Большой сухой дуб в одном из частных садов швейцарского городка Веве - местная достопримечательность. В этом городе жил Чарли Чаплин с женой и детьми. Чарли и Уна запрещали рубить дерево, потому что в его ветвях гнездились совы. А может, потому, что видели в нем символ своей любви.
У короля немого кино было необычное «хобби» - он женился на малолетках. В 29 лет «бродяга Чарли» узаконил свои отношения с 17-летней Милдред, в 35 - с 16-летней Литой Грей, а в 47 лет тайно сочетался браком с 26-летней актрисой Полетт Годдар. Есть даже версия, что сюжет для романа «Лолита» Владимир Набоков позаимствовал из биографии Чаплина.
В 1943 году Чаплин повел под венец самую необыкновенную женщину в своей жизни - 18-летнюю Уну О'Нил. Голливуд посмеивался над Чарли, называя Синей Бородой. Но этот брак продлился 34 года, до смерти актера, и был самым счастливым в его жизни.
Уна родилась в семье журналистки и знаменитого американского писателя, лауреата Нобелевской премии Юджина О'Нила. Пьющий и изменяющий жене отец бросил семью ради новых ощущений. Его легкомысленность унаследовала и Уна: она вела богемный образ жизни с вечеринками в центре Нью-Йорка, шампанским и кокаином, богатыми поклонниками. В стройную брюнетку с лучезарной улыбкой влюблялись самые богатые и талантливые мужчины столетия. По ней сходили с ума сценарист Трумен Капоте, писатель Джером Сэлинджер и многие другие.
Считается, что именно Уна стала прототипом гламурной Холли Голайтли, героини романа Капоте «Завтрак у Тиффани». Несмотря на хорошее воспитание и блестящее образование, Уна предпочла карьеру манекенщицы, фотомодели и актрисы. Она рекламировала все, от шампуней до брендовых сумок, не стесняясь позировать перед камерой в откровенном купальнике. Ее фото украшали обложки глянцевых журналов. «Она позорит мое имя! - возмущался ее отец, который и сам был не без греха. - Я бы хотел, чтобы дочь служила медсестрой в Красном Кресте... Боже, освободи меня от таких детей!»
Узнав, что дочь собирается замуж за 54-летнего Чаплина - его ровесника, Юджин О'Нил публично от нее отрекся, лишив наследства. Девушка продолжала писать отцу трогательные письма, но они оставались нераспечатанными...
Говорили, что брак с Чарли оказался крепким только потому, что он заменил ей отца. Сама Уна считала: «Он сделал меня зрелым человеком, я же поддерживала в нем молодость».
Чаплин обожал молодую жену. Он завалил ее драгоценностями, наполнил шкаф дорогими нарядами от Шанель. Но все это оказалось для Уны неважным. Ради семьи она надела домашний костюм и отреклась от собственной карьеры.
С появлением Уны в консервативном особняке Чаплина на Саммит-Драйв начался переполох. Стены были выкрашены в белый цвет, портьеры выброшены, антикварная мебель заменена на простую современную, повсюду теперь стояли кадки с растениями. Уна взяла в свои руки управление домом, вставала раньше повара, чтобы приготовить мужу завтрак. Прислуга затаила дыхание: «Скоро эта очередная молодка вылетит отсюда как пробка!» Ведь даже если сдвинуть стул на сантиметр - хозяин уже устраивал истерику. Но Чарли терпел...
Уна подарила мужу восемь детей, при этом сохранила стройную, как тростинка, фигуру. Последний ребенок родился, когда актеру исполнилось 73 года. «Если бы только встретил Уну в юности! Скольких бы драм избежал. Я так сильно люблю жену... без нее погиб бы... - вздыхал Чаплин. - Она мое убежище».
После выхода сатирического фильма Чаплина о Гитлере «Великий диктатор» влиятельные чиновники Америки обрушились на него с критикой. Началась настоящая травля. В поддержку мужа Уна отказалась от американского гражданства и уехала с ним в Швейцарию.
В 1952 году он купил поместье в городке Веве, которое стало для всей его большой семьи настоящим раем. Чаплин продолжал работать: писал сценарии, ставил фильмы, снимался в кино. А Уна заботилась о муже и детях. Она выбросила телевизор, потому что с возрастом шум начал раздражать Чарли. Когда ему стало тяжело ходить по лестницам, установила для него лифт.
В холодильнике была отдельная полка «для пирожных папы», и дети знали, что их нельзя трогать. Чаплин говорил: «Когда я возвращаюсь домой и слышу шумную возню детворы, плач малютки, смех и беготню старших, увещевающий голос жены, тогда я говорю себе: слава Богу, я опять дома...» Острый ум и коммерческая жилка позволили Уне еще и удвоить состояние Чаплина: она уговорила мужа вложиться в памперсы и сигареты.
Папарацци постоянно рылись в грязном белье Уны Чаплин: искали молодых любовников, растрату денег, любой компромат. Никто не мог понять: почему эта красотка возится со стариком? Искали тщательно, но ничего не находили...
Актер Майкл Чаплин вспоминал: «Однажды вечером увидел родителей, танцующих совсем одних импровизированное танго в салоне. Папа изящно вел маму, кружил. Она смеялась, боясь не попасть в такт или потерять туфельку. Он не сводил с нее глаз, а она -с него».
Все оборвалось в один момент. Майкл писал об отце: «Еще вчера был таким бодрым и вдруг подряхлел, замолчал, остановился, сник. Случилось это, когда ему исполнилось семьдесят пять лет. Он сдал разом. Для мамы это стало ударом, ведь она была в расцвете сил. Ей было всего сорок...» Чарли целыми днями сидел в углу комнаты и ни с кем не разговаривал. Его и без того нелегкий характер стал просто невыносимым: он капризничал, обижался по пустякам, хамил. Речь стала такой невнятной, что только жена могла ее разобрать. Стоило Уне хоть на минуту выйти из комнаты, у Чарли начиналась истерика. «Мама понимала, что он умирает и цепляется за жизнь через нее», - говорил Майкл.
Приступ следовал за приступом, после седьмого Чаплина парализовало. Каждое утро Уна заботливо одевала мужа, словно младенца, усаживала в инвалидное кресло и накрывала ноги пледом. «Раньше Чарли заботился обо мне, теперь моя очередь позаботиться о нем», - объясняла Уна. Она везла его гулять по улочкам их любимого городка. «Вот на этой скамейке мы любили с тобой сидеть... У озера кормили уток... А вот здесь любовались горами. Ты помнишь, Чарли?..» - Уна знала, что он помнит. Иногда к ним подходили поклонники великого комика, чтобы выразить свое уважение. «Обращайтесь к нему, а не ко мне!» - Уна кивала на парализованного мужа.
Сердце 88-летнего Чарли Чаплина остановилось во сне в Рожденственскую ночь 1977 года. Душа Уны умерла вместе с ним, хотя оболочка протянула еще 14 лет.
Через неделю после похорон гроб с телом Чаплина был варварски выкопан и похищен. Два безработных иммигранта требовали у вдовы полмиллиона долларов за его возвращение. К удивлению общественности, Уна отказалась платить выкуп: «Мой муж на небесах и в моем сердце. А что похитили вы, меня не интересует». Полиция вскоре нашла и похитителей, и гроб с телом великого актера.
Уна разбирала архивы Чаплина, боролась с алкоголизмом, несколько раз выходила замуж, но без своего Чарли так и не смогла стать счастливой. Она покинула этот мир в 1991 году в возрасте 66 лет.