#
Биография и личная жизньИскусство → Олег Меньшиков - биография, личная жизнь: Голливудскии стандарт

Олег Меньшиков - биография, личная жизнь: Голливудскии стандарт


Олег Меньшиков - биография, личная жизнь: Голливудскии стандарт

Помните сцену из «Покровских ворот» - худенький темноволосый мальчик прилежно выводит смычком гаммы на скрипке? Глядя на него, Олег Меньшиков вспоминал свою биографию в те годы . Именно таким он был в далекую школьную пору...

Недоброжелатели говорят о нем: гордец, сноб, эстет. Поклонники именуют гением. Те, кто знают его по-настоящему, молчат. Кто не знает, считают, что он живет в башне из слоновой кости. Его «башня» - это внутренний мир, который он построил из самых прочных кирпичиков. Путем проб и ошибок, через потери и одиночество. Можно ли его за это винить?

Биография Олега Меньшикова

Олег Меньшиков родился 8 ноября 1960 года в городе Серпухове Московской области. Родители рано отметили в нем музыкальную одаренность и отдали в музыкальную школу, в класс скрипки. Но чем дальше, тем отчетливее в Олеге прорастал дар артистический. Его одноклассники вспоминали, с каким наслаждением он их разыгрывал. Некоторые из розыгрышей были довольно драматичны.

Однажды, сидя на уроке, он привлек к себе внимание тем, что забавлялся с большой булавкой - она то появлялась у него в зубах, то исчезала во рту. В какой-то момент, накалив до предела нервы ребят, он закричал: «Проглотил...... В классе началась суматоха, Олегу вызвали скорую.

Когда он вернулся в школу через пару дней, все приставали к нему: как же эту булавку из него вытащили? А он лишь загадочно улыбался. Внимание, которым окружили его в момент кульминации, видимо, доставило такое большое удовольствие, что розыгрыши с его стороны теперь не прекращались.

Была ли страсть к розыгрышам проявлением актерских способностей? Как знать. Но стало ясно: жизнь этого аккуратного, подтянутого, музыкального мальчика будет связана с искусством.

Больше, чем он, оперетту не любил, наверное, никто. Два раза в неделю Олег ездил в Театр оперетты, а в старших классах даже решился сам поставить оперетту в классе. Принес и раздал ребятам партитуру «Сильвы», и еще долго после спектакля школа распевала «Частица черта в нас...».

Окружающих Олег Меньшиков поражал сочетанием опереточной легкости и основательности характера. С одной стороны, был очень критичен к себе, но когда кто-то отчитывал его, молча выслушивал, не ввязываясь в конфликт, - и делал по-своему.

В то же время в школе он был центром притяжения, вокруг него на переменках и после уроков собиралась толпа ребят, как отличников, так и хулиганов, - удивительное обаяние он излучал! Ему нравилось находиться в центре внимания - и очень не нравилось, когда кто-то начинал им командовать. Таких людей он отсекал сразу и навсегда.

В биографии Меньшикова после школы не стоял вопрос, кем ему быть. Конечно, артистом. Еще в девятом классе он вместе с родителями пришел на свадьбу дочери их знакомой из Малого театра. Там он «оттянулся» на славу - играл на фортепиано, исполнял арии из оперетт, танцевал. За этим занятием его застал преподаватель Театрального училища имени Щепкина Владимир Монахов.

Он сразу понял, что перед ним природное дарование, и предложил прийти к нему и что-нибудь прочесть. Олег не замедлил явиться к мэтру домой, дабы продекламировать «Желание славы» Пушкина. Конечно, мастерства не хватало, не было жизненного опыта. Но он так отчетливо напомнил Монахову юного Жерара Филипа - своим темпераментом и пылким романтизмом, желанием быть во всем первым, особенным и неповторимым!

Поэтому, когда в 1977 году, после окончания школы, Меньшиков пришел в «Щепку» на отборочные туры, он покорил всех - и будущих сокурсников, и строгую комиссию. Конечно же, был зачислен в класс Монахова.

Институтская биография со всеми ее перипетиями и повседневным изматывающим трудом захватывала Меньшикова полностью. Ему по-прежнему нравилось быть душой коллектива. Однокурсники не расставались даже во время каникул - ездили всей командой по Советскому Союзу: в Казахстан, на БАМ, устраивали в цехах и подсобках, освещенных «лампочкой Ильича», совершенно феерические выступления.

В те времена с деньгами было трудно, и некоторые начинающие артисты давали подобные представления ради денег. Олег стал исключением. Все видели, какое удовольствие Меньшиков получал от этих спектаклей, когда все действие вращалось вокруг него, а он, находясь в центре, словно раскручивал мощный маховик.

Настоящим триумфом той поры для Олега стал так называемый «французский вечер», на котором он, словно соревнуясь с Ивом Монтаном, пел его песни, а на сцене под аккомпанемент аккордеона шумело голосами французское кафе. Действие перетекало от сценки к сценке, песни «шансонье» следовали за монологом Тартюфа, сыгранным на чистейшем французском...

Это было началом той самой славы, в которой Меньшиков будет купаться совсем скоро. О нем гудело все училище, на капустники, им организованные, приходили не только педагоги и ученики, но и друзья, друзья друзей, родители студентов и их знакомые.

Постепенно молва о новом «юном гении» стала растекаться по Москве. Он словно знал, чего хочет и что его ждет. Так бывает с кораблем, отправившимся в плавание под руководством талантливого капитана: знание морских путей, врожденные способности, вера в удачу и попутный ветер судьбы -все вместе взятое способствует грядущему успеху.

Со временем вкусы Олега изменились: он охладел к оперетте, его музыкальными приоритетами стали симфонические концерты. Изменилось и его окружение: все чаще в нем начали появляться классические музыканты, люди серьезные, с большими связями. Но в это же время проявилась у Меньшикова странная черта - он мог в мгновение ока резко бросить дело, от которого еще вчера у него блестели глаза. И его абсолютно не волновало, что в это дело вовлечены другие люди.

Он уходил раз и навсегда. Уже тогда он не умел и не хотел оглядываться. Эта черта неоднократно проявлялась в его характере и потом. Из-за нее он расстался со многими людьми, имевшими к нему доброе расположение.

На старших курсах Олега увлекли роли драматичные - характеры с изломом. Ему словно надоело быть «мажором». Такую серьезную тональность он сохранил до выпускного спектакля. Из милого «подающего надежды» мальчика он мгновенно перевоплощался в Артиста, способного «сломать себе хребет» ради самой сложной драматической роли. И вновь пытался убедить окружающих, что был таким всегда. Ему верили.

Во время распределения ролей Олег капризничал: мастер дал ему главную роль Федора Таланова в «Нашествии» Леонида Леонова, о которой можно только мечтать, а он изъявил желание играть эпизодический характер - немецкого офицера Вернера. В результате Меньшиков вывел этот персонаж на уровень шедевра. Стопроцентно отрицательный герой сыгран 22-летним Меньшиковым с такой достоверностью, что на него сбегалось посмотреть все училище.

В окружении Меньшикова всегда были те, кто утверждал, что все ему в жизни давалось с легкостью, что судьба у него «звездная», какая и бывает у любимчиков фортуны. Любим родителями, учителями, оценен по достоинству педагогами, обожаем прекрасным полом, принят с ходу в труппу Малого театра после дипломного спектакля «Лестница славы»...

Со стороны казалось именно так. Роль адвоката из пьесы Эжена Скриба вознесла Олега на вершину. Ему хватило ума не возгордиться, он понимал, что в театре сразу главных ролей не бывает.

Можно сказать, что Меньшикову опять повезло. В 1982 году он сыграл Костика в фильме Михаила Козакова, благодаря которой на мгновение вернулся в опереточно-мажорное существование. Но это было лишь мгновение. Почти сразу он попал в струю 1980-х, когда модно было снимать про «потерянное поколение». Он великолепно вписался в это тревожное предчувствие чего-то страшного и неотвратимого, грядущего слома, разрыва, обрушения всего образа жизни. Этот слом наметился и в его собственной судьбе.

В Малом театре Олег провел всего год. В 1982-м был призван на военную службу, которую отбывал в «элитных войсках» - на сцене Театра Советской армии, куда попал при содействии своих покровителей. В реальной армии свободолюбивому Меньшикову пришлось бы несладко - муштра была ему не по нутру.

А потом начался период сомнений и постоянного дрейфа из театра в театр. Четыре плодотворных года подарил ему театр Ермоловой. Казалось, сбылась его мечта о драматичных ролях. Еще в Театре Советской армии Олег играет Ганечку Иволгина, в «ермоловском» - Робеспьера. Но в нем зреет самая главная интрига - роль Калигулы. Осуществил он этот проект на подмостках театра Моссовета.

Те, кто стали свидетелями этого действа, были потрясены до глубины души. Столько пронзительной двойственности, трагичности, жестокости и самобичевания! Меньшиков словно играл самого себя, «на разрыв аорты». Позднее он вспоминал: «Да, Калигула по сути своей чудовище, но это единственная роль, которую я хотел сыграть.

Я много вложил в него своего, личного». Уже здесь становится ясно -роль «героя нашего времени» ему просто не интересна. Он из тех, кто идет мимо, затрагивая людей своей харизматичностью, талантом и непреклонной волей. Такие, как он, не принадлежат никому.

Роль «Калигулы» ознаменовала период его «свободного полета». Незадолго до этого Меньшиков, покинув театр Ермоловой, едва не заплатил за это жизнью - потерял сознание прямо на улице. Вскрылась давняя язва желудка: не столь и сладкой была жизнь всеобщего любимца. Врачи откачали, сказали, надо меньше волноваться. Но как это сделать, если ищешь новые возможности раскрыться?..

Поиск заставил Меньшикова уехать на несколько лет из России, чтобы на сцене лондонского шекспировского театра «Глобус» играть Сергея Есенина в спектакле «Когда она танцевала». Там же он получил премию Лоуренса Оливье и стал любимчиком Ванессы Редгрэйв, исполнившей роль Айседоры Дункан. Она предложила Меньшикову расположение британской империи, гражданство, работу - и в ответ получила отказ.

Олег вернулся в Москву. И снова он стал притчей во языцех, сыграв Вацлава Нижинского в спектакле «№. Его знаменитый «выход в окно», когда герой «выпрыгивает из истории», не оставляет равнодушным никого. И артист действительно, подобно легендарному танцовщику, парит над сценой. Роль Нижинского для него - символ обретенной свободы.

Более никогда Меньшиков не становился актером репертуарного театра, что позволяло ему жить только по своим правилам. Он даже отказался сниматься у «светлейшего князя от кино» Никиты Михалкова в фильме «12». И это после «Утомленных солнцем» и «Сибирского цирюльника», в которых, как всем казалось, родился мощный творческий тандем актера и режиссера. Меньшиков был верен самому себе - он с прежней беспощадностью отсекал все, что казалось ему неинтересным.

Олег Меньшиков - архитектор собственной судьбы

Люди, подобные ему, рано или поздно создают вокруг себя собственное пространство. В 1995 году Меньшиков со своими соратниками основал «Товарищество 814» (кстати, не без финансовой помощи Бориса Березовского, которому очень понравилась игра актера в «Утомленных солнцем»). Это не просто творческая площадка, на которой он реализует театральные задумки по своему вкусу («Горе от ума», «Кухня», «Игроки», «Демон»), это его убежище, в котором обитают только те, кого он любит и кому доверяет, и где жизнь течет по утвержденным им самим законам.

Образ, который он создал и пестует по сегодняшний день, мало соответствует привычному образу русского актера. Это скорее «голливудский стандарт», с врожденной элегантностью, легким налетом пренебрежения ко всему, что его не касается, с неимоверным «шиком-лоском» (шикарная квартира на Фрунзенской набережной, часы дорогой швейцарской фирмы, лицом которой он является, титул «посол элегантности», постоянные визиты в полюбившийся магазинчик в Париже, где он одевается, и т. д.). Но все это не от спеси.

В его жизни все просто. Если он попадает в общество и не может трансформировать его под себя, он уходит и строит свое «государство в государстве». Вторым доказательством этой жизненной стратегии является создание на Гоголевском бульваре ресторана под названием «Гастрономический театр Олега Меньшикова "Чемодан"», где Олег Евгеньевич проводит много времени.

Есть одна любопытная деталь: природа подарила ему способность почти не чувствовать физической боли, низкий болевой порог, - но так как во всем нужно равновесие, она сделала его душевно ранимым, почти до состояния оголенного нерва.

Олег Меньшиков - личная жизнь

Меньшиков ненавидит общественные штампы. В момент, когда все вокруг гудели ему в уши: «Женись, женись...», он лишь отмахивался: «Зачем, на ком?»

«На ком?» - кандидаток всегда хватало. Однокурсница по «Щепке» Виктория Сорокина, в которую Меньшиков влюбился со всей страстью, на которую был способен, предала его - уехала в Англию и вышла там замуж. Потом была Маргарита Шубина, актриса Театра им. Моссовета. Умница, красавица, почти комсомолка, дело даже шло к свадьбе и вдруг- конец. Комментариев ни от Меньшикова, ни от его возлюбленной не последовало. Циркачка Людмила Колесникова прошла по его судьбе по диагонали...

«Зачем?» - и действительно, зачем жениться такому цельному, сильному, авторитарному человеку, как Меньшиков? И вообще, вы можете себе представить Гамлета, Улисса, Дориана Грея и иже с ними женатыми, в кругу семьи?

И все-таки Меньшиков женился. Не потому что так полагается, а потому, что захотел сам, - на скромной сибирячке, выпускнице ГИТИСа Анастасии Черновой. Надев обручальное кольцо, она тут же потеряла малейший шанс стать самостоятельной личностью и получить реализацию в профессии - Олег Евгеньевич не из тех, кто потерпит в своем доме вторую «кинозвезду».

Ну что ж, быть женой - тоже профессия, порой даже более сложная, чем актерство. Сегодня желтая пресса полна «сенсациями» то о беременности Насти, то о грядущем разводе, то об их «разлучнике» актере Никите Татаринцеве. Но «собаки лают, а караван идет». Анастасия и Олег Меньшиков по-прежнему вместе, их личная жизнь все также прекрасна!
Напишите свой отзыв