#
Биография и личная жизньИскусство → Галина Вишневская и Мстислав Ростропович - Эмигранты поневоле

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович - Эмигранты поневоле


Галина Вишневская и Мстислав Ростропович

В отличие от многих артистов советского времени, Вишневская и Ростропович больше поклонялись искусству, нежели власти. За это и поплатились.

В 1969 году супруги поддержали своего друга, опального писателя и общественного деятеля Александра Солженицына, предоставив ему кров. 5 лет он жил в гостевом доме на их даче. Ростропович и Вишневская были чуть ли не единственными советскими артистами, готовыми ради искусства, ради справедливости поставить себя под удар.

Советская власть не любила, когда ей указывают, что делать. Мстислав Ростропович был вызван на ковер к министру культуры. Екатерина Фурцева ходила из угла в угол по пыльной красной кабинетной дорожке, стучала кулаком по дубовому столу, пытаясь, словно школьная учительница, отчитать музыканта. Тот молча наблюдал за министром. В ответ на угрозу: «Вы на год лишаетесь права выезжать из страны!» он ответил: «Вот уж не думал, что выступать перед своим народом - наказание».

Отношения с властью у Ростроповича всегда были сложными. Его выпускали за границу с концертами с одним условием: все заработанные в валюте гонорары он сдает государству. В итоге дирижеру рукоплескали лучшие концертные залы мира, а он оставался бедным, как церковная мышь. Чтобы привезти беременной жене из-за границы подарки -шубу, ткани на концертные платья, украшения, он экономил на обедах. Конечно, это было и больно, и обидно.

Однажды во время успешных гастролей в США Ростроповича пригласили в посольство СССР с просьбой сдать полученные деньги. Музыкант попросил своего ассистента купить на всю сумму большую китайскую вазу и с ней явился к дипломату. Во время официального приема на глазах у политика и шокированных гостей он бросил антиквариат на пол, взял маленький осколок и завернул в платок: «Вот это - мое, а остальное ваше!»

В 1974 году Галина Вишневская и Мстислав Ростропович написали открытое письмо в СМИ в защиту Солженицына и о месте цензуры в СССР. Практически сразу начались гонения и притеснения звездной пары. Отменили все студийные записи, гастроли и туры, запретили упоминание их имен в советской прессе. Какое-то время Вишневская продолжала выступать в Большом театре и даже ездила на зарубежные гастроли. Однако о полноценной творческой деятельности речи не шло.

С финансами тоже дела обстояли плохо, а ведь у них росли две дочери. Первой о выезде за рубеж заговорила Галина. Она не видела другого выхода для себя, для мужа, для их карьеры и семьи. Мстислав Леопольдович долго сопротивлялся: он любил свою страну, несмотря на все каверзы правительства. Но, устав от травли, вскоре понял, что другого выхода нет. Их просто выживали из СССР.

В марте 1974 года супруги написали Брежневу - попросили о зарубежной гастрольной командировке. Выезд им разрешили. В спешке, с двумя чемоданами и очень скромными накоплениями семья отправилась в аэропорт. Едва хватило денег на такси...

Они остановились в одном из отелей Парижа. В багаже среди личных вещей лежал контракт на двухгодичные гастроли. Однако выехать из СССР на 2 года означало уже никогда не вернуться. В 1978 году из телевизионных новостей потрясенные Ростропович и Вишневская узнали о том, что на родине их лишили всех правительственных наград и гражданства СССР «за антисоветскую деятельность и ущерб престижу СССР».

Галина Павловна легче перенесла это известие -она привыкла бороться за выживание. В детстве Галю воспитывала бабушка: ее отец беспробудно пил, а мать сбежала с очередным любовником. Двор и улица были ее воспитателями. Галина сама прокладывала себе путь в мир большой оперы, ей помогали только необыкновенные природные вокальные данные.

За полвека Галина пережила блокаду Ленинграда, два не слишком счастливых замужества, смерть двухмесячного сына. Сейчас у нее был любящий муж, две дочери и профессиональное признание. Что ей до выходок правительства страны, в которой она больше не живет? И все же первая реакция была эмоциональной. «Меня буквальной душила ярость, когда я получила этот плевок в лицо!» - вспоминала певица.

А вот Ростропович воспринял новость тяжело. Привыкший к успеху продолжатель музыкальной династии, он совсем не умел противостоять жизненным неурядицам. К тому же Мстислав Леопольдович ужасно тосковал по родине и считал дни до возвращения. А теперь получалось, что никакого возвращения не будет...

Другая Родина

Судьба всегда, закрыв одну дверь, открывает другую. Для Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской за этой новой дверью находилось блестящее будущее, которое они никогда бы не получили в СССР. Выступления на мировых сценах, восхищение самой изысканной публики, а с ними - заслуженно высокие гонорары и, наконец-то, не просто сытая, а роскошная жизнь.

Супруги решили осесть в Париже и подыскать достойное жилье. Однажды Галина Павловна проходила по живописной улочке и случайно заглянула в открытое окно одного из домов. Увиденное ее поразило: высокие потолки, колонны, лепнина, позолота. Не квартира, а мечта! К счастью, апартаменты были выставлены на продажу, и пара вскоре смогла их приобрести.

Вишневская тут же принялась обставлять новый дом. Она сама продумывала дизайн интерьера, заранее решив, что будет покупать исключительно русские вещи. Так зародилась знаменитая антикварная коллекция Ростроповичей. Певица привозила с гастролей, покупала на рынках и в салонах картины, мебель, люстры, статуэтки, сервизы. Старалась не столько для себя,сколько для супруга - создавала для него «собственную маленькую Россию». Позже семья переехала в Америку, где приобрела квартиру и поместье, которые Галина Павловна также обставляла сама. А когда она заскучала по низкому питерскому небу, заботливый муж подарил ей дачу в Финляндии.

В годы вынужденной эмиграции карьера Вишневской и Ростроповича расцвела, как никогда. Галина Павловна не только пела, но и режиссировала оперные спектакли в крупнейших театрах мира. В 1982 году она объявила о завершении оперной карьеры на представлении «Евгения Онегина» в парижской Гранд-опера. Оперой дирижировал ее супруг, постановка вызвала небывалый аншлаг. Вишневская посвятила себя преподавательской деятельности, продолжая записывать пластинки.

Мстислав Ростропович стал ведущим дирижером Запада. На протяжении многих лет он руководил Национальным симфоническим оркестром в Вашингтоне, работал при этом в Бостоне, Берлине, Лондоне. И везде ему сопутствовали успех и признание. Английская королева лично посвятила его в рыцари, Германия наградила Офицерским крестом, а Франция - орденом Почетного легиона.

Возвращение

В 1990 году супругам вернули гражданство и все отнятые награды. Они вернулись на родину. Однако принимать гражданство Галина Павловна отказалась, заявив, что и не отказывалась от него. До последних дней она проживала в России с паспортом другого государства и видом на жительство. Словно в извинение за все принесенные несчастья, Галину Вишневскую назначили почетным членом Московской консерватории.

Она выступала в качестве актрисы на сцене МХАТа, затем открыла в столице собственный Центр оперного пения, а в 2006 году стала председателем жюри Открытого международного конкурса оперных артистов. Мстислав Леопольдович преподавал сразу в двух консерваториях - Московской и Ленинградской. Пара много занималась благотворительной деятельностью, в том числе помогала детским больницам.

После вынужденной эмиграции Ростропович прожил в России 17 лет, Вишневская - 22. Родная земля вернула себе скитальцев: их тела преданы земле на Новодевичьем кладбище Москвы.
Напишите свой отзыв