#
Биография и личная жизньИскусство → Муслим Магомаев: "Я твой преданный Орфей"

Муслим Магомаев: "Я твой преданный Орфей"


Муслим Магомаев и Тамара Синявская

Часто случается, если в семье сплошь одарённые по музыкальной части родственники — слух и голос у ребёнка будут. У Магомаевых в роду были и композитор, и дирижёр, и пианисты, вот и на Муслиме природа не отдыхала, щедро, по-кавказски, наделяя талантами.

Он родился в Баку. В интернациональной бакинской квартире дяди Джамала говорили по-русски. Хотя бабушка была татарка, жена дяди — полька, дед и бабка по материнской линии — турок и русская. В то время вообще понятия не имели, что такое национальные различия. И никого не смущало, что в Баку, столице Азербайджана, азербайджанский язык не был основным и обязательным.

Воспитывали Муслима бабушка Байдигюль и семья его дяди: отец погиб на фронте, когда мальчику было три года, а мать в связи с этим решила оставить сына на попечении родственников мужа.

Осваивать ноты Муслим начал ещё до школы с репетитором. К счастью, благополучную музыкальную генетику склонная к запоям «специалистка» по фортепиано не успела загубить. В моменты душевного расстройства она могла со всей дури отлупить малолетнего ученика по пальцам, пока не попалась на этом. Учительницу выгнали, а Муслима отдали в школу при Бакинской консерватории. В дальнейшем его преподавателями были лучшие советские и итальянские мастера: он учился в Баку, Москве, Милане.

В историю музыкального вокала Магомаев вошёл как исключительного качества баритон — самый оптимальный голосовой диапазон, вызывающий наибольший физический и душевный резонанс. Объективно говоря: по силе и умению владеть голосом равных ему трудно найти.

Получив хорошее образование и сделав первые профессиональные шаги в Баку, молодой Магомаев приехал в Москву, где приобрёл всесоюзную известность.

Он нравился Хрущеву, его любили министр культуры Фурцева и ещё полмиллиона советских женщин. Как иначе, в такой голос нельзя было не влюбиться. Письма приходили со всех концов необъятных двух родин: России и Азербайджана.

Поклонницы встречали певца после концертов, будили среди ночи звонками, летали из Москвы в Кемерово и обратно ради трёхчасового концерта.

Особенно ему запомнилась одна — самая тихая и незаметная. На протяжении многих лет каждую пятницу она приносила к его двери красные гвоздики, звонила и быстро уходила. Цветы появлялись тихо, без шума лифта и звука шагов на лестничной площадке восьмого этажа, где жили Магомаевы.

Она так ни разу и не попалась на глаза своему кумиру. Позже этот трогательный сюжет лёг в основу одной из его песен.

Первый брак случился в 18 лет, несмотря на недоброе предчувствие бабушки Байдигюль и её попытки спрятать паспорт Муслимчика у соседки. Он каким-то образом его нашёл и таки женился на однокурснице по Бакинскому музыкальному училищу с редким красивым именем Офелия. Через год они развелись. Не сошлись характерами с семьёй жены. Зато в этом браке у Муслима родилась дочь Марина. Позже вместе с матерью она уедет в Штаты.

Больше десяти лет самый завидный мужчина Союза был холостяком. О его романах ходило много слухов, но сам Магомаев о личной жизни никогда не распространялся. Пока не появилась Тамара.

Ты моя мелодия

Все истории любви так похожи друг на друга и так отличаются.

С оперной певицей Тамарой Синявской Муслим Магомаев познакомился в 1972 году на декаде русского искусства в Баку.

Ей 29, ему 30, она замужем, и вполне удачно.

— Муслим, — представился Магомаев при первой встрече у, и протянул руку.

— И вы ещё представляетесь? — удивилась Тамара. — Ведь вас знает весь Союз!

«Тамара мне понравилась сразу», — писал он в своих воспоминаниях. Наверное, поэтому на следующее утро паром с делегацией артистов ушёл в море, а Муслим и Тамара до вечера гуляли по азербайджанской столице.

Магомаев и Синявская

В Москве они продолжили ветречи, Магомаев стал бывать у Томы дома, ходил на все её премьеры в Большой... Но она ведь была замужем! Мучительный любовный треугольник, растянувшийся на два года.

А потом она улетела на полгода стажироваться в Италию, и он звонил, звонил каждый день, чтобы услышать любимый голос. Много позже Муслим и Тамара узнали, что тогда кроме них их личное слушал посторонний человек — телефонистка, соединяющая Москву и Милан. Честная работница коммутатора сама призналась им в этом, а заодно оставила свои координаты и просила обращаться к ней, если возникнет необходимость. Всё же, наверное, хорошо, что участливых телефонисток сменили бездушные автоматические переключатели.

Как невыносимо для любви расстояние! Там, где разлука, — всегда тоска, невыносимые чувства песней рвутся на волю. Так появляются великие шедевры, те, что прямо от сердца! Песню «Мелодия» впервые он исполнил как раз тогда. Музыку и стихи написали Пахмутова и Добронравов, и эта песня оказалась единственной, в которой он ничего не менял. Обычно всегда подправлял что-то, спорил с автором. Но не сейчас.

Первой эту песню услышала Тамара — после записи в студии он включил ей «Мелодию» по телефону.

Ах, эта свадьба!

Вернувшись, Синявская сделала первый серьёзный шаг навстречу — развелась с мужем. И в октябре 1974 года они с Муслимом тихо, без лишней шумихи поженились. Паспорта в загс отнёс их друг, известный художник Таир Салахов, со словами: «А то так и будете ходить, время тянуть». Отмечали в ресторане «Баку» в Черёмушках. Когда в округе стало известно, что Магома-i ев играет свадьбу, под окна-4 ми собралась толпа поклонников. Люди стояли на холоде и ждали, когда он начнёт петь. Официанты открыли большие окна, и жених пел ^ стихийно собравшимся слушателям. А потом два месяца лечил бронхит.

Семейная жизнь была разной, но всё равно счастливой. Тамара редко готовила, а Муслим без особых проблем мог есть бутерброды с колбасой, которые любил запивать молоком. Сначала жили по-итальянски, особенно в первые годы: после очередного бурного выяснения отношений Магомаев мог запросто сорваться и улететь в Баку. Остывал он уже в самолёте — и возвращался, с цветами, подарками.

В их браке не случилось детей, но было много музыки.

35 лет длилась эта «мелодия» на двоих,

а 25 октября 2008 оборвалась: у Муслима остановилось сердце.

Но до сих пор к дверям его квартиры приносят цветы — свежие, крупные,

на длинных стеблях, с нежным тонким запахом,

прекрасные гвоздики.

Хоть и минуло уже десять лет, как его не стало.
Напишите свой отзыв