Одна из первых серьезных ролей начинающей актрисы Алисы Фрейндлих была в спектакле по пьесе Ольги Берггольц «Рождены в Ленинграде», большая часть зрителей - люди, пережившие блокаду. В конце спектакля они аплодировали стоя, со слезами на глазах. Для самой Алисы Фрейндлих эта роль была и благословением, и испытанием. Еще слишком свежи были раны, нанесенные войной, слишком болезненны воспоминания...
Алиса Фрейндлих - тяжелые дни
Когда Алиса Бруновна вспоминает свое довоенное детство, ей кажется, что жизнь тогда была сплошным праздником. Они жили в большой квартире, где никогда не смолкал смех. Отец Алисы, известный актер Бруно Фрейндлих, его жена и дочь занимали одну комнату. В остальных разместились папины сестры с мужьями и детьми и, конечно, бабушка -центр их домашнего мирка. Летом вся компания выезжала на дачу, для Алисы это было самое любимое время.
И вот весь этот лучезарный мир в одночасье разрушился. Началась война. Голоса взрослых звучали все тревожнее, вскоре в разговорах появилось пугающее слово «блокада». Отец в военное время гастролировал с ТЮЗом, и, когда кольцо вокруг Ленинграда сомкнулось, он оказался по другую его сторону. Алиса осталась с мамой, бабушкой и многочисленными родственниками в оккупированном фашистами городе.
Еды становилось все меньше. Исчезли вкусные бабушкины пирожки, не было самых обычных котлет - да что там, макароны или картошка считались праздником. Бабушка ввела строгий режим: 125 блокадных граммов делились на части и выдавались строго по часам. Первая блокадная зима была самой страшной. Алиса навсегда запомнила, как сидела перед часами и следила за медленным движением минутной стрелки.
Ждала того момента, когда бабушка даст пару ложек студня из столярного клея или немного хлеба со стаканом кипятка. Бегать и играть не хотелось, голова кружилась и ноги дрожали от слабости. Мыслей не было. А однажды, после очередной бомбежки, во время которой они прятались в подвале, они вернулись и обнаружили, что от их дома остались только руины.
Посреди обломков стен и вывороченных балок стоял каким-то чудом уцелевший рояль - эту картину Алиса Фрейндлих запомнила на всю жизнь. Они перебрались к родственникам. Вшестером спали на двух сдвинутых кроватях, но зато было тепло. В доме постоянно топилась буржуйка, в которую постепенно ушли вся мебель и книги.
Новая беда у Фрейндлих
Во вторую блокадную зиму стало полегче: по Дороге жизни доставляли кое-какие продукты, появилась надежда, что когда-нибудь все это кончится. Но их семью ждала новая беда. Как-то ночью в дом пришли хмурые люди в штатском. Всех взрослых подняли на ноги и начали обыскивать их скудные пожитки. Дети спали, но Алиса проснулась и наблюдала за происходящим из-под одеяла.
Она не понимала, что происходит, но догадывалась, что это плохое. Люди увели дядю и тетю девочки, а через несколько дней все родные Алисы, в том числе и любимая бабушка, собрали вещи и куда-то уехали. Немцев высылали из Ленинграда. Но какие же они враги народа?..
Предки Бруно Фрейндлиха перебрались в Россию из Германии еще при Екатерине II. Они были стеклодувами, и основали профессиональную династию. Саму Алису спасло то, что в ее свидетельстве о рождении было написано «русская». На этом настояла ее мама, предвидя, что так у девочки будет меньше проблем. Возможно, именно эта запись спасла Алисе жизнь, ведь многие из ее высланных родственников погибли. Бабушка умерла вскоре после высылки, еще по дороге. Кто-то был расстрелян, кто-то умер от болезней и недоедания в лагере.
Так Алиса Фрейндлих с мамой остались в Ленинграде вдвоем. Им помогло то, что маме удалось устроиться в ясли. Свою семилетнюю дочь она определила в ту же группу. Девочка была крайне истощенной, и несоответствие возрасту не бросалось в глаза. Правда, когда приходили комиссии, ее всегда укладывали в лазарет под одеяло.
Алиса Фрейндлих - театральный роман
Алиса никогда не думала о выборе профессии. Выросшая в актерской семье, она с раннего детства бредила театром. У нее был прекрасный голос и все шансы стать оперной певицей. Оставалось определиться, куда идти: в театральный или в консерваторию. Сомнения разрешил отец. «Куда тебе в оперу? - сказал он. - С твоим ростом ты там будешь как муха на куличе».
Она легко поступила в Ленинградский театральный институт, а после его окончания начала работать в театре. Несколько лет ей пришлось выступать в амплуа травести, перевоплощаться в мальчиков и хулиганов. А она хотела быть Джульеттой!
В конце 1950-х годов Фрейндлих посчастливилось поработать с Игорем Владимировым, режиссером театра Ленсовета. Он взял ее в свой театр, стал давать ей главные роли, подбирая спектакли так, чтобы раскрыть все грани ее таланта. Алиса поначалу смотрела на него снизу вверх: именитый режиссер, привлекательный мужчина, да еще старше ее на 16 лет. Она понимала, что влюбляется, и ничего не могла с этим поделать.
Когда она заметила, что Игорь тоже к ней неравнодушен, ее счастью не было предела. Их роман был бурным и стремительным, они почти сразу поженились, и плодом их союза стала не только целая череда великолепных спектаклей, но и дочь Варвара.
Алиса Бруновна родила дочку в 34 года, к этому моменту ее мать уже отчаялась дождаться внуков. А через три года семью ждал удар - мама Алисы Фрейндлих умерла от инсульта. Пережить смерть самого близкого человека было нелегко, но приходилось выходить на сцену, играть, улыбаться...
Брак актрисы и режиссера продлился полтора десятка лет, но в какой-то момент Алиса сказала: все, хватит. Она собрала вещи, забрала дочку и ушла. Причиной разрыва стало чрезмерное внимание мужа к противоположному полу. Сначала Алиса не замечала, что Игорь не пропускает ни одной юбки, потом пыталась закрывать на это глаза, но в какой-то момент ее терпению пришел конец. Она просто больше не могла находиться рядом с этим человеком.
Алиса Фрейндлих - Живая легенда
В 1970-х Алиса Фрейндлих была признанной звездой театра, ее стали приглашать сниматься в кино, но настоящий успех пришел после роли в фильме «Служебный роман». Эльдар Рязанов долго присматривался к актрисе, и не испытывал никаких сомнений, предлагая ей главную роль. Он был уверен - Фрейндлих сможет сыграть и мужеподобную «Мымру» и новоиспеченную модницу.
После выхода фильма на Алису Бруновну обрушилась просто бешеная популярность. Ее заваливали письмами, поклонники не давали ей прохода на улицах... А женщины всего Советского Союза побежали в парикмахерские делать прическу а-ля Людмила Прокофьевна.
Вскоре у Фрейндлих завязался собственный «служебный роман» с актером Юрием Соловьем. Вся ее жизнь проходила между театром и кино, неудивительно, что и личные отношения, и друзья -все из актерской среды. У нее, при ее вечной занятости, просто не было времени, чтобы познакомиться с кем-то в другом месте. Юрий стал мужем Алисы, и поначалу все было хорошо, но в итоге этот брак распался.
Причина - профессиональные удачи жены на фоне неудач мужа. Они не смогли справиться со сложившейся ситуацией, жили в постоянном напряжении и раздорах, и расставание стало единственным выходом.
С тех пор Алиса Бруновна больше не выходила замуж. «Мужчины не любят независимых женщин», - говорит она. Все зарождавшиеся отношения в личной жизни Фрейндлих разбивались о ее популярность и успешность. Актриса пришла к выводу, что она не создана для личного счастья. Но зато у нее есть любимая работа, которая по-прежнему приносит ни с чем не сравнимую радость.
Недавно ей исполнилось 82 года, но поверить в это очень трудно. Актриса удивительно молодо выглядит, ее обаяние и женственность с годами не потускнели. И она по-прежнему полна сил и творческих планов. Когда ее спрашивают, чувствует ли она себя великой актрисой, Алиса Бруновна Фрейндлих со свойственным ей юмором восклицает: «Что ж вы так торопитесь? Дайте помереть, а потом уж давайте оценки».
Автор: Наталья Сердцева