В юности Андрей Смоляков серьезно занимался волейболом, но о карьере спортсмена пришлось забыть. Однако спорт научил его главному - уметь ждать и всегда быть в форме. Так, на всякий случай.
По телевизору, включенному просто для фона, Андрей услышал знакомую фамилию - «Черкасов!» Бросил взгляд на экран. Точно - показывают очередной сериал про его героя-сыщика. Славная получилась работа! Да и вообще в последнее время грех жаловаться: приглащают постоянно сниматься. Хочется только спросить режиссеров: «А где вы раньше-то были?»
Недавно Андрею Игоревичу исполнилось 60. Да, он в отличной форме. Молодые коллеги называют его по имени, как равного, хотя и обращаются на «вы». Но порой нахлынет грусть: столько мечтаний, столько замыслов, а времени все меньше...
На самом деле Смоляков мог стать кем угодно. Или никем: Подольск по уровню подростковой преступности занимал «почетное» второе место в стране. «Понимаешь, что здесь родился, здесь и умрешь, вопрос лишь когда: убьют тебя, в драке покалечат или просто сопьешься?» - так Андрей описывает свои «блестящие перспективы» в молодости.
Были и другие препоны на пути к счастливой жизни. В детстве Андрею переболел менингитом, и врачи запретили любые физические нагрузки. Но не таков его характер! Игнорируя запреты, сорванец носился по двору с мальчишками, первым записался в спортивную секцию. И ничего - выправился, даже попал в сборную Московской области по волейболу.
С огромным удовольствием вспоминает Смоляков спортивную юность: «Золотое время: с 13 до 18 лет. С одной стороны, я уже взрослел, с другой - был еще так молод!» Правда, когда речь зашла о переходе во взрослую команду, возникла заминка - его рост превышал 180 см, но все равно оказался маловат. Андрея спас тогда «неисправимый оптимизм»: закрылась одна дверь - откроется другая.
Был и еще один негативный момент: отец Андрея любил выпить. В итоге умер молодым - от алкоголизма. Эта трагедия стала прививкой надолго: в отличие от многих коллег, стресс Смоляков снимает не алкоголем, а физическими нагрузками - в бассейне или на теннисном корте.
Мама делала все, чтобы Андрей не чувствовал себя провинциалом. Зарплата учительницы невелика, но она покупала художественные альбомы: пусть мальчик хотя бы так, с помощью репродукций, научится понимать живопись. Ставила пластинки с классической музыкой и доставала билеты в Большой театр. Смоляков рос очень восприимчивым к искусству. «Знаете, как я плакал над несчастной судьбой японской девушки из оперы "Чио-Чио-сан"? Навзрыд» - признается артист. Да и учился он неплохо - чтобы маму не огорчать. Чуть-чуть не дотянул до золотой медали: одна четверка в аттестате.
Казалось бы, мама должна была поддержать сына в решении выбрать творческую профессию, однако она высказалась довольно жестко: «Ни кожи, ни рожи, а туда только красивых берут. Или по блату». И все же, будучи в Москве по делам, сама записала его на прослушивание в Щукинское училище. В тот же вечер Андрей прошел творческий конкурс, и его приняли!
Сниматься в кино Смоляков начал еще на первом курсе, причем его утвердили сразу на главную роль. Прошло совсем немного времени - и вот в родном Подольске, в кинотеатре, куда он много лет бегал на детские сеансы, Андрей перед полным залом стоит на сцене и представляет свою картину «Целуются зори».
Следующий фильм - тоже главная роль. В «Отце и сыне» Смоляков снимался вместе с еще одной будущей звездой - Алексеем Серебряковым (они играли одного героя, но в разном возрасте). Андрей называет Серебрякова самым близким другом и поддерживает его, несмотря на недавние нападки в прессе.
В 1980-м Смоляков получил диплом, правда, не «Щуки», а ГИТИСа: еще на третьем курсе перешел к Олегу Табакову - тот набирал первый в своей жизни курс. После окончания института работал в других театрах (имени Гоголя и Театре миниатюр), но на всю жизнь сохранил верность мастеру.
Когда Табаков набрал новый курс, Смоляков начал там преподавать, а затем стал одним из первых актеров его театра. Между тем перспективы вырисовывались туманные, да и театра, по сути, не было - только грязный подвал в доме на улице Чаплыгина. Смолякову и другим бывшим студентам Табакова пришлось приложить немало усилий, чтобы из ничего создать знаменитую «Табакерку».
Позднее ему, уже народному артисту и лауреату Госпремии, неоднократно предлагали перейти в другие столичные театры, сулили баснословные гонорары, но он сопротивлялся. И даже теперь, после ухода Олега Павловича из жизни, не покинул родную «Табакерку», хотя иногда играет и на других сценах. Например, у Евгения Миронова. У Смолякова железный принцип: вышел со сцены - вышел из образа. Надо уметь переключаться, иначе и до нервного срыва недалеко.
В кино он тоже снимался довольно активно. Даже в 1990-х, когда многие коллеги осваивали новые профессии или спивались, Андрею удалось удержаться в седле. «Я ничего не умею делать - только кривляться и разговаривать чужими словами», - так, смеясь, Смоляков объясняет, почему не ушел в таксисты или продавцы. Тогда снимали много «чернушных» картин, и Смолякова записали в новое амплуа - «герой с отрицательным обаянием». Много лет он играл разнообразных подлецов, но не жаловался: не бывает плохих героев - бывают плохие "игроки".
Сегодня Смоляков доволен тем, что его герои, как говорит он сам, «полнокровные», да и фильмы далеко не проходные. В «Сталинграде» и «Звезде» играл военных, в «Вие» - острохарактерного персонажа со сложным гримом, в «Движении вверх» и «Тренере» -спортивных функционеров. Герои очень разные, но объединяет их одно: все - сильные личности.
В детстве, сидя в зале Большого театра, Андрей мечтал: когда-нибудь он женится на балерине - такой невесомой тоненькой девочке. Однажды вместе с сокурсником Игорем Нефедовым они поехали в гости к его знакомой. Та пригласила подругу.
Увидев Светлану, Андрей понял, что пропал: «Я осознал, что с этой девушкой мне очень хорошо, мы можем просто разговаривать и не думать о физиологии». Светлана Иванова оказалась солисткой Большого театра. В 1984 году у них родился сын Дмитрий. Однако через 20 лет брак, казавшийся счастливым, распался.
В 2004-м Андрей Смоляков женился на Дарье Разумихиной. Она уникальный человек: кандидат филологических наук, говорит на английском, французском, испанском, итальянском и португальском, модельер и дизайнер интерьеров. Большую часть времени проводит в Лондоне - там ее работа, там учатся ее дети, Степан и Тая. Актер регулярно наведывается в Англию, а еще они с супругой много времени проводят в путешествиях. Объездили Европу, Африку, Азию, но больше всего его привлекает Латинская Америка.
Из путешествий он привозит этнические маски, фигурки, а еще - татуировки. Не по возрасту? Как говорит его супруга: "Нет такого понятия в моде, как возраст. Нравится - надел и пошел"!