#
Биография и личная жизньИскусство → Виктор Проскурин: "На каком я свете?..."

Виктор Проскурин: "На каком я свете?..."



Жизнь Виктора Проскурина нельзя назвать простой. Многое давалось с большим трудом. Были в судьбе авария, страшная болезнь, алкоголизм, предательство и забвение. Зрители помнят его как статного мужчину в самом расцвете сил. Поэтому, увидев актера несколько лет назад, многие Виктора не узнали. Похудевший, осунувшийся...

Актер Виктор Проскурин

Только ленивый не спрашивал у Виктора Алексеевича, как он попал в кино. Тот обычно смущался, но потом охотно рассказывал. Да и что скрывать? Целых пять раз он пытался поступить в театральный - не брали.

Придя на экзамены в Школу-студию при MXAT, Проскурин был поражен количеством молодых людей под метр девяносто. Его собственный рост был около ста семидесяти, и рядом с остальными он смотрелся комично. В ГИТИСе вышел казус. Женщина-эк-заменатор во время его выступления наклонилась завязать шнурок, а Проскурин решил для ее удобства наклониться тоже. Басню он заканчивал под столом. Дама посчитала подобное поведение насмешкой - абитуриента с позором выгнали из аудитории.

В Щепкинском училище Проскурину дали совет: «Идите и дальше работать на обувную фабрику», намекая на то, где его место. В театральном училище им. Щукина слов тоже особо не подбирали: «Что вы будете делать на сцене с таким лицом? У вас же глаз нет!» Но в «Щуку» Виктор все же поступил, правда, сделав при этом более 60 ошибок в диктанте. Спас дополнительный набор.

А дальше пошли скитания по театрам - Театр на Таганке, «Ленком», Театр им. Ермоловой. То не сработался с коллективом, то не сошелся характерами с режиссером... Но это все мелочи. Главное - любовь зрителей. Они ходили на спектакли «с Проскуриным», смотрели киноленты с его участием. Однако с 1990-х актера начал преследовать злой рок: судьба преподносила ему испытание за испытанием. А началось все одной снежной зимой.

На дороге был гололед. Проскурин решил перестроиться в другой ряд. Где-то проскочила мысль: «Остановись! Это опасно!» Но времени подумать не осталось. За рулем второго автомобиля сидела девушка. Она тормозить не стала и врезалась в машину актера. Того выкинуло из салона. Тело пронзила чудовищная боль....

Врачи вытаскивали актера с того света с огромным трудом. Шутка ли, разрыв печени! Пришлось удалить половину органа. Были множественные переломы. Проскурин перенес несколько операций и после случившегося пять лет не снимался. Похудел, постарел, осунулся, ходить мог только с палочкой.

Все это время рядом была его третья жена - Светлана Колганова. Два первых брака оказались недолговечными, зато со Светланой актер прожил около 20 лет. Именно она сделала все возможное, чтобы Виктор Алексеевич не просто восстановился физически, но и не пал духом. Без работы, творчества и привычного общения ему было непросто. И все же союз распался - любовь прошла. Затем был мимолетный брак с молоденькой актрисой, но об этих отношениях актер говорить не любил. А потом он встретил Ирину Хонду. Она-то и осталась с ним до конца...

Они познакомились в 2009 году. Разница в возрасте (19 лет) его не смутила, а сама Ирина даже не сразу поняла: этот уверенный в себе мужчина не просто ищет общения с ней - он влюблен! Их союз был построен на общих интересах, страсти, одинаковых взглядах на жизнь. Но сам Проскурин до последнего сомневался, будет ли молодая жена рядом с ним всегда, а не только в радости. И совершенно напрасно!

В 2012 году новый режиссер театра им. Ермоловой Олег Меньшиков решил подчистить ряды «старичков». Под косу попал и Виктор Проскурин. Формулировка - «давно не выходит на сцену». А актер и рад бы, но в постановки его уже не первый год не брали, ролей не давали. Было горько и обидно, но Виктор Алексеевич, комментируя произошедшее, сказал лишь: «Я пенсионер, театру и искусству свое уже отдал. Меня попросили - я ушел».

Тогда же Проскурина уволили из Московского института телевидения и радиовещания. А ведь несколько лет назад его уговорили вести там мастерскую. Молодежь просила оставить любимого преподавателя, но кому-то он оказался неугоден. С горя запил. Два года маневрировал, то выходя из запоя, то снова погружаясь в небытие. И все это время рядом была жена Ирина. Она верила: проблемы временны - и не переставала молиться за мужа.

В состоянии алкогольного опьянения с актером чего только не приключалось! То ввязался в драку, после чего получил перелом шейки бедра, то оказался избит хулиганами в собственном подъезде. А потом его словно подменили. Он понял: все, хватит!

Но едва Проскурин вернулся к нормальной жизни, как в 2018 году его настигла новая напасть - рак. Испытание было непростым, актер похудел до 42 кг. На вопрос, поборол ли он болезнь до конца, Проскурин отвечал уклончиво. Может, сам не знал, может, из-за суеверия старался не распространяться и не быть самонадеянным.

Актера не было видно так долго, что, когда он все-таки начал появляться на публике, знакомые удивлялись: «Витя, ты еще живой?» В прессе его давно похоронили или как минимум предали забвению.

В последние годы жизнь артиста начала налаживаться. Он вернулся к съемкам, стал получать приглашения от режиссеров. Однако жена многие из них отсеивала: не хотела, чтобы Виктор Алексеевич играл пьяниц, бомжей, странных личностей. Она верила: он может большее! Благодаря Ирине его фильмография пополнилась достойными работами - такими как «Фантом» (2019 г.), «Черное море» (2020 г.).

Пара жалела, что им так и не удалось стать родителями. Долгое время они мечтали о потомстве, даже обращались к врачам, но все было безрезультатно. Виктор Алексеевич со свойственной ему циничностью предлагал жене: «Можешь завести любовника или родить ребенка из пробирки!» Она, конечно, воспринимала это как шутку.
Омрачало жизнь и то, что у Проскурина то и дело обострялся давний недуг - хроническая обструктив-ная болезнь легких. Врачи предполагали, что виной тому - вредная привычка актера. Долгое время он курил.

В конце мая 2020 года Проскурин сам вызвал скорую. Мучали небольшое недомогание, субфебриль-ная температура и боль в груди. Врачи заподозрили бронхопневмонию и госпитализировали артиста. Говорят, коронавируса у него не обнаружили, тем не менее подключили к аппарату ИВЛ. Ирины рядом не было: она в Петербурге решала квартирный вопрос. Женщина общалась с мужем по телефону. Между тем супругу становилось все хуже. Врачи дважды его реанимировали - сердце останавливалось.

Как-то в разговоре с супругой Проскурин сказал ей: «Спроси у Евгеньевича, на каком свете я нахожусь?» «Евгеньевичем» был заведующий отделением реанимации. Ирина поняла: дело плохо. А на следующий день Виктора Алексеевича не стало. 68-летнего актера сразил приступ удушья.

Организация похорон оказалась непростой: из-за пандемии не сразу разрешили традиционное прощание. Но Хонда настаивала: «С артистом надо прощаться на сцене! Господа чиновники, услышьте меня!» Ее услышали. 4 июля друзья Проскурина и зрители смогли в последний раз увидеть его в Театре им. Щукина, проводить аплодисментами.

Напишите свой отзыв