«Египетская сила!» - звучало из телевизора, и все знали: «Ворониных» показывают! Но теперь Николая Петровича играть некому.
К Борису Клюеву часто подходили на улице. К популярности он привык, она казалась ему естественной и даже приятной. «Вы так на моего отца похожи!» - обычно говорила молодежь. Люди постарше видели в нем «своего» и вспоминали Рошфора или Трианона. И каждый раз Борис Владимирович радовался как ребенок. Помнят! Любят!
Это в последние годы он показывался на экране в основном в растянутом трико и футболке. Образ Воронина, главы семейства, Борис Клюев по крупицам создал сам. Что оказалось ничуть не проще, чем выстраданные им роли в серьезных кинофильмах.
Первой стала лента Сергея Бондарчука «Война и мир». Попал случайно. Клюев находился на армейской службе, когда его позвали сниматься в массовке у знаменитого режиссера. Это было боевое крещение.
Популярность пришла много позже - после съемок в телефильме «Д'Артаньян и три мушкетера». В этом фильме Клюев сыграл графа Рошфора. Потом были «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «ТАСС уполномочен заявить...» и другие ленты, однако свой первый успех Борис Владимирович помнил еще долго.
Он любил кино, но душу отдавал театру. Практически всю сознательную жизнь провел в стенах родного Малого театра. «Театр - это семья, жена, а кино - любовница. Красивая, сладкая, но все-таки любовница», - любил говорить актер.
Женат он был трижды. В первом браке на свет появился единственный сын Андрей - отрада для отца. Ребенок, тем не менее, не помог сохранить брак. Потом были еще две попытки устроить личное счастье, последняя из которых удалась. С Викторией артист прожил счастливо 45 лет до самой своей смерти.
С наступлением Нового, 2018 года Клюев, как всегда, строил грандиозные планы. На экраны должен был выйти фильм «Годунов», где он сыграл владыку Дионисия. В театре готовились сразу четыре постановки с его участием. А еще преподавание в Щепкинском училище, где его ждали любимые студенты. Дел невпроворот! Энергичному Клюеву было не привыкать. Сил полно, он ведет здоровый образ жизни, играет в футбол, теннис...
Но в этот раз что-то пошло не так. Сначала появилась непривычная слабость, потом стало покалывать в груди. Борис Владимирович списал все на усталость. Однако боли не проходили -наоборот, становились все ощутимее. Лишь спустя два месяца, в мае, решил обратиться к врачам. Оказалось, двусторонняя пневмония, которую он перенес на ногах...
Лечение было начато, но антибиотики не помогали. Вскоре температура поднялась до 39°. Врачи провели более тщательное обследование - и схватились за голову: это не пневмония! Страшный диагноз озвучили спустя несколько дней - рак легких. Поначалу актер не поверил. Позже, все осознав, решил не отчаиваться. Заявил всем: он намерен бороться!
Пока шло лечение, у Бориса Владимировича была возможность вспомнить все перипетии на жизненном пути. Пожалуй, лишь однажды он был так же поражен и почти сломлен, как в момент откровения врачей.
Это был 1993 год. Сын стал совсем взрослым - Андрею исполнилось 24 года. Надежда, гордость, опора для отца. Молодой человек следил за здоровьем, не пил и не курил. Но... однажды утром не проснулся. Вот так просто взял и не проснулся. Врачи огорошили: сердечная недостаточность, так бывает. Это их «так бывает» еще долго эхом отзывалось в душе безутешного родителя. Смерть ребенка стала для него шоком, потрясением. Жить дальше не хотелось.
Помогла работа в театре. «Я не мог, к примеру, уйти в запой, ведь я уважаю зрителей и не могу появиться перед ними в непотребном виде», - объяснял Клюев. После трагедии он не отменил ни одного спектакля. Благодаря работе со временем вновь вернулся к жизни.
Теперь борьбу со смертью предстояло выиграть ему самому. Свой диагноз актер не скрывал. Публично рассказывал о лечении, чтобы люди с похожими недугами не теряли веры в лучший исход. Хотя сам признавался, что примет любое решение свыше, каким бы оно ни было. «Я считаю, что прожил интересную, красивую жизнь, и если Господь возьмет меня, я отнесусь к этому спокойно», - сказал артист в интервью Борису Корчевникову. Правда, потом добавил, что все же надеется: организм его не подведет, и он выберется победителем из этой схватки.
Самая сложная для Клюева рекомендация оказалась придерживаться покоя. Он, не привыкший стоять на месте, вынужден был сбавить темп. Когда лечение стало приносить первые результаты, актер вернулся к работе. Ему казалось, она дает ему даже больше, чем таблетки и химиотерапия.
Он старался изо всех сил вести прежний образ жизни. Даже утреннюю зарядку не отменил. Жена ворчала, переживая за здоровье супруга, но тот лишь отмахивался: он хорошо себя чувствует!
Лето актер предпочитал все так же проводить на даче под Звенигородом. Там тихо и спокойно - то, что нужно при его недуге. Впрочем, имелись и другие варианты. Несколько лет назад Борис Владимирович приобрел недвижимость в Италии. Тихий курортный городок, рядом море... Приезжая сюда, он наслаждался ничегонеделанием, много спал, много читал.
Но после новости о болезни врачи запретили пациенту покидать Россию. Тогда он приобрел квартиру в Крыму - там и отдыхал вместе с супругой. А когда оказывался в суетной Москве, все время проводил в любимом театре. Коллеги бережно относились к артисту, зная о его болезни. Только Клюев «особого» отношения к себе не выносил - не любил, когда его жалеют.
До последнего продолжал сниматься и выходить на сцену. Его задействовали сразу в двух спектаклях Малого театра - «Ялта-45» и «Тройка». Один из его героев передвигался в инвалидном кресле - так было прописано в сценарии. И актер мысленно благодарил это стечение обстоятельств: долго стоять ему уже было затруднительно.
Со временем он стал все чаще отпрашиваться в театре - на процедуры. Отпускали, конечно. Тем более что репетиции, не говоря уже о спектаклях, Борис Владимирович никогда не пропускал.
Наверняка он предчувствовал приближение конца, но обсуждать это не хотел. Лишь в последнее время, узнавая о смерти близких друзей, бывало, говорил: «Снаряды падают все ближе и ближе...»
Его снаряд взорвался 1 сентября 2020 года. Тогда впервые за долгое время Борис Владимирович не пришел на репетицию. Врачи не пустили: больной был слишком плох. Вечером его не стало.
Следующим утром Екатерина Волкова, снимавшаяся вместе с Клюевым в «Ворониных», написала в соцсетях: «Я сегодня проснулась, и вроде моя повседневная жизнь не поменялась, но что-то изменилось навсегда». Уход актера, ее экранного свекра оказался для нее больше, чем просто потеря коллеги и наставника: «Без преувеличения"Воронины" - самый любимый и народный сериал, так что это наша общая с вами потеря, ведь ушел глава семьи...»
Все нажитое - любимой жене!
Борис Клюев оставил после себя хорошее наследство. Принадлежащую ему недвижимость специалисты оценивают в 50 миллионов рублей. Это квартира в Москве, дача в подмосковном Звенигороде, квартиры в Италии и в Крыму. Так как детей у актера не осталось, единственной наследницей Бориса Владимировича является его последняя жена Виктория.
Борис Клюев оставил после себя хорошее наследство. Принадлежащую ему недвижимость специалисты оценивают в 50 миллионов рублей. Это квартира в Москве, дача в подмосковном Звенигороде, квартиры в Италии и в Крыму. Так как детей у актера не осталось, единственной наследницей Бориса Владимировича является его последняя жена Виктория.