#
Биография и личная жизньИскусство → Александр Збруев: Ты у меня не одна

Александр Збруев: Ты у меня не одна


Актер Александр Збруев

От его Ганжи из «Большой перемены» слабый пол просто млел. Збруев и в жизни такой же - обаятельный, умный, подтянутый. А если нравишься женщинам, так трудно устоять перед соблазном...

Солнечный апрельский полдень. Александр вышел из здания Театра им. Вахтангова и, весело насвистывая, отправился гулять по Арбату. Погода была отличная, настроение - еще лучше. Красивый, изящный, в модном коротком плаще и ярком шарфе, он привлекал внимание девушек. Улыбался им в ответ и летел своей легкой походкой дальше. И тут - как в кино - увидел девушку своей мечты.

Очаровательная кареглазая брюнетка, модно и со вкусом одетая - даже в Москве конца 1950-х годов таких были единицы. Позже Валентина Малявина шутила: «Это моя импортная красная куртка тебя привлекла, а не я!»

Юная Валентина сидела на скамейке в скверике на Арбате и читала книжку. Вдруг над ее ухом раздался приятный мужской голос:

- Здравствуйте! Какая вы красивая!

Валя подняла глаза и обомлела: перед ней стоял Он. Первый парень Арбата. Когда-то он учился в одной с Валентиной школе, был старше на три года, но вскоре перевелся в другую школу, напротив. Потом она много раз видела его на школьных тусовках. Все парни его уважали, а девчонки были в него влюблены. Она не придумала ничего лучше, как тихо выдохнуть:

- Я столько о вас слышала!..

- И вот он я! Стою здесь и влюбляюсь в вас!

Збруев пригласил Валентину на актерскую вечеринку в Щукинское училище. Конечно, она пришла. Народу было - не протолкнуться, с трудом она нашла героя своего романа. А он увлек ее в подсобку и целовал, целовал... так, что пол ушел из-под ног. А когда настало время расставаться, проводил до дома и шепнул на ушко:

- Завтра моя мать на смене, приходи ко мне домой...

Своим обаянием он действовал на девушек, как удав на кроликов, и перечить ему Валентина не смела. А может, ей льстило, что всем арбатским девчонкам он предпочел ее.

В тот вечер все было красиво. Юная Валечка доверилась Александру, в которого уже влюбилась без памяти...

Через несколько недель Валентина вдруг почувствовала себя дурно. Поделилась с более опытной подругой, и та воскликнула:

- Да ты же беременна! Что делать-то будешь?!

Но такой новости Валентина не испугалась. Значит, судьба хочет, чтобы они с Александром были вместе! Она набрала номер Збруева. В Саше девушка была уверена, и все же его реакция ее удивила.

- Валька, ты не шутишь?! Так это же здорово! Какие же мы теперь будем счастливые! Представляешь, как наши матери будут рады?! Мы поженимся и все им расскажем.

Но она его энтузиазма не разделяла. Представить реакцию близких было страшно. Ей - семнадцать, Саше - двадцать. Какие из них родители? Но ей ужасно хотелось замуж, и особенно за самого видного парня на Арбате. Вот девчонки обзавидуются! Она решила даже, что ради этого брака переведется в вечернюю школу.

Взявшись за руки, молодые перешагнули порог одного из московских загсов. Заявление у них не приняли. Полная женщина в крепдешиновом платье сердито посмотрела на Валентину из-под очков:

- Деточка, тебе же нет восемнадцати! Приходите через год.

По щекам Валентины уже текли слезы:

- Поймите, что мне очень-очень хочется!

Они пошли в райсовет. Там все переговоры вел Александр. Через пятнадцать минут он вышел из кабинета со специальным разрешением на брак. Теперь в загсе их расписали без вопросов.

Сначала поехали домой к Малявиным. Мать Валентины ничего не заметила, а вот бабушка насторожилась:

- Покажи-ка, что это за бумагу ты прячешь?

Увидев свидетельство о регистрации брака, мать Валентины схватилась за сердце. Потом Саша убеждал ее, что все хорошо и все должны быть рады их счастью. Не убедил...

Разговор с его матерью был еще тяжелее. Нежданную новость Татьяна Александровна встретила гробовым молчанием, потом предложила молодоженам чаю. Она задала сыну всего один вопрос:

- Интересно, а на что вы будете жить?

- Мам, да не переживай ты так. Все наладится!

А все и вправду наладилось. Александр начал сниматься, в деньгах молодая семья нужды не испытывала. Жить стали в квартире Збруевых, все заботы по хозяйству взяла на себя Татьяна Александровна. Постепенно она приняла и полюбила невестку.

Их юношеский брак продлился недолго. Беременность Вали закончилась выкидышем на позднем сроке, что сильно сказалось на ее еще не окрепшей психике. Она вслед за мужем стала быстро делать кинокарьеру, а заодно и крутить романы на съемках. Збруев ревновал, устраивал скандалы. Валя не понимала, что рушит не только свою семью, но и жизнь.

С момента, когда Малявина ушла от Александра, в ее судьбе были только трагические события. Романы с режиссерами Павлом Арсеновым, Александром Кайдановским и Андреем Тарковским оставили лишь пустоту в душе. Утешение Валя искала в алкоголе, а потом в объятиях актера Стаса Жданько, который был значительно младше ее.

Во время их очередной попойки случилось непоправимое: Стас закололся ножом. Следствие обвинило Валентину в убийстве, она попала в тюрьму. Выйдя из заключения, Малявина запила с новой силой, и вскоре стала жертвой черных риелторов, отобравших у нее квартиру. Вслед за этим -потеряла зрение. Родных почти не осталось, друзья давно отвернулись. Помнил о Валентине только ее первый супруг. Александр устроил ее в пансионат, но навещать отказался: «Прошлого не вернешь!»

Збруев тяжело переживал предательство жены. Он и сам был не без греха, но семейные узы уважал и ценил. Спасение нашел в работе, благо ее было много и в театре, и в кино.

На съемочной площадке он увлекся актрисой Светланой Савеловой, известной по фильму «Семь стариков и одна девушка». Чувства Александра были искренними и сильными, однако Светлана предпочла закрутить роман с Николаем Караченцовым.

Злой рок или совпадение, но женщины, пренебрегшие Збруевым, счастья в жизни так и не находили.

Савелова вышла замуж за актера-алкоголика Сергея Милованова и тоже пристрастилась к спиртному. А потом попала в автокатастрофу, изуродовавшую ее внешность, и перестала сниматься. Обострилась ее алкогольная зависимость, последние годы прошли в хмельном забытье. Из жизни Савелова ушла в 1999 году, одинокая и всеми забытая.

Ее бездыханное тело обнаружили только на третий день. На похоронах были лишь работники театра, в котором она когда-то служила. А платье на нее надели из театрального реквизита - у бывшей актрисы никакого имущества не осталось...

В 1967 году Александр Збруев случайно попал на съемочную площадку киноэпопеи Бондарчука «Война и мир» - просто заскочил к приятелю. Застал финальные дни съемки - бал Наташи Ростовой. И вот прекрасная худенькая Наташа с каштановыми кудрями в длинном платье с рукавами-фонариками смотрит на него своими огромными серыми глазами... Збруев влюбился с первого взгляда. Нет, он, конечно, не Андрей Болконский, но тоже видный парень.

Александр пустил в ход все свое обаяние и искрометный юмор, чтобы произвести впечатление на исполнительницу роли Наташи Людмилу Савельеву. Он не знал, что она давно тайно влюблена в него - с того самого момента, как посмотрела фильм с его участием «Мой младший брат». Она тогда жила в Ленинграде и занималась балетом, даже не подозревая, что после экранизации Толстого ее саму ждет всемирная слава актрисы.

«Саша был очень хорош собой, энергичен, с необыкновенным юмором. И в отличие от других, старавшихся выглядеть взрослее и солиднее, вел себя как мальчишка», - вспоминает Савельева. Их роман быстро набрал обороты, в том же году пара расписалась. Через год Людмила осчастливила Александра рождением дочери, которую назвали Наташей - в честь героини Толстого.

Несколько лет Людмила прожила с Александром, как за каменной стеной. Он умел быть нежным мужем, любящим отцом, ответственным главой семейства, умел принимать решения и обеспечивать быт. Не супруг, а мечта, если не учитывать одно обстоятельство: он был актером, а представители этой профессии себе не принадлежат, потому что являются достоянием страны, кинематографа, поклонниц. Збруев вниманием женского пола был явно не обделен.

Людмила старалась закрывать глаза на мелкие похождения мужа: возвращался-то он к ней. Потом вышла «Большая перемена» - и остановить лавину любви к его Ганже уже не могли никто и ничто. Збруев недоумевал: чем этот образ привлекателен? Сам-то он мечтал о больших серьезных ролях.

Если в общении с женским полом он на всю катушку использовал свои внешние данные, то в работе, наоборот, изображал слепых, хромых, толстых, лысых. Характер был для него важнее внешности. В перерывах между киносъемками Александр успевал играть спектакли в своем любимом «Ленкоме».

В тот погожий денек Збруев, по своему обыкновению, вышел из дома, чтобы прогуляться до работы пешком, благо от его дома до «Ленкома» идти всего несколько минут. На подходе к театру он увидел толпу девиц у служебного входа. Такое зрелище ленкомовцев давно не удивляло.

Ждали Збруева, Абдулова, Караченцова, Янковского. При появлении актера толпа начинала визжать и обступать его плотным кольцом - кто-то задавал вопросы, кто-то признавался в любви, другие просили автографы или просто тянули руки - дотронуться до своего кумира. Такие знаки внимания не всегда были безопасны для актеров. И если остальные терпели, то Збруев вскипел и закричал:

- Так, выстроиться всем в одну шеренгу по росту!

Девицы опешили, но потом засуетились: желание кумира - закон! А Збруев пошел за вахтером и сурово ему сказал:

- Запомните всех в лицо. И чтобы с этого момента ни одна из них здесь не появлялась!

«Ленком» стал для Александра Збруева судьбой не только в плане работы. На его сцене он познакомился с главною любовью своей жизни - актрисой Еленой Шаниной, знаменитой исполнительницей роли Кончиты в «"Юноне" и "Авось"».

В 1974 году Александр Збруев и молодой режиссер Марк Захаров приехали в Ленинград в поисках новых звезд для своего театра. В одном из театров шел спектакль «Бесприданница», внимание Збруева привлекла молодая актриса. Так 22-летняя Елена Шанина попала в «Ленком», где служит и по сей день.

В одном из спектаклей Збруев и Шанина играли любовников, а потом перенесли свои отношения и в реальную жизнь. По сути с Шаниной актер жил гражданским браком. Долгое время Збруев не решался рассказать жене правду о своей второй супруге, боялся за ее здоровье. Так и жил на две семьи, разрываясь между чувством и долгом. Благо финансы позволяли: помимо актерского таланта, Збруев обнаружил в себе и бизнес-жилку.

Говорят, что отношения внутри любовного треугольника Збруева послужили основой для сценария известного фильма «Осенний марафон». А Людмила Савельева ничего не подозревала - или только делала вид?.. Елена Шанина тоже не настаивала на официальном оформлении отношений: «Как можно бороться за любовь?

Предъявлять претензии? Ты должен меня любить! Нужно так относиться к любимому, чтобы ему было с тобой хорошо. Если действительно любишь, а он с тобой несчастлив - отпусти его». Ей исполнилось сорок, когда она поняла, что беременна. Родившуюся дочь Татьяну 55-летний Збруев признал своей, хотя и записана она на фамилию матери. Он наконец-то решился поговорить с законной супругой, но получил однозначный ответ:

- На развод подавать не буду.

Александр хотел быть с любимой, растить вместе с ней дочь, но в то же время чувствовал ответственность за Людмилу и старшую дочь Наташу, которая очень слаба здоровьем. Из-за несчастной любви Наталья хотела покончить с собой, а Людмила заявила супругу, что это реакция дочери на его уход. И Збруев окончательно остался в семье, а для Тани Шаниной стал приходящим папой.

Долгое время двойная жизнь актера была известна лишь в узких кругах. Но не так давно эту историю раскопали журналисты и преподнесли общественности в качестве скандала. Одни разочаровались в любимом актере и назвали его предателем, другие возвели его в ранг настоящего мужчины: «Он не ушел от Савельевой только потому, что их дочь не совсем здорова... Збруев - человек благородный. Он понимал, что Наташа - его общий с Людмилой крест».

Участники этого любовного треугольника сегодня уже немолоды: Александру Збруеву - 79, Людмиле Савельевой - 75, а Елене Шаниной - 64 года. Все они живут своей личной жизнью и интервью о своей личной жизни не дают. Жизнь -штука сложная...
Напишите свой отзыв