#
Биография и личная жизньИскусство → Олег Басилашвили - обаятельный "мерзавец"

Олег Басилашвили - обаятельный "мерзавец"


Олег Басилашвили

Недавно Олегу Басилашвили исполнилось 83 года. В нашем сознании он так и остался обаятельным мерзавцем Самохваловым из «Служебного романа». Но в жизни Олег Валерианович - полная противоположность своему знаменитому герою.

В актерской тусовке Олег Басилашвили (а для кого-то просто Басик) заслужил уважение, и не только благодаря возрасту. Его зовут интеллигентом до кончиков ногтей - таких нынче и не осталось почти. Ведь каким должен быть успешный актер? Завистливым, злорадным, искушенным в плетении интриг. Басилашвили наделил этими качествами своих киношных героев. А в жизни он совсем другой - скромный, тихий, интеллигентный, живущий по принципу: «Извините, я вам не помешал?».

Яркий тому пример: не так давно в его квартире отключили горячее водоснабжение и отопление, потому что где-то прорвало трубу. Проходит день, два, неделя - коммунальщики чинить неисправность не спешат. А за окном - осенний холод. Олег Валерианович ходил по квартире в трех свитерах, но все равно простудился и заболел.

В конце концов его дочь привлекла к этому инциденту журналистов - и все решилось за несколько часов. Потом у Басилашвили брали интервью, спрашивая, как он относится к этой ситуации. И народный артист СССР сказал: «Мне очень неудобно, что из-за меня переполошили столько народа!» Воистину, скромность украшает человека, даже актера.

«Питерский интеллигент» Олег Басилашвили родился в Москве. Его семья была дворянской, близкой к искусству и культуре. Отец Валериан Басилашвили - директор техникума, мать Иринг Ильинская - известный филолог, по ее учебникам учились будущие учителя русского языка. По отцовской линии Олег Басилашвили принадлежит к знатному грузинскому роду Басиловых (Басилашвили в переводе с грузинского означает «потомок Басила»).

Кто-то считает, что его предки были крестьянами, а кто-то уверяет, что корни актера уходят к грузинским царям. Однажды Олег Басилашвили решил посетить землю, принадлежащую его роду, и отправился на границу Южной Осетии и Грузии. Его встретили с радушием и уверили, что он может вступить в права владения землей и разводить на ней скот, разбивать сады и строить дома Ничего этого актер, конечно, делать не собирался, но приобщиться к семейной истории был рад. И сейчас, когда он разменял свой девятый десяток, самым приятным его подарком являются воспоминания о детстве и юности.

Сказать, что Олег Басилашвили рос обычным московским ребенком, значит немного слукавить. Локти на стол не клади, спину не горби, вилку и нож держи правильно - все-таки воспитание его было строгим. Но родителей краснеть из-за себя заставлял. Отец и мать - педагоги, а он в школе с двойки на тройку перебивается. Ну не чувствовал он тяги ни к русскому, ни к математике. Иное дело - кружок актерского мастерства.

После того как вместе с классом Олег попал на спектакль и экскурсию за кулисы, его жизнь перевернулась. Там не было суровой военной действительности: военкоматов, камуфляжа, талонов на хлеб. Это был волшебный мир Метерлинка, Чехова, Шекспира. И юному Олегу хотелось прикоснуться к этому миру. Да хотя бы устроиться в театр мыть полы!

Родители Басилашвили не разделяли увлечений сына. Мать иронизировала, а отец негодовал «Да что это за профессия? Мужики губы намажут и кривляются! Срам, да и только!» Олег молча все выслушал, а потом подал документы в Школу-студию MXAT.

На курсе за Олегом Басилашвили закрепился титул первого красавца. Впрочем, этого было мало: в личной жизни приходилось конкурировать с такими выдающимися сокурсниками, как Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Татьяна Доронина. Последняя была звездой курса, за ней ухаживали все ребята. И Олег Басилашвили не стал исключением - влюбился с первого взгляда. Ему повезло: холодная красавица ответила взаимностью.

Сыграли скромную студенческую свадьбу. Ни какого белого платья, ресторана, даже обручальных колец не было. После окончания школы-студии на Доронину посыпались приглашения от известнейших столичных театров, а Басилашвили позвали только в Сталинград. Татьяна, повторяя подвиг жен декабристов, последовала за любимым супругом в провинцию. Но продержались они там недолго. Ролей им не предлагали, бытовых условий не было.

Уехали в Ленинград, на родину Татьяны. Ее тут же позвали в БДТ, но актриса поставила перед режиссером условие: она примет предложение, только если возьмут в труппу ее супруга Басилашвили. Великий Товстоногов пожал плечами: «Пусть приходит». Так сложилось, что и в карьере, и в семье (личной жизни) бойкая Доронина затмила интеллигентного и мягкого Басилашвили.

Она была простой девчонкой из рабочей семьи и не понимала, почему ее муж проводит вечера за чтением давно устаревших, никому не нужных и совсем не комсомольских стихов. И когда после восьми лет брака Татьяна подала на развод, Олег был ей очень благодарен: сам бы он на этот шаг ни за что не решился, так и продолжал бы мучиться от непонимания.

А когда он расстался с Дорониной, его карьера пошла вверх. Появились интересные роли в театре, начали поступать предложения от кинорежиссеров. И самое главное - Олег Басилашвили встретил свою вторую половинку, без которой не представляет своей личной жизни.

Второй супругой актера Басилашвили стала журналистка Галина Мшанская, с которой они живут душа в душу более пятидесяти лет. В отличие от Татьяны, Галина, дочка известной оперной певицы Ольги Мшанской, смогла оценить, понять и принять тонкую душевную организацию Олега Валериановича. У пары родились дочери Ольга и Ксения, которые подарили им внуков Маринику и Тимофея.

В кино Олег Басилашвили пришел в далеком 1956 году - это был фильм «Невеста». Ему пришлось сыграть почти три десятка неизвестных ролей, прежде чем он получил свою звездную роль Юрия Самохвалова в «Служебном романе». А случилось это так. Однажды Эльдар Рязанов посетил БДТ, а после спектакля подошел к Басилашвили и удивленно воскликнул: Почему же вы до сих пор не снимаетесь у меня?

Басилашвили ответил, что он не против, и вскоре оказался на съемочной площадке. Правда, он никак не мог вжиться в образ хитреца Самохвалова и настойчиво уговаривал режиссера отдать ему роль мягкого и добродушного Новосельцева. Рязанов настоял на своем, и в итоге мы можем наслаждаться замечательным образом «обаятельного мерзавца» Самохвалова в исполнении Басилашвили.

Впрочем, у самого актера от процесса съемок остались неприятные впечатления. По сценарию, начальник Новосельцева прекрасно водил «Волгу». А у Олега Валерианова не то что водительских прав не было - он боялся сесть за руль автомобиля. Ему наняли инструктора и приказали в короткий срок освоить азы вождения. Во время съемок горе-водитель задел дорогую кинокамеру и въехал в киоск.

Это был не единственный раз, когда Басилашвили приносил себя в жертву ради роли. Он мечтал сыграть Остапа Бендера, и Леонид Гайдай обещал ему роль на условии, что Басилашвили похудеет - да не слегка, а на целых 25 кг! Два месяца Олег Валерианович сидел на строжайшей диете и добился поразительного результата. А когда он пришел к Гайдаю, выяснилось, что съемки давно идут и его роль отдана другому актеру.

На роль Бузыкина в «Осеннем марафоне» режиссер Георгий Данелия искал особенного актера. Он и слышать не хотел про Басилашвили - после «Служебного романа» все видели Олега Валериановича исключительно в амплуа подлеца. Ассистентка режиссера на свой страх и риск вызвала Басилашвили на пробы из Ленинграда в Москву. Тот приехал, но актерски не смог убедить Данелию.

Так сложилось, что после съемок Данелия и Басилашвили ехали домой в одном такси. Актер вышел раньше, на Чистых прудах. Режиссер наблюдал из окна машины, как он в течение десяти минут пытается перейти дорогу. Басилашвили ставил ногу на тротуар, но из-за оживленного движения отходил обратно, пропуская машину за машиной - то ли из вежливости, то ли от испуга. И Данелия понял: вот он, Бузыкин!

Благодаря талантливой актерской работе Басилашвили мы видим не просто эгоиста, разрывающегося между женой и любовницей, а страдающего человека, испытывающего настоящее отчаяние и душевную пустоту.

Другими актерскими работами Басилашвили, без которых мы не можем представить кино, стали роли Мерзляева в «О бедном гусаре замолвите слово», Платона Рябинина в «Вокзале для двоих», прокурора в «Бандитском Петербурге», генерала Епанчина в «Идиоте», Воланда в «Мастере и Маргарите» и другие.

Удивительно, но Олег Басилашвили везде разный. И ни разу, даже в эпизоде, мы не увидели актера в дешевой мелодраме или сериале. В свои 80 лет актер продолжает работать в театре и сниматься в кино, не опуская высокой планки, которую он предъявляет к сценариям. Легкие деньги - не для него. Он не понимает, как человек искусства за дензнаки может фиглярствовать перед жующими и хлопающими в пьяном угаре бизнесменами и политиками. И зря ему звонят режиссеры телешоу, предлагая миллионы рублей за то, чтобы Басилашвили просто «засветился» в их проекте. Его не купишь!

Автор: Юлия Голубева
Напишите свой отзыв