#
Биография и личная жизньИскусство → Агриппина Ваганова

Агриппина Ваганова

Полное имя:Агриппина Яковлевна Ваганова
Дата рождения:26 июня 1879 г.
Возраст:72 года
Знак зодиака:Рак
Место рождения:Санкт-Петербург
Дата смерти:5 ноября 1951 г.
Место смерти:Санкт-Петербург
Деятельность:Балерина, педагог, балетмейстер
Образование:Императорское театральное училище
Национальность:Русская
Семейное положение:Не была замужем
Супруг(а):Андрей Померанцев
Дети:Александр Померанцев
Ссылки:wikipedia

Агриппина Ваганова - русская и советская артистка балета, балетмейстер и педагог, основатель теории русского классического балета. Это сегодня по системе Агриппины Яковлевны занимаются сотни будущих балерин, а когда юная Грушенька только постигала азы танцевального искусства, ее считали неуклюжей и неповоротливой.

Биография


Агриппина Ваганова рождена в Санкт-Петербурге 26 июня 1879 года в семье билетера Мариинского театра. Отец Груши – Яков Тимофеевич работал в вышеупомянутом театре капельдинером.

Во время своего первого выступления в Мариинском театре Агриппина так спешила на сцену, что оконфузилась: поскользнулась на ступенях и звучно упала. Потом скатилась с лестницы, а в конце ударилась затылком. Публика подняла ее на смех. От боли, обиды и стыда девушке хотелось провалиться сквозь землю...


Девятилетняя Агриппина

От остальных юных танцовщиц Агриппина отличалась не в лучшую сторону. Невысокого роста, с широкими плечами, мускулистыми ногами и тяжеловатыми чертами лица, которые не скрывал даже грим, - такой она предстала перед экзаменаторами Императорского театрального училища. И все же ее приняли! В девочке не было особого изящества, но движения были столь отточенными, что не могли не впечатлить комиссию.

Балет


Ваганова трезво оценивала себя и свои возможности. Понимала: другим девочкам достаточно потупить взор - и все уже восхищались ими. Ей же приходилось много и упорно работать, чтобы на ее результат обратили внимание. Агриппина внимательно наблюдала и за уже состоявшимися балеринами, пытаясь перенять у них технику и движения.

Переживала ли она из-за собственного несовершенства? Безмерно! По ее признанию, почти всю жизнь балерина считала себя хуже других, недостойной балета. Тем не менее окружающие что-то видели в ней. Недаром после окончания училища в 1897 году ее приняли в труппу Мариинского театра.


Ваганова на сцене театра

Юная танцовщица участвовала во многих постановках, однако критиков раздражала страшно. Один из них, балетмейстер Мариус Петипа, как-то написал: «Госпожа Ваганова ужасна! На балет не иду...» С ним были солидарны многие. Агриппина получала партии, но все они были второстепенные. Лишь через несколько лет она стала солисткой.

Несмотря на успешную карьеру, Ваганова не была удовлетворена своими результатами. Не помогали и нововведения, которые она старалась привносить в каждое свое па. Напротив, за них ее нещадно критиковали приверженцы академичности в танце. Отчаявшись, Агриппина пустилась во все тяжкие.

Отныне балерину Мариинки нередко видели в ресторанах, где она кутила с приятелями. Наверное, сейчас ее назвали бы прожигательницей жизни и осудили. Осуждали, впрочем, и тогда, но Ваганова сама вовремя спохватилась: поняла, что это путь в никуда. Надо было что-то менять.

Втайне Ваганова мечтала о крепкой семье и доме. Искала в мужья человека спокойного и рассудительного - в противоположность себе. И нашла! Состоятельный чиновник Андрей Александрович Померанцев был старше артистки балета, а потому более мудр во многих вопросах. Лишь одно смущало - он оказался женат. Хотя данное обстоятельство недолго тревожило Агриппину, и в 1904 году она родила возлюбленному сына. После появления на свет Сашеньки его маме пришлось временно уйти из театра.

Померанцев не мог признать ребенка официально, а потому попросту усыновил мальчика. Возвращению любимой женщины на сцену не препятствовал. Сама же Агриппина еле дождалась этого часа!

На удивление, в труппе Ваганову приняли более чем благосклонно. И если раньше она могла довольствоваться лишь небольшими партиями, то теперь ей поручали главные. Решающим стал один случай, имевший место в 1914 году. Полным ходом шли репетиции «Шопенианы», но солистка подвернула ногу. Постановщик схватился за голову: премьера на носу! Что делать? Выход был один - умолять балерину выйти на сцену. Только она могла справиться с поставленной задачей.

Предложение балерина приняла - и снискала бешеный успех, благодаря которому надолго задержалась в Мариинском. Ваганова стала блистать в таких популярных постановках, как «Баядерка», «Конек-горбунок», «Дон Кихот», «Жизель», «Лебединое озеро». Зрители и критики на сей раз восхищались ее техникой, называя ее прыжки сильными и летучими: «Будто в воздухе повисает!»

В 1916 году, когда Агриппине было всего лишь 36 лет, Ваганову отправили на пенсию. Что поделаешь, век балерины короток... Артистка не роптала и это решение приняла стойко, хотя и считала, что свои лучшие роли еще не исполнила. Зато теперь она могла посвятить время сыну и мужу.


Сын Балерины Александр

Шел 1917-й, непростое время. Многие не выдерживали потрясений, которые происходили в стране. В их числе оказался и Померанцев. В Сочельник Андрей Александрович отобедал с семьей, обменялся с домочадцами подарками, а потом... застрелился около рождественской елки.

Сын Агриппины Вагановой, Александр долгие годы собирал архив Вагановых а потом передал в театральный музей

Для Вагановой это стало потрясением. Но страдать и переживать было некогда - финансовое положение балерины было катастрофическим, и ей, вместо того чтобы уйти на заслуженный отдых, пришлось вновь искать работу. Агриппина начала выступать на концертах и преподавать. И вскоре поняла, что в этом и заключается ее призвание - не просто танцевать, а учить танцевать других!


Ваганова с ученицами

В 1920 году Ваганову пригласили в «Школу мастеров хореографии», заниматься с юными балеринами. Преподавателем она оказалась строгим и жестким, но это давало свои результаты. Благодаря ее преподавательскому таланту на балетную сцену вышли Галина Уланова, Наталия Дудинская, Марина Семенова, Татьяна Шмырова.

Ваганова сумела разработать собственную систему: она настаивала на осмысленности техники, правильной постановке корпуса, рук и ног. В 1934 году Агриппина Яковлевна изложила свои знания в книге «Основы классического танца», которая до сих пор является настольной для будущих танцовщиц.

Педагогом Агриппина Яковлевна была жестким и требовательным, но за своих девочек стояла горой

«Только к концу карьеры, совершенно измученная нравственно, я пришла к званию балерины», - сокрушалась Ваганова. И действительно, все почести Агриппине Яковлевне были оказаны лишь постфактум. Так, в 1931 году ее назначили художественным руководителем балета Мариинского театра. На этой должности она прослужила шесть лет, а потом отправилась в Москву - по приглашению Большого театра. Правда, хватило ее ненадолго: Ваганова вернулась в родной город.


Ваганова в старости

Ваганова пережила блокаду Ленинграда, позже уехала в эвакуацию. Но главным событием тех лет для нее стало рождение любимой внучки Людочки. Ее называли «блокадной девочкой» - малышка родилась болезненной, за ней требовался уход. Агриппина Яковлевна помогала как могла.

Не смотря на плохое самочувствие, Ваганова преподавала до самой своей смерти

В душе она мечтала, что любимая внучка однажды пойдет по ее стопам. И позже Людмила даже попыталась - поступила в Ленинградское хореографическое училище. Однако впоследствии ей пришлось отказаться от балетной карьеры: вновь подвело здоровье. Ваганова-младшая в итоге стала инженером.

Смерть


А Агриппина Яковлевна начала сдавать. Все чаще у нее пошаливало сердце, она испытывала периодические боли - все-таки разменяла восьмой десяток. Но на трудности жаловаться не привыкла. До последнего не желала обращаться к врачам, а когда все-таки пришлось, ее сразу госпитализировали. Дело было совсем плохо... 5 ноября 1951 года Агриппины Вагановой не стало.
Напишите свой отзыв