Слава Павла Кадочникова была невероятна, его называли баловнем судьбы, легендой советского экрана, главным разведчиком страны. Для меня же он был любимым, самым лучшим дедушкой на свете. Великим волшебником и выдумщиком. Человеком, с которым всегда легко, весело и очень спокойно.
Я помню деда с момента, как стала осознавать себя. Все мое детство и юность были неразрывно связаны с ним и всем, что его окружало. И все, что я знаю о нем, - это его рассказы, дневники, записи и архивы.
...Не могу сказать точно, сколько лет мне тогда было. Новогодняя ночь. Меня отправили спать в детскую. Я слышу, как оставшиеся гости перемещаются на кухню. Значит, дедуля с бабулей пошли спать. Жду минут 15, потом тихонько крадусь в Большую комнату. Там огромная, в потолок, елка. И тут сердце начинает бешено колотиться. Дед Мороз!
Настоящий! В красивой шубе, расшитой блестками, с огромным мешком, из которого он достает подарки и раскладывает под елкой. И я вижу, как он вытаскивает МОЙ подарок. Я точно знаю, что это мне, и именно то, о чем я мечтала весь год. В какой-то момент свет от гирлянды освещает его лицо. Это мой дедуля! И я понимаю, что всегда это знала. Он каждый год превращается в Деда Мороза! Взаправдашнего!
У меня не было разочарования, я не перестала верить в Деда Мороза. Наоборот, гордилась тем, что мой дедуля и есть тот самый Дедушка Мороз, который приходит в новогоднюю ночь и кладет под елку подарки. И всю свою жизнь свято хранила эту тайну. Даже от него самого. Боялась, что, если скажу это вслух, волшебство исчезнет.
Я до сих пор верю, что мой дедуля - великий волшебник: он совершил не одно чудо для многих и многих людей.
Каждое лето мы всей семьей выезжали на съемки того или иного фильма. И были частью съемочного процесса, хотя Павел Петрович шутливо называл нас «довеском». А началась эта традиция в нашей семье еще в начале 40-х, во время войны. Павел Петрович с женой Розалией Ивановной уехали тогда в Алма-Ату, куда эвакуировали киностудию «Ленфильм».
Там, в студийной столовой, молодого актера приметил Сергей Эйзенштейн и пригласил на пробы своей новой кинокартины «Иван Грозный». Для всех членов актерских семей были выписаны пропуска на студию, и, конечно же, Розалии Ивановне не терпелось познакомиться с Великим режиссером. Она пришла в павильон. Там готовили декорации к началу съемок, вокруг сновали рабочие площадки. И вдруг откуда-то сверху Розалия Ивановна услышала:
- Девушка, не двигайтесь, я направлю на вас луч.
Она замерла. А уже через несколько минут со стремянки спустился небольшого роста улыбающийся кучерявый мужчина, пожал ей руку и представился:
- Сергей Михайлович.
Так моя бабушка познакомилась с Эйзенштейном. Знакомство их продлилось до самого ухода Сергея Михайловича, которого в нашей семье называли Сермих. В 1946 году он приехал на дачу в гости к Кадочниковым, оглядел участок и предложил посадить кленовую аллею. Первое деревце будущей аллеи он высадил сам.
Когда закончилась блокада, «Ленфильм» отправили в Ленинград,и Павел Петрович с Розалией Ивановной смогли вернуться в родной город. Правда, всего на два месяца. Дедушку пригласили сниматься в Тбилиси, в первом стереоскопическом фильме «Робинзон Крузо». Бабушка к тому времени уже готовилась стать матерью, до родов оставалось совсем немного. Но она решила поехать с мужем. За сутки до Тбилиси у бабушки начались схватки, им пришлось сойти на станции Кавказская. Там, в привокзальном госпитале, и появился на свет мой отец Петр. Когда добрались до Тбилиси, Павел Петрович написал шуточные стихи:
Удивляться
есть причина -
Вроде ехали вдвоем,
Что за странная картина:
А приехали втроем.
есть причина -
Вроде ехали вдвоем,
Что за странная картина:
А приехали втроем.
Розалия Ивановна и Павел Петрович никогда не расставались на длительное время. Во все киноэкспедиции они ездили вместе. Хотя поначалу, на курсе Бориса Зона в театральном, их отношения складывались совсем по-другому.
От матери деду достались великолепный слух и бархатный голос. Ах, как он пел неаполитанские песни! Девушкам курса этот голос не давал покоя. А когда молодой человек с ярким румянцем на щеках, в бархатной толстовке с бабочкой, вплывал в аудиторию - несколько разбитых сердец было обеспечено!
Однокурсницы любовно называли его «Павлушенька-душенька» и постоянно крутились вокруг. Кроме одной. Активистка, отличница, примерная Роза Котович не только не обращала внимания на сердцееда, но и неодобрительно фыркала в его сторону: «Кадочников - это вообще!» А тот витал в облаках, мог забыть дома тетради, задумавшись, опоздать на лекции, чем подрывал репутацию образцового комсомольского коллектива. И на одном из комсомольских собраний было принято решение поручить Розе Котович взять шефство над нерадивым студентом. Роза расплакалась. Откуда ей было знать, что это задание перерастет в красивую историю любви!..
Сыновья Павла Петровича связали свою жизнь с искусством. Старший, Константин, родился у Кадочникова еще в институте. Мать мальчика, актриса ТЮЗа Татьяна Никитина, была старше Павла на 10 лет, и, само собой, такой юный папа для сына ей был не нужен. Она заявила сразу: «Никаких встреч с ребенком!» Но Костя сам пришел к отцу в 14 лет. И остался в семье. Мать отдала его в интернат, потому и противилась встречам с отцом: ведь в этом случае все бы открылось, и алиментов ей было бы не видать.
После окончания школы Константин подал документы в театральный институт на Моховой. Правда, под фамилией Никитин: не хотел, чтобы его ассоциировали с великим отцом. Хотя скрыть родство было довольно трудно. Борис Зон, к которому он поступал, сразу же разглядел в молодом человеке и черты своего любимого ученика, и такую же искру таланта. Фамилию отца Константин взял уже после окончания института, поступив в театр имени В.Ф. Комиссаржевской и прослужив там несколько лет.
Младший, Петр, после окончания школы пошел в Политехнический институт и окончил его с отличием. Но гены взяли свое: работая в ОКБ при институте, Петр с коллегами поставили спектакль «Подследственный из Галилеи» по роману Булгакова «Мастер и Маргарита», где Петр сыграл роль Иешуа. Постановка имела огромный успех, после чего Петр пришел к родителям и сообщил о своем желании поступать в театральный. На Ленинградском телевидении он вел программу «Для тех, кто любит кино», снимался, писал сценарии.
Был одним из авторов сценария фильма «Дни затмения» Александра Сокурова и очень бы многое смог сделать в области кино, если бы его жизнь трагически не оборвалась в 36 лет. На отдыхе с женой и друзьями Петр залез на сосну, ветка сломалась, и он упал с высоты трех метров. Так нелепая случайность лишила родителей сына, а меня и сестру - отца.
А через два года от сердечного приступа умер Константин, мой дядя. Павел Петрович сразу постарел на многие годы. Единственное, что держало его, - это любимая работа и внучки, которых надо ставить на ноги...
Я закончила театральный институт, когда деда уже не было. И в память о нем к его 100-летнему юбилею создала Творческую Мастерскую «Династия» имени Павла Кадочникова, где дети и подростки постигают основы кино и театра по программе, созданной на основе дневников Павла Петровича. Династия продолжается, а значит, память о человеке будет жить.
О своем знаменитом дедушке рассказывала внучка актера Наталия Кадочникова.