#
Биография и личная жизньИнтервью → Ольга Погодина: "Ничего лишнего"

Ольга Погодина: "Ничего лишнего"


Ольга Погодина

Ольга Погодина с детства была девушкой правильной и воспитанной. И лишь профессия актрисы дала ей возможность погонять на автомобилях, пострелять из разных видов оружия, побыть стервой, ведьмой и убийцей.

Ольгу Погодину называют одной из самых загадочных актрис нашего кино. Хотя бы потому, что она никогда не рассказывает о себе лишнего и не дает повода перетряхивать факты своей биографии. Уверяет, что ничем не интересуется, кроме работы. Но разговор о любви равнодушной ее не оставил.

- Вопрос о любви - древнейший на свете. Есть ли любовь на свете или ее нет? Лично для меня ответ очевиден. Мне его подсказали мои бабушка и дедушка - уникальные были люди. У них любовь была безумная - о такой в романах пишут. К сожалению, дедушку я видела только на фотографиях, но о его доброте и их трепетных отношениях с бабулей слышала с самого детства.

Когда мои мама и тетя вспоминали деда, их глаза наполнялись слезами. Дедушка погиб в концлагере в Великую Отечественную. Моя бабушка больше так и не вышла замуж. Незадолго до смерти она достала перевязанную бечевочкой стопочку пожелтевших от времени дедушкиных писем и попросила нас с мамой исполнить ее последнюю просьбу: «Когда будете меня хоронить. положите их со мной в могилу». Мы так и сделали. Она любила его всю жизнь...

-А что вы знаете про свои корни?

- Знаю, что во мне очень много кровей. Только у папы их четыре - русские, еврейские, польские и белорусские. У мамы - русские и латышские. Поэтому у меня в результате - просто гремучая смесь. Но скажу вам честно: в своей родословной я никогда не копалась. Да и не очень меня это интересует.

-Почему? Вдруг окажется, что вы, например, наследная принцесса?

-Я и так принцесса. (Смеется.) Мне подтверждения и доказательства не нужны. Есть такая древняя мудрость: «Будь при деньгах свободен, словно нищий. Не будь без денег нищим никогда!» Вот что для меня значимо.

-Вы на сказках воспитывались?

- Нет. В нашей семье не было «сказочников» - все были жесткими реалистами. Меня воспитывали мама и бабушка Лидия Ивановна. Правда, для меня они были волшебными и самыми добрыми сказочными феями на свете.

-А в чем заключался жесткий реализм?

- Например, я с грудничкового возраста «сова». Уложить спать меня было нереально. И вот моя самая лучшая в мире бабушка придумала «гениальный рецепт снотворного». Она говорила: «Если не ляжешь на бочок, придет мышка и укусит тебя за попу». Срабатывало.

-Какие еще яркие воспоминания из детства у вас остались?

- Самый яркий и уникальный для меня факт - то, что я вообще родилась. Это происходило очень трудно. Я запуталась в пуповине, и моей маме к концу вторых суток сделали кесарево сечение. Потом, сколько себя помню, я росла очень болезненным ребенком. Поэтому большая часть моего детства -это поликлиники, санатории. Я даже играла только во врачей. Всех своих кукол лечила-делала им «уколы», «перевязки», «рентген» и даже «гастроскопию».

- Правда, что ваша мама была актрисой, но пожертвовала карьерой ради вас?

-Абсолютно верно. Папа был инженером в Министерстве химического и нефтяного машиностроения. А мама играла в Горьковском большом драматическом театре, была очень талантливой актрисой. Ей пришлось бросить театр и работать мамой, потому что выбор между дочерью и профессией был сделан в пользу меня. И за это, и за все остальное, что мама для меня сделала, я буду благодарна ей всю жизнь.

- Кем вы хотели стать в детстве?

- Я с пяти лет знала, что буду актрисой. А лет в десять отчетливо понимала, что самая главная моя цель и мечта - не только сниматься, но и самой участвовать в процессе создания фильмов - от и до. Словом, создать свою киностудию. И я очень долго к этому шла - почти 25 лет. И вот пришла. Так что сегодня можно смело сказать: наконец сбылась моя детская мечта.

- Откуда такие «взрослые» мысли у десятилетней девочки?

-Для меня самой это загадка. Причем кино я полюбила, можно сказать, с младенчества. Хотите - верьте, хотите - нет но мама рассказывала: как только появлялись титры, меня невозможно было оторвать от телевизора. Хорошо помню, как года в четыре, чтобы посмотреть какой-то западный фильм, я вставала ни свет ни заря и бежала в комнату включать телевизор. И это при том, что для меня встать в такую рань до сих пор сродни подвигу. Откуда это у меня? Не могу объяснить.

Позже я делала все, что, как мне казалось, приближало меня к заветной мечте. Занималась музыкой с частным педагогом. Ходила в театры. Еще с детства я выразительно читала стихи. Любила Лорку, Сашу Черного, Цветаеву, американскую поэзию. В школе меня посылали на все городские конкурсы, олимпиады чтецов, и я легко выигрывала их.

- Свой детский актерский дебют помните?

- Смутно. Это произошло случайно. Я отдыхала в детском санатории и сыграла ежика в каком-то спектакле. Получается, что мой дебют - ежик.

-После такого детства должна быть бурная юность. Первая любовь, ночные дискотеки, побеги из дома?

- Боже упаси! У моих родителей, кроме моих болезней, никогда никаких проблем со мной не было. Я могу сейчас показаться совсем не романтичной по общепринятым канонам,но даже если вспомнить мою первую любовь, то она никак не ассоциируется у меня с ночными дискотеками и прочими сумасшествиями. Я всегда была очень разумным, в чем-то даже расчетливым человеком и никогда не допускала никаких безумных, опасных поступков. Еще раз повторюсь: с тех пор. как у меня появилась мечта, меня больше ничего не интересовало на белом свете.

- После окончания Щукинского театрального училища у вас был конкретный план - что делать дальше?

- Плана, как у барона Мюнхгаузена, - «утром война с Англией», - у меня не было, да и быть не могло. Потому что в нашей профессии огромную роль играет удача, встречи с определенными людьми, которые могут произойти. А могут и не произойти.

-Но произошли?

- Грех жаловаться! Мне встречались удивительные режиссеры, и партнеры у меня были просто великолепные, за что я должна побла-годарить Бога или своего ангел а-хранителя, чье присутствие я всегда ощущаю. Взять хотя бы мою первую большую роль в кино, от которой я веду отсчет, - фильм «Если невеста ведьма» режиссера Олега Фесенко. Был безумный кастинг. Режиссер пересмотрел всех артисток Москвы и Московской области и в результате выбрал меня. Он посчитал, что только я смогу это сыграть.

И только с Сережей Безруковым. Судьба! Ну и фарт, конечно.

-Многие актеры, впервые увидев себя на экране, испытывают шок. А вы что испытали?

- Я увидела и свои недостатки, и достоинства. И начала работать над собой. Даже когда тебе дают «Оскара», надо думать о том. что ты сделал не так.

- Первая же главная роль принесла вам узнаваемость. Как изменилась ваша жизнь в связи с этим?

- Например, в магазине могут скидку дать, если моя героиня в очередном фильме нравится. и иногда могут обхамить, если не нравится. И такое бывает. Но я ко всему отношусь спокойно: мне таким трудом все досталось, что теперь я, можно сказать, непробиваемая. В конце концов, любой артист стремится стать известным. Актер, который этого пытается избежать. - нонсенс. Скажем, мне безумно приятно, когда поклонники просят автографы и дарят цветы. Однажды был вообще потрясающий случай. После спектакля мне подарили букет цветов, а в нем - кольцо с бриллиантом. И ни визитки, ни записки. Понятия не имею, кто бы это мог быть.

-А как вы распорядились своим первым гонораром, помните?

- Купила маме в подарок чучело белки. До сих пор у нас хранится, на память.

- У вас более шестидесяти картин, из них более чем в сорока - главные роли. Можете выделить три свои любимые работы?

- Одна из таких - «Женская интуиция». Тут и скромничать не стоит - у этого фильма рейтинги, как у чемпионата мира по футболу. Получилось идеальное кино, я считаю. Почему - не знаю. Но люди подходят ко мне на улице и говорят «спасибо» именно за эту картину. После одного спектакля ко мне подъехала на инвалидной коляске девочка, попросила автограф и сказала: «Когда мне становится очень плохо, я пересматриваю «Женскую интуицию». У меня комок в горле встал. Подобные истории окрыляют.

Дальше - картина «Три дня в Одессе», за которую тоже благодарят. Я часто бываю на премьерах, но не помню, чтобы зал так аплодировал во время демонстрации ключевых сцен. Особенно когда мою героиню в конце фильма убивают...

А на первом месте - лирическая новогодняя комедия Алексея Пиманова «Мужчина в моей голове», где я сыграла главную роль. Там собрался очень сильный актерский состав - Алексей Серебряков. Андрей Чернышов, Игорь Верник, Игорь Угольников. За все годы, что я нахожусь в этой профессии, мне ни одну роль так не хотелось сыграть, как эту. На сегодняшний день она - главная в моей жизни. К тому же я - сопродюсер картины и чувствую себя одним из ее создателей.

-Если вам одновременно предлагают работу продюсера и актрисы, что вы выбираете?

- Надо уметь находить компромиссные решения. Например, не так давно замечательный продюсер Виктор Гельман сделал мне невероятный подарок-предложение, от которого нельзя отказаться. А я в этот момент снимала две свои картины как продюсер. Тогда мои коллеги по студии остановили съемки и три месяца ждали, пока я вернусь со съемок у Гельмана. Беспрецедентный случай - подобное в кино не принято. За что я им до земли поклонилась, потому что предложенная мне роль была восхитительной. И коллеги понимали, что только я могу ее сыграть. Поэтому и ждали.

Сериал посвящен судьбе Ольги Чеховой, одной из величайших женщин XX века, знаменитой актрисы. «звезды» Третьего рейха и одновременно советской разведчицы. Сложная, легендарная личность, загадка которой до сих пор не раскрыта. Это она и Рихард Зорге предупредили Сталина о войне и даже назвали день и час ее начала. В картине у меня изумительные партнеры-Даниил Спиваковский. сыгравший Гитлера, Илья Шикунов и Володя Щербаков. За эту роль я номинировалась на ТЭФИ.

-Есть в вашей фильмографии работы, которые бы вы предпочли оттуда вычеркнуть?

- Много. Самое удивительное, что зрители их любят, а я бы не снималась там ни за что, если бы не нужны были деньги. Хотя как артистке мне ни за одну свою работу не стыдно - я делала все. что от меня зависело, очень честно, искренне, без халтуры. Но что может актер, если материал изначально неинтересен?

-Вы снимались в фильме Влада Фурманова «Телохранитель». А у вас есть собственное ноу-хау - как уберечь личную жизнь от посторонних?

- Есть, конечно. Тем более что поводы неприятные были. Вокруг многих актеров периодически появляются «маньяки». Причем, как мирные, благостные, так и воинствующие.

У меня была одна очень неприятная история, когда мне и моему директору пришлось писать заявление в милицию, потому что человек угрожал покончить жизнь самоубийством из-за меня. Он периодически появлялся, и мы по-настоящему испугались, прятались от него. А какие меры я принимаю сейчас? Например, у меня дом под охраной. Несмотря на то, что сама люблю водить машину, часто езжу с водителем.

- Ольга, а почему вы не играете в театре?

- Не очень люблю работать по правилам, которые мне не нравятся. Это принципиально. Быть винтиком в чужом механизме - не для меня. Театральных актеров я называю «карабасниками». Сидит такой Карабас-Барабас, дергает за веревочки, и все они ему льстят. Не представляю, как можно находиться в этой клоаке. Пусть даже обидятся многие на меня за эти слова, но это именно так.

-Естъ «черный список» режиссеров, с кем исключена совместная работа?

- Есть. И актеров, с которыми я даже не поздороваюсь. Причины - в основном морально-этические. потому что есть не-рукоподаваемые люди. Жизнь настолько коротка, что не надо стараться делать вид, что мне этот человек приятен, если это не так. Неприятен, и черт с ним. Я считаю, что надо иметь смелость и мужество в первую очередь себе в этом признаться и действительно руки не подавать.

-Многие великие артисты говорили, что любой, даже самый классный актер в какой-то степени всегда играет самого себя. Вы тоже себя играете?

- Самые великие артисты, - а их можно по пальцам пересчитать. - действительно умели создавать образы. Но я не волшебник, я пока только учусь. И стараюсь.

- Говорят, перед тем как перевоплотиться в киллера в фильме «Убей меня! Ну, пожалуйста», вы неделями не вылезали из тира. На какие еще чудеса вы способны ради роли?

- Это не чудеса, а профессионализм. Например, в фильме «Эшелон» я играла немку и упорно учила немецкий, хотя тогда первый раз в жизни увидела немецкие буквы. Но в результате необходимый восточно-прусский диалект получился у меня почти идеальным, а картина удостоилась Гран-при на Евразийском кинотелефоруме в Москве. После этого в нескольких лентах мне пришлось говорить на испанском, итальянском или французском, что уже не представляло такого труда. Все эти роли я озвучивала сама.

-Какие еще необычные навыки приходилось осваивать?

- Надо вспомнить... Машины я, по-моему, все водила. Стреляла почти из всех видов оружия, включая арбалет. В ленте «Три дня в Одессе» под пулями бегала. Причем настоящими. Там есть сцена, где я выбегаю из двери. И одна пуля попадает в нее до меня, а другая - через мгновение после. Так вот, стреляли лучшие в нашей стране каскадеры, а я пробегала между выстрелами. С машины прыгала, с вагона на вагон на ходу -тоже, в ледяной воде во время шторма купалась. Это было в Одессе в мае, вода - 9 градусов, но ждать, пока потеплеет, было некогда, и пришлось рискнуть. Сцену сняли только с трех дублей. А я потом заболела.

-Вы догадываетесь, почему вас называют одной из самых загадочных актрис российского кино?

- Наверное, потому что никогда не рассказываю о себе того, что не нужно. Просто делаю свое дело, не даю побода перетряхивать факты моей биографии. Для меня важна только работа и ничего кроме этого. Да и интересного ничего нет. Живу я за городом, довольно уединенно. Вокруг - природа, я природу очень люблю.

-Неужели не любите съездить на какие-нибудь экзотические острова, там ведь тоже есть на что посмотреть?

- Нет, я на острова вообще не езжу. И главное - потребности не чувствую. Лучше я включу любимый телеканал про животных, сяду на диван и там попутешествую. Я все распрекрасно про всех рыб знаю, про акул, кораллы. Меня это абсолютно устраивает. А вот ехать туда и увидеть все вживую меня совсем не тянет. Я - не экстремал.

-Кто для вас эталон актерского мастерства на экране?

- Я вижу кино не отдельными персонажами, а историями. Один из самых моих любимых фильмов - «Гавана» с Робертом Редфордом, другой - «Из Африки» с Мерил Стрип. Вот такого качества фильмы для меня - эталон, это то кино, которое я бы хотела снимать и сама бы в нем снималась. Их словами не расскажешь, это надо видеть. Их смотришь, и хочется жить, становиться лучше. И это лишь два фильма, которые я назвала с ходу, на самом деле их гораздо больше. Недавно пересматривала старый фильм «Профессионал» с Бельмондо. Сидела дома у телевизора и плакала.

-Вы так сентиментальны?

-Очень. Когда смотрю хорошее кино, я плачу, хохочу. Я, честно сказать, очень благодарный зритель. И меня не интересует, как фильм снят, какой там внутрикадровый монтаж... Сажусь смотреть с одним-единственным желанием - получить эмоциональное удовольствие. Если история захватывает, я в нее погружаюсь, начинаю в ней жить, сопереживать персонажам.

-Вы сказали, что ваш главный фильм -«Мужчина в моей голове». Какие мужчины могут вскружить голову вам?

- Для меня в мужчине важен ум, талант, порядочность. И еще, извините за такое заезженное слово, - доброта. Почему-то в наше циничное время считается, что если человек добрый, значит, чуть ли не кретин. Да ничего подобного! На самом деле это важнейшее человеческое качество.

- Чего вы не можете простить никогда?

- Ответить однозначно сложно. Любую ситуацию каждый раз рассматриваешь по-разному. И обстоятельства разные, и приговор.

- У вас есть в жизни принципы, которым вы не изменяете никогда?

- Есть, но, когда я выхожу на съемочную площадку, для меня не существует ни правил, ни устоев. И вообще ничего не существует, кроме роли. Вот там я точно знаю, что делать, и все остальное - неважно. А в жизни я только знаю, что безумно люблю свою семью - маму, папу, мужа - и пытаюсь все для них сделать. Это для меня - закон. Если хотите, заповедь. Хотя законом это смешно называть. Жалко, что в сутках не 48 часов. Тогда бы я 24 часа проводила на работе, а 24 - с семьей.

-А для друзей находите время?

- Встречаемся редко. И вообще я не любитель посиделок или вечеринок. Клянусь, у меня не возникает желания сесть и выпить водки или другого веселящего напитка. Или пообщаться в шумной компании. Я не любитель больших праздников, дней рождений, Нового года, 8 Марта... Меня не покидает ощущение. что когда я веселюсь, то попусту трачу время. А могла бы заниматься чем-то более существенным.

- Чем вы увлекаетесь помимо работы?

-Я дома пальмы развожу. Вы знаете, что фикус - это пальма? Они совсем маленькие у меня - метровой высоты. Но пока у меня их мало. А вообще у меня нет никаких бытовых увлечений. Только одно огромное на всю жизнь -моя профессия. А все остальное - может быть, а может не быть.

- У вас есть вредные привычки, слабости, в которых можете открыто признаться?

- Весь ужас в том, что таких уж явных нет. Правда, бывает, что я ем по ночам.

-Ночные трапезы отражаются на фигуре?

-Да нормально у меня пока с этим. Я не курю, не пьо, не принимаю наркотики. Шопингом не увлекаюсь. Я ничего не делаю - только работаю. Какая-то я просто идеальная получаюсь в собственной интерпретации, аж самой страшно... Правда, неспортивная, к сожалению. Но у меня жесткий график. Люблю, когда мой телефон не замолкает. Мой компьютер забит сценариями, нужно их все прочитать. Мне необходимо знать, что на моей студии все работает.

- С такими объемами работы у вас остается время на сон?

- По-разному. Я же «играющий тренер» - еще и снимаюсь. Например, сегодня у меня был подъем в семь утра. И на площадке я должна быть в девять. Если съемок нет, а только переговоры с каналами, монтаж, сценаристы, инвесторы. то как получится. Но встаю я тяжело. Зато ночью наступает мое время. Как говорится, «мои ночи длиннее ваших дней». Ночыо ко мне приходит вдохновение - я могу писать, думать, созидать, генерировать... И для поддержания тонуса я не нуждаюсь ни в чем - ни в кофе, ни в любом другом стимуляторе и виде допинга. У меня биологические часы так работают.

- Откуда силы и такой характер у такой хрупкой женщины?

- Врожденные, видимо. Плюс богатый опыт преодоления препятствий. Я ж с детства только этим и занималась.

Беседовал Андрей Колобаев, 2010 г.
Напишите свой отзыв