#
Биография и личная жизньОбщество → Андрей Мягков - без иронии

Андрей Мягков - без иронии


Когда пришла скорбная весть о кончине Андрея Мягкова, в театре, где он служил, даже не знали подробностей. Артист жил закрыто, почти затворнически, и в последнее время не общался ни с кем, кроме любимой жены.

Двадцатое февраля 2021 года, МХТ имени Чехова. Количество желающих проститься с актером давно перевалило за несколько сотен. На контрасте с переполненным залом одиноко смотрятся места около гроба. Там, где обычно сидят родственники, пусто. Эту особенность замечают многие присутствующие: кто-то с удивлением, кто-то с сожалением. Но никто с осуждением, ведь жить обособленно было обдуманным решением самого Андрея Мягкова.

Дверь квартиры в доме на столичной улице Генерала Ермолова, где проживал Андрей Васильевич, как всегда, была закрыта. И при жизни актера она открывалась нечасто; теперь же и вовсе никто из соседей не надеялся услышать за этими стенами жизнь. Но она там теплилась. За глухим замком осталась обезумевшая от горя вдова - актриса Анастасия Вознесенская. Впрочем, так ее называли только коллеги. Сам Мягков обычно звал жену Ася, Асенька или просто «мой ангел». Они познакомились, когда девушке исполнилось 18, Мягков был на несколько лет старше.

Вместе они учились на первом курсе в Школе-студии при МХАТ. Причем для Мягкова поступление в это учебное заведение было абсолютно незапланированным. По настоянию отца он окончил Ленинградский технологический институт и видел для себя совсем иную стезю. Но на одном из любительских спектаклей, в которых удачным образом оказался задействован Мягков, его заметил педагог Школы-студии при МХАТ. Судьба молодого человека была предопределена.

Учебу в театральном вузе затмила невероятная влюбленность. Сам Андрей Васильевич с удовольствием вспоминал, что после встречи с Вознесенской был настроен как никогда серьезно: «Никакой дружбы, никаких ухаживаний. Я увидел ее и понял, что другого быть не может». В 1963 году они поженились втайне от сокурсников. Уже тогда про парочку шептались: никто им не нужен, только друг друга и замечают. Так и было: с первого дня знакомства мир этих двух людей замкнулся друг на друге.

Что у Мягкова, что у Вознесенской, карьера почти сразу пошла на взлет. Оба снимались, на домашние дела времени оставалось мало. Их жизнь поглотила работа, но супруги, кажется, были этим довольны.

В какой-то момент популярность Андрея Мягкова затмила успехи жены, и он, чтобы та не чувствовала себя в тени, начал стараться продвигать ее во все проекты, в которых участвовал сам. Когда в 1973 году Алексей Коренев утвердил его на роль Нестора Петровича в своем фильме «Большая перемена», артист поставил условие: роль возлюбленной учителя должна исполнить его Ася. Но режиссер навстречу не пошел, в итоге Мягков отказался и от собственного участия в съемках. Возможно, он и переживал, что потерял такой типаж, зато совесть была чиста.

Однако в «Иронии судьбы, или С легким паром!» (1976) Мягков снялся в одиночку. Зато верная супруга присутствовала на церемонии награждения, когда Андрею Васильевичу вручили Госпремию СССР. Он принял ее с улыбкой и благодарностью, хотя позже не раз говорил, что «Ирония судьбы...» - далеко не самая любимая его работа. Даже наоборот. «Этот фильм поставил крест на моей карьере, - негодовал актер. - Все считают меня алкоголиком, хотя спиртное я не люблю, а баню вообще не-на-ви-жу!»

Куда благосклоннее Мягков относился к киноленте «Гараж». Быть может, потому, что ему все же удалось уговорить режиссера задействовать в съемках свою жену? Анастасия Вознесенская исполнила роль директора магазина и запомнилась зрителям. Муж был доволен как никогда!

Если за успех и приходится платить, то Андрей Васильевич и его жена сделали это сполна. У них были яркие роли, любовь зрителей, признание критиков, но их семье определенно не хватало детей. Пока были молоды, казалось, время еще есть... Поговаривали, Мягков мечтал о сыне, но, возможно, не хотел идти против воли жены, которая не спешила менять карьеру на скромную роль матери семейства. Как бы там ни было, актер всегда придерживался версии: «Своих детей не довелось иметь именно из-за профессии. Своя жизнь как-то уходит на второй план, ты о ней меньше думаешь».

Но годы шли, Андрей Васильевич моложе не становился. Со временем непримиримость и жесткость в его характере только усиливались. После ярких ролей наступило легкое забвение. Да и сам он подходил к предложениям очень избирательно. Приверженец школы Станиславского, он считал: современное кино снимается бездарно. Зато в театре продолжал служить, а еще долгое время преподавал в Школе-студии при МХАТ, где когда-то учился сам. Правда, после одного неудачного выпуска, из которого ни одного его ученика не пригласили театры, решил бросить это дело. Студенты считали его лучшим, но сам Мягков всегда относился к себе критически.

Фактически у него осталась лишь сцена, на которой Андрей Васильевич играл вместе с женой. Коллеги за глаза называли их сиамскими близнецами -эти двое не расставались, казалось, никогда. Играть бы им еще и играть, но в 2013 году случилось несчастье. Перед очередным выходом на сцену Анастасии Вознесенской стало плохо. Инсульт... Мягков целиком посвятил себя уходу за больной женой. Все вмиг отошло на задний план, а главной, как и всегда, осталась она, его Асенька.

С того момента Мягкова и вовсе перестали видеть. Говорили, актриса восстанавливается с трудом и очень медленно. Одно время даже ходили слухи, что она парализована, но Мягков их развеял - начал выводить жену под руки гулять во двор, чтобы та дышала свежим воздухом. На просьбы об интервью всегда отвечал грубым отказом и просил не лезть в его личную жизнь.

Близкие друзья переживали за самого артиста: посвящая жизнь жене, он забывал о себе. А ведь его здоровье тоже оставляло желать лучшего. У Андрея Васильевича было слабое сердце. В 2009 году в Германии хирурги заменили ему сердечный клапан, но все равно периодически недуг давал о себе знать. В кино в последние годы Мягков не снимался. Его последней громкой работой стало участие в продолжении «Иронии судьбы...», которое зрители восприняли скептически.

Актер и его супруга жили только на пенсию, но никогда не жаловались. Имели автомобиль, квартиру в столице и дачу в Подмосковье. В свободное время Мягков создавал картины - из-под его кисти вышли портреты Галины Волчек, Михаила Горбачева, Олега Ефремова. Любил Андрей Васильевич и писать. Однажды у его супруги, известной любительницы стихов и прозы, закончились интересные книги. И Мягков решил придумать ей чтиво сам -так родилось три детективных сюжета.

Они жили в своем мире, который создали почти шестьдесят лет назад. Никого в него не пускали, ни с кем не делились ни счастьем, ни горестями. Поэтому большинство знакомых пары, узнав о кончине Мягкова, прежде всего воскликнули: «А как же Ася?!» Андрей Васильевич умер у нее на руках в ночь с 17 на 18 февраля от острой сердечной недостаточности. Больное сердце не справилось с нагрузкой, прибывшие врачи ничем не смогли помочь...

На прощании с супругом Анастасия Валентиновна не появилась - по словам знакомых, подвело здоровье.
Напишите свой отзыв