Актрисе Светлане Ходченковой выбранная профессия явно пошла на пользу, воспитала характер, уверенность в себе и научила постоять за себя - даже в рукопашной схватке.
Светлана Ходченкова уверена в том, что на 80% успех артиста зависит от удачи и везения. «Надо оказаться в нужное время в нужном месте», - убеждена она. Детство Светланы начиналось в месте, явно не сулившем ничего перспективного.- подмосковном городке Железнодорожный.
- Этот город я ненавидела. Там было скучно, никаких развлечений, я не понимала, как там можно жить. Я ходила в местный Дворец пионеров, чтобы хоть как-то себя занять. Посещала кружки по бальным танцам, рэпу, вязанию, кройке и шитью. Еще кружок юного натуралиста.
Хотя именно тогда мне казалось, что я бы с удовольствием ходила по клубам и дискотекам. Но в городке их не было, а в Москву меня не пускали, даже с подружками.
- Кем мечтала стать в будущем юная Света Ходченкова?
- Когда была совсем маленькая, думала, что стану санитаркой. Тогда еще продавались игрушечные наборчики в виде чемоданчика с медицинскими приборами: банки, горчичники... Я играла в доктора, лечила кукол. Потом решила стать хирургом, но поняла, что боюсь крови. К тому же мне не очень давались химия и биология. Какой же из меня врач?
- Вы любили ходить в школу?
- я терпеть не могла школу. Я училась в так называемом муниципальном лицее. Тогда он был бесплатным, но деньги все равно «тянули». Там любили детей обеспеченных родителей. С них пылинки сдували. Моя мама занималась строительством, и ее директор однажды попросила сделать бесплатно ремонт в классе, чтобы меня оставили учиться. Мне сейчас совсем не стыдно об этом рассказывать. Меня совершенно не тянет в школу. Я не хожу на встречи выпускников. У меня есть только одна школьная подруга.
- Вас родители строго воспитывали?
- Строго. Из-за такого воспитания я первый раз поцеловалась в 18 лет. Но я благодарна за то, что воспитывали именно так. Мне даже не разрешали во дворе в куклы поиграть. Один раз с подружкой вышли -нас догнали ребята, пьяные, хотели познакомиться. Мы отказались, так они приставили нам к горлу ножи, за волосы стали трепать. У меня тогда в волосах были шпильки, я вытащила одну, начала с испугy говорить, что я сумасшедшая и могу заколоть.
В итоге нам удалось вырваться, мы побежали к долу, нас встретили соседи, кто-то из них собрался драться с хулиганами. В Железнодорожном было страшновато. Особенно летом - казалось, что меня на каждом углу за кустами кто-то караулит. Я была рада, когда поступила в институт, и стала больше времени проводить в Москве.
- Лето вы тоже проводили в Железнодорожном?
- В детстве я часто гостила у бабушки в деревне Ивакино под Можайском. Там ежегодно собиралась компания друзей, некоторые приезжали из Москвы, были местные. Я вставала в пять утра смотреть, как корову доят! Я была совсем маленькая, надевала сапоги, которые мне были велики. Тогда наступить на какую-нибудь коровью "лепешку" было для меня большим развлечением.
Корову звали Зорька, утром мы с бабушкой ее выгоняли, а вечером я встречала уже одна. На корову приходилось ругаться, я даже пыталась матом что-то сказать, хотя еще некоторые буквы не выговаривала. Еще я любила в гамаке валяться, загорать и купаться в пруду. Это мне потом бабушка рассказывала, сама не помню. Сейчас даже стыдно подумать, что уже много лет ее не навещала.
- Зарабатывать деньги по-настоящему вы начали еще в школе. Как вы попали в модельный бизнес?
- Я рано стала интересоваться модой, смотрела телепередачи про нее. Потом стала учиться ходить, показывала маме-мол, посмотри, хорошо у меня получается? В 4-5 классах устраивала дефиле в школе на переменах с подружками, учила их правильно ходить. Тогда я очень хотела попасть на настоящий подиум. Мама тоже мой интерес поддерживала и привела меня в школу моделей Славы Зайцева.
У меня тогда были брекеты на зубах, и меня не взяли, сказали: «Девочка, отдыхай. Снимешь брекеты - приходи». Было обидно. Потом я пошла в другое агентство, уже с портфолио. Там меня с радостью взяли. Но сказали, что с ростом 176 см я смогу только для пеналов сниматься. У меня была истерика, я плакала. Я так хотела дефилировать. .. Но я добилась, меня все равно пускали на подиум, говорили: «Пройдись и скорее назад, чтобы никто не заметил». А потом я улетела во Францию работать.
- Вам приходилось пропускать школьные занятия?
- В классе не знали, чем я занимаюсь. В курсе была только классная руководительница, но она по просьбе мамы должна была молчать об этом. К тому же поездка совпала с каникулами, потом занятия отменили из-за морозов. Во Франции я проработала два-три месяца без особого ущерба учебе. После чего улетела в Японию.
Вернулась, пришла в школу, и на первом же уроке по английскому классная руководительница, которая его преподавала, говорит: «Ребята, а Света у нас работает моделью! Она только что была за границей. Давайте попросим ее что-нибудь рассказать по-английски». Тут у меня челюсть отвисла, я растерялась, но начала рассказывать. Мне поставили «пять». Одноклассники потом замучили расспросами, просили принести журналы с фото, а я краснела.
- Почему вы ушли из модельного бизнеса?
- Дело в том, что это очень грязный бизнес. Я неоднократно выслушивала неприличные предложения и понимала, что не могу это терпеть. Поэтому бросила. Но окончила школу и два года искала себя, мучительно пыталась понять, чем же я хочу заниматься. Но считаю, что мне повезло - некоторые всю жизнь себя ищут и то не находят.
- Вы не сразу решили поступать в театральный, а искали себя совершенно в другой области - в экономике?
- После окончания школы я хотела годик отдохнуть, а потом заняться своим образованием. Но через два месяца вдруг подумала: жалко время терять! В государственных вузах вступительные экзамены уже закончились, поэтому остались коммерческие учебные заведения. Я пробовала учиться в двух. Сначала был выбран Институт мировой экономики и информатизации, потому что он находился близко к Курскому вокзалу, откуда ходили электрички в Железнодорожный. Сейчас думаю: что я там забыла?
Но было засилье всех этих экономических вузов, они страшно рекламировали себя: приходите к нам, будете получать много денег!.. Ну я и подумала: я тоже могу там учиться, чем я хуже других?! Но быстро поняла, что хуже, и бросила. Даже первую сессию не сдала. И, что самое страшное, не сказала об этом маме, иначе бы она меня убила. Я училась на заочном, так что могла законно сидеть дома. А еще устроилась подрабатывать в компьютерный клуб менеджером и проводила время там. Сложней было во время сессии. Мама видела, что дочка не очень-то себя утруждает подготовкой к экзаменам.
Я ей говорила, что все хорошо, «автоматы» ставят. Было непривычно, потому что я маму редко обманывала. Разве что в детстве, когда она пыталась меня накормить, а я ничего не хотела есть. Я даже помню, как приглашала подружек и под предлогом игры в «дочки-матери» скармливала им все приготовленное мамой. А однажды курицу выкинула в унитаз. Пришла мама и спрашивает: «Света, ты ела?» - «Ела». - «А это что?» - открывает унитатаз, а там курица плавает. Получила взбучку. Вот и про институт боялась сказать -мама узнала правду только через два года, когда я показала ей корочку театрального института.
- Как все-таки появилась идея поступить в театральный институт?
- Бросив экономический вуз. я поняла, что хочу заниматься творчеством. Отправилась в другой институт на факультет рекламы. Но на первой же лекции началась какая-то алгебра. Эту учебу я тоже бросила, не сдав первую сессию, и мама опять ничего не знала. Стала думать, какое именно творчество мне интересно. Стала посещать курсы при Щукинском училище. Так получилось, что единственная с курсов и поступила.
- Сложно было проходить вступительные туры в театральный?
- Я была хитрая и, пока на курсах училась, подружилась со многими студентами «Щуки». Узнала, как и что надо читать на вступительных, расспросила про приемную комиссию. Например, очень важно было правильно одеться на экзамены. Этому меня, правда, так и не научили. Все три тура плюс конкурс педагоги меня норовили переодеть. Одна преподавательница после каждого тура ко мне подходила и говорила: «Светочка, вы нам очень понравились, но костюмчик вам не очень соответствует. Могли бы что-нибудь другое надеть, без рюшечек?»
- И как надо было одеваться?
- Это же театральный институт, и нужно, чтобы на экзамене товар был виден лицом. А если поступает девушка, то - ногами. Это абсолютно серьезно, если кто-то приходил в длинной юбке, то просили задирать, чтобы ноги были видны. Драматические задатки - это уже второй вопрос, на экзаменах главное -отобрать будущих студентов по типажу. Потому что у педагогов уже зреют мысли по поводу дипломных спектаклей. Поэтому сначала они отбирают однотипных людей, а потом уже отсеивают.
- Как правило, будущие актеры поступают в несколько театральных вузов.
- Я тоже пыталась, но почти во всех институтах провалилась. Удавалось дойти максимум до третьего тура, после чего мне говорили: извините, но девушка такого типа у нас уже есть. А в ГИТИСе вообще слушать не стали. Я вышла, сообщила комиссии свое имя и где живу. Мне говорят: «Спасибо, вы совершенно не подходите по типажу». Очень было обидно.
Но я была уверена, что в Щукинское обязательно поступлю, просто знала, что будет так. Я плакала из-за замечаний по одежде. В итоге они меня так допереодевали, что на решаюищй экзамен я явилась в голубом платье - очень коротком, чтобы вопросов больше не возникало. Волосы распустила-там ни у кого таких не было! Но у платья были очень тонкие бретельки. Сидим мы, десять человек, перед комиссией, по очереди читаем.
Тут я вижу, что одна бретелька держится буквально на ниточке... Я понимаю, что сейчас встану, и она оборвется. А до меня уже человека три осталось. В общем, пока моя очередь подходила, я себя ужасно «накрутила»: вот сейчас позор будет! Сижу, щеки пылают, туфли новые жмут, уже забыла, что читать, а тут еще эта бретелька. .. Вышла, стала читать басню «Звери на охоте» с абсолютно серьезным видом. Перепутала зверей-кто кого съел. Зал смеялся. Но благодаря басне, прочитанной с невеселой интонацией, я и поступила.
- Когда вы начали сниматься в кино?
- Летом после первого курса у меня начались съемки у Станислава Говорухина в «Благословите женщину». Мне понравилось сниматься. В октябре я вернулась в институт, и мне очень приятно было то, как отнеслись к моей работе однокурсники. Совсем не так, как в школе. Хотя, казалось бы, мы все, актеры, - конкуренты. Но нет, отношения были очень хорошими. В начале учебы я была довольно замкнутой, но потом все пошло как по маслу. На втором курсе опять были съемки. Мысли о том, чтобы бросить институт, даже не возникало. Хотя из-за работы я так и не получила диплом... Конечно, при трудоустройстве документы не спрашивают. Но я планирую досдать экзамены.
- Преподаватели легко отпускали вас сниматься?
- У нас была договоренность с художественным руководителем Михаилом Борисовым, что я приношу сценарий, чтобы он почитал. Я принесла. Тогда проект Говорухина еще назывался «Хозяйка гостиницы», как повесть. Михаил Борисович почитал, сказал: «Ну что, Светлана, благословляю вас на эту работу!» Как ни странно, фильм назвали «Благословите женщину», но придумал это уже Говорухин. Однако слова Михаила Борисовича я помню до сих пор. Потом мне стало еще проще отпроситься на съемки. Я даже экзамены на съемочной площадкe сдавала - по телефону. Не буду говорить, что за предмет, чтобы не палить преподавателя, но было так: сижу я в гримвагоне перед раскадровкой, на коленях-энциклопедия. Говорю в трубку: «Какую тему рассказать?»
- В «Благословите женщину» вы сыграли главную роль. Насколько это большая ответственность, тем более для дебютантки?
- Я старалась не думать об этом, а просто выполнять поставленные режиссером задачи. Надо плакать-я плачу. Целоваться-обниматься - пожалуйста. Иначе бы я себя извела. Я самоедка, разнервничалась бы и отказалась. А как можно отказаться - это же Говорухин! Не каждой студентке такое предлагают. А мне просто повезло. Но поначалу было нелегко: я стеснялась своих партнеров -все взрослые, опытные люди: Инна Чурикова. Александр Балуев, Ирина Купченко... Я на них смотрела с придыханием, боялась лишний раз спросить.
- Часто опытные люди как раз жаждут поделиться навыками с юными коллегами...
- Я просто сидела и наблюдала за ними. Как они говорят, как двигаются. Но они мне и сами помогали. Помню, одну из первых сцен мы снимали с Балуевым в поезде. Он говорит: «Ты давно институт-то окончила?» Я сказала, что только первый курс. Он удивился, спросил, где я еще снималась. Я сказала, что это моя первая работа. «Надо же, - говорит он, -молодец, хорошо работаешь, на камеру лицом не лопочешь...»
У меня после этого крылья стали расти. Он меня сразу расположил к себе. Ведь для меня он профессионал, взрослый мужчина, а мы еще и любовь играем в фильме... В общем, свое безграничное восхищение этим человеком я скрыть не могла.
- Сложно ли было играть сцену купания обнаженной в самом начале фильма?
- В сценарии вообще не было прописано то, что я должна быть без одежды. Мне сшили купальники, я репетировала в них или в халате. Когда же меня поставили на точку, с которой я должна плыть, Говорухин вдруг закричал: «Снимайте с нее халатик!» Я даже понять ничего не успела, как оказалась без одежды. Растерялась. Еще не знала, что с режиссерами можно спорить.
- А сейчас научились спорить?
- Научилась, и считаю, что не зря, потому что это даже стало доставлять мне удовольствие. Суть не в том, чтобы тупо поспорить с режиссером, а внести некоторые предложения. Я говорю режиссеру: «Давайте попробуем иначе? Я сейчас покажу, а вы посмотрите».
- Осенью на экраны выйдет фильм Павла Санаева «Нулевой километр». Вы сыграли там балерину?
- Да, отчего в СМИ много раз сравнивали мою героиню с Анастасией Волочковой. Даже писали, что я похудела для этой роли на 20 кг. То, что я жру, как слон, - никого не волнует! На самом деле на первом курсе в связи с нарушенным режимом питания и сна я сильно поправилась. Сыграла у Говорухина, после чего меня начали ассоциировать с такими русскими женщинами из глубинки - «кровь с молоком» -и стали часто предлагать похожие образы. Мне надоело, и до съемок в сериале «Карусель» я взяла творческий перерыв. Вес сам собой ушел. У Санаева я играю балерину, но танцую не на пуантах, а современные танцы. Вспомнила детство, когда занималась балетом. фигурным катанием...
- Вы ведь должны были участвовать в шоу «Звезды на льду», но на тренировке получили травму и покинули проект?
- У меня было сотрясение мозга и временная потеря памяти. До сих пор не понимаю, как это произошло. Мне говорили. что я просто зацепила коньком за конек. Правда, об этом рассказывали мне даже те коллеги-артисты, кто на тренировке не присутствовал.
А в прессе вообще написали, что Ходченкова шлепнулась в голодный обморок. Потом предлагали еще участвовать в телепроекте, но я отказалась.
- Какие роли вам бы хотелось сейчас сыграть?
- Хочется сыграть злодейку. Может быть, даже стерву. В общем, что-нибудь отрицательное. Или какую-нибудь комедию - причем на двоих с моим мужем.
- Ваш муж - актер Владимир Яглыч. Расскажите, как вы познакомились
- Мы учились в одном институте, только он был курсом старше. Как такового знакомства не было, просто здоровались и все. Очень мало общались, потому что все время работали. Когда я училась на втором курсе, у нас была общая работа - в сериале «Тихий московский дворик» мы играли мужа и жену с ребенком. Володя мне нравился, я ему тоже, но известно это стало позже. Однако закончились съемки, и мы перестали общаться
. Потом была еще одна совместная работа - «Карусель», где он уже играл мужа моей подруги, Оли Шелест. Мы стали видеться чаще. Однажды после съемок он зашел ко мне вечером в номер гостиницы в Минске, предложил пойти поужинать. А я отказалась. Сейчас, вспоминая, он говорит: «Дура, я же пришел отношения налаживать!» (Смеется.) А я тогда спать хотела. Проспала бы свое счастье.
- Но он был настойчив и продолжил ухаживать?
- Не было никаких ухаживаний. Потом мы снимали эпизод в Москве на прудах. Было прохладно. Я мерзла, а он был в куртке. И говорит: «Иди сюда, я тебя погрею». Но вместе со съемками закончилось и наше общение. На озвучании сериала не виделись, в институте тоже. А когда фильм вышел на экраны, я ему позвонила поздравить... И не прогадала! Мы начали встречаться.
- Вам нравятся мужчины, которые, подобно герою Балуева в «Благословите женщину», властно, по-домостроевски обращаются с женщиной?
- Бывают женщины свободолюбивые и бесшабашные. Им просто необходим такой мужчина, который придет домой, кулаком по столу ударит: будет вот так!
- Вы себя относите к таким свободолюбивым женщинам?
- Да. Я рассеянная, могу витать в облаках. И хорошо умею это делать. Но Вове не приходится меня «строить». Мы всегда находим компромиссы. «Золотую середину».
- Вы как-то планируете свое семейное будущее?
- Строить такие планы -неправильно, я понятия не имею, что со мной будет дальше. Если он мне скажет: «Света, я решил составить план на будущее...», то я даже дослушивать фразу не буду, а сразу соберу вещи и уйду.
- Значит, вы девушка с характером, и, если что, показать его сможете?
- Да, меня, кстати, для съемок «Карусели» даже учили боксировать на ринге. И вообще, у меня рука тяжелая. Врежу - мало не покажется.
Беседовал Андрей Захарьев, 2007 г.