Полное имя:
Николай Олимпиевич Гриценко
Дата рождения:
Родился 24 июля 1912 г.
Национальность:
Украинец
Возраст:
67 лет
Место рождения:
Ясиноватая, Украина
Дата смерти:
8 декабря 1979 г.
Образование:
Киевский национальный университет театра, кино и телевидения, театральный институт имени Бориса Щукина
Карьера:
Актер Театра и кино
Знак зодиака:
Лев
Личная жизнь:
Был женат
Дети:
Екатерина
Биография
Актерское мастерство Николая Гриценко восхищало и поражало современников. Казалось, он не играл, а проживал одну за другой разные жизни. Собственная же его судьба была противоречивой, странной, а уход - страшным и нелепым.
Детство и юность, семья
Родился Николай Олимпиевич Гриценко в Екатеринославской губернии в 1912 году в семье переписчика вагонов Олимпия и его жены Фаины. Окончив Днепропетровский транспортный политехникум, устроился на железную дорогу по специальности техник-смотритель путей и зданий. Какое-то время работал конструктором на заводе, а свободное время посвящал самодеятельности. Тогда он и открыл для себя завороживший его мир театра.
Актер-любитель Гриценко понимал: чтобы настоящим профессионалом, нужно учиться. Для начала он поступил на рабфак, где постигал азы театрального искусства, параллельно работая на металлургическом заводе. В любительском театре Николай переиграл все роли, обнаружив недюжинный талант. Продолжил актерское образование Николай Гриценко в Киевском драматическом техникуме при Музыкально-драматическом институте, а позже отправился покорять Москву.
Театр
Театральное училище при МХАТе, театральная школа при Центральном театре Красной армии, знаменитая «Щука» при театре Вахтангова... Учение принесло плоды: Николая заметили, и в 1940-м Гриценко оказался в труппе вахтанговского театра.
Играл Гриценко самозабвенно - словно становился на какое-то время другим человеком. Однажды его собственная мать не узнала в образе. Досмотрев спектакль до середины, она вдруг заволновалась: «Где же Николай? Почему его нет?» Как актеру удавалось достичь такого эффекта - загадка.
Театр стал самой большой страстью Николая Гриценко, ради которой он был готов и на неблаговидные поступки, и на интриги. К примеру, когда роль князя Мышкина в постановке «Идиот», которую долго и блестяще играл Николай, вдруг решили отдать другому актеру, он сделал все, чтобы этого не произошло. В начале войны Гриценко учился на командирских курсах в Архангельске, был демобилизован по болезни и в том же 1942 году Николай дебютировал в кино, в фильме «Машенька».
Фильмы
Николай Гриценко, которому доставались самые разные роли, не делил их на большие и маленькие. Пожалуй, можно сказать, что у него не было амплуа. Ему одинаково хорошо удавались любые образы, от аристократов до проходимцев. Василий Лановой рассказывал о коллеге так: «Как только у него вырисовывался образ, характер, он в него влезал мгновенно, и уже вышибить его из этого рисунка, из этого характера невозможно было. ... Он влезал туда, расширяясь, расправляя плечи, становясь шире, и плавал там, как рыба в воде».
В картине «Семнадцать мгновений весны» Гриценко исполнил совсем небольшую роль немецкого генерала. Сцена в поезде, когда герои Тихонова (Штирлиц) и Гриценко за коньяком и салями говорят о судьбах мира и конце фашистской империи, стала одной из самых ярких в культовом советском фильме.
Одной из последних киноработ Николая Олимпиевича Гриценко стала роль негодяя и обманщика Николая Татаринова в фильме «Два капитана» (1976 г.) по роману Вениамина Каверина. Исполнитель роли Сани Борис Токарев позже вспоминал: «Сколько в арсенале Гриценко было красок! У него и руки, и походка, и физическое, и психологическое состояние всегда работали на тот образ, который он создавал. Доходило до того, что в каких-то сценах у него даже менялся цвет глаз».
Увы, к тому времени актер уже страдал рассеянным склерозом, из-за чего не мог запомнить текст, и реплики приходилось писать для него на разных частях декораций. «Гриценко блистательно оправдывал необходимость посмотреть то на стену, то на шкаф, - рассказывал Борис Токарев, - а камера неотрывно следила за ним. Не создавалось впечатления, что Николай считывает текст. Напротив, это были очень тонкие и точные переживания».
Личная жизнь
В отличие от карьеры, личная жизнь актера складывалась не так блистательно. В Николае Олимпиевиче сочетались, казалось бы, несочетаемые черты: удивительная харизматичность и невежественность, порой он мог быть невнимательным и грубым. «Человеческая индивидуальность Гриценко была необычна и противоречива, - рассказывал Владимир Этуш. - Он всегда хорошо одевался, был красив и в то же время имел отрицательное обаяние.
В быту казался очень заурядным. Будучи недостаточно образованным, Николай Гриценко обладал какой-то среднемещанской психологией». И все же Гриценко нравился женщинам, их даже не отпугивала его излишняя прижимистость.
Обе официальные жены Гриценко, Ирина Бунина и Инна (Ирина) Малиновская, подарившая ему дочь Катю, были актрисами. Случались и «неофициальные» романы. Самый страстный из них - с Галиной Кмит, известным советским фотографом. Познакомились они на премьере фильма «Судьба человека». Обоюдное увлечение оказалось настолько внезапным и сильным, что Галина, не раздумывая, ушла от мужа, актера Леонида Кмита (Петька в легендарном «Чапаеве»). Развод Леонид Александрович, между тем, давать не спешил.
Николай и Галина жили в гражданском браке, при этом все заботы о доме легли на плечи хрупкой женщины. «Обаятельный жмот», - игриво назвала она любимого. «У него в кармане всегда лежало ровно столько денег, чтобы хватало выпить, - рассказывала Галина. - И если его мама, с которой мы жили вместе, просила купить электрическую лампочку, он говорил: "Не на что!" Лампочки и все нужное по дому покупала я».
Удивляла ее и другая особенность Гриценко. Все, связанное с книгами, вызывало у него отвращение -даже сценарии она читала ему вслух. По этому поводу Галина шутила: «Я нашего ребенка буду заворачивать в газеты, чтобы ему не передалась твоя ненависть к чтению». Вдобавок Николай в минуты раздражения иногда устраивал настоящие погромы, поэтому теща, увидев свисающую с люстры капусту из борща, принесла в дом пластиковую посуду.
Снисходительное умиление влюбленной женщины уступило место досаде и гневу, когда она обнаружила, что ждет ребенка, а избранник отказывался платить алименты. Она даже письменно обещала отказаться от них, если он признает свое отцовство. Гриценко согласился на таких условиях, но, проконсультировавшись с юристом, передумал. Такое обещание женщина могла аннулировать в любой момент.
Конец унизительным спорам положил Леонид Кмит: он дал Денису свою фамилию и стал ему настоящим отцом. Николай Гриценко с сыном никогда не общался.
О своем поступке Николай Олимпиевич сожалел, возможно, раскаивался, когда на склоне лет из-за своей прогрессирующей болезни оказался в психиатрической больнице. Галина навещала его до последних дней, а актеру казалось, что ничего не изменилось между ними. Как-то, когда Галина стучала в двери в неположенное время, Гриценко вдруг совершенно осмысленно произнес: «Пустите ее, это моя жена, и она все делает правильно». Мысль же о том, что все его постоянно пытаются обобрать, стала навязчивой.
Смерть
Финал его жизни был поистине ужасен и нелеп. Николай Гриценко взял из холодильника чужую еду, за что другие пациенты жестоко с ним расправились. Знаменитого актера не стало 8 декабря 1979 года, в возрасте 67 лет. Буквально за день до трагедии Николай Олимпиевич удивил медперсонал фразой: «Я только теперь понял, как надо играть Мышкина».