Одна-единственная роль способна сделать актера знаменитым. Так случилось и с Екатериной Градовой, которую много лет называли не иначе как «радистка Кэт». Однако кинозвездой она так и не стала. Почему?
На роль советской разведчицы в своем фильме «Семнадцать мгновений весны» режиссер Татьяна Лиознова рассматривала нескольких претенденток. Среди фавориток была Ирина Алферова, только начинавшая актерскую карьеру. Но что-то не сложилось... В поисках «той самой» Лиознова обратилась в Московский театр сатиры и обнаружила там бесценный алмаз, еще никем не ограненный - Екатерину Градову.
Когда в 1972 году Градова впервые пришла на съемочную площадку «Мгновений...», то была обескуражена. Сколько знакомых лиц, сколько знаменитых артистов! Одна она никому не известная актриса...
Смущение прошло быстро: под свое крыло Екатерину взял Вячеслав Тихонов. У них сложились отличные отношения, он ее по-отечески опекал. Если у девушки что-то не получалось, он приобнимал ее за плечико и шептал на ухо: «Не тот ракурс. Давай еще один дубль снимем».
Помогал и специальный консультант. Анна Филоненко в прошлом была разведчицей и не понаслышке знала, каково это - работать бок о бок с врагом на благо Родины. Женщины много общались, Анна рассказывала о непростых моментах своей судьбы. Это, в том числе, помогло Градовой исполнить роль так убедительно и проникновенно. Позже она с теплотой вспоминала: «Это чудесное кино моей юности, мой дебют».
Татьяна Лиознова не ошиблась, пригласив Градову в свой фильм. Многие потом говорили: Екатерина сыграла настолько хорошо, что впоследствии не смогла превзойти саму себя и потому ушла из театра и кино. Однако была и другая причина, по которой актриса так и осталась заложницей одной роли.
Эта причина явилась однажды на съемки «Семнадцати мгновений весны» с банкой клубники и букетом сирени и объявила: «Я жАних!» Причину звали Андрей Миронов.
Валентин Плучек, главный режиссер Театра сатиры, не раз в шутку говорил девушкам-актрисам: «Берегитесь наших половых беркутов!» Он имел в виду троицу, которая неизменно разбивала женские сердца, - Миронов, Ширвиндт, Державин. Предупредил он и Екатерину Градову, которая пришла на первую встречу с труппой. Та уже знала, о ком идет речь.
С Андреем Мироновым начинающая актриса столкнулась в фойе. Он показался ей излишне навязчивым и отталкивающим. Молодой человек настаивал, что непременно ее дождется и пообщается с «новенькой». Но когда Градова вышла из кабинета Плучека, коридор был пуст. «Какой счастье!» - выдохнула Екатерина.
Впрочем, от скорого романа это ее не уберегло. Сыграла свою роль настойчивость Миронова. Оказывается, некоторое время назад Андрею приснился сон, в котором ему якобы сообщили: его будущую избранницу зовут Екатерина. Друзьям он рассказывал, что видел во сне даже черты лица Градовой. Неудивительно, что, встретив ее наяву, Андрей тут же заявил: «Она будет моей женой!» Спустя две недели после знакомства он уже сделал Кате предложение руки и сердца. Та, влюбившись не на шутку, ответила согласием. В 1971 году пара расписалась.
В браке Градовой оказалось непросто. Андрей был человеком принципиальным и бескомпромиссным. Он требовал идеальной чистоты, свежеприготовленных блюд, а еще - чтобы жена всегда выглядела лучше всех. «В руках у тебя не может быть ни бокала вина, ни сигареты, - пальчики должны благоухать ягодами или парфюмом», -говорил Миронов.
Екатерина старалась соответствовать, выполняла все, что требовал знаменитый супруг. Вскоре у пары появилась дочь Маша, единственный родной ребенок как у Миронова, так и у Градовой. Девочка должна была еще больше сплотить семью, однако дальше стало только хуже.
Когда на экраны вышел телефильм «Семнадцать мгновений весны», Градова уже была супругой Миронова. Он был популярен, стала известной и она. Но то ли Андрей не терпел конкуренции, то ли не желал видеть супругу в лучах славы... Так или иначе, Миронов стал еще крепче «сжимать свои объятия».
Теперь он ревновал жену ко всем и вся. Предъявлял ей претензии: «Я женился на обыкновенной девушке, а не на звездной!», намекая на то, что Екатерина слишком много занимается ролями и совсем мало -семьей. Режиссеры, как назло, буквально заваливали актрису предложениями. Она бы и рада сниматься, но муж был категорически против. Градова любила Миронова, а потому не сопротивлялась его деспотизму в этом вопросе. Приходилось раз за разом режиссерам отказывать...
Выйдя в декрет, актриса оказалась забыта всеми. Она тяжело переживала собственную невостребованность, но искренне старалась стать лучшей женой и матерью. Единственное, чего не могла вынести, -это бесконечных измен своего звездного мужа. Требовавший от Градовой верности и служения дому, сам Миронов то и дело заводил интрижки на стороне. В конце концов, она не выдержала. В очередной раз поймав супруга на лжи, Екатерина подала на развод.
Все вокруг убеждали Градову, чтобы не принимала поспешных решений. «Понимаешь, у тебя муж- Моцарт! Прощай его. Разводом ты его убьешь»,- пыталась ее вразумить свекровь. Но та была неумолима: будущего с этим мужчиной она уже не видела.
После развода Екатерина почти забыла, каково это - играть на сцене. На ее хрупкие плечи легли совершенно другие заботы. В пять лет тяжело заболела дочка. Оказалось, у девочки двусторонняя пневмония, но врачи поняли это не сразу: заподозрили у нее аппендицит и отправили в операционную. Счет времени шел на минуты. Градова рыдала, царапая больничные стены и обещая себе: если Машенька выкарабкается, то непременно покрестит ее. И примет крещение сама.
К счастью, малышка пошла на поправку. Но спустя некоторое время заболела уже ее мама. Чем - непонятно: врачи не могли поставить диагноз, а актриса таяла на глазах. Похудела до 40 килограммов, часто теряла сознание. Близкие Екатерины подозревали, что она начала угасать из-за душевной боли - уж слишком сложно ей дался развод с Мироновым.
По слухам, бывшие супруги общались до самой кончины актера. Градова знала его диагноз, пыталась помочь, но Андрей был против операции. В 1987 году его не стало.
После смерти любимого мужчины Градова ушла из театра. Она не могла представить, как будет играть спектакли на той самой сцене, где стоял гроб с телом Андрея. Сошла на нет и актерская карьера Градовой: последним ее фильмом стал «Место встречи изменить нельзя» (1979).
Разочаровавшись в профессии, актриса обратилась к Богу. Часто бывала в паломнических поездках по монастырям, в одной из которых встретила своего второго супруга - Игоря Тимофеева. С ним ее жизнь будто началась с чистого листа: пара обвенчалась и вскоре усыновила мальчика из детского дома. Подрастала и дочь: Маша пошла по стопам родителей и стала востребованной актрисой.
Свои последние годы Екатерина Георгиевна провела в тишине и покое. Много читала, нянчила внуков. Врачи прочили ей долгую жизнь, но... В феврале 2021 года 74-летнюю актрису сразил инсульт, она скончалась на операционном столе. В день ее похорон по телевидению показывали «Семнадцать мгновений весны».
На роль советской разведчицы в своем фильме «Семнадцать мгновений весны» режиссер Татьяна Лиознова рассматривала нескольких претенденток. Среди фавориток была Ирина Алферова, только начинавшая актерскую карьеру. Но что-то не сложилось... В поисках «той самой» Лиознова обратилась в Московский театр сатиры и обнаружила там бесценный алмаз, еще никем не ограненный - Екатерину Градову.
Когда в 1972 году Градова впервые пришла на съемочную площадку «Мгновений...», то была обескуражена. Сколько знакомых лиц, сколько знаменитых артистов! Одна она никому не известная актриса...
Смущение прошло быстро: под свое крыло Екатерину взял Вячеслав Тихонов. У них сложились отличные отношения, он ее по-отечески опекал. Если у девушки что-то не получалось, он приобнимал ее за плечико и шептал на ухо: «Не тот ракурс. Давай еще один дубль снимем».
Помогал и специальный консультант. Анна Филоненко в прошлом была разведчицей и не понаслышке знала, каково это - работать бок о бок с врагом на благо Родины. Женщины много общались, Анна рассказывала о непростых моментах своей судьбы. Это, в том числе, помогло Градовой исполнить роль так убедительно и проникновенно. Позже она с теплотой вспоминала: «Это чудесное кино моей юности, мой дебют».
Татьяна Лиознова не ошиблась, пригласив Градову в свой фильм. Многие потом говорили: Екатерина сыграла настолько хорошо, что впоследствии не смогла превзойти саму себя и потому ушла из театра и кино. Однако была и другая причина, по которой актриса так и осталась заложницей одной роли.
Эта причина явилась однажды на съемки «Семнадцати мгновений весны» с банкой клубники и букетом сирени и объявила: «Я жАних!» Причину звали Андрей Миронов.
Валентин Плучек, главный режиссер Театра сатиры, не раз в шутку говорил девушкам-актрисам: «Берегитесь наших половых беркутов!» Он имел в виду троицу, которая неизменно разбивала женские сердца, - Миронов, Ширвиндт, Державин. Предупредил он и Екатерину Градову, которая пришла на первую встречу с труппой. Та уже знала, о ком идет речь.
С Андреем Мироновым начинающая актриса столкнулась в фойе. Он показался ей излишне навязчивым и отталкивающим. Молодой человек настаивал, что непременно ее дождется и пообщается с «новенькой». Но когда Градова вышла из кабинета Плучека, коридор был пуст. «Какой счастье!» - выдохнула Екатерина.
Впрочем, от скорого романа это ее не уберегло. Сыграла свою роль настойчивость Миронова. Оказывается, некоторое время назад Андрею приснился сон, в котором ему якобы сообщили: его будущую избранницу зовут Екатерина. Друзьям он рассказывал, что видел во сне даже черты лица Градовой. Неудивительно, что, встретив ее наяву, Андрей тут же заявил: «Она будет моей женой!» Спустя две недели после знакомства он уже сделал Кате предложение руки и сердца. Та, влюбившись не на шутку, ответила согласием. В 1971 году пара расписалась.
В браке Градовой оказалось непросто. Андрей был человеком принципиальным и бескомпромиссным. Он требовал идеальной чистоты, свежеприготовленных блюд, а еще - чтобы жена всегда выглядела лучше всех. «В руках у тебя не может быть ни бокала вина, ни сигареты, - пальчики должны благоухать ягодами или парфюмом», -говорил Миронов.
Екатерина старалась соответствовать, выполняла все, что требовал знаменитый супруг. Вскоре у пары появилась дочь Маша, единственный родной ребенок как у Миронова, так и у Градовой. Девочка должна была еще больше сплотить семью, однако дальше стало только хуже.
Когда на экраны вышел телефильм «Семнадцать мгновений весны», Градова уже была супругой Миронова. Он был популярен, стала известной и она. Но то ли Андрей не терпел конкуренции, то ли не желал видеть супругу в лучах славы... Так или иначе, Миронов стал еще крепче «сжимать свои объятия».
Теперь он ревновал жену ко всем и вся. Предъявлял ей претензии: «Я женился на обыкновенной девушке, а не на звездной!», намекая на то, что Екатерина слишком много занимается ролями и совсем мало -семьей. Режиссеры, как назло, буквально заваливали актрису предложениями. Она бы и рада сниматься, но муж был категорически против. Градова любила Миронова, а потому не сопротивлялась его деспотизму в этом вопросе. Приходилось раз за разом режиссерам отказывать...
Выйдя в декрет, актриса оказалась забыта всеми. Она тяжело переживала собственную невостребованность, но искренне старалась стать лучшей женой и матерью. Единственное, чего не могла вынести, -это бесконечных измен своего звездного мужа. Требовавший от Градовой верности и служения дому, сам Миронов то и дело заводил интрижки на стороне. В конце концов, она не выдержала. В очередной раз поймав супруга на лжи, Екатерина подала на развод.
Все вокруг убеждали Градову, чтобы не принимала поспешных решений. «Понимаешь, у тебя муж- Моцарт! Прощай его. Разводом ты его убьешь»,- пыталась ее вразумить свекровь. Но та была неумолима: будущего с этим мужчиной она уже не видела.
После развода Екатерина почти забыла, каково это - играть на сцене. На ее хрупкие плечи легли совершенно другие заботы. В пять лет тяжело заболела дочка. Оказалось, у девочки двусторонняя пневмония, но врачи поняли это не сразу: заподозрили у нее аппендицит и отправили в операционную. Счет времени шел на минуты. Градова рыдала, царапая больничные стены и обещая себе: если Машенька выкарабкается, то непременно покрестит ее. И примет крещение сама.
К счастью, малышка пошла на поправку. Но спустя некоторое время заболела уже ее мама. Чем - непонятно: врачи не могли поставить диагноз, а актриса таяла на глазах. Похудела до 40 килограммов, часто теряла сознание. Близкие Екатерины подозревали, что она начала угасать из-за душевной боли - уж слишком сложно ей дался развод с Мироновым.
По слухам, бывшие супруги общались до самой кончины актера. Градова знала его диагноз, пыталась помочь, но Андрей был против операции. В 1987 году его не стало.
После смерти любимого мужчины Градова ушла из театра. Она не могла представить, как будет играть спектакли на той самой сцене, где стоял гроб с телом Андрея. Сошла на нет и актерская карьера Градовой: последним ее фильмом стал «Место встречи изменить нельзя» (1979).
Разочаровавшись в профессии, актриса обратилась к Богу. Часто бывала в паломнических поездках по монастырям, в одной из которых встретила своего второго супруга - Игоря Тимофеева. С ним ее жизнь будто началась с чистого листа: пара обвенчалась и вскоре усыновила мальчика из детского дома. Подрастала и дочь: Маша пошла по стопам родителей и стала востребованной актрисой.
Свои последние годы Екатерина Георгиевна провела в тишине и покое. Много читала, нянчила внуков. Врачи прочили ей долгую жизнь, но... В феврале 2021 года 74-летнюю актрису сразил инсульт, она скончалась на операционном столе. В день ее похорон по телевидению показывали «Семнадцать мгновений весны».