Ольга Остроумова - «Жена театрального гения Левитина», «Последняя любовь Гафта» - как только не называют актрису сегодня. А ведь она - самостоятельная личность, которая прошла тернистый путь от босоногой девчонки из оренбургской глубинки до звезды отечественного кино. Да еще и своих мужчин на хрупких плечах тащила...
Аромат спелых яблок обжигающе-горячий чай из самовара - такие воспоминания остались у Ольги Остроумовой о детстве, когда они всей семьей обедали на дощатой террасе старенького домика в Бугуруслане. Из-за деревьев виднеется купол церкви, где ее дед служил священником, а отец пел в местном хоре, хоть и работал учителем физики. Мать Наталия Ивановна занималась домом и воспитанием детей, которых в семье было четверо.
Часто по вечерам папа Михаил Алексеевич Остроумов усаживал ребятишек на старенький диван и читал им вслух книгу из домашней библиотеки - единственного сокровища в бедном доме Остроумовых. Ощущение уюта и тепла перемешивалось с запахом роз и надвигающейся грозы. А утром, вытерев со стола капли дождя, все снова собирались завтракать на террасе.
Именно здесь, нервно разглаживая складки на белой скатерти, десятиклассница Ольга объявила домочадцам, что собирается стать актрисой и едет в Москву. Возникла пауза - казалось, в этой тишине сердце девочки билось громче, чем церковный колокол. Наконец отец не спеша поднялся из-за стола: «Ну, значит, я поехал на вокзал брать билет». А мать метнулась в сторону кухни: «Надо успеть испечь пирожков в дорогу!» И тогда Оля подумала, что у нее все-таки лучшая семья на свете.
Москва оказалась куда больше, чем она себе представляла. И никто из прохожих не знал, где находится ГИТИС. Ольга чуть не опоздала на консультацию! А когда на прослушивании Остроумова вдохновенно читала стихи, приемная комиссия ее остановила: «Девушка, у вас внешность героини, а голос детский! Вам нужно выбрать другую профессию...»
Ольга вдруг громко разрыдалась. Через слезы выливались сразу все обиды на свете: и на то, что она заблудилась и целый день плутала по чужому городу, и что мамины пирожки закончились слишком быстро, и что срезаться, даже не дойдя до экзаменов, она не ожидала... Ну нет, не за тем она ехала тысячу километров! Вытерев слезы, Остроумова решительно открыла дверь деканата и попросила дать ей второй шанс, а еще... койку в общежитии. На третьем туре она танцевала так самозабвенно, что подвернула ногу, упала и порвала единственные чулки. Но мечта сбылась - ее приняли в ГИТИС.
Уже на втором курсе Ольгу взяли в труппу московского ТЮЗа и пригласили на первую роль в кино - она сыграла красотку Риту Черкасову в фильме «Доживем до понедельника». Картину приняли хорошо, молодую актрису заметили режиссеры. Ольгу Остроумову завалили предложениями - настолько, что когда ей в руки попал сценарий «А зори здесь тихие...», она бросила его в ящик стола, не читая. И лишь когда однокурсник пожаловался, что его не взяли в замечательный фильм, вспомнила о предложении.
Актриса вспоминала: «В итоге набралась смелости и позвонила Ростоцкому: "Если еще не поздно, попробуйте меня на Риту или Женьку!" Ростоцкий засмеялся: "О, губа не дура! Ладно, приезжай". Я помчалась на студию...» Ольга получила роль Жени Комельковой, которая сделала ее знаменитой. В 1972 году после выхода на экраны фильма Остроумову накрыла лавина народной любви.
Юная красавица со стройной фигуркой и правильными чертами лица восхищала многих поклонников. Но сама себе Остроумова казалась строгой и опытной женщиной, ведь в ее паспорте уже стоял штамп о браке. Борис Аннабердыев учился вместе с ней в ГИТИСе, только на театроведческом отделении. Он хотел, чтобы Оля была к нему ближе, и уговаривал перевестись к нему на факультет: «Мне кажется, для актрисы ты недостаточно легкомысленна!» Но та отказалась, и ему пришлось сделать ей предложение...
Весельчак и балагур, неугомонный Борис вносил в размеренную жизнь Ольги нотку хаоса. Но когда его отправили по распределению в Ашхабад, скучать по нему супруга не стала. Она была увлечена работой в ТЮЗе.
Ольга Остроумова стояла перед зеркалом в костюмерной и примеряла костюм для новой роли, когда почувствовала на себе чей-то взгляд. В дверях нерешительно застыл лысый мужчина в костюме. «И чего этот очкарик так на меня пялится?!» - подумала актриса, пытаясь застегнуть на груди кофточку, но она распахивалась снова и снова. «Очкариком» оказался писатель и театральный режиссер Михаил Левитин. Между ними пробежала искра, и не заметить этого было невозможно. Оба были несвободны, но кому и когда в актерской среде это мешало?..
Ольга Михайловна вспоминает: «Левитин всегда был очень магнетическим человеком - стоило ему посмотреть на меня, и я тут же уехала с ним в Ленинград, даже не предупредив мужа. Когда мы возвратились обратно, то на эскалаторе метро "Комсомольская", держась за руки, поклялись друг другу: приходим домой и говорим своим половинкам всю правду. Потому что, как мне тогда казалось, любовь и ложь - вещи несовместимые». Но Остроумова честно попросила у мужа развод, а Левитин с этим не спешил...
Они поженились несколько лет спустя. Родившихся детей назвали в свою честь - Олей и Мишей. «Думала, что сдюжу, что семижильная», - рассказывает Остроумова, которой тогда казалось, что совмещать семью и работу совсем не сложно. Вот только в быту ее гениальный супруг оказался обычным «жильцом».
Ольга боготворила талант мужа и всячески стремилась облегчить ему жизнь: стирала, убирала, готовила, бралась за подработки. Старалась не отягощать его банальными просьбами забить гвоздь или пойти на родительское собрание - все делала сама. И не обращала внимания на грязные анонимки и слухи о романах Левитина на стороне. Но когда отрицать очевидное было уже невозможно, Ольга подала на развод.
Спустя годы Михаил признавался: «У нас была совместная жизнь почти в 23 года длиной, в которой, мне кажется, я сознательно разрушал то, что она для нас строила. Ольга предложила мне уйти из дома, я ответил, что надо подать в суд и все разрушить».
После развода Остроумова осталась одна с двумя детьми на руках и почти без средств к существованию. «Моя любовь не прошла - разбилась. У меня такое отчаяние было, будто меня с десятого этажа сбросили... - признается актриса. - Могла покончить с собой. Спасли меня только дети. Ради них должна была держаться и делать вид, что все нормально».
Театральной зарплаты катастрофически не хватало, кино почти не снимали, а в магазинах - пустые полки. И Ольгу охватила паника: как она сможет вытянуть детей? Актриса набрала «халтур» и поставила крест на своей личной жизни.
Однажды в телеинтервью на вопрос о потенциальном супруге Ольга ответила: «Я буду ждать того, кому буду нужна только я, даже если это будет сама смерть!» Так случилось, что эту передачу посмотрел человек, ставший для Остроумовой мужчиной всей ее жизни. Слова актрисы произвели на него такое сильное впечатление, что он стал отчаянно искать с ней встречи.
Их роман мог начаться еще в далеком 1979 году, когда Остроумова и Гафт снимались в фильме Эльдара Рязанова «Гараж». Тогда Ольга пришла к Эльдару Александровичу с просьбой помочь устроить ее детей в детский сад. А Рязанов не только похлопотал о месте, но и взял ее в свой фильм на роль профессорской дочки. Валентин Гафт тоже попал в кинокартину случайно - председателя корпоратива должен был играть его друг Александр Ширвиндт, но его не пустили на съемки.
Большой поклонник женских прелестей, Валентин сразу заприметил актрису необыкновенной красоты: ее лицо напоминало рафаэлевскую Мадонну. Ольга была на 12 лет его моложе и держалась от всех в стороне: ее мучил комплекс неполноценности рядом с «динозаврами советского кино» - в картине кроме популярного Гафта снимались Георгий Бурков, Андрей Мягков, Лия Ахеджакова, Ия Саввина и другие звезды. На площадке Остроумова общалась только с таким же начинающим актером Игорем Костолевским и пряталась от всех за чучелом бегемота. Много лет спустя Валентин Гафт признался, что не стал тогда приударять за Ольгой лишь по одной причине: «На таких сразу женятся».
Они жили в одном городе и периодически пересекались на светских мероприятиях, однако близко не общались. После восьмилетнего брака Гафт развелся с манекенщицей Еленой Изергиной, женился на балерине Инне Елисеевой, которая родила ему дочь. Он был несчастлив в личной жизни, заводил интрижки на стороне, которые тоже не приносили ему радости. И только когда актер увидел на экране интервью с Ольгой Остроумовой, понял, что все эти годы не замечал свою настоящую любовь.
Удивительно, но «свахой» в их отношениях выступила коммерческая фирма, которая жаждала заполучить на свой корпоратив звезду: в 1990-х это было модно. Остроумова не принадлежала к числу любителей торговать своим именем, поэтому поначалу отказалась. Но когда услышала, что на вечеринке будет выступать Валентин Гафт, изменила свое решение: ведь такой актер не может участвовать в чем-то непристойном. И тогда хитрый администратор сразу набрал номер Валентина Иосифовича, сообщив, что у них на корпоративе будет Ольга Остроумова. Услышав ее имя, Гафт сказал, что прочтет несколько стихотворений. Так оба оказались в кафе «Фиалка».
После выступления решили прогуляться по парку, чтобы побыстрее стереть из памяти воспоминание о пьяных и беспрерывно жующих «зрителях». Гафт предложил дойти до Сокольников, на что Остроумова ответила: «Ой, я с удовольствием! Только за детьми сбегаю!» Через полчаса появилась с дочерью и сыном, и они вчетвером гуляли до самой ночи.
Следующие две недели Ольга провела в ожидании: Гафт обещал позвонить. Она уже почти забыла о нем, когда Валентин Иосифович все же решился пригласить ее на свидание. Но и на встречу опоздал на два часа. Стараясь удержать обиженную женщину, Гафт не придумал ничего лучше, чем сказать правду: «Понимаешь, я постирал свои трусы и сушил их над газом. Они у меня одни приличные...» И тогда Остроумова заметила, что на самом деле он очень ранимый и добрый, а не такой независимый и язвительный, каким его все считают.
В 1996 году Остроумова и Гафт шокировали общественность объявлением о своей свадьбе. Мало того, что оба были далеко не молоды (ей 49 лет, ему -61), так еще и церемонию провели... в больничной палате. Накануне Валентин Иосифович лег на плановую операцию. Едва оправившись от наркоза, он набрал номер Ольги и сказал: «В общем, я не могу без вас...»
Все считали их поздний брак капризом творческих людей, а кто-то даже удачным пиарходом. Сплетничали, что Гафту понадобился штамп в паспорте для получения льготного жилья. Но их союз продлился почти 24 года и стал счастливым для обоих. Гафту и правда сразу дали квартиру на Арбате, которую Ольга Михайловна с увлечением ремонтировала и обставляла. Детей и внуков супруги Валентин Иосифович принял как родных. Даже с ворчливой тещей у него сложились прекрасные отношения.
Они стали настоящей дружной семьей. И тогда уже поползли слухи, будто Ольга вышла замуж за знаменитого актера по расчету. Остроумова обижалась: «Многим кажется, что Валя носит меня на руках, но это не так! В нашей семье Гафт - артист, а я - все остальное. Хозяйство и быт на мне. А муж действительно взрывной и импульсивный. Жить с Гафтом - это подвиг!»
Ольга Остроумова была рядом с ним в самые трудные минуты его жизни. Помогла пережить смерть его дочери Ольги, когда та покончила с собой. По-доброму отнеслась к появлению в его жизни сына Вадима, которого бывшая любовница Гафта художница Елена Никитина скрывала более 40 лет. Ухаживала за мужем, когда у него обнаружили болезнь Паркинсона, а после инсульта его разбил паралич и отнялась речь. Всюду возила супруга в инвалидном кресле, хотя сама перенесла тяжелую операцию. Следила, чтобы он правильно питался и вовремя принимал лекарства.
12 декабря 2020 года Валентина Иосифовича не стало. «Мне выпало счастье жить с этим человеком. Я старалась стать ему опорой...» - сказала вдова над могилой мужа. Сегодня 75-летняя актриса Ольга Остроумова остается востребованной в профессии, но к предложениям сниматься относится критически, предпочитая театральные подмостки.
Дочь Остроумовой пошла по стопам матери: Ольга Левитина служит в театре «Эрмитаж», руководителем которого является ее папа. А сын, Михаил Левитин-младший, стал, успешным режиссером. Ольга Михайловна признается, что у нее есть звание дороже Народной артистки России, и это -статус «бабуля». Внуки Захар, Полина и Фаина на радость бабушке растут творческими натурами. А еще любят приезжать к ней на дачу. Сейчас они уже совсем большие, а раньше с таким удовольствием слушали сказки, которые Ольга Михайловна по семейной традиции читала им перед сном...
Марина Соболева