В нашей стране вряд ли можно найти человека, который не знает детских стихов о Тане, потерявшей мячик, или мишке, которого уронили на пол. Автор этих строк Агния Барто и сама сохранила чистую детскую душу, несмотря на выпавшие ей испытания.
Шел концерт, посвященный выпуску хореографического училища. Черноволосая гимназистка стояла на сцене и заунывным голосом читала поэму собственного сочинения «Похоронный марш». Но зрители реагировали совсем не так, как хотелось юной поэтессе. Кто-то отворачивался, стараясь скрыть улыбку, кто-то прыскал в кулак, а задние ряды веселились в открытую.
Скомкав окончание поэмы, начинающая балерина Агния Волова убежала за кулисы и разрыдалась. И все же был в зале человек, который слушал ее с особым вниманием. Звали его Анатолий Васильевич Луначарский. Позже нарком просвещения вызвал девушку к себе и сказал: «У вас, несомненно, есть поэтический дар. Только стихи вам нужно сочинять веселые. Вы когда-нибудь пробовали писать для детей?»
Агния родилась в 1907 году в интеллигентной еврейской семье. Отец работал ветеринарным врачом, мама занималась домом.
Начальное образование юная барышня получала дома. Потом - гимназия, после окончания которой девушка поступила в хореографическое училище и даже целый год выступала с балетной труппой.
Следующим местом работы в биографии Агнии Барто стал магазин одежды. Только что отгремела Гражданская война, время было голодное. Отец тяжело болел, мать-домохозяйку нигде не брали на службу. А тем, кто не работал, не полагался паек. 17-летней девушке пришлось взять заботы о пропитании семьи на себя.
Тогда-то она и прибавила себе год, чтобы устроиться на работу. Теперь ей еженедельно выдавали пару килограммов селедочных голов и немного крупы - из этого можно было варить что-то вроде похлебки.
В череде повседневных забот Агния снова и снова прокручивала в голове ту встречу с Луначарским. А что, если он прав, и ей действительно стоит попробовать силы в детской литературе?
Попытка написания стихов для детей оказалось успешной: в 1925 году в ее творчестве произошли перемены: вышла первая книга, затем еще одна. Агния Барто (к тому времени она уже была замужем) попала в круг избранных, оказалась среди известных писателей и поэтов, которыми восхищалась с ранних лет.
Но потом ее стали одолевать сомнения: может, все же стоит попробовать писать стихи для взрослых? Принять окончательное решение помог Владимир Маяковский.
Впервые Барто прочла его произведения случайно: раскрыла книжку, которую кто-то забыл на скамейке. Агния была потрясена: она и не знала, что бывают такие, ни на что не похожие стихи! А через несколько месяцев увидела Маяковского в дачном поселке - оказалось, он живет по соседству.
С замиранием сердца Барто ежедневно наблюдала за живой легендой из-за забора, сочиняла остроумные тирады, чтобы поразить его при знакомстве, но... так и не решилась подойти.
Их встреча все-таки состоялась - на празднике детской книги. Спускаясь с эстрады, где он читал свои стихи перед ребятней, поэт воскликнул: «Вот это аудитория! Вот для кого надо писать!» В этот момент Агния поняла, что будет только детским поэтом.
В первый раз Агния вышла замуж скоропалительно. Она недавно потеряла любимого отца, чувствовала себя растерянной и одинокой, и ее коллега, поэт Павел Барто, стал для нее опорой. Но прожили они вместе недолго. Агния быстро стала знаменитой, а у мужа творческая карьера не ладилась, это и разрушило их союз. Они расстались вскоре после рождения сына Эдгара (Гарика).
Мужчиной всей жизни для Агнии и отцом ее второго ребенка, дочери Татьяны, стал Андрей Щегляев, известный в СССР ученый-энергетик. Он был необыкновенно обаятельным человеком. Андрей Владимирович искренне радовался успехам жены и очень веселился, когда его представляли как мужа Агнии Барто и отца той самой Танечки из стихотворения, которая потеряла мячик и громко плачет.
.. .Началась война, семью эвакуировали на Урал. Агния Львовна ездила по детдомам, школам и госпиталям: читала стихи, ставила с детьми спектакли, сочиняла листовки. Ей даже удалось побывать на фронте, где бойцы с удовольствием слушали ее стихотворения, ведь они напоминали им о доме.
А еще она регулярно записывалась на радио. Для этого нужно было попасть в Москву. Дочь писательницы рассказывала, что ее маме приходилось добираться с несколькими пересадками в теплушках и военных эшелонах, а как-то раз она даже выпрыгнула из поезда на ходу, потому что он не останавливался на нужной станции.
Весна 1945 года выдалась солнечной, все ждали окончания войны, были полны надежд и планов. 4 мая 18-летний сын Агнии Львовны отправился кататься на велосипеде. Домой он не вернулся...
Все произошло в считанные секунды. Гарик ехал по тихому переулку. Из-за угла неожиданно выехал грузовик, и велосипед юноши столкнулся с тяжелой машиной. Гарик упал на асфальт и ударился головой о бордюр. Умер он мгновенно...
В День Победы Агния Барто не выходила из дома, великий праздник прошел мимо нее. Погруженная в пучину отчаяния, она несколько недель ни с кем не разговаривала, не могла есть и спать.
Ей все же пришлось взять себя в руки: ради дочери, ради мужа, ради читателей. А вскоре в ее жизни появилось новое дело, нужное и благородное: Агния Львовна помогала соединиться родителям и детям, потерявшим друг друга во время войны. Причем делала это нестандартным способом, опираясь на детские воспоминания «потеряшек».
Многие из ребят, оставшихся сиротами, были слишком малы, чтобы помнить фамилию и адрес, но могли припомнить какие-то подробности из своей довоенной жизни. Благодаря этим подробностям, зачитываемым в радиопередаче «Найти человека», воссоединились около тысячи семей. Эта деятельность полностью захватила Агнию Барто, она дарила ей душевный покой, хотя женщина ни на минуту не могла забыть, что ее сына никто уже не вернет...
Впоследствии у Агнии Львовны появился мучительный страх за близких. Когда дочь вышла замуж, она попросила ее не переезжать, благо жилплощадь позволяла. Так Барто было спокойнее. И все равно, когда кто-то из родных не появлялся дома несколько часов, у нее начиналась паника: ей казалось, что случилось что-то страшное. Поэтому все, включая внуков, по несколько раз в день звонили Агнии Львовне и сообщали, что с ними все в порядке.
На закате жизни поэтессу ждала еще одна тяжелая потеря: ушел из жизни ее муж, Андрей Владимирович. За всю жизнь они ни разу не поссорились. И вновь, как и в далеком 1945 году, она спасалась работой и общением с детьми.
До конца жизни Агния Барто оставалась энергичной, хотела побольше успеть. «Помню ее танцующей на своем 75-летии, - рассказывала дочь Татьяна. - А через месяц ее увезли в больницу, как думали сначала, с легким отравлением. Оказалось -инфаркт. В последний день марта маме стало как будто легче, она просила перевести ее в палату с телефоном: мол, так много дел и забот! Но на следующее утро ее сердце остановилось...»
Автор: Алиса Соловьева