#
Биография и личная жизньИскусство → Станислав Говорухин: "Пора уходить достойно"

Станислав Говорухин: "Пора уходить достойно"


Кинорежиссер Станислав Говорухин

В своей жизни Станислав Говорухин шел с гордо поднятой головой, а главное - жил в согласии со своими принципами. Бывало, ошибался и страдал, раскаивался и снова грешил - словом, был обычным человеком со своими недостатками. Как знать - выбери мы его в 2000 году президентом, может быть, жили бы сегодня по-другому?

Незадолго до смерти Станислав Сергеевич признался: «Я думаю, что на Высшем суде мне будет предъявлено множество обвинений, мелких, бытового плана, и этого будет, наверное, достаточно, чтобы жариться на сковородке. Но там не будет главных обвинений: ты не любил свою родину, свой народ, своих родителей. И не будет обвинения в предательстве».

Будущий геолог Говорухин шел по одной из улочек Горького, погруженный в свои мысли, когда наткнулся на ограждение, которого раньше не было. Протолкавшись сквозь толпу зевак, он увидел, как какие-то мужчины передвигают скамейки, женщины расставляют разные предметы, в стороне мечется нервная дама, что-то заучивая с листа. Не иначе, кино снимать собираются! И во всей этой суете, словно царь, восседает на стуле режиссер, указывает пальцем и командует. Всю оставшуюся дорогу молодой человек думал о том, как ему не хочется становиться геологом...

На геофак Казанского университета Станислав поступил из уважения к матери: та хотела, чтобы сын получил «настоящую» профессию. Как он мог спорить с женщиной, которая одна подняла их со старшей сестрой в непростое голодное время? Его отец, донской казак, оставил жену еще до рождения сына. Позже Станислав выяснил, что он был репрессирован и сгинул в Сибири. Наверное, от отца досталась Говорухину любовь к свободе.

Сразу после окончания университета будущий режиссер устроился на работу в только что открывшуюся Казанскую телестудию. За маленькую зарплату работал сразу на нескольких должностях: режиссера, редактора программ, оператора, сценариста, а заодно подрабатывал корреспондентом «Советской Татарии» и «Горьковского рабочего». Во время поездки в Венгрию написал статью про Будапешт и даже получил гонорар. Статья была простая, но партийных чиновников взбесила. Как мог советский человек написать что-либо для зарубежного издания? Без разрешения «сверху»? Да еще и гонорар за это получить!

После жесткой беседы в обкоме Говорухин понял: в Казани ему делать нечего. Диплом не дадут, на работу не возьмут. Собрал вещи, уехал в Москву и поступил во ВГИК. А в столице уже вовсю бушевала хрущевская оттепель...

Слово «Одесса» для романтика Говорухина звучало как музыка. Он никогда не был в этом городе, но всегда знал, что будет в нем счастлив. Поэтому, когда после окончания вуза ему предложили место ассистента режиссера на Одесской киностудии, не раздумывал ни секунды. Это решение стало судьбоносным. Первой, испытательной, работой молодого режиссера должна была стать кинокартина «Высота». Прочитав сценарий, Говорухин понял, что он очень слабый, и успешным его может сделать только чудо.

И придумал гениальный ход - пригласил на главную роль Владимира Высоцкого, благодаря таланту и песням которого фильм, вышедший в 1967 году, имел большой успех. Сам же режиссер нашел в Высоцком хорошего друга и родственную душу: спустя 12 лет их блистательный дуэт подарил миру другой киношедевр «Место встречи изменить нельзя».

Но не только друга обрел Говорухин на съемках своего первого фильма. Его опытный взгляд ценителя женщин заприметил молоденькую ассистентку монтажера - 17-летнюю Галину. По воспоминаниям очевидцев, Галя оказалась единственной, кто не был очарован голосом и личностью Высоцкого. Впрочем, и харизма 30-летнего Говорухина ее поначалу не впечатлила. «Старый и лысый!» - фыркнула она в ответ на намеки подружек. Однако из любопытства согласилась пойти с ним на свидание.

Они гуляли по Французскому бульвару, Станислав рассказывал интересные вещи, о которых не прочитаешь ни в одной книжке. Галя вдруг поняла, как он влюблен в кино, и незаметно для себя попала под его обаяние. Но в конце прогулки Станислав разочаровал девушку, на прощание поцеловав ее в щеку: она ждала большего!

До Галины доходили слухи о бурной личной жизни режиссера, к которой она начала ревновать возлюбленного. С ней-то он по-прежнему только ходил за ручку и поцеловал по-настоящему всего пару раз. Не выдержав накала страстей, Галина выскочила замуж за другого своего кавалера из числа актеров. По слухам, она сбежала от молодого супруга в первую брачную ночь: не смогла предать свою любовь к Говорухину.

А тот вызвал девушку на серьезный разговор и объяснил, что любит ее и ждет ее совершеннолетия. «Теперь ты взрослая и сама решай, нужен я тебе или нет!» - сказал как отрезал. Галина кинулась в его объятия, чтобы уже никогда с ним не разлучаться. В 1966 году они оформили свой брак, который продлился больше полувека.

Уверенный, что «лучше гор могут быть только горы», 26 июля 1969 года Станислав Говорухин вместе со своими друзьями отправился на прогулку на вертолете над Эльбрусом. Произошел какой-то технический сбой, и вертолет врезался в скалу. По счастливой случайности Говорухину удалось выжить. С тех пор Станислав, как и многие заглянувшие смерти в лицо люди, пересмотрел все свои взгляды на жизнь. С того момента 26 июля он праздновал свой второй день рождения.

Новый жизненный опыт открыл режиссеру и сценаристу небывалые творческие высоты. Работая на Одесской киностудии в течение 20 лет, он снял «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Место встречи изменить нельзя», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «В поисках капитана Гранта», «Десять негритят».

В 1987 году Говорухин неожиданно заявил Галине, что нужно паковать вещи - они переезжают в Москву: он принял приглашение стать режиссером «Мосфильма». Преданная супруга готова была следовать за ним и в огонь, и в воду. Жалела лишь, что из-за перенесенного в молодости заболевания не могла подарить Станиславу детей. Но мужу была благодарна: после известия о бесплодии он остался рядом. Галина сделала все, чтобы наладить его отношения с Сергеем, единственным сыном от первого брака с актрисой Казанского драмтеатра Юноной Караевой.

Если в детстве мальчик почти что ненавидел отца за то, что тот не принимал в его жизни никакого участия, то в юности, поработав сварщиком, разнорабочим, прорабом, подал документы во ВГИК, пойдя по стопам родителя. Сергей работал военным корреспондентом в Чечне, Афганистане, Югославии. Он будто бы хотел доказать отцу, что достоин его внимания. Сергей Говорухин получил широкую известность как сценарист, режиссер, продюсер.

Его участие в одной из боевых операций привело к потере ноги, а в 2011 году в возрасте 50 лет он умер от инсульта. До последних дней своей жизни Станислав Сергеевич раскаивался, что мало уделял внимания сыну в детстве, а позже критиковал его взрослые творческие работы. Всю свою нерастраченную отцовскую любовь он перенес на внуков: Станислава и Василия, сыновей Сергея Говорухина от разных браков, и его внебрачную дочь Варвару.

Вместе со славой талантливого режиссера и сценариста Говорухин заслужил репутацию ловеласа. Каждый день он встречался на съемках с молодыми красивыми актрисами, его преследовали студентки-поклонницы. Друзья и коллеги вспоминают, что обаяние Говорухина действовало на прекрасный пол безотказно. Что уж говорить о тех, кто мечтал сделать карьеру в кино с помощью известного режиссера!

В актерской среде ходили легенды о долготерпении супруги Галины, которая прощала Говорухину мелкие интрижки. Пожалуй, самым ярким романом можно назвать связь режиссера с 19-летней Светланой Ходченковой -начинающей тогда актрисой, которую он пригласил сниматься в своей картине «Благословите женщину» (2003 г.). Говорухин влюбился не на шутку и даже был готов подать на развод. Однако этого не случилось. Позже в интервью Говорухин признавался, что своим похудением и желанием соответствовать голливудским стандартам Ходченкова стала «похожа на селедку» и разочаровала его. Хотя это не помешало ему спустя два года снять актрису в фильме «Не хлебом единым».

Новой фавориткой мэтра стала 25-летняя актриса фильма «Пассажирка» (2009 г.) Анна Горшкова, замеченная в склонности к эпатажно-откровенным нарядам и подчеркнутой демонстрации своих отношений с режиссером. Но ее вскоре сменила 22-летняя актриса Елена Дудина. Говорят, в ней мэтр увидел свой идеал женской красоты - молодую Ирину Алферову. Говорухин красиво ухаживал и предложил начинающей актрисе сняться в фильме «Сердца четырех».

Поговаривали, что ради карьеры Дудина приняла ухаживания пожилого режиссера, но втайне вышла замуж за молодого коллегу. Узнав об этом, Говорухин вырезал из фильма все сцены с участием предательницы и вернулся к всепрощающей супруге. Конечно, Галина его приняла, объявив всем, что рада за мужа, раз здоровье позволяет ему заводить молодых любовниц.

К слову, некоторые актрисы сами записывали себя в ряды его любовниц. Так, Анастасия Мартцинковская однажды заявила, что растит внебрачного сына Говорухина, хотя тот их роман отрицал.

Ставя перед собой высокую планку в творческих поисках, Станислав Говорухин всегда с горечью отмечал, как снизился уровень российского кинематографа. Будучи начитанным и думающим человеком, он болезненно воспринимал малограмотных выскочек-режиссеров, которые, имея деньги, снимали низкопробное кино. И проблему российской культуры в целом и кино в частности он видел не в отсутствии финансирования (как считал ранее), а в тотальной нравственной деградации.

У Говорухина было две правды: он был уверен, что жить нужно по чести, и считал, что одна личность может перевернуть историю. Руководствуясь этими принципами, режиссер пошел в политику. Его публицистические фильмы «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли», а также кинолента «Ворошиловский стрелок» посвящены остросоциальным проблемам. Это были странные работы для депутата Госдумы и кандидата в президенты. Политические метания Говорухина подорвали доверие к нему как публичной личности, вызвали осуждение со стороны коллег и поклонников. Сам же режиссер оправдывал себя тем, что политику рассматривает лишь как способ ответа на злободневные вопросы: что делать и как жить дальше?..

Последние годы жизни, словно предчувствуя скорый уход, Говорухин много работал. Написал сценарий к военной драме «В июне 41-го», завершил комедию «В стиле jazz». И даже пошел на смелый эксперимент: в век цветного кино снял ленту в стиле нуар с интригующим названием Weekend. В 2015 году на «Кинотавре» Говорухин представил «Конец прекрасной эпохи» - биографическую драму по ироничной прозе Сергея Довлатова. Картина удостоилась «Золотого орла» и «Ники». «Это моя прощальная работа, - шокировал прессу Станислав Сергеевич. - Все самое лучшее я уже снял. Пора уходить достойно...».

На свое самочувствие Станислав Сергеевич никогда не жаловался никогда, во всяком случае в прессе. Признавался, что не соблюдает никакого режима, много пьет, еще больше курит.

Полгода назад у режиссера обнаружили рак легких. Была проведена операция, после которой Говорухин жил с одним легким. Но восстановиться организму оказалось не под силу. Шутка ли, 82 года!

В начале лета Станислав Сергеевич ослабел: не мог разговаривать и часто терял сознание. Его госпитализировали, в элитной палате подмосковного санатория Барвиха были созданы лучшие условия, но состояние ухудшалось с каждым днем.14 июня 2018 года Станислав Говорухин скончался.

После смерти режиссера в прессе поползли слухи о его многомиллионном наследстве. Действительно, Станислав Сергеевич скопил солидный капитал. Ему принадлежат 2000 квадратных метров земли в Подмосковье, две квартиры в столичных домах премиум-класса, а также особняк в местечке Крекшино - по соседству с особняками Геннадия Зюганова и Владимира Винокура. Точную стоимость наследия мэтра назвать сложно. Квартиры в столице стоят не менее 4 миллионов долларов, а загородный дом - в районе 19 миллионов рублей. А еще - коллекция картин, старинного фарфора и керамики, ее полная стоимость пока не обнародована.

Прямой и главной наследницей режиссера стала его вдова - Галина Борисовна Говорухина. Хотя на свою долю от имущества деда могут претендовать и трое внуков Станислава Сергеевича.

Оставил Говорухин и другое богатство - честные картины, пронзительные книги, откровенные интервью. Хочется верить, что ценность этого наследия с годами лишь возрастет.

Автор: Анна Самарина
Напишите свой отзыв