Имя: Юрий Любимов (Yuri Lyubimov)
Дата рождения: 30 сентября 1917 года
Дата смерти: 5 октября 2014 года
Возраст: 97 лет
Место рождения: Ярославль
Место смерти: Москва
Деятельность: режиссёр, актёр, педагог
Семейное положение: был женат
Юрий Любимов - биография
Прокатившееся по СМИ в июле 1984 года известие о том, что Юрий Любимов лишен гражданства СССР, стало шоком не только для театралов. Уж кем-кем, а врагом советской власти режиссер Таганки никогда не был.
Запрет на возвращение в Советский Союз потряс Любимова до глубины души. Он, ровесник советской власти, прекрасно знал все ее особенности и был уверен: стоит надавить - и под его напором и харизмой она поддастся, уступит, пусть и не во всем. Как бывало прежде.
Детство, семья Любимова
Юра появился на свет в канун Октябрьской революции, 17 (30) сентября 1917 года в Ярославле, в купеческой семье. С детства хотел стать актером: надев отцовскую шляпу, разыгрывал потешные сценки. Но пришлось пойти в рабочие. И все же мечту свою не забыл: в 1934 году, увидев объявление о наборе во Вторую студию МХАТ, решил поступать. На творческом конкурсе надерзил приемной комиссии - те позволили себе посмеяться над его экспрессивной манерой чтения, - однако был принят. И усвоил: если хочешь добиться цели, помогут и талант, и дерзость.
Актер из Любимова получился превосходный.
Галина Коновалова, старейшая актриса театра Вахтангова, рассказывала:
«Он пришел из Второго МХАТа, сразу получил все роли, со второго курса начал все играть, все девочки падали в обморок, а он разрешал себя любить. Был прекрасен, но при таком внешнем благополучии в нем что-то зрело. Зрел протест против "самодержавия" - то, чего мы не замечали до поры до времени. Помню, были перевыборы парторганизации (а партбюро имело большой вес), секретарь говорит, такой-то получил 100%, и сзади голос совершенно взбешенного человека: "Вранье, я голосовал против". Повернулись, стоит Любимов, выкатив глаза, - он все время был против чего-то, все время с чем-то боролся, я его называла "самосожженец"».
Но что интересно: ершистый актер успешно продвигался по карьерной лестнице, был и завтруппой, и замхудрука, и секретарем комсомола. В сущности, он не воевал всерьез, а, что называется, фрондировал, и это приносило свои плоды.
Когда грянула война, Юрий оказался в Ансамбле песни и пляски НКВД вместе с рядовым Дмитрием Шостаковичем и младшим сержантом Николаем Эрдманом. Выступал на линии фронта. До хрипоты ругался с начальником - бывшим полотером, полковником Тихоновым. По признанию Юрия Петровича, это научило его стойкости, весьма пригодившейся в пору Таганки. И, по обыкновению, влюблялся.
Результатом скрепленного браком романа с балериной Ольгой Ковалевой стал сын Никита - он появился на свет уже в мирном 1949 году. Любимов тогда вновь оказался на сцене родного Вахтанговского. И сердце его принадлежало театру и любимице Сталина, приме Людмиле Целиковской - гражданской супруге Юрия Петровича на долгие годы.
Вскоре у ведущего актера, красавца, окруженного толпами поклонниц, начался творческий кризис: «Я в один прекрасный день устал играть. Мне казалось, я уже слишком стар. Мне было неприятно подчеркивать черты лица, накладывать грим толстым слоем, да и губы красить... А кроме того, на сцене было слишком много пыльных кустов. Я все время задавал себе вопрос: зачем так много кустов?..»
В 1963 году Юрий Петрович поставил с третьекурсниками Щукинского театрального училища пьесу Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана». В спектакле все - условность, жест, нарочитая театральность - противоречило тому, что до этого момента считалось основой советского театра. И хотя на дворе была хрущевская оттепель, вероятность того, что спектакль запретят, была велика. Кстати, сам Любимов, от природы гениальный пиарщик, поддерживал это мнение и тем разогрел интерес публики к «Доброму человеку...» почти до точки кипения.
И тут в газете «Правда» появилась одобрительная статья живого классика - Константина Симонова. Власти мнение поэта услышали и... доверили Любимову театр.
До Любимова Московский театр драмы и комедии на Таганке интереса у публики не вызывал. А теперь - очереди, особая «таганская» билетная мафия. Режиссер был жесток с актерами, поскольку знал ремесло не понаслышке. На представлениях сидел в зале с фонариком. И, если включал белый свет, все знали: после будут разбор полетов и многочасовая репетиция. Многие уходили, другие оставались и росли с театром, как Высоцкий.
Ради них Юрий Петрович бесконечно ходил по чиновничьим кабинетам, бился с азартом - ему это даже доставляло удовольствие, хотя порой кончалось сердечным приступом. И, хотя многое запрещали, он умудрялся обойти запреты, обыграть чиновников. Нельзя ставить со скандальным Высоцким «Калигулу»? Хорошо, вот канонический «Гамлет» - с ним же! И так 20 лет подряд. Любимов стал уставать...
После кончины Брежнева стало полегче: новый глава государства Андропов Юрию Петровичу благоволил и позволял многое. Но вскоре здоровье стало подводить высокого покровителя. И вот, год 1984. Все возвращается на круги своя. Почти по Оруэллу. Запрещают не только спектакли - репетиции! А режиссеру уже 65, рядом молодая - 30 лет разницы -жена-венгерка Каталин, сынишка Петя... Хочется работать, а не воевать. Прежде зарубежные постановки были отдушиной. Теперь остались только они: «Я решил, что в момент, который создался, я вряд ли выживу. А если я уеду - я и выживу, и дело пойдет дальше. Я и вернусь, и выживу».
Две оперы - весной, еще одна - осенью. И спектакль по «Преступлению и наказанию» в Лондоне. Перед премьерой разразился скандал. Любимов обругал за непрофессионализм заведовавшего культурой «министра-химика» Демичева. В ключе «мне стыдно, что я русский» прокомментировал трагедию с корейским «Боингом-747» (самолет с 269 пассажирами был сбит за отклонение от курса).
Режиссера обязали прибыть в посольство СССР - он не пошел. Тогда на премьеру явился советник по культуре Павел Филатов. Потребовал личной беседы, а выслушав отказ, заявил: «Преступление налицо. Интересно, каким будет наказание». И Юрий Петрович взорвался, наговорил на пресс-конференции много жестких слов. Однако все же предпринял и попытку «договориться» с советскими властями: «Думал, что смогу таким образом оказать давление, убеждал себя: вспомнят, что мне 66, сочтут возможным пойти навстречу...»
Возможно, будь жив Андропов, так и произошло бы. Но при новом генсеке, ретрограде Черненко, Любимов вмиг лишился всего. Британия предоставила его семье статус беженцев. «Мы не собирались эмигрировать... Отправляясь в Лондон, мы взяли с собой только летние вещи. Разве так готовятся к эмиграции? Конечно, первое время мы были растеряны. Но если в Союзе думали, что на чужбине мы помрем от нищеты, то сильно просчитались», - говорила журналистам жена режиссера. «К моему счастью, я сразу получил работу везде. Поэтому и выжил», - соглашался Юрий Петрович.
Вскоре Любимов стал гражданином Израиля. Был приглашен в театр «Габима» в Иерусалиме. И начал колесить по миру: «За границей за семь лет я сделал больше, чем здесь за двадцать» - более 35 постановок. Каталин ездила с ним, обставляла временные квартиры похожей мебелью, чтобы ее горячо любимый муж чувствовал себя комфортно.
А потом грянула перестройка, и Любимову предложили вернуться на родину. Мог ли он отказаться? Конечно, нет. Он получил обратно паспорт, театр, имя на афише, но многое было безвозвратно утрачено. Еще годы работы, конфликты с труппой, раздел Таганки... Воевать с теми, кого режиссер считал «своими», он был не готов, да и не хотел. В конце концов, Юрий Петрович вернулся туда, откуда начал много лет назад свой творческий путь, - в театр имени Вахтангова.Там с ним и попрощались 5 октября 2014 года...