Татьяну Доронину невозможно представить среди участников скандального телешоу, да и желтой прессе она не раскрывает свои секреты. Ей не надо лишний раз напоминать о себе - ее помнят и так.
Вслед Татьяне опять неслось издевательское: «Эй, артистка!» Одноклассники задразнили ее после того, как стала известна нелепая история с поездкой в Москву и поступлением в Школу-студию МХАТ. Да, в вузе, узнав, что школу Таня не окончила, дали от ворот поворот, но ведь сначала-то приняли!
В классе Доронину не любили. Вот и сегодня в очередной раз пропесочили на собрании - не интересуется, мол, жизнью коллектива. А когда интересоваться? Она спешила во дворец пионеров: танцы, пение, художественное слово казались ей более важными для будущей профессии.
Получив аттестат, Татьяна опять поехала в Москву - на этот раз стала студенткой Школы-студии. Причем лучшей студенткой, которую после учебы приглашали сразу несколько столичных театров. Однако знаменитой на всю страну ее сделало кино.
Если своим крестным отцом в театре Доронина называет Георгия Товстоногова, то в кинематографе ее проводником стал другой Георгий - Натансон. На экране Татьяна дебютировала еще студенткой, в 1955-м, и за 10 лет до встречи с этим режиссером снялась всего в шести картинах. На сцене ее и увидел Натансон. Посмотрев «Старшую сестру», захотел перенести действо на экран.
Энтузиазм Натансона разделяли далеко не все. «Посмотрите, как она говорит, как двигается! Кино не для нее!» - отозвались о кинопробе члены худсовета. Но режиссер настаивал: «Какая она красивая! За такой мужики обязательно будут ухаживать. Но любовью она заниматься не станет, потому что для нее самое главное - воспитание сестры». Георгий Григорьевич уловил в Татьяне главное - невероятную женскую притягательность и одновременно целомудренность. Взрывоопасный коктейль! Не случайно следующий его фильм с Дорониной «Еще раз про любовь» называли «нежной сексуальной революцией».
Чиновники и на сей раз негодовали: «Ну не может советская девушка в первый же вечер поехать к мужчине домой!» Возражали и против постельной сцены. Доронина разделась за ширмои и в одной сорочке легла в постель. Партнер актрисы Александр Лазарев, до дрожи в коленках ее боявшийся, лежал под одеялом в брюках и ботинках. Интересно, что католические священники на фестивале в Боготе вручили Татьяне приз «За проповедь христианских постулатов», а на фестивале в Колумбии фильм наградили «За мастерство режиссуры и высокие моральные качества».
Зрители Доронину обожали. Дважды (за оба фильма Натансона) «Советский экран» называл ее актрисой года. Третий раз это звание она получила за ленту «Мачеха».
Женщины плакали от умиления, глядя, как героиня Дорониной пытается наладить контакт с маленькой девочкой. Пожалуй, впервые актрисе пришлось так много общаться с детьми. И вполне может быть, что ее слезы в кадре были настоящими - в жизни Татьяна отказалась от материнства. Она объясняла это стремлением служить искусству. Но, наверное, никакое искусство не сравнится с объятиями детских ручек...
На момент съемок в «Мачехе» актрисе было уже под сорок, шансов стать мамой практически никаких. А ведь шанс был! ...Первый брак. Любимый муж, но он сейчас далеко, на съемках. Она в Волгограде - приехала по распределению после Школы-студии. Перспективы туманные, жилищные условия ужасные. И постоянная тошнота. Так не вовремя! После аборта врач сказала, что у нее была двойня - мальчик и девочка. «Я совершила первый страшный грех, который не прощается», -напишет Доронина в своем «Дневнике актрисы».
Татьяна Васильевна всегда говорила, что служение сцене для нее на первом месте, однако на самом деле, будучи женщиной страстной, она больше полагалась на чувства. Первый раз Доронина вышла замуж еще в Школе-студии - за сокурсника Олега Басилашвили. Она получила приглашение в МХАТ, а Олег - нет. Чтобы не разлучаться, Татьяна и поехала в Волгоград - единственный город, в театре которого его ждали.
Пережив ужасный год, Доронина настояла на поездке в родной Ленинград - вдруг куда-нибудь да пригласят, к тому же здесь жили ее близкие. Для нее нашлось место в театре Ленинского комсомола (теперь это «Балтийский дом»). Условие - дать место и мужу - было выполнено.
Через три года Доронину пригласил в БДТ Товстоногов - режиссер, работать с которым она мечтала много лет. И опять она просила принять супруга, понимая, что рискует карьерой: а вдруг мэтр подумает, что это просто капризы, и откажет? Влюбленная Татьяна искренне не понимала: почему другие не замечают, что ее муж самый талантливый и самый красивый?
И все же за восемь лет брака чувства сошли на нет. А у Дорониной появился новый поклонник - театровед Анатолий Юфит. Он покорил актрису остроумием и эрудицией. Они зажили одним домом, не оформляя отношений. Жирную точку поставил случай: Юфит не смог встретить ее после гастролей. Такого пренебрежения Доронина не простила. К тому же рядом уже был новый поклонник-еще более эрудированный и остроумный. Она так увлеклась драматургом Эдвардом Радзинским, что готова была лететь за ним хоть на край света, в Москву как минимум. А как же служение театру? Много лет спустя Доронина призналась: «Уход из БДТ - ошибка. Нельзя было предавать режиссера и ставить личные интересы выше профессиональных». Но тогда она об этом не думала и была просто счастлива уже хотя бы потому, что заняла наконец-то свое законное место во МХАТе. Через пять лет распался и этот брак.
Нового мужа Татьяна опять нашла благодаря театру. С Борисом Химичевым они играли любовников в спектакле театра им. Маяковского «Да здравствует королева. Виват!». Самым серьезным проявлением чувств на сцене был поцелуй руки, однако хватило и этого - в 1973-м они поженились. Интересно, что Химичева тоже приглашали на главную роль в фильме «Еще раз про любовь», но он пулей вылетел из съемочного павильона, пробормотав: «Передайте мадам, что я даже пробоваться с ней не стану». Их брак нельзя назвать спокойным. Позднее Химичев рассказывал, что в гневе Доронина могла запустить в него тем, что попадет под руку. Через 9 лет они расстались.
Последним супругом актрисы стал Роберт Тох-ненко, без памяти влюбленный в нее чиновник Главного управления нефтепромышленности. В 1985-м последовал развод, и теперь Доронина с полным правом могла говорить, что в ее жизни осталось место только для театра.
В 1987 году Олег Ефремов, руководивший МХАТом, заявил, что труппа слишком раздута. Части актеров он готов предоставить работу, а остальные «пусть идут хоть на завод "Каучук"». Доронина за себя могла не беспокоиться, но ей стало обидно за тех, кого объявили балластом. Скандал привел к разделу театра: МХАТ им. Горького возглавила Татьяна Васильевна, МХАТ им. Чехова - Ефремов. Версий выдвигалось немало: Дорониной мало денег, ей не хватало власти, у нее режиссерские амбиции... И, наконец, - она ненавидит Ефремова. Ну почему же сразу ненавидит? Во время съемок «Трех тополей на Плющихе» у них был роман, но Татьяна прекрасно понимала, что быть единственной не получится. А теперь хотела доказать мужчине, в которого когда-то была влюблена, что она сильная и талантливая.
12 сентября Татьяне Васильевне исполняется 85 лет. Она по сей день руководит театром, ставит спектакли и сама выходит на сцену. Многим не нравятся ее резкость и категоричность, но те, кто знает Доронину хорошо, уверены: в основе всех ее поступков - любовь. Любовь к зрителям, к актерам, к театру.
Автор: Мария Мишина