Почти в день своего 80-летия, ушла из жизни красивая женщина, гениальная актриса Самойлова Татьяна Евгеньевна, наша «советская Анна Каренина». В ее жизни, как и судьбах ее киногероинь, хеппи-энда не было.
Татьяна Самойлова очень рано, в 23 года, стала мировой знаменитостью: ей рукоплескали Канны, ее рисовал Пикассо, знаменитые голливудские режиссеры приглашали ее сниматься. Казалось, впереди - слава, успех, счастье... Но ее ждало очень много разочарований.
На традиционный вопрос взрослых «Кем ты хочешь стать?» Танечка Самойлова отвечала: «Хочу, как папа, сниматься в кино, а потом идти по улице и со всеми здороваться». Ее отец, выдающийся советский актер Евгений Самойлов, сыгравший десятки ролей в театре и кино, всегда был для нее примером.
Хрупкая девочка в школьном возрасте занималась в балетной студии и делала большие успехи. Сама Майя Плисецкая приглашала ее в школу при Большом театре, но Таня отказалась - не хотела изменять своей мечте. Балетная выучка навсегда осталась с ней: горделивая осанка, грациозные движения, изящный наклон головы - все это результат многолетнего труда у станка.
В семь лет Таня Самойлова узнала, что такое война. Она навсегда запомнила первые военные месяцы: бомбежки, зарево пожаров над Москвой, воздушные тревоги и постоянное чувство страха. После перенесенных болезней, лишений и испытаний она росла слабой и болезненной, всю жизнь потом пила лекарства и находилась под наблюдением врачей.
Грандиозный успех ждал выпускницу театрального училища Самойлову практически у дверей: в 1957 году она снялась в кинокартине «Летят журавли». Это был сложный, неоднозначный фильм, совершенно непохожий на стандартные советские картины, снимавшиеся «по заданию партии». Внутренне актриса полностью оправдывала свою героиню, не дождавшуюся жениха с фронта и жестоко раскаивавшуюся в своей ошибке: «Вероника - жертва войны, и таких девушек было много... Я восприняла ее хрупким, поверженным жизнью существом».
Но оценки критиков были не такими снисходительными. Советская мораль не могла допустить «неправильного» поведения комсомолки. Рассказывали, что Никита Хрущев, посмотрев картину, назвал главную героиню «шлюхой» и хотел запретить показ. К счастью, проникновенный и трогательный фильм все же вышел на экраны, и образ героини, с ее огромными грустными глазами, беззащитностью и хрупкостью неприкаянной души, запал в сердца советских и зарубежных зрителей.
Фильм «Летят журавли» попал на Каннский фестиваль, где его ждал невероятный успех и «Золотая пальмовая ветвь» - единственная за всю историю советского кино. А Татьяна Самойлова получила диплом за лучшую женскую роль и специальную премию от жюри.
Это был ее звездный час. Актрису приветствовали бурными овациями, брали у нее интервью, а фотографы мировых изданий старались поймать в объектив ее выразительный задумчивый взгляд и всегда застенчивую улыбку.
Всемирно известный художник Пабло Пикассо написал ее портрет и, показав его Татьяне, сообщил, что оставит картину у себя - на память.
После фестиваля «русской звезде» пришло приглашение из Голливуда: ее хотели видеть в роли Анны Карениной, а ее партнером должен был быть Жерар Филипп. Но руководители Госкино ответили на приглашение отказом, даже не сообщив об этом актрисе.
Двадцатилетний Василий Лановой -высокий, стройный, обаятельный - был самым красивым студентом Щукинского училища. Когда он подошел к Тане Самойловой и в своей неповторимой непринужденной манере спросил: «Кто ты?» - девушка растерялась. «Я дочь папы и мамы», - пролепетала она неожиданно сама для себя. Ему было неважно, что она ответит, - он уже утонул в омуте ее бездонных черных глаз.
Их любовь, поначалу робкая и нерешительная, быстро переросла в большое чувство. Они были настолько поглощены друг другом, что на какой-то период окружающее просто перестало для них существовать. «Вспоминая наше с Лановым время, я всегда плачу, - говорила через много лет Татьяна Самойлова. - Мы были такие молодые и такие счастливые!»
После свадьбы, которой практически не было - Татьяна и Василий просто пошли в загс и расписались, - молодожены переехали в маленькую комнатушку в квартире Самойловых. Из доходов были только две стипендии, поэтому, когда Таня забеременела, молодожены испугались: на что жить, как содержать ребенка? После долгих сомнений было решено сделать аборт. По окончании операции, проведенной подпольно, Татьяна долго рыдала. Всю жизнь потом она корила себя за сделанное. Если бы у них с Василием был общий ребенок, возможно, все сложилась бы по-другому.
А тогда они расстались. Не сразу, после нескольких лет совместной жизни, когда Самойлова уже снялась в своем самом известном фильме, да и Лановой приобрел всесоюзную популярность после роли Павки Корчагина. «Какие все-таки в молодости мы были дураки!» - восклицала позже Татьяна. Не ценили того, что у них было, надеялись, что впереди еще ждут судьбоносные встречи и феерические чувства. А еще - думали, что можно будет все исправить, переписать судьбу набело. К сожалению, вернуться назад и что-то изменить невозможно.
Анну Каренину Самойловой все же довелось сыграть, в картине отечественного режиссера Александра Зархи. Многим выбор режиссера показался странным: то, что актриса красива, ни у кого не вызывало сомнений, но ее красота не была типичной, а эта роль требовала именно классического русского лица. Режиссер объяснил, что выбрал Татьяну именно за ее раскосые темные глаза, особый шарм и загадочность, присутствующую во всем облике.
Он не прогадал: Самойлова создала образ особой Анны Карениной - очаровательной, великолепной, живой и настоящей. «Прекрасно сложенная, с поступью королевы, с теплым и лучистым взглядом карих глаз - это пленительная во всех отношениях Анна Каренина», -писала о Самойловой французская газета «Уик-энд».
Так сложилось, что ее партнером по фильму был Василий Лановой. Они играли страстных любовников, а ведь прошло почти десять лет после их развода. Что они чувствовали, признаваясь друг другу перед камерой в любви, играя пылкую страсть и постепенное охлаждение? Этого мы никогда не узнаем. Но в последние годы жизни Татьяна Самойлова открыто называла Ланового самой большой любовью. Чувства к нему она сохранила в сердце навсегда.
Татьяна еще дважды выходила замуж - за писателя Валерия Осипова и за театрального администратора Эдуарда Мошковича. Увы, оба брака оказались неудачными. Осипов, в первое время очень трогательно за ней ухаживавший, впоследствии полностью погрузился в собственные дела: книги, поездки, встречи с читателями.
Брак с Мошкович также принес разочарования. Муж не желал принимать участия в материальном обеспечении семьи. Ему Татьяна была благодарна только за долгожданного ребенка. Она много лет хотела стать матерью, пережила несколько выкидышей и почти потеряла надежду. И вот - случилось чудо. Татьяна Евгеньевна говорила, что с этого момента вся ее жизнь разделилась на «до» и «после», а сын Дмитрий Самойлов, которому она дала свою фамилию, стал ее главным и единственным мужчиной в жизни.
С работой у Самойловой также все складывалось непросто. После двух триумфов казалось, что ее ждут прекрасные предложения, интересные роли, насыщенная жизнь. Много лет она слышала, что главных ролей для нее нет. Работала в театре, изредка снималась в кино, играя второстепенных персонажей. А в восьмидесятые наступило практически полное затишье. Татьяну Самойлову забыли.
В начале нового века ей показалось, что она еще может что-то успеть. Она снялась в боевике «24 часа», в нашумевшем документальном фильме Ренаты Литвиновой «Нет смерти для меня», появилась в нескольких телесериалах.
Сын Дмитрий, насмотревшись на мытарства матери, выбрал более стабильную профессию хирурга. Он очень рано оставил мать одну, как оказалось - навсегда. Уехав учиться за границу, через несколько лет сын сказал: «В Россию больше не вернусь». Татьяна Евгеньевна долго не могла оправиться от этого потрясения. Она так ждала его, так надеялась, что после учебы Дима вернется, и они снова будут вместе.
С тех пор вся ее жизнь превратилась в вечное ожидание. В стремительном ритме жизни сын нечасто находил время навестить мать, но каждый его приезд становился для Татьяны Евгеньевны праздником, к которому она начинала готовиться за несколько месяцев и который потом долго вспоминала длинными одинокими вечерами. Ее последней отрадой стала внучка Танечка, но она видела ее так редко - в лучшем случае раз в год.
Свое одиночество, материальные проблемы и телесные недуги Татьяна Евгеньевна всегда переносила стойко, жаловаться не любила и очень сердилась, когда в прессе писали о ее болезнях, убогой квартире, невнимании сына. «Живу как все, - говорила она. - На судьбу не ропщу».
Татьяна Евгеньевна Самойлова ушла 5 мая, в ночь после своего юбилея. На больничной койке, одна, без поддержки близких. А в День Победы, как всегда, снова показывали проникновенный фильм о войне «Летят журавли». И мало кто из смотревших его мог сдержать слезы, понимая, что этой трогательной наивной девочки Тани Самойловой уже нет в живых...
Автор: Лина Филимонова