Исаак Левитан любил многих женщин, и каждую искренне и пылко. Но... недолго. Что-то постоянно заставляло его бросаться в омут страсти. Его судьба напоминает трагический роман: сиротство, бедность, попытки суицида... Художник отчаянно пытался забыться в объятиях женщин, любовь была движущей силой его творчества. Однако невыносимая душевная тоска не покидала до самой смерти.
История рождения знаменитого пейзажиста окутана тайной. Считается, что Исаак Левитан родился в семье бывшего раввина Эйляша Левитана. Но некоторые биографы выдвигают гипотезу: Исаак мог быть приемным сыном Эйляша и его жены Баси.
Едва Исаак вышел из детского возраста, родители умерли, оставив его без средств к существованию. К тому времени Левитан уже поступил в художественное училище. Его учителями были известные художники - Саврасов, Поленов, Перов, а однокурсниками - Коровин, Степанов, Нестеров. Именно они и другие коллеги-художники помогали Левитану в его нужде. Но несмотря на старания друзей и педагогов и на собственные выдающиеся способности, Левитан окончил училище с низшим, почти позорным званием «неклассный художник». Так решила комиссия, состоявшая из одних антисемитов.
«У Левитана было восхитительное благородное лицо - я редко потом встречал такие выразительные глаза, такое на редкость художественное сочетание линий. У него был большой -нос, но в общей гармонии черт лица это вовсе не замечалось. Женщины находили его прекрасным, он знал это и сильно перед ними кокетничал», - так говорил о художнике его друг, писатель Антон Павлович Чехов.
Женщины стали для Левитана способом избавления от депрессии, которая гнездилась в его сердце с самого детства. Часто во время приступов меланхолии он плакал, жалуясь на тоску и бессмысленность своего существования. Другим способом был алкоголь, но его художник не слишком любил и пил лишь по необходимости, как «лекарство», в самые темные периоды своей жизни. Женщины же являлись его слабостью. При этом он не был обычным городским повесой. Влюблялся стремительно, страстно, самоотверженно. Правда, и остывал так же быстро.
Всю пылкость левитановской натуры наглядно иллюстрирует случай на даче у Чехова, где художник гостил. Во время прогулки по лесу Левитан увидел юную девушку. Это была Мария, сестра Антона Павловича. Они разговорились о живописи - оказалось, Маша тоже пробовала рисовать. И вдруг посреди разговора Левитан упал перед ней на колени: «Милая Маша, каждая черточка на твоем лице мне дорога!» Девушка смутилась и поспешила прочь.
«Целый день я сидела расстроенная в своей комнате и плакала, уткнувшись в подушку. К обеду, как всегда, пришел Левитан. Я не вышла», - вспоминала Мария. Антон Павлович лично навестил сестру и, узнав о причине ее слез, сказал: «Ты, конечно, если хочешь, можешь выйти за него замуж, но имей в виду, что ему нужны женщины бальзаковского возраста, а не такие, как ты». Спорить с братом Маша не решилась.
Художник горевал недолго и быстро нашел новый объект обожания. А с Марией они остались хорошими друзьями. Незадолго до смерти Левитана, когда Маша навестила его, он сказал: «Если бы я когда-нибудь женился, то только бы на Вас».
Лидия Мизинова была из тех, кто влюбляет в себя всех вокруг. Длинные пепельного цвета локоны, серые глаза, «соболиные» брови... Кроме того, природа не обделила ее умом - с ней было приятно вести беседу. Лика была близкой подругой Чехова, его музой и возлюбленной. По слухам, он даже собирался на ней жениться. Но и Левитан не мог пройти мимо такой красавицы и страстно влюбился.
Разыгралось настоящее противостояние. Лика кокетничала с Левитаном. Чехов уехал на Сахалин, чтобы проверить чувства. А Исаак писал приятелю полушуточные-полупро2вокационные письма: «Пишу тебе из того очаровательного уголка земли, где все, начиная с воздуха и кончая последней букашкой на земле, проникнуто ею - божественной Ликой! Ее еще пока нет, но она будет здесь, ибо она любит не тебя, белобрысого, а меня, вулканического брюнета, и приедет только туда, где я. Больно тебе все это читать, но из любви к правде я не мог этого скрыть...».
В конце концов Лика выбрала Чехова, а сердце Левитана было в очередной раз разбито. Как и пророчил другу Чехов, вскоре Левитан нашел идеальную возлюбленную. Софья Кувшинникова была не слишком красива и уже немолода - на десять лет старше Исаака. Но с каким обожанием она смотрела на художника, как нежно гладила его темные кудри! Как тут устоять?
Софья Петровна брала у Левитана уроки рисования. Но всем давно было ясно, что их связывает нечто большее, чем любовь к живописи. Всем, кроме мужа Софьи. Погруженный с головой в работу, он безусловно доверял жене. А может, предпочитал не замечать очевидного? Так или иначе, он не мешал, и впервые в жизни Левитан чувствовал умиротворение и счастье.
Чехов не одобрял выбор друга. В качестве протеста даже написал рассказ «Попрыгунья», в главной героине которого без труда угадывалась Софья. После этого Левитан перестал с ним общаться.
Вместе со своей музой художник уехал в имение Островно - подальше от городской суета и любопытных глаз. Левитан творил и светился от счастья рядом с любимой женщиной. Этот период стал самым плодотворным в его творчестве. Но вскоре идиллии пришел конец.
Разлучницей стала Анна Турчанинова - супруга помощника градоначальника Санкт-Петербурга. Борьба за сердце Левитана была короткая и почти безмолвная. Победительницей вышла Турчанинова, а Софья отправилась домой. Поговаривали, она даже пыталась отравиться, но смогла найти в себе силы пережить предательство любимого.
Для Левитана была построена двухэтажная мастерская в имении Турчаниновых. В ней художник написал свою знаменитую картину «Март». Однако тоска снова вернулась к нему. Ситуация осложнилась и тем, что дочь Анны Николаевны, Варя, вдруг тоже воспылала к Левитану чувствами. Что там было на самом деле, уже не узнать: то ли он действительно закрутил роман с девушкой за спиной ее матери, то ли Варя неверно истолковала безобидное кокетство художника. Но скандал вышел страшный, мать и дочь превратились во врагов. А художник через год попытался застрелиться.
Было ли это лишь способом привлечь внимание к своим страданиям - или реальной попыткой свести счеты с жизнью? Как знать... Однако случай этот серьезно встревожил друзей Левитана. Из Москвы приехал Чехов, «для вразумления». Анна Николаевна старалась окружить любимого заботой. Она оставалась рядом до самой его смерти.
Исаак Левитан был человеком с тонкой душевной организацией. Именно это позволяло ему так чутко чувствовать природу и изображать ее на своих холстах, но это же заставляло его влюбляться безудержно и страдать от своей любви.
«Был я у Левитана в мастерской, - сказал как-то Антон Павлович. - Это лучший русский пейзажист, но, представьте, уже нет молодости. Я думаю, что его истаскали бабы. Эти милые создания дают любовь, а берут у мужчины немного: только молодость».
Возможно, писатель был прав. На фоне любовных переживаний у Левитана обострилась болезнь сердца, которой он страдал с юности. В последний год Исаак ходил, опираясь на палку.
Незадолго до его смерти Чехов записал в своем дневнике: «У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни». Антон Павлович, врач по специальности, понимал: его друга скоро не станет. 22 июля 1900 года Левитан скончался, не дожив до сорока лет.