова он назван «всадником Золотое Копье». Но одного владения копьем для продвижения по карьерной лестнице было маловато. Тут Пилату помогла удачная женитьба - по данным христианских апокрифов, его жену звали Клавдия Прокула или Прокла.
Не исключено, что она была родственницей императора Тиберия, принадлежавшего к роду Клавдиев. Благодаря этому император приблизил ветерана германской войны к своему двору. Есть версия, что Пилат помог главе преторианцев Сеяну тайно перевезти Тиберия из грозящего мятежом Рима на остров Капри.
Именно после этого верный «копьеносец» получил ответственную должность наместника Иудеи - не прокуратора, как часто считают, а префекта. Именно эта должность упомянута в найденной в приморской Кесарии надписи на плите, датированной 26-37 годом нашей эры. Прокуратором же он назван во фразе историка Тацита, повествующей о казни Христа, но римский правитель Палестины стал называться так только в следующем веке - а значит, фразу вписали в труд Тацита гораздо позже...
Маленькая Иудея доставляла империи куда больше хлопот, чем другие провинции, из-за упрямства ее жителей. Все подданные Рима обязаны были поклоняться изображению обожествленного императора, которое помещалось и на монетах. И если язычники принимали это спокойно - подумаешь, одним божеством больше, - то иудеи, свято верившие в единого Бога, яростно протестовали. Прежние префекты, правившие Иудеей после лишения власти над ней потомков царя Ирода, учитывали это и не выставляли напоказ портреты императора, а на монетах заменяли их орнаментом.
Пилат повел себя иначе: в первый же приезд в Иерусалим он велел нести впереди себя знамена с профилем Тиберия. Когда их подняли над дворцом, где остановился наместник, толпа иудеев собралась на площади, требуя убрать греховные изображения. Пилат терпел пять дней, а на шестой вывел войска, грозя изрубить всех, кто немедленно не покинет площадь. Никто не ушел; протестующие пали ниц и подставили шеи солдатским мечам. Тут Пилат понял, что управиться с этим народом будет труднее, чем со свирепыми германцами.
Убрав знамена, он скоро пожертвовал Иерусалимскому храму золоченые щиты - без всяких изображений, но с надписью, славящей императора. Иудеи опять запротестовали и вдобавок отправили в Рим гонцов с жалобой. Пилат обозлился и решил отомстить. Новый скандал возник из-за строительства водопровода - дело нужное, но деньги на него были взяты из казны храма, которая считалась неприкосновенной. Возмущенные горожане снова собрались на площади, но там на них набросились легионеры в штатском, вооруженные дубинами. Множество людей было убито и ранено. После этого устрашенные иудеи уже не бунтовали, но и Пилат предпочитал лишний раз не дразнить их - в Иерусалим приезжал редко и жил в приморской Кесарии, где было прохладнее и безопаснее.
Не сдержался он в 36 году, когда к горе Гаризим в Самарии устремилось множество людей, чтобы отыскать драгоценные сосуды, которые там, по преданию, зарыл когда-то Моисей. Приняв эти события за бунт, префект велел солдатам перебить кладоискателей. Самаряне пожаловались легату Сирии Вителию, и тот приказал Пилату ехать в Рим на суд императора. Но когда Пилат прибыл в столицу, Тиберий уже умер, а его преемник Гай Калигула тут же сместил префекта с должности. Сделать это его убедил потомок иудейских царей Агриппа, обвинивший Пилата в «вымогательстве, грабеже, насилии, казни множества невинных людей и невыносимой жестокости».
Трудно понять, почему этот кровожадный тиран проявил такую мягкость во время суда над Иисусом. Это случилось, когда префект по приглашению первосвященника Каиафы приехал в Иерусалим на пасхальные торжества. Есть версия, что иудейская верхушка специально подстроила его визит, чтобы избавиться от популярного в народе проповедника, - утвердить смертный приговор ему мог только римский наместник. Иисус разоблачал лицемерие и стяжательство духовенства, говорил о равенстве людей перед Богом, о скором наступлении царства справедливости, что решительно не нравилось священникам.
Они обвинили его не только в святотатстве - он исцелял людей в субботу, когда всякая работа была запрещена, но и в бунтарских высказываниях - он будто бы призывал не подчиняться императору и называл себя «царем иудейским». Главным обвинителем стал Каиафа (по-арамейски «смирение»), который оправдывал свое имя, во всем слушаясь не только римлян, но и своего тестя, старого Анну, который был первосвященником Иерусалимского храма. Анна и Каиафа первыми допросили арестованного Иисуса, а потом отправили его на суд Пилата в преторию - резиденцию наместника у Антониевой башни.
О том, что было дальше, евангелисты говорят по-разному. Все отмечают, что Пилат спросил узника, называл ли он себя царем. Тот отвечал уклончиво: «Это ты говоришь». Марк и Матфей утверждают, что после этого Иисус отказывался отвечать на вопросы, а Лука говорит, что его отослали на суд к царю Галилеи Ироду Антипе, но тот, боясь ответственности, вернул подследственного Пилату. Иоанн более подробен: Иисус сказал, что «пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине», а Пилат ответил ему знаменитым вопросом: «Что есть истина?» Считая поиск истины делом невыполнимым да и не слишком важным, правитель явно счел Иисуса безобидным философом - а возможно, просто решил лишний раз досадить иудеям, требовавшим его казни. Выйдя к толпе, собравшейся у дворца, он объявил: «Я никакой вины не нахожу в нем».
Еще подробнее излагает события апокрифическое «Евангелие от Никодима», написанное в III веке и включающее будто бы подлинный отчет Пилата императору Тиберию. Там сказано, что, когда Иисуса ввели в преторию, римские знамена сами собой склонились перед ним, и Пилат «устрашился в своем сердце». Говорится также, что помиловать узника его попросила жена, увидевшая сон, в котором толпы праведников поклонялись Христу, а грешники низвергались в адскую бездну. Ее слова приводит и Матфей: «Не делай ничего праведнику тому, потому что я ныне во сне много пострадала за него». В другом апокрифе сказано, что Иисус до этого исцелил Прокулу от невыносимой головной боли, как у Булгакова - самого Пилата. Кстати, в «Мастере и Маргарите» прокуратор вдов и одинок, но во время суда в зал влетает ласточка - весть его жены из царства мертвых, ее мольба к супругу о прощении Иисуса.
Дальше Иоанн пишет, что иудеи, подученные первосвященником, начали кричать Пилату: «Распни его!» Тогда он приказал бичевать Иисуса страшными римскими плетями с вшитыми в них кусочками свинца. Наместник надеялся, что толпа, увидев проповедника избитым и окровавленным, сжалится над ним. Для большего эффекта он постарался сделать его смешным: по его приказу солдаты нарядили Иисуса в шутовской царский наряд: «Надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся. Царь Иудейский!»
Увидев Иисуса в этом наряде, Пилат воскликнул: «Се человек!», но толпа - а точнее, рассеянные в ней агенты Анны и Каиафы - не желала успокаиваться, и крики «Распни!» стали еще громче. Кто-то из священников пояснил: «Он должен умереть, потому что объявил себя Сыном Божьим». «Так ли это?» - спросил Пилат, но едва стоявший после бичевания Иисус промолчал. «Не отвечаешь? - нахмурился наместник. - Не знаешь ли, что я имею власть распять тебя или отпустить?» Тогда избитый узник прошептал: «Ты не имел бы надо мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше».
Ответ еще больше убедил Пилата - этому странному проповеднику нужно сохранить жизнь. Он вспомнил, что по закону он может на Пасху помиловать одного из государственных преступников. Таких оказалось двое: Иисус и Варавва, мятежник и убийца. Наместник - тоже по закону - предложил толпе выбрать одного из них, надеясь, что выбор все-таки падет на мирного философа. Но все -или самые громогласные - закричали: «Варавву! Отдай нам Варавву!» Зазвучали и другие голоса: «Если отпустишь Царя Иудейского, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю!» Это была прямая угроза - мнительный Тиберий не раз подвергал опале и казнил ближайших соратников, совсем недавно эта участь постигла Сеяна, покровителя Пилата. Обвинение в сочувствии мятежникам могло стоить жизни и ему самому.
И тут он сделал то, чего никто не ожидал от римского наместника: приказал принести воду и омыл в ней руки: «Видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови праведника сего». Это был обряд очищения, предписанный Моисеевым законом; исполняя его, Пилат хотел снять с себя вину, переложив ее на иудеев. С чем они и согласились, заявив: «Кровь Его на нас и на детях наших». Тогда Пилат отпустил Варавву, а Иисуса отправил на казнь вместе с двумя разбойниками;
Булгаков вслед за «Евангелием от Никодима» дал им имена Дисмас и Гестас. Римское правосудие было скорым: уже через час, в послеполуденную жару, осужденных вели за город к месту казни, к голому холму под названием Голгофа - «лобное место». На картинах и в кино Иисус несет крест сам, но евангелисты говорят, что он был слишком слаб, и орудие казни заставили нести некоего Симона Киринеянина. До темноты все было кончено: начиналась Пасха, и, чтобы не осквернять святой день смертью, солдатам приказали добить распятых. Иисус был уже мертв, но его на всякий случай пронзили копьем; это «Копье судьбы» стало позже важной частью мифа о Граале.
Тогда Пилат в последний раз появился в истории: богатый последователь Христа Иосиф Аримафей-ский пришел к нему, прося выдать ему тело учителя для погребения. Обычно преступников хоронили в общих ямах, но наместник выполнил просьбу Иосифа. В ночь на субботу тело Иисуса было положено в гробницу в скальной пещере. А на следующий день «жены-мироносицы» во главе с Марией Магдалиной, пришедшие омыть труп благовонным мирром, нашли гробницу пустой. Слух о воскресении Иисуса разнесся по городу.
Как Пилат реагировал на это, неизвестно: быть может, стал еще более мрачным и жестоким, что и показала три года спустя бойня в Самарии. После нее Пилат навсегда покинул Иудею, оставив по себе недобрую память. А еще через три десятилетия восставшая провинция была дотла уничтожена римскими легионами, а ее уцелевшие жители рассеяны по свету. Анна и Каиафа к тому времени умерли, но их сыновья, тоже первосвященники, нашли свою смерть в осажденном Иерусалиме - «кровь Его на нас и на детях наших»...
О том, что стало с наместником после отставки, говорят лишь недостоверные предания. Апокриф «Смерть Пилата» утверждает, что Тиберий, услышав, что Иисус из Иудеи может исцелить любую болезнь, приказал Пилату срочно доставить его в Рим. А узнав, что тот казнил целителя, в гневе велел предать казни его самого, но наместник успел заколоться мечом. Тело Пилата привязали к камню и бросили в Тибр, но злые духи подняли вокруг него волны и бури. Вытащив тело, его увезли в далекую Галлию и утопили в Роне, однако там повторилось то же самое.
В итоге труп богоубийцы доставили в Альпы и бросили в бездонное горное озеро. В Швейцарии до сих пор есть гора Пилат; говорят, перед каждой Пасхой по ней бродит безутешный призрак наместника и все время трет руки, не в силах смыть с них кровь Спасителя. Булгаков, вычитав эту легенду у Мюллера, вплел ее в причудливую ткань своего романа - в конце его Иешуа все-таки прощает прокуратора, отпустив его вместе с верным псом Бангой на заслуженный покой.
Есть другой апокриф, «Обращение Пилата», в котором Пилат, приговоренный за свои беззакония к смерти тем же Тиберием, перед казнью обратился в христианство. Как только ему отсекли голову, спустившийся с неба ангел подхватил ее и унес на небеса. Еще одна легенда из французского города Вьен рассказывает, что Пилат и его жена уехали из Иудеи именно туда - и там же обратились в новую веру. Когда император Калигула начал гонения на христиан, от Пилата потребовали отречения, он отказался и был обезглавлен.
Жена его в тот же день умерла от горя, и их похоронили в пирамидальной гробнице, которую до сих пор показывают туристам (ученые считают, что это колонна античного ипподрома). Некоторые православные церкви включили Прокулу в свои святцы, а эфиопская церковь 25 июня празднует вместе с ее памятью память святого Пилата.
Но кем бы ни был римский всадник Понтий Пилат - святым или грешником, - его имя неразрывно связано с именем Иисуса и преображено им. Легенда превратила рядового солдафона, грубого и жестокого, в человека сомневающегося, страдающего, склонного к философии и даже истово верующего. Того, кто от древних апокрифов до современных романов не устает излагать миру свое собственное Евангелие от Пилата.
Автор биографии: Вадим Эрлихман