Алексей Баталов - популярный актер, обаятельный мужчина, покоривший с экрана множество женских сердец. Еще он известен как талантливый педагог, вырастивший не одно поколение артистов. И не многие знают, что главная роль в его жизни - роль любящего и заботливого отца.
Жизнь Алексея Баталова и его жены Гитаны разделилась на «до» и «после», когда на свет появилась их дочь Маша. Девочке был поставлен страшный диагноз: детский церебральный паралич. Много лет они все вместе сражаются с этой неизлечимой болезнью, стараясь не терять оптимизма и находить маленькие радости в каждом прожитом дне.
У Алеши Баталова вопрос выбора профессии был решен с самого детства. Он родился в актерской семье, его мать была театральной актрисой, отец - известным режиссером и актером. Дядя снимался в знаменитых советских фильмах, тетя тоже играла на сцене. Они даже жили во дворе МХАТа, и ранние годы Алексея прошли среди декораций и реквизита. Неудивительно, что, повзрослев, Баталов решил поступить во МХАТ, и у него это получилось с первого раза.
Когда мальчику исполнилось пять лет, его родители развелись, и мать вышла замуж за писателя Виктора Ардова. К актерской среде добавилась литературная. У них дома часто бывали Пастернак и Мандельштам, Зощенко и Булгаков. Анна Ахматова стала подругой его матери, часто останавливалась у них, приезжая в Москву.
Алеша считал известную поэтессу своей бабушкой, ведь она жила в его комнате и никогда не забывала привезти своему любимцу гостинец. Позже он стал ее провожатым, когда Ахматова впервые после войны вернулась в Царское Село. А через много лет ему выпала печальная, но почетная обязанность поставить православный крест на ее могилу.
Свою первую жену Ирину Алексей Баталов знал с самого детства, они были соседями по даче. Каждое лето проводили вместе в компании таких же мальчишек и девчонок. Лазали в соседские сады за яблоками, играли в салочки, по вечерам собирались в кружок и рассказывали друг другу страшные истории. А потом началась война, семья Баталовых эвакуировалась в Бугульму, и Ира с Алешей не виделись четыре года.
Новая встреча была подобна солнечному удару. Им обоим было по шестнадцать, она превратилась в настоящую красавицу, он вырос и возмужал... Они влюбились друг в друга сразу и решили пожениться. Купили одно на двоих золотое колечко, сделали внутри гравировку «Алеша + Ирина = любовь» и стали носить его по очереди.
Семьи, естественно, выступили против столь раннего брака. Но юным влюбленным было все равно. Они продолжали встречаться, и очень скоро их отношения перешли взрослую грань. Родные, осознав, что противостоять детям невозможно, смирились. Алексей и Ирина стали жить вместе то у одних родителей, то у других. А когда им исполнилось по восемнадцать, расписались.
До той поры, как Алексей окончил Школу-студию МХАТ и начал играть в театре и сниматься в кино, у них были прекрасные отношения. Первые же роли принесли начинающему актеру популярность, появились поклонницы. Дома начались сцены ревности, скандалы, молодой муж никак не мог доказать, что хранит верность жене и ни в чем не виновен. Когда на свет появилась дочь Надя, отношения супругов на некоторое время улучшились, но потом все вернулось на круги своя.
Как-то Алексей был в Ленинграде на съемках и в один из свободных вечеров пошел в цирк. Там он и увидел ее: юную наездницу с хрупкой фигуркой, огромными черными глазами и развевающимися смоляными кудрями. Она выделывала на спине лошади головокружительные трюки, и у Алексея сердца замирало от страха и восторга.
Пока длились съемки, он ходил на все представления цирка. Просто потому, что ему очень хотелось увидеть обворожительную цыганочку. А вскоре они познакомились. Он узнал, что ее зовут Гитана, что она из старейшей цыганской цирковой династии и что ей всего 18 лет. А ему в тот момент было 25, у него все еще была семья, подрастала дочка...
У них не было романа, хотя искры в воздухе летали. Алексей старался сдерживать свои чувства. Родственники Гитаны, увидев его интерес к девушке, строго-настрого запретили ей встречаться с ним. У цыган, тем более цирковых, принято выходить замуж за своих. Юную циркачку этот запрет только раззадорил. Однажды, чтобы увидеться с Алексеем, она вылезла из окна по водосточной трубе - с ее ловкостью труда это не составило.
Уехав из города на Неве, Алексей старался забыть Гитану. У него была своя жизнь, семья, съемки. У нее - бесконечные гастроли и свой круг общения. Но разве сердцу прикажешь?.. Семейная жизнь, между тем, разваливалась на глазах. Не последнюю роль в окончательном разрыве Алексея и Ирины сыграла теща.
Она была уверена, что Алексей изменяет жене направо и налево. «У артистов так принято, - внушала она дочери. - В каждом городе по пять любовниц». Когда он вернулся с очередных съемок, у порога его ждал собранный чемодан. Через пару месяцев теща позвонила ему, чтобы сообщить, что у дочери новые отношения с достойным человеком.
Через много лет Алексей Баталов признал, что в их расставании была и его вина. «Я слишком увлекся своей актерской карьерой, - говорил он, - и очень мало уделял внимания семье. Отсюда и ревность...»
Как только был оформлен развод, Алексей бросился на поиски Гитаны. При той кочевой жизни, которую вела девушка, они не могли даже переписываться, поэтому давно потеряли друг друга из виду. С момента их встречи прошло пять лет, и он очень волновался: помнит ли она его, захочет ли быть с ним?
Он нашел ее. Как оказалось, Гитана его не забыла. Баталов сразу пригласил ее к себе домой, познакомил с родными. Родители Алексея приняли девушку тепло, но многие их знакомые усмехались: парень из такой семьи, а влюбился в циркачку, да еще и цыганку! Подобные разговоры прекратились после того, как свое авторитетное мнение высказала Анна Ахматова. «Я на стороне девушки», -твердо сказала она.
Влюбленные наконец соединились и зажили вместе. Правда, им постоянно приходилось разлучаться: Алексей то и дело уезжал на съемки. Гитана продолжала гастролировать с цирком. Она обожала свою профессию и отказываться от нее ради семейной жизни не планировала, да Алексей и не думал на этом настаивать.
Когда Гитана забеременела, оба были счастливы. Ничто не предвещало беды. Беременность проходила прекрасно, супруги с нетерпением ожидали появления на свет нового члена семьи. Гитана наблюдалась у лучших специалистов в Центральной клинической больнице. Алексей, у которого были важные съемки в другом городе, вынужден был уехать перед самыми родами. Он очень волновался: как там жена?
Роды оказались тяжелыми, по всем показаниям нужно было делать кесарево, но время было упущено. Гитана рожала сама, и появившаяся на свет малышка едва не задохнулась. Девочка закричала не сразу, и эти мгновения гнетущего молчания показались молодой матери вечностью. Но потом наконец раздался слабый крик, и у Гитаны отлегло от сердца: все в порядке!
Как оказалось, радость была преждевременной. Только первые шесть месяцев жизни дочки новоиспеченные родители были счастливы. Потом как гром среди ясного неба прозвучал страшный диагноз: детский церебральный паралич. Малышка не могла держать игрушки, не стояла на ножках, не пыталась произносить осмысленные звуки. Выяснилось, что причиной неизлечимого заболевания стало кислородное голодание во время родов.
Алексей и Гитана долго не могли смириться со случившимся. Поначалу они даже не хотели верить в правильность диагноза. Неужели из-за оплошности врачей их любимое дитя будет лишено нормальной жизни, не сможет ходить и говорить? Они обошли всех известных специалистов, и те в один голос подтвердили: это ДЦП.
Многие советовали им оставить девочку в интернате, но это предложение приводило их в ужас. Как можно отказаться от родного ребенка, да еще и оказавшегося в таком беспомощном положении?
С этого момента вся жизнь семьи Баталовых сконцентрировалась вокруг Маши. Гитана, несмотря на всю любовь к цирку, оставила профессию и посвятила себя дочери. Алексей на несколько лет отказался от съемок и занялся преподаванием, чтобы постоянно быть рядом. Позже он устроился на работу в Дом дружбы. Трудился без зарплаты - ради того, чтобы у его дочери была возможность путешествовать по миру.
Они боролись с болезнью всеми возможными способами и сдаваться не собирались. Гитана ежедневно делала с девочкой специальные упражнения -трудные, изматывающие, но необходимые, чтобы хоть как-то держать непослушные мышцы в тонусе. В какие-то моменты у них появлялась надежда, что дочка встанет на ноги: она поднималась из коляски, делала несколько шагов в специальных ходунках... но потом наступал рецидив, и девочка снова была прикована к инвалидному креслу.
Маша оказалась настоящим бойцом с необыкновенной силой характера. Она до сих пор ежедневно работает над собой, с помощью отца встает на беговую дорожку, подтягивается, укрепляя руки. Хотя надежды на выздоровление ни у нее, ни у родителей уже нет, они научились жить с этой болезнью и вопреки ей.
К счастью, тяжелый недуг не затронул умственных способностей Маши. Она много читает, знает несколько языков, обладает блестящей эрудицией... И при этом ее незаурядный ум закован в тело, которым она не может управлять. Руки плохо ее слушаются, но она все равно целыми днями сидит за компьютером и одним пальцем набирает тексты, выплескивая накопившееся в душе.
Всесоюзная известность пришла к Алексею после фильма «Летят журавли». Тогда в его жизни началось настоящее сумасшествие: поклонницы преследовали и на работе, и дома. Он никак не мог понять причины такой популярности, ведь его роль была не главной и совсем небольшой. Но, видно, что-то в его облике и манере держаться задевало чувствительные струны женских сердец.
Пожалуй, самая знаменитая роль Баталова, сделавшая его популярным, - это роль интеллигентного слесаря Гоши в фильме «Москва слезам не верит». Режиссер фильма Владимир Меньшов очень долго не мог найти актера на главную роль, думал уже сниматься сам, но случайно посмотрел по телевизору фильм с Баталовым. «Это мой герой!» - сразу понял он.
В то время Баталов снимался мало, полностью посвятив себя занятиям с дочерью, но от предложения Меньшова отказаться не смог. Он был уверен, что фильм получится замечательным. Так и вышло. В героя Баталова влюбилась вся страна, одинокие женщины, вдохновленные примером главной героини, бросились искать своего единственного в загородных электричках.
Жена Алексея Владимировича, впервые посмотрев картину, воскликнула: «Да ты здесь совершенно такой, как дома! И ходишь так же, и говоришь». Видимо, в этом и заключается причина популярности Гоши - Баталов подарил ему свое обаяние, свой характер, а еще - свой уникальный, завораживающий голос.
Баталова любят зрители и режиссеры, у него было немало ярких ролей, и в то же время он пострадал от своей профессии. На съемках фильма «Дама с собачкой» лопнул софит, осколки попали актеру в глаз. Он много месяцев провел на больничной койке, прежде чем ему разрешили продолжить работу. С тех пор у Баталова начались серьезные проблемы со зрением, сейчас один его глаз совсем не видит.
Может, все зашло так далеко потому, что он часто нарушал запреты врачей. Для его глаз опасен яркий свет, а на съемках он присутствует постоянно. Тем не менее мысли о том, чтобы оставить профессию и сохранить зрение, его никогда не посещали.
И это далеко не единственная «производственная травма» актера. На съемках фильма «Летят журавли» он, падая в воду, наткнулся на ветку и распорол нос - шрам остался на всю жизнь. В «Звезде пленительного счастья» его задели саблей по голове. Сабля сломалась, а на макушке Алексея осталась внушительная отметина.
Даже вполне мирный фильм «Москва слезам не верит» не прошел для Баталова без происшествий: в сцене драки, где он снимался без дублера, его случайно ударили по гортани. Удар получился такой силы, что вызвал обострение проблем с глазами. «Видимо, такова моя расплата за успех, - говорит актер. - Все травмы я получал на самых важных для меня картинах».
Были опасные моменты и в другом смысле. Однажды Баталов, выросший в среде диссидентов, наотрез отказался играть Ленина, хотя его кандидатура была утверждена «наверху». Ему грозили не только увольнением, но и тюрьмой. Спасло заступничество одного известного режиссера. Тот убедил худсовет, что Ленин из Баталова все равно не получится.
- Я живу ради Маши, - говорит Алексей Баталов.
Дочь давно стала смыслом его жизни, ее успехи для него гораздо важнее собственных. Он так радовался, когда Маша поступила на сценарный факультет ВГИКа и, отучившись заочно, окончила его с отличием! Ее дипломная работа была признана лучшей на курсе. Чуть позже по ее сценарию сняли фильм «Дом на Английской набережной».
Когда на Московском кинофестивале назвали ее имя, и она поехала на своей коляске по красной дорожке, по щекам Алексея Владимировича текли слезы. После вручения диплома его попросили сказать несколько слов, но эмоции настолько переполнили артиста, что он, может быть, впервые в жизни не смог справиться с собой и выйти на сцену. На выручку пришел давний друг Баталова Эльдар Рязанов, которой произнес проникновенную речь о Маше и ее отце.
Алексей Баталов считает, что за свою творческую жизнь он больше не сделал, чем сделал. Многие хорошие роли прошли мимо, от чего-то он сам отказался, стараясь быть поближе к семье, к больной дочери. И хотя он получил немало наград и неоднократно признавался лучшим актером СССР, сам себя Алексей Владимирович звездой не считает.
В последние годы его основное занятие -преподавание на актерском факультете ВГИКа. Он много лет не снимается, потому что уверен, что уходить надо вовремя, на пике. У него это получилось - уйти из профессии красиво, оставив память в замечательных ролях.
Автор: Лина Филимонова