#

Галина Уланова

Полное имя: Галина Сергеевна Уланова
Дата рождения: 8 января 1910 (Козерог), Санкт-Петербург
Национальность: Русская, рост 165 см
Дата смерти: 21 марта 1998 (88 лет)
Образование: Петроградское театральное училище
Карьера: Балерина, педагог
Личная жизнь: Была разведена

Галина Уланова — биография


Галину Сергеевну Уланову многие знают, как известную ведущую танцовщицу русского балета. Кроме того, она занималась преподавательской деятельностью. Имеет много премий и награды, она Народная артистка Советского Союза.

Детство и юность


Галина Уланова появилась на свет в северной столице России 8 января 1910 г. в семье артистов балета. Отец Сергей Николаевич Уланов и мать Мария Фёдоровна Романова танцевали в театре Мариинки. Затем мама стала хореографом, а папа режиссёром в родном балете. Разве можно было предположить, что девочку ждёт биография, которая не свяжет её с искусством балета?

Девочка обожала природу и животных. Самым большим счастьем для нее были поездки с родителями на озеро Щор в деревушке Лог, что под Петербургом. Здесь она вдоволь могла наиграться с собаками и иногда, утомившись, даже засыпала с ними в обнимку у какой-нибудь конуры. С превеликой радостью Галя отправлялась с отцом на рыбалку: сама копала червей и распутывала сети.


Галя Уланова в детстве

Галя была постоянно рядом с родителями, каким бы тяжёлым послереволюционным временем не были отмечены годы их работы. Девочка с девяти лет поступила в хореографическое училище, хотя особенно не желала стать балериной. Больше всего будущей балерине нравилось ходить в матросской форме, обожала природу и животных и ловить рыбу. Её манило море.

Галина Уланова продолжила обучение в интернате. Родители решили отдать Галю в интернат при Петроградском хореографическом училище по многим причинам. Во-первых, они были твердо уверены, что девочка должна иметь профессию, которая сможет ее прокормить в будущем, во-вторых, сами они не могли уделять достаточного внимания ее воспитанию, а в-третьих, им казалось, что у нее есть все данные для того, чтобы полностью посвятить свою жизнь мастерству балета.

Так Галя еще никогда не страдала - вдали от дома, от привычных забот ей приходилось заниматься ненавистным делом. Слезы, истерики и мольбы забрать ее из опостылевшего класса не возымели успеха - родители были непреклонны. В сентябре 1919 года будущая ученица впервые переступила порог школы, ставшей отправной точкой к ее великому будущему в мире балета.

Балет


Мария Федоровна, танцевавшая в Мариинском театре около двадцати лет, была приглашена на должность педагога в Петроградское училище. Она и стала первым преподавателем собственной дочери. По натуре мягкая и добрая, Мария Федоровна как могла помогала советом: «Ты должны быть: дисциплинированная, бережная до кропотливости, нежная и придирчивая со смыслом, настойчивая и спокойная. Вокруг тебя искусство». Именно тогда Уланова и осознала: «Жизнь балерины состоит наполовину из слова "должна", а на вторую половину - из слова "нельзя"».


Галя в училище

В 1925 году Галина Уланова попала в класс к сильнейшему педагогу - Агриппине Яковлевне Вагановой. Та всегда лично отбирала учениц в свой класс; была строгой и беспощадной в работе, часто проявляла резкость и требовательность, но именно это позволяло ей достичь отличных результатов.

Самое важное значение Ваганова отводила музыке: балерина должна слиться с музыкальным произведением. Отстающим на четверть такта преподавательница советовала вынуть вату из ушей или обратиться к врачу, чтобы избавиться от глухоты. У нее имелся своеобразный метод разучивания новых движений и связок: она заставляла зарисовывать эти позы - у некоторых девочек выходили чудные иероглифы, по которым нельзя было разобрать решительно ничего. Агриппина Яковлевна вынуждала учениц отрабатывать каждое движение, пока оно не станет идеальным, и не было девочкам никакой пощады. И никаких слез - иначе за дверь.

При этом вне классных занятий Ваганова становилась совершенно иной: чуткая, веселая и общительная женщина, она запросто могла дать недавно обруганной на уроке ученице совет-хитрость: прежде чем идти на свидание с кавалером, обязательно посидеть в темной комнате - зрачки станут больше, а глаза - красивее.

В 1926 году Галя пережила необычное приключение. В то время на студии «Госвоенкино» в Ленинграде режиссер Михаил Вернер снимал художественный фильм «Солистка его величества» о жизни советской балерины Натальи. Главную роль в нем исполняла молодая артистка балета Галина Сергеевна Кравченко, которая сразу после съемок отправилась в Москву. А режиссеру внезапно потребовалась какая-то незначительная дополнительная съемка. И в качестве дублерши поставили Галину Уланову.

Девушка сдала выпускной экзамен, перед ней лежала взрослая жизнь. В это время она заведет тетрадь, в которую будет аккуратно вписывать каждое состоявшееся выступление: место, число, танец. Первой записью станет следующая: «1928 год. 16 мая выпускной спектакль. "Шопениана", "Арлекинада", дивертисмент "Щелкунчик"». Эти произведения выбрала для Галины Улановой сама Ваганова, которая охарактеризовала свою ученицу как «тонкое, хрупкое, неземное создание». И в этом был своеобразный парадокс: Уланова, никогда не стремившаяся к женственности, стала эталоном изящества.

Балерина закончила обучение в училище и сразу же получила приглашение в Театр оперы и балета Ленинграда. Галина была очень талантлива, что сразу заметили зрители «Лебединого озера», в котором молодая танцовщица танцевала партию Одетты. Тогда Улановой было девятнадцать лет.


Уланова на сцене театра

Следующей триумфальной ролью балерины стал балет «Бахчисарайский фонтан». Руководство в лице Климентия Ворошилова решило отправить спектакль на гастроли. В Москве решили показать ещё два балета самому Сталину. Вождь остался доволен, организовал банкет в честь всей труппы. Галину Уланову Иосиф Виссарионович оценил очень высоко, ей три раза была вручена премия имени Сталина.

В премьерном спектакле «Ромео и Джульетта» Уланова играла главную партию, а её напарником был перспективный актёр балета Константин Сергеев. Многое в жизни Галины изменилось с переездом в столицу, пришлось жить в гостиничных номерах. Какие бы сложности не подкидывала балерине судьба и столичная жизнь, она всегда и во всём имела своё твёрдое мнение, которому никогда не изменяла. Она никогда не вмешивалась в политику, Уланова занималась только творчеством.

Личная жизнь Галины Улановой


Первой любовью Галины стал её партнёр, сыгравший Ромео. Константин Сергеев уважительно относился к своей возлюбленной, их роман длился до тех пор, пока приму не перевели в Москву. Вместе с отъездом балерины перестала существовать и любовь между классическими Ромео и Джульеттой. Личная жизнь не является для балерины запретной, но особо распространяться о ней Уланова никогда не любила.

Первый раз Уланова была замужем с 17 лет за лысоватым Исааком Меликовским, работавшим концертмейстером. Долго их браку не суждено было продержаться. Второй союз также оказался неудачным. Галина была послушной дочерью своих родителей, и когда мать запретила своей дочери рожать и заниматься только искусством, по молодости лет, балерина безропотно согласилась.


Галина Уланова и Завадский

Следующим в личной жизни Улановой стал брак с режиссёром Юрием Завадским. Их разделяла разница в шестнадцать лет. Юрий влюбился как мальчишка в Галину, добился её руки, хотя вместе они жили редко. После окончания Великой Отечественной войны супруги развелись, но дружить продолжали.

Следующим мужчиной в жизни балерины был актёр и режиссёр Иван Берсенев, их роман длился два года. Мужчина расстался ради Галины со своей первой женой после 35 лет совместной жизни. Смерть помешала позднему счастью балерины и актёра. В Большом театре, в котором танцевала Уланова, работал художник Вадим Рындин. Он был страстно влюблён в Галину, но он не сумел совладать со своим пристрастием к алкоголю.

Балерина долго терпела мужа-алкоголика, но в итоге рассталась с ним. Галина Сергеевна очень сильно сожалела о том, что у неё нет настоящей крепкой семьи, у неё нет ни детей, ни внуков. Её жизнь – балет, сцена.

Когда Уланова решила уйти со сцены, она всё равно осталась в театре. 30 лет она трудилась педагогом, отдавая своё мастерство начинающим молодым артистам балета. Она продолжила свою биографию в молодом поколении артистов. У неё много учеников, которые уже сейчас имеют награды и звания. Достаточно назвать Екатерину Максимову, Владимира Васильева, Марику Сабирову и многих других талантливых артистов.

Единственной русской балерине Галине Улановой поставили памятник при жизни в Стокгольме, отметив её умение танцем донести добро, красоту и правду жизни. Галина Сергеевна обрела в последние свои годы надёжную помощницу и подругу в лице журналистки Татьяны Агафоновой. Все бытовые заботы легли на плечи Татьяны.

Починка крана на кухне, оплата коммунальных услуг, готовка и стирка – ото всего этого великая балерина была далека. Когда Агафонова неожиданно заболела, Галина Уланова вынуждена была научиться делать всё сама по дому. Кроме того, она ухаживала за тяжелобольной Татьяной. Когда журналистка скончалась, артистка сама попала в больницу и провела там целый год.

Галина Сергеевна всегда находилась в обществе друзей, но постепенно снова наступило одиночество. Вскоре взошли новые звёзды балета, примой в балете стала Майя Плисецкая, ей стали посвящать стихи. Известная поэтесса Белла Ахмадулина написала восторженные строки о молодой балерине. Уланова, прочитав это поэтической творение, отметила, что ей стихи никто не посвящал.

Смерть


В январе 1998 года Уланова перенесла инсульт и шла на поправку очень медленно. 11 марта случился второй инсульт, который постепенно забрал у великой балерины все жизненные силы. А 21 марта Галины Сергеевны не стало. Похоронили величайшую звезду советского балета на Новодевичьем кладбище. Великая артистка умерла в возрасте 88 лет, в доме, где она прожила долгие годы перед смертью, открыли музей балерины.


Могила Улановой
Напишите свой отзыв