#
Биография и личная жизньИскусство → Владимир Комаров - биография, личная жизнь космонавта: Последний полет

Владимир Комаров - биография, личная жизнь космонавта: Последний полет


Космонавт Владимир Комаров
Имя: Владимир Комаров (Vladimir Komarov)

Дата рождения: 16 марта 1927 года

Дата смерти: 24 апреля 1967 года

Возраст: 40 лет

Место рождения: Москва

Место смерти: Оренбургская область, СССР

Деятельность: лётчик-космонавт

Семейное положение: был женат




Владимир Комаров - биография

В наши дни полеты в космос воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, и только катастрофы способны вызвать интерес. В СССР гибель космонавтов широко не афишировалась, однако потери были и тогда. Первым в этом скорбном списке стал летчик- космонавт Владимир Комаров.

В летную школу 16-летний Володя записался с одной целью - бить фашиста в небе. Шел 1943 год, до конца войны еще далеко. Но судьба пощадила его: Берлин пал прежде, чем Комаров примерил погоны лейтенанта.

Победа в мае 1945 года имела для курса Комарова привкус досады: «Не успели! Не успели вогнать свой гвоздь в гроб фашистов!» Но и в мирном небе летчики оказались востребованны. Владимира в числе лучших отправили в Борисоглебское военное авиационное училище, затем - в Батайское училище. После его окончания новоиспеченного лейтенанта распределили в полк, расквартированный в Грозном. Здесь он и встретил любовь всей своей жизни.

По словам дочери Комарова, Ирины Владимировны, началось все с того, что отец зашел с товарищем в фотоателье. У витрины, где фотограф вывешивал свои лучшие работы, Владимир остолбенел. Друг недоуменно покосился на него, а потом перевел взгляд на фото. Статная чернобровая красавица в белом пальто -в такую грех не влюбиться! «Где мне найти эту девушку?!» - спросил Комаров у фотографа. Тот мало чем помог мол, адреса не спрашивал, хотя видел ее пару раз неподалеку.

В свободное от службы время Комаров с приятелем стали гулять в окрестностях ателье и всматриваться в лица девушек. Когда надежды почти не осталось, Володя наконец-то увидел ее. Смелости подойти и познакомиться у лейтенанта не хватило, зато дом и подъезд, где жиля незнакомка, он вычислил. Уже на следующее утро в отутюженном кителе и начищенных сапогах он ждал девушку у выхода. Ну как отказать красавцу в голубой фуражке? Владимир получил согласие на поход в кино. А дальше, как в фильмах: прогулки, свидания, поцелуи. Через полгода выпускница пединститута Валентина Киселева официально сменила фамилию на Комарова, еще через год у пары родился сын Женя, а спустя 7 лет-дочь Ирина.

Семья не мешала Комарову расти как специалисту. Параллельно со службой Владимир учился в Академии Жуковского, по окончании которой он знал самолет не только как пилот, но и как инженер. Возможно, потому его и перевели в НИИ ВВС, где проходили испытания новейших образцов самолетов. И без жертв, увы, здесь не обходилось.

Однажды Комаров летел в связке с опытным летчиком-фронтовиком. Условия полета быпи более чем неблагоприятные: низкие облака, гористая местность, покрытая деревьями. Напарник решил поднырнуть под облако и резко ушел вниз. А он, наоборот, интуитивно увеличил высоту. Оказалось, фронтовик не учел близость горы и врезался в нее, а молодой пилот прошел выше. Комарова потом неоднократно допрашивали - выясняли, не он ли косвенно виновен в гибели напарника...

Везения и интуиции Комарову было не занимать. Случалось, новый мотор давал сбой в воздухе, в другой раз - начинал нештатно жечь керосин. Вот и приходилось приземляться то на одних крыльях, то на последней капле горючего. Словно кто-то свыше помогал ему? В этом жена Валентина в очередной раз убедилась, когда по гарнизону прошел слух, что разбился летчик с фамилией на "К". С двухлетним сыном она вышла во двор, ожидая вестей от командования. Напротив нее с грудничком на руках присела жена другого летчика, тоже с фамилией на "К". Только когда стемнело, женщины увидели подъезжавшего на уазике командира. Когда тот шагнул к соседке, чтобы сообщить страшную весть, Валентина выдохнула - ее Володька жив...

В конце 1950-х годов в полк, где служил Комаров, приехали люди в штатском. Смотрели дела, медицинские карты, выясняли часы налета. И как финал - предложение, от которого невозможно отказаться. Владимиру предложили перейти в группу подготовки космонавтов. Комаров без колебаний ответил «да». Именно эта группа стала тем ядром, из которого в 1960 году получился первый отряд космонавтов. Менее чем за год они завершили подготовку, но первым мог быть лишь один. Впрочем, у каждого был шанс оказаться в космосе.

Свой первый полет Владимир Комаров совершил 12 октября 1964 года на корабле «Восход», в котором находился не один космонавт, а экипаж из трех человек. Так СССР закрепил за собой приоритет в коллективных полетах. Другим достижением стало то, что люди впервые оказались в космосе без скафандров.

В США тем временем готовили полет на Луну. Конструктор Сергей Королев решил не отставать, и в 1962 году был спроектирован корабль «Союз», предназначенный для облета Луны по орбите. Работа над кораблем продолжалась пять лет, но, несмотря на три пробных запуска, к 1967 году «Союз» оказался еще не готов. Однако в год 50-летия Октябрьской революции у конструкторов не было npaва на отсрочку. Планировалось, что корабль "Союз-1" облетит Луну, а на следующий день к нему пристыкуется другой корабль - "Союз-2". Единственным членом, экипажа "Союза-1" был назначен Владимир Комаров, его дублером - Юрий Гагарин. Тогда-то и появилась почва для слухов, что Комаров, по сути, спас друга от гибели. Если это и так, то Гагарин пережил товарища всего на год.

Горящая капсула

Родные Комарова вспоминали, что он мечтал о том полете. За полтора месяца до старта даже отказался от холодных напитков, чтобы простуда не лишила его шансов на медкомиссии. Но дурные предчувствия не отпускали. Ирина Владимировна рассказывала, что незадолго до старта отец посетил в госпитале больного раком товарища и рассказал о своих тревогах: «Процентов на девяносто полет будет неудачным». А незадолго перед полетом привел в порядок дела, ответил на письма и рассказал жене, что и где лежит в его столе.

Ранним утром 23 апреля 1967 года корабль "Союз-1" благополучно стартовал с космодрома «Байконур». А потом начались проблемы. Сначала не открылась левая панель солнечной батареи, что означало недостаток энергии на борту, в результате система отказалась ориентироваться на Солнце. По командам с Земли Комаров в ручном режиме сориентировал "Союз-1", однако поломки на борту вынудили руководство отказаться от полета «Союза-2», а Комарову приказали готовиться к посадке. К сожалению, эту схему приземления Владимир не знал: на тренировках ее не отрабатывали.

Руководил посадкой сам Гагарин, по связи объясняя товарищу, что и как делать. Когда капсула с космонавтом отделилась от корабля и вошла в атмосферу, в зале ЦУПа все зааплодировали: сложнейший полет закончился успешно. Но это было лишь началом трагедии.

Радары ПВО СССР заметили спускаемый аппарат в районе города Орска - траектория его была странной. Когда на место приземления на вертолетах прибыла поисковая группа, их взору открылась ужасная картина. В глубокой воронке полыхал аппарат, а местные жители пытались сбить огонь землей. Потушит водородное топливо было практически невозможно, и выжить в таких условиях не смог бы никто...

Расследование катастрофы показало, что при спуске капсулы не раскрылся основной парашют: он так и остался в оплавленном, контейнере. Запасной парашют хоть и раскрылся, но из-за вращения капсулы его стропы закрутились, и он сложился, в итоге - неуправляемое падение, взрыв и пожар. Причины катастрофы засекретили, но по одной из версий монтажник, устраняя неполадку, сделал отверстие в теплозащитном экране, а затем вбил в него стальной штифт, который расплавился от трения в атмосфере.

За этот подвиг Владимир Комаров получил свою вторую Золотую Звезду Героя Советского Союза -посмертно. Его жизнь, оборванная в расцвете сил, стала первой, но далеко не последней, принесенной в жертву космосу.
Напишите свой отзыв