Феноменальные прыжки, изумительная пластика, легкий шаг - равных Майе Плисецкой было не найти. А когда балерину спрашивали, как она смогла добиться таких высот в искусстве, она неизменно отвечала: «Характер!»
Это была «Красная Шапочка». Первый балет, на который маленькую Майю за руку привела ее тетя - солистка Большого театра Суламифь Мессерер. Девочку поразило все: костюмы, декорации, движения. Позже родные заметили - Майя стала повторять дома то, что увидела на сцене.
Чтобы не быть предсказуемой, каждый свой выход балерина Майя Плисецкая делала особенным, не похожим на остальные. То поклонится иначе, то из-за другой кулисы появится. С детства неожиданность была ее коньком.
Неожиданно для родителей 16-летняя Майя отправилась в Москву поступать в хореографическое училище. И это в военное время, когда семья Плисецких находилась в эвакуации в Свердловске! Неожиданно для самой себя стала солисткой Большого театра. И это несмотря на то что ее дядя, Асаф Мессерер, будучи в те годы худруком театра, не хотел давать племяннице протекцию. Отправил ее в кордебалет! Назло ему Плисецкая стала выступать без грима и вполсилы - танцевала на полупальцах. Но талант не скроешь. Когда в 1960 году Большой театр покинула Галина Уланова, всем было очевидно: примой должна стать Майя Плисецкая.
Своего первого «Умирающего лебедя» она исполнила еще в эвакуации в Свердловске. А сколько «лебединых» выходов было потом! По самым скромным подсчетам - около 800. Зрители видели в Плисецкой образ настоящей балерины - хрупкой, невесомой, аристократичной, в чем-то смелой. Сама же она считала себя невероятно трудолюбивой и выносливой. На одном из выступлений во время выполнения пируэта Плисецкая ударилась мизинцем. В пальце что-то хрустнуло, по ноге растеклась боль. «Неужели вы дальше танцевали?» - спрашивали изумленные слушатели, когда Майя Михайловна рассказывала потом эту историю. «Конечно! А как иначе?»
Популярность Майи Плисецкой в 1960-1970-е годы не знала границ. Специально для нее ставились балеты, она блистала в партиях «Дон Кихота», «Ромео и Джульетты», «Спящей красавицы». Пробовала себя в качестве балетмейстера, поставив «Даму с собачкой», «Чайку» и «Анну Каренину».
Для многих в ее танце был определенный вызов. Именно он побуждал зрителей приходить смотреть именно на нее. Власть имущие наблюдали за популярностью балерины с подозрением. А министр культуры Екатерина Фурцева, однажды посетив постановку «Кармен-сюита», не выдержала: «Майя, прикройте ляжки!»
И та прикрывала. Хотя знала: на нее хоть холщовый мешок надень, она будет все так же изящна и особенна. Это, безусловно, замечали мужчины. Ходили слухи, что в поклонниках у Плисецкой ходили солисты Большого театра и даже актер Андрей Миронов. Сама же она для большинства оставалась неприступной и недосягаемой. К тому же танцовщица всерьез обожглась: ее первый брак с артистом балета Марисом Лиепой продлился всего три месяца. Зато второму она посвятила жизнь...
Когда Майя впервые увидела композитора Родиона Щедрина, она и подумать не могла, что перед ней стоит ее будущий муж. Искры не вспыхнуло. Зато спустя три года, когда Щедрину предложили написать музыку к постановке «Конек-Горбунок», молодые люди получили возможность узнать друг друга лучше.
Родиону посоветовали побывать на одной из репетиций Плисецкой, чтобы понять, каким именно будет балет. Когда он вошел в зал, то увидел удивительной красоты женщину в соблазнительном купальнике. «Я запал!»
- признавался впоследствии Щедрин. Музыку к «Коньку -Горбунку» он посвятил Майе, а 2 октября 1958 года взял ее в жены.
Весь творческий бомонд обсуждал, когда же брак Щедрина и Плисецкой распадется. Но он, словно врагам назло, с каждым годом становился только крепче. Для композитора Майя была музой: он посвящал ей произведения, первой показывал свои сочинения, после долгих бесед с женой писал настоящие шедевры. Сама Плисецкая говорила: «Щедрин дарит мне не бриллианты, а балеты!»
К тому же рядом с мужем Майя Михайловна чувствовала себя защищенной. До замужества к балерине часто придирались: то ведет себя не по уставу, то одевается ярко, то ни одного мероприятия не пропускает. В КГБ ее даже считали английской шпионкой, из-за чего долгие годы не пускали на гастроли за рубеж. А когда, наконец, пустили, поставили условие: Щедрин в это время должен оставаться в СССР. Всем было очевидно: к любимому мужу она уж точно вернется.
С годами оба жалели лишь об одном - что в свое время не стали родителями. Однажды Майя забеременела, но сделала аборт. Рождение ребенка могло поставить крест на ее карьере, которая только-только взлетела вверх. Родион Константинович решение не оспаривал: «Ей надо было делать выбор».
Сама Майя думала: вот перестану танцевать - тогда и подумаем о детях. Но времени все не находилось. Да и на сцену Большого театра она перестала выходить только в 65 лет, когда худрук Юрий Григорович в 1990 году уволил балерину. Это было почти предательство, хотя Майя Михайловна и понимала: таковы балетные реалии. Спустя год она с мужем перебралась в Германию, в Мюнхен. Там обоим было комфортно жить и работать.
Даже в 65 лет Майя Плисецкая выглядела восхитительно! Ее подтянутая точеная фигура многих приводила в восторг. Окружающие спрашивали, как балерине удается держать себя в форме, на что она с присущей ей иронией отвечала: «Не жрать! Более действенного способа еще не придумали».
Она лукавила. Очевидцы рассказывали: собственные пристрастия Майи Михайловны были довольно странными. Например, она исключала из своего рациона мясо и молочные продукты, зато обожала жирную селедку и булочки. И при этом не испытывала никаких угрызений совести! Знала: все, что съест - непременно отработает.
Впрочем, доводить себя до изнеможения у балетного станка Плисецкая тоже не любила. Если у нее что-то не получалось с первого раза, она откладывала это «в долгий ящик». Считала: нужно делать только то, что выходит сразу. «Никогда не любила репетировать и тренироваться. Пожалуй, это в итоге и продлило мою сценическую карьеру. У меня были неизмученные ноги», - делилась балерина своим секретом.
Долгие годы Плисецкая страдала бессонницей. Это началось еще в детстве, когда арестовали папу. За ним пришли ночью, и с тех пор темное время суток навевало на Майю тревогу.
Иногда, к тому же, пошаливало сердце, надорванное тренировками и напряжением. Хотя со стороны этого и не было видно. Так, в 70 лет Майя Михайловна появилась в номере, поставленном Морисом Бежаром специально для нее. Он даже назван был в ее честь - «Аве Майя». А когда приближался 90-летний юбилей балерины, она планировала выступить в Большом театре. «Хочу просто выйти на любимую сцену. Может быть, в последний раз...» - говорила Плисецкая с грустью...
Ее выход так и не состоялся. В мае 2015 года балерине стало плохо дома. Когда скорая отвезла ее в больницу, врачи поставили диагноз - обширный инфаркт. Будучи еще в сознании, Майя Михайловна шептала мужу, который находился рядом: «Я тебя обожаю!»
Позже Родион Щедрин обнародовал завещание супруги. Она хотела, чтобы после смерти обоих их прах соединили и развеяли над Россией. «Я согласен», - подытожил Родион Константинович.
Это была «Красная Шапочка». Первый балет, на который маленькую Майю за руку привела ее тетя - солистка Большого театра Суламифь Мессерер. Девочку поразило все: костюмы, декорации, движения. Позже родные заметили - Майя стала повторять дома то, что увидела на сцене.
Чтобы не быть предсказуемой, каждый свой выход балерина Майя Плисецкая делала особенным, не похожим на остальные. То поклонится иначе, то из-за другой кулисы появится. С детства неожиданность была ее коньком.
Неожиданно для родителей 16-летняя Майя отправилась в Москву поступать в хореографическое училище. И это в военное время, когда семья Плисецких находилась в эвакуации в Свердловске! Неожиданно для самой себя стала солисткой Большого театра. И это несмотря на то что ее дядя, Асаф Мессерер, будучи в те годы худруком театра, не хотел давать племяннице протекцию. Отправил ее в кордебалет! Назло ему Плисецкая стала выступать без грима и вполсилы - танцевала на полупальцах. Но талант не скроешь. Когда в 1960 году Большой театр покинула Галина Уланова, всем было очевидно: примой должна стать Майя Плисецкая.
Своего первого «Умирающего лебедя» она исполнила еще в эвакуации в Свердловске. А сколько «лебединых» выходов было потом! По самым скромным подсчетам - около 800. Зрители видели в Плисецкой образ настоящей балерины - хрупкой, невесомой, аристократичной, в чем-то смелой. Сама же она считала себя невероятно трудолюбивой и выносливой. На одном из выступлений во время выполнения пируэта Плисецкая ударилась мизинцем. В пальце что-то хрустнуло, по ноге растеклась боль. «Неужели вы дальше танцевали?» - спрашивали изумленные слушатели, когда Майя Михайловна рассказывала потом эту историю. «Конечно! А как иначе?»
Популярность Майи Плисецкой в 1960-1970-е годы не знала границ. Специально для нее ставились балеты, она блистала в партиях «Дон Кихота», «Ромео и Джульетты», «Спящей красавицы». Пробовала себя в качестве балетмейстера, поставив «Даму с собачкой», «Чайку» и «Анну Каренину».
Для многих в ее танце был определенный вызов. Именно он побуждал зрителей приходить смотреть именно на нее. Власть имущие наблюдали за популярностью балерины с подозрением. А министр культуры Екатерина Фурцева, однажды посетив постановку «Кармен-сюита», не выдержала: «Майя, прикройте ляжки!»
И та прикрывала. Хотя знала: на нее хоть холщовый мешок надень, она будет все так же изящна и особенна. Это, безусловно, замечали мужчины. Ходили слухи, что в поклонниках у Плисецкой ходили солисты Большого театра и даже актер Андрей Миронов. Сама же она для большинства оставалась неприступной и недосягаемой. К тому же танцовщица всерьез обожглась: ее первый брак с артистом балета Марисом Лиепой продлился всего три месяца. Зато второму она посвятила жизнь...
Когда Майя впервые увидела композитора Родиона Щедрина, она и подумать не могла, что перед ней стоит ее будущий муж. Искры не вспыхнуло. Зато спустя три года, когда Щедрину предложили написать музыку к постановке «Конек-Горбунок», молодые люди получили возможность узнать друг друга лучше.
Родиону посоветовали побывать на одной из репетиций Плисецкой, чтобы понять, каким именно будет балет. Когда он вошел в зал, то увидел удивительной красоты женщину в соблазнительном купальнике. «Я запал!»
- признавался впоследствии Щедрин. Музыку к «Коньку -Горбунку» он посвятил Майе, а 2 октября 1958 года взял ее в жены.
Весь творческий бомонд обсуждал, когда же брак Щедрина и Плисецкой распадется. Но он, словно врагам назло, с каждым годом становился только крепче. Для композитора Майя была музой: он посвящал ей произведения, первой показывал свои сочинения, после долгих бесед с женой писал настоящие шедевры. Сама Плисецкая говорила: «Щедрин дарит мне не бриллианты, а балеты!»
К тому же рядом с мужем Майя Михайловна чувствовала себя защищенной. До замужества к балерине часто придирались: то ведет себя не по уставу, то одевается ярко, то ни одного мероприятия не пропускает. В КГБ ее даже считали английской шпионкой, из-за чего долгие годы не пускали на гастроли за рубеж. А когда, наконец, пустили, поставили условие: Щедрин в это время должен оставаться в СССР. Всем было очевидно: к любимому мужу она уж точно вернется.
С годами оба жалели лишь об одном - что в свое время не стали родителями. Однажды Майя забеременела, но сделала аборт. Рождение ребенка могло поставить крест на ее карьере, которая только-только взлетела вверх. Родион Константинович решение не оспаривал: «Ей надо было делать выбор».
Сама Майя думала: вот перестану танцевать - тогда и подумаем о детях. Но времени все не находилось. Да и на сцену Большого театра она перестала выходить только в 65 лет, когда худрук Юрий Григорович в 1990 году уволил балерину. Это было почти предательство, хотя Майя Михайловна и понимала: таковы балетные реалии. Спустя год она с мужем перебралась в Германию, в Мюнхен. Там обоим было комфортно жить и работать.
Даже в 65 лет Майя Плисецкая выглядела восхитительно! Ее подтянутая точеная фигура многих приводила в восторг. Окружающие спрашивали, как балерине удается держать себя в форме, на что она с присущей ей иронией отвечала: «Не жрать! Более действенного способа еще не придумали».
Она лукавила. Очевидцы рассказывали: собственные пристрастия Майи Михайловны были довольно странными. Например, она исключала из своего рациона мясо и молочные продукты, зато обожала жирную селедку и булочки. И при этом не испытывала никаких угрызений совести! Знала: все, что съест - непременно отработает.
Впрочем, доводить себя до изнеможения у балетного станка Плисецкая тоже не любила. Если у нее что-то не получалось с первого раза, она откладывала это «в долгий ящик». Считала: нужно делать только то, что выходит сразу. «Никогда не любила репетировать и тренироваться. Пожалуй, это в итоге и продлило мою сценическую карьеру. У меня были неизмученные ноги», - делилась балерина своим секретом.
Долгие годы Плисецкая страдала бессонницей. Это началось еще в детстве, когда арестовали папу. За ним пришли ночью, и с тех пор темное время суток навевало на Майю тревогу.
Иногда, к тому же, пошаливало сердце, надорванное тренировками и напряжением. Хотя со стороны этого и не было видно. Так, в 70 лет Майя Михайловна появилась в номере, поставленном Морисом Бежаром специально для нее. Он даже назван был в ее честь - «Аве Майя». А когда приближался 90-летний юбилей балерины, она планировала выступить в Большом театре. «Хочу просто выйти на любимую сцену. Может быть, в последний раз...» - говорила Плисецкая с грустью...
Ее выход так и не состоялся. В мае 2015 года балерине стало плохо дома. Когда скорая отвезла ее в больницу, врачи поставили диагноз - обширный инфаркт. Будучи еще в сознании, Майя Михайловна шептала мужу, который находился рядом: «Я тебя обожаю!»
Позже Родион Щедрин обнародовал завещание супруги. Она хотела, чтобы после смерти обоих их прах соединили и развеяли над Россией. «Я согласен», - подытожил Родион Константинович.