#
Биография и личная жизньИскусство → Майя Плисецкая - Неумирающий лебедь

Майя Плисецкая - Неумирающий лебедь


Феноменальные прыжки, изумительная пластика, легкий шаг - равных Майе Плисецкой было не найти. А когда балерину спрашивали, как она смогла добиться таких высот в искусстве, она неизменно отвечала: «Характер!»

Это была «Красная Шапочка». Первый балет, на который маленькую Майю за руку привела ее тетя - солистка Большого театра Суламифь Мессерер. Девочку поразило все: костюмы, декорации, движения. Позже родные заметили - Майя стала повторять дома то, что увидела на сцене.

Балерина Майя Плисецкая

Чтобы не быть предсказуемой, каждый свой выход балерина Майя Плисецкая делала особенным, не похожим на остальные. То поклонится иначе, то из-за другой кулисы появится. С детства неожиданность была ее коньком.

Неожиданно для родителей 16-летняя Майя отправилась в Москву поступать в хореографическое училище. И это в военное время, когда семья Плисецких находилась в эвакуации в Свердловске! Неожиданно для самой себя стала солисткой Большого театра. И это несмотря на то что ее дядя, Асаф Мессерер, будучи в те годы худруком театра, не хотел давать племяннице протекцию. Отправил ее в кордебалет! Назло ему Плисецкая стала выступать без грима и вполсилы - танцевала на полупальцах. Но талант не скроешь. Когда в 1960 году Большой театр покинула Галина Уланова, всем было очевидно: примой должна стать Майя Плисецкая.

Своего первого «Умирающего лебедя» она исполнила еще в эвакуации в Свердловске. А сколько «лебединых» выходов было потом! По самым скромным подсчетам - около 800. Зрители видели в Плисецкой образ настоящей балерины - хрупкой, невесомой, аристократичной, в чем-то смелой. Сама же она считала себя невероятно трудолюбивой и выносливой. На одном из выступлений во время выполнения пируэта Плисецкая ударилась мизинцем. В пальце что-то хрустнуло, по ноге растеклась боль. «Неужели вы дальше танцевали?» - спрашивали изумленные слушатели, когда Майя Михайловна рассказывала потом эту историю. «Конечно! А как иначе?»

Популярность Майи Плисецкой в 1960-1970-е годы не знала границ. Специально для нее ставились балеты, она блистала в партиях «Дон Кихота», «Ромео и Джульетты», «Спящей красавицы». Пробовала себя в качестве балетмейстера, поставив «Даму с собачкой», «Чайку» и «Анну Каренину».

Для многих в ее танце был определенный вызов. Именно он побуждал зрителей приходить смотреть именно на нее. Власть имущие наблюдали за популярностью балерины с подозрением. А министр культуры Екатерина Фурцева, однажды посетив постановку «Кармен-сюита», не выдержала: «Майя, прикройте ляжки!»

И та прикрывала. Хотя знала: на нее хоть холщовый мешок надень, она будет все так же изящна и особенна. Это, безусловно, замечали мужчины. Ходили слухи, что в поклонниках у Плисецкой ходили солисты Большого театра и даже актер Андрей Миронов. Сама же она для большинства оставалась неприступной и недосягаемой. К тому же танцовщица всерьез обожглась: ее первый брак с артистом балета Марисом Лиепой продлился всего три месяца. Зато второму она посвятила жизнь...

Когда Майя впервые увидела композитора Родиона Щедрина, она и подумать не могла, что перед ней стоит ее будущий муж. Искры не вспыхнуло. Зато спустя три года, когда Щедрину предложили написать музыку к постановке «Конек-Горбунок», молодые люди получили возможность узнать друг друга лучше.

Родиону посоветовали побывать на одной из репетиций Плисецкой, чтобы понять, каким именно будет балет. Когда он вошел в зал, то увидел удивительной красоты женщину в соблазнительном купальнике. «Я запал!»

- признавался впоследствии Щедрин. Музыку к «Коньку -Горбунку» он посвятил Майе, а 2 октября 1958 года взял ее в жены.

Весь творческий бомонд обсуждал, когда же брак Щедрина и Плисецкой распадется. Но он, словно врагам назло, с каждым годом становился только крепче. Для композитора Майя была музой: он посвящал ей произведения, первой показывал свои сочинения, после долгих бесед с женой писал настоящие шедевры. Сама Плисецкая говорила: «Щедрин дарит мне не бриллианты, а балеты!»

Майя Плисецкая и Родион Щедрин

К тому же рядом с мужем Майя Михайловна чувствовала себя защищенной. До замужества к балерине часто придирались: то ведет себя не по уставу, то одевается ярко, то ни одного мероприятия не пропускает. В КГБ ее даже считали английской шпионкой, из-за чего долгие годы не пускали на гастроли за рубеж. А когда, наконец, пустили, поставили условие: Щедрин в это время должен оставаться в СССР. Всем было очевидно: к любимому мужу она уж точно вернется.

С годами оба жалели лишь об одном - что в свое время не стали родителями. Однажды Майя забеременела, но сделала аборт. Рождение ребенка могло поставить крест на ее карьере, которая только-только взлетела вверх. Родион Константинович решение не оспаривал: «Ей надо было делать выбор».

Сама Майя думала: вот перестану танцевать - тогда и подумаем о детях. Но времени все не находилось. Да и на сцену Большого театра она перестала выходить только в 65 лет, когда худрук Юрий Григорович в 1990 году уволил балерину. Это было почти предательство, хотя Майя Михайловна и понимала: таковы балетные реалии. Спустя год она с мужем перебралась в Германию, в Мюнхен. Там обоим было комфортно жить и работать.

Даже в 65 лет Майя Плисецкая выглядела восхитительно! Ее подтянутая точеная фигура многих приводила в восторг. Окружающие спрашивали, как балерине удается держать себя в форме, на что она с присущей ей иронией отвечала: «Не жрать! Более действенного способа еще не придумали».

Она лукавила. Очевидцы рассказывали: собственные пристрастия Майи Михайловны были довольно странными. Например, она исключала из своего рациона мясо и молочные продукты, зато обожала жирную селедку и булочки. И при этом не испытывала никаких угрызений совести! Знала: все, что съест - непременно отработает.

Впрочем, доводить себя до изнеможения у балетного станка Плисецкая тоже не любила. Если у нее что-то не получалось с первого раза, она откладывала это «в долгий ящик». Считала: нужно делать только то, что выходит сразу. «Никогда не любила репетировать и тренироваться. Пожалуй, это в итоге и продлило мою сценическую карьеру. У меня были неизмученные ноги», - делилась балерина своим секретом.

Долгие годы Плисецкая страдала бессонницей. Это началось еще в детстве, когда арестовали папу. За ним пришли ночью, и с тех пор темное время суток навевало на Майю тревогу.

Иногда, к тому же, пошаливало сердце, надорванное тренировками и напряжением. Хотя со стороны этого и не было видно. Так, в 70 лет Майя Михайловна появилась в номере, поставленном Морисом Бежаром специально для нее. Он даже назван был в ее честь - «Аве Майя». А когда приближался 90-летний юбилей балерины, она планировала выступить в Большом театре. «Хочу просто выйти на любимую сцену. Может быть, в последний раз...» - говорила Плисецкая с грустью...

Ее выход так и не состоялся. В мае 2015 года балерине стало плохо дома. Когда скорая отвезла ее в больницу, врачи поставили диагноз - обширный инфаркт. Будучи еще в сознании, Майя Михайловна шептала мужу, который находился рядом: «Я тебя обожаю!»

Позже Родион Щедрин обнародовал завещание супруги. Она хотела, чтобы после смерти обоих их прах соединили и развеяли над Россией. «Я согласен», - подытожил Родион Константинович.
Напишите свой отзыв