#
Биография и личная жизньИскусство → Людмила Зыкина - Жизнь, любовь и бриллианты

Людмила Зыкина - Жизнь, любовь и бриллианты


Людмила Зыкина

Людмила Зыкина здоровалась за руку с главами разных стран и парилась в бане с министром культуры Фурцевой. Несколько раз была замужем, но матерью так и не стала. О ней судачили и ее боготворили.

Девочка с необыкновенным голосом родилась в 1929 году в простой московской семье. Отец трудился допоздна на заводе, мать работала в две смены санитаркой. Зато какое удовольствие было вечером или в выходные собраться с родственниками, друзьями, соседями на тесной кухоньке и затянуть любимую песню!..

Впервые ее нежное детское сердце едва не разбилось, когда отец ушел к другой женщине. Такого предательства Людмила от него не ожидала. Лишь много лет спустя, увидев пожилого мужчину с букетом цветов на своем концерте, певица нашла в себе силы простить отца. А тогда она его буквально возненавидела. Он не просто предал своих жену и детей - он бросил их выживать.

Шла война. Чтобы помочь выбивающейся из сил маме, тринадцатилетняя Людмила устроилась швеей, а затем санитаркой в госпиталь. Несмотря на тяжелую нагрузку, девушка продолжала посещать вечернюю школу рабочей молодежи и заниматься вокалом. Она и не подозревала, что ее увлечение вскоре станет делом всей ее жизни и прославит на весь мир. Помог случай.

Однажды после работы Люся с подружками возвращалась домой. На глаза девушкам попалось объявление: знаменитый хор имени Пятницкого набирает участников. «А спорим на мороженое, что меня возьмут!» - вдруг предложила Зыкина.

Несмотря на то что на место в хоре претендовали полторы тысячи человек, спор в итоге она выиграла. Людмила стала единственной девушкой среди четырех счастливчиков, прошедших отбор. Окрыленная, она летела домой. А получив первую зарплату, радостно отдала деньги матери: «Наконец-то мы сможем купить себе хорошую заварку, и вкусные булочки, и даже настоящие конфеты!» Прощай, голодная жизнь!

Два года выступлений, гастролей, оваций убедили Зыкину, что у нее действительно уникальный голос, благодаря которому она станет звездой. А потом в один миг все рухнуло. Скоропостижно скончалась мама, самый близкий для нее человек. Из-за переживаний у Людмилы пропал голос. С карьерой певицы пришлось проститься.

Девушка устроилась работать в типографию. Жила словно на автомате, ничего не чувствуя и не ожидая хорошего. А потом... голос вернулся, причем так же неожиданно, как исчез, - девушка влюбилась! Владлен Позднов, инженер московского автозавода, имел самые серьезные намерения.

...Супруги ждали ребенка, когда выяснилось, что беременность внематочная. Людмилу увезли на скорой. Зыкина вновь погрузилась в тяжелейшую депрессию. Муж убедил ее вернуться на сцену, и она устроилась в Академический хор русской песни Всесоюзного радио.

Это была престижная работа, с хорошей зарплатой и заграничными командировками. Тогда Люся и познакомилась с Екатериной Фурцевой: они подружились на фоне общего хобби - страсти к русской бане, где впоследствии часто встречались на протяжении многих лет.

Однажды во время гастролей в Париже Зыкина прошлась по бутикам и посетила салон красоты. Вернулась на каблуках, в модной мини-юбке и с распущенными волосами. Фурцева тотчас отчитала приятельницу: «Это же безобразие! Хочешь карьеру царицы русской песни -шей платья в пол и собери волосы в пучок». Зыкина не посмела ослушаться «стилиста» в лице министра культуры СССР. С тех пор ее образ мало менялся, лишь со временем Людмила Георгиевна, тяготевшая к нарядной одежде и украшениям, стала расшивать свои сценические платья драгоценными камнями. С этой «неприличной» страстью народной певицы Фурцева ничего поделать не смогла. Хотя неизменно ругала, когда та начинала полнеть, и запрещала ездить на иномарках, в итоге большую часть жизни Зыкина проездила на «Волге».

Как-то на гастролях в Индии Зыкина обратилась к уличному гадальщику -уж очень хотелось узнать свое будущее. «У тебя во лбу звезда горит! Значит, будешь знаменитостью...» - изрек прорицатель. И на ушко ей добавил: «А в личной жизни счастья не найдешь. Дома ждет тебя развод!» Людмила посмеялась. Уж в чем, а в верности преданного мужа Владлена она не сомневалась. Однако по возвращении в Москву соседи тут же доложили: в ее отсутствие в квартире проживала другая женщина. Зыкина устроила супругу допрос, но тот все отрицал: «Ты у меня одна!»


Решив, что сплетники чешут языками из зависти, певица успокоилась. Как вдруг позвонила ее подруга и призналась, что у них с Владленом отношения и он клялся, что разводится. Людмила сняла с пальца обручальное кольцо, собрала вещи и ушла из коммуналки мужа, в которой они занимали одну комнату. Перечеркнув пять лет счастливого брака, всю свою боль и обиду Людмила Зыкина выплеснула в песнях. От обманщика отказалась и подруга. «Все трое разошлись...» - горестно пела звезда, и ей вторили миллионы голосов из разных уголков Советского Союза. «Я всегда пела лучше, когда страдала», - признавалась Людмила Георгиевна.

Зыкина обещала себе больше не влюбляться, но ее бурный женский темперамент, помноженный на молодые годы, брал свое. Даже возвращаясь домой после трехчасового концерта, она мечтала не о сне и отдыхе, а о сильном мужском плече, к которому можно было прижаться и забыть обо всем. Певице, которую в Японии прозвали «великаншей с добрым сердцем», всегда нравился один тип мужчин: высокие, широкие в плечах, непременно симпатичные, часто моложе ее. Таким был и ее второй супруг, журналист Евгений Свалов, с которым она познакомилась... в троллейбусе.

Поговаривали, что Свалов женился по расчету. По крайней мере, долгое время он жил за счет жены. Чтобы не ранить его мужское самолюбие, наивная и добрая Людмила нередко сама отправляла благоверному почтовые переводы, а потом пела ему дифирамбы: «Смотри, тебе платят за публикации!

Какой ты у меня все же талантливый!» Зато с новым мужем Зыкина обрела и новое хобби: пристрастилась к рыбалке, находя в ней отдушину от бесконечной гастрольной жизни на колесах. и этот брак оказался недолгим. Снова измена, снова страдания, снова развод.

Три года за певицей ухаживал переводчик Владимир Котелкин. Он познакомился с Людмилой на банкете и влюбился с первого взгляда, даже не зная, что перед ним звезда советской сцены. Зыкина к нему особых чувств не испытывала - была благодарна за внимание, поддержку, за то, что всегда находился рядом. До этого она выходила замуж исключительно по любви. «А вдруг в этом и есть секрет семейного счастья - позволять себя любить?..» - подумала однажды певица и согласилась на предложение руки и сердца настойчивого поклонника. Это было ошибкой. Владимир очень хотел детей, мечтал о заботливой жене-хлопотунье, но Людмила Георгиевна не могла ради тихих семейных радостей пожертвовать своим призванием.

Знакомые обвиняли ее в меркантильности - как раз в это время певице предложили написать автобиографическую книгу. А она якобы не то что двух слов на бумаге не умела связать - писала с ошибками: в школе-то так и не доучилась. Зато Котелкин - человек образованный: преподаватель, журналист. Он помог Людмиле написать книгу «Песня», о чем после развода кричал на каждом шагу. Мол, народная артистка его использовала и даже не заплатила ни копейки.

Четвертым мужем Зыкиной стал ее коллега, баянист Виктор Гридин. Это был самый долгий брак -он «выстоял» целых 17 лет. И все равно не выдержал испытания славой. Гридин был на 14 лет моложе, ревновал Людмилу к успеху и в итоге увлекся алкоголем. По одной версии, именно постоянные запои стали причиной развода. По другой - Зыкина застала благоверного в постели с молоденькой певичкой из собственного коллектива. Измены Людмила не прощала. С помощью своих связей она могла одним звонком уничтожить карьеры обоих - и мужа, и соперницы. Но по доброте своей не стала этого делать.

В 1970-х годах в СССР пошли слухи о романе Людмилы Зыкиной и Председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина. На Западе были уверены, что великая певица является его законной супругой, и часто просили передать ему привет. Впрочем, Алексей Николаевич не стеснялся с трибуны признаваться в любви народной артистке - он слыл меломаном и обожал фольклорные песни.

Помимо Косыгина, Зыкиной приписывали романы и с другими высокопоставленными лицами: в их круг входил лидер Югославии Иосип Броз Тито, глава КНДР Ким Чен Ир, а также член правительства США, имя которого даже в донесениях КГБ осталось зашифрованным. Говорят, он предложил Зыкиной руку, сердце и американское гражданство, но та, как истинная патриотка, отказалась.

Артистка водила дружбу со многими высокопоставленными лицами СССР. Однако, несмотря на связи в высших кругах, принимать певицу в члены КПСС не спешили. Причиной называли ее «моральную неустойчивость»: сначала сослались на развод с мужем, затем мотивировали отказ ее просьбой не отправлять скрипачей «на картошку», чтобы не гробить их руки. В третий раз свое заявление певица написала тушью - его попросили переписать шариковой ручкой. Тогда-то она и решила: значит, не судьба ей стать членом партии - и больше попыток не предпринимала.

И все же, по слухам, тайный поклонник в высших эшелонах власти у Зыкиной был. Свой роман с генерал-лейтенантом, депутатом Верховного совета Николаем Филиппенко певица долгие годы скрывала: он был женат. И только когда вышел на пенсию, сделал Людмиле Георгиевне предложение. Но, видимо, она уже устала ждать и ответила отказом.

Ходили разговоры и о романе певицы и композитора Александра Аверкина, написавшего для нее хит «На побывку едет молодой моряк...». Однако сама Зыкина утверждала: их отношения были чисто дружескими. Как и с 40-летним солистом ансамбля «Россия» Михаилом Кизиным - когда певице было уже далеко за 70.

«Для меня всегда на первом месте была работа, на втором - работа, и на третьем - работа, - призналась Людмила Георгиевна в интервью незадолго до своей смерти. - Обычного женского счастья не получалось».

Многие замечали, что самым верным спутником знаменитой певицы был отнюдь не мужчина, а небольшой черный чемоданчик с кодовым замком. Этот саквояж певица всегда носила с собой, не расставалась с ним ни на минуту. «Прячет там несметные сокровища!» - шутили коллеги. И сами не подозревали, насколько были правы.

На заре своей карьеры Людмила Зыкина ходила по комиссионкам и скупала серебряные побрякушки, порой тратя на них последние свои деньги, так что до следующей зарплаты ее подкармливали коллеги-артисты. С ростом гонораров певица перешла на драгоценные камни - ее фаворитами были бриллианты. Певица отлично разбиралась в «камушках» и предпочитала украшения с историей. Говорят, что Зыкина входила в так называемую бриллиантовую мафию СССР, и в КГБ на нее было заведено дело. Впрочем, очевидцы утверждают: всенародно любимая певица вовсе не чахла над своим златом, как Кащей из сказки. На каком-нибудь приеме она спокойно могла подойти к незнакомому молодому человеку, который ей понравился, достать из саквояжа дорогой перстень и подарить просто так, в память о себе.

***

Под конец жизни певица страдала сахарным диабетом. Как она сама шутила, «стала сладкая под старость лет». Однако тяжелый диагноз не мешал ей строить творческие планы и рассчитывать на годы полноценной жизни. Не вышло.

В конце июня 2009 года 80-летняя Людмила Зыкина была доставлена в реанимацию из-за сердечно-почечной недостаточности. Как ни боролись врачи за ее жизнь, состояние певицы только ухудшалось. 1 июля она скончалась.

Автор: Юлия Голуюева

ТАИНСТВЕННЫЕ БРИЛЛИАНТЫ


После смерти певицы никакого завещания обнаружено не было. А вся ее коллекция драгоценных камней исчезла. Разразился новый скандал - на этот раз из-за наследства Зыкиной, на которое претендовали ее двоюродные племянники и личная помощница.

Позже некоторые камни из коллекции всплыли на аукционе, где их скупил некий миллиардер, шейх с Ближнего Востока, давний поклонник русской певицы. Вырученные от аукциона средства превышают 31 миллион рублей и пойдут, по словам наследников, на увековечивание памяти артистки.
Напишите свой отзыв