#
Биография и личная жизньИскусство → Фрунзик Мкртчян: "Смех сквозь слезы"

Фрунзик Мкртчян: "Смех сквозь слезы"


Фрунзик Мкртчян

Когда Фрунзик Мкртчян вел под венец красавицу Донару, он верил: их ждет долгая счастливая жизнь. Могли он тогда представить, что это начало настоящего кошмара?

Говорят, если судьба чем-то щедро одаривает, то непременно и что-то забирает. Фрунзик Мкртчян достиг вершин в профессии и мог бы быть абсолютно счастливым человеком - если бы не беда в семье.

Свадьба. Юная Донара ответила ему: «Да», и влюбленный Фрунзик пустился в пляс. Он готов был сдувать пылинки со своей хрупкой темноглазой невесты. Правда, характер у нее не сахар... но это не беда! Она просто еще слишком молода. Повзрослеет, станет мамой, будет не до капризов и причуд.

Донара была землячкой Фрунзика: оба родились в армянском городе Ленинакане, только он - на 12 лет раньше. Когда Мкртчян уже добился первого успеха и играл в крупнейшем театре Еревана, Донара приехала поступать в театральный институт. Общие знакомые попросили актера помочь девушке подготовиться.

Они встретились. Донара прочитала стихотворение, Фрунзик стал давать ей советы... А сам не мог оторвать взгляда от ее бездонных черных глаз, алых губ и точеной фигурки. Девушка видела в нем наставника, старшего друга, а Фрунзик влюбился без памяти.

К этому моменту за его плечами уже был распавшийся брак и немало романов. В юности он совершенно не нравился девушкам: худой, нескладный, с огромным, даже по армянским меркам, носом. Но потом что-то изменилось - он научился «играть донжуана» и говорить комплименты.

Его первую любовь звали очень символично - Джульетта. И история у них получилась почти шекспировская. Родные девушки были категорически против их отношений, а отец даже гонялся за юным Ромео с ружьем. В отчаянии Фрунзик уехал из Ленинакана в Ереван и почти сразу женился на однокурснице по имени Кнара. Как будто назло, только непонятно - кому. Скоропалительный брак продержался год. Молодые супруги быстро поняли, что вместе им не ужиться, и мирно расстались.

Вскоре Фрунзик впервые снялся в кино, а потом его пригласили в Ереванский драматический театр. Теперь не он бегал за девушками, а они за ним! Просили автограф, рассказывали, как восхищены его игрой. Мкртчян откровенно наслаждался ролью звезды, а от внимания женщин просто таял.

И вот появилась Донара, которая смотрит на него... без всякого восторга и обожания. »

Донара была то милой и любезной, то вдруг вообще не хотела с ним разговаривать. Фрунзик не мог ее понять, она казалась загадкой. И эта загадочность притягивала. Потом он узнал, что никакой тайны-то и нет: девушка просто психически нездорова. Но до этого открытия было еще очень далеко...

Капризы Донары лишь раззадоривали Фрунзика. В нем проснулся инстинкт охотника. Чем больше Донара его отвергала, тем сильнее ему хотелось ее завоевать. И, наконец, она согласилась стать его женой.

Друзья отговаривали, пытались открыть актеру глаза на странности девушки. Говорили, что с такой женщиной нормальной семьи не построишь. Однако Фрунзик никого не хотел слушать.

Они поженились, и в первое время все было неплохо. Когда родилась дочь, Фрунзик закатил пир горой. Донара расцвела, еще больше похорошела. Как раз в тот период они вместе снялись в «Кавказской пленнице», Донару тоже стали узнавать на улицах. Но болезнь уже точила ее рассудок.

У Донары появилась навязчивая идея, что муж ей изменяет. Она устраивала скандалы, если он задерживался на полчаса, если здоровался на улице со знакомой, да и просто без повода. Кричала, била посуду, бросалась на мужа с кулаками. Даже присутствие маленькой дочки не удерживало ее от бурного выяснения отношений.

Сначала Фрунзик пытался найти в ситуации смешные стороны. После очередной ссоры в красках рассказывал друзьям, как жена не пустила его домой, и он спал у порога, укрывшись ковриком. Или как ему пришлось ночевать на балконе, и его душу грел лишь советский паспорт. Но постепенно ситуация переставала быть забавной. Он понял, что вечерами ему совершенно не хочется идти домой. Потому что там его ждет настоящий ад.

Поведение Донары все более выходило за рамки нормы, и Мкртчян не мог этого не замечать. Друзья посоветовали показать жену психиатрам, и Фрунзик после долгих колебаний согласился. Он думал, что ей пропишут успокоительные или назначат какие-нибудь процедуры. Вместо этого врачи его ошарашили: оказалось, у Донары прогрессирующая шизофрения.

А через месяц выяснилось, что она беременна. Психиатры объяснили Фрунзику: предсказать, как беременность повлияет на болезнь, невозможно. Гормональная перестройка может либо улучшить состояние, либо, наоборот, стать причиной стремительного ухудшения. Фрунзик очень надеялся, что судьба будет к ним благосклонна.

Он был невероятно рад рождению сына и со страхом ждал, что будет с Донарой. Ей становилось хуже. Психиатры вынесли вердикт: она представляет опасность для окружающих и должна находиться в специализированной лечебнице. Фрунзик не поверил одним врачам, обратился к десяткам других, даже отвез жену во Францию. Но все были единодушны: Донара никогда не вернется в нормальное состояние.

Фрунзик остался с двумя детьми на руках. Дочери Нуне тогда исполнилось 12 лет, сын Вазген был совсем маленьким. Отцу-одиночке помогала мама, сестры, вся многочисленная родня. Они ухаживали за детьми, наполняли дом уютом. Но залечить рану в его душе не могли...

Актер старался дать сыну и дочери все лучшее. Из каждой командировки приезжал с подарками, но главным подарком для детей оставалось время, проведенное с папой. И Фрунзик старался, чтобы этого времени было как можно больше.

Вазген подрастал, и отец со страхом стал замечать, что поведение сына все больше напоминает поведение Донары. Неужели мальчику передался ее душевный недуг? Доктора подтвердили самые кошмарные опасения актера: Вазген тоже нездоров. Позже вторая жена артиста утверждала, что никакой шизофренией ребенок не страдал - хотя странностей в его поведении, действительно, было предостаточно.

День, когда Мкртчян услышал диагноз сына, стал для него самым тяжелым в жизни. Актер долго находился в депрессии, начал пить, едва не забросил съемки и театр. Но все же взял себя в руки. Ему надо растить дочь, да и за сына он еще поборется...

Самые лучшие, самые любимые зрителями роли Фрунзика Мкртчяна пришлись на этот трудный период. Он играл в «Мимино», придумывал искрометные шутки, но в его глазах всегда стояла глубокая печаль, о причинах которой зрители не догадывались.

Актер женился еще раз, на актрисе Тамаре Оганесян, внешне очень похожей на Донару. Это разрушило его отношения с дочерью, которая считала, что он обязан хранить верность матери. Нуне вышла замуж и уехала, оборвав отношения с отцом.

Третий брак Мкртчяна был недолгим. Он сам подал на развод, чтобы не портить жизнь молодой женщине. Собственную жизнь он считал оконченной. В то время в Армении шла война, не было электричества, воды, за продуктами выстраивались огромные очереди. Вокруг царили скорбь и уныние, но еще более глубокая скорбь поселилась в сердце Фрунзика Мушеговича. Он очень скучал по дочери, страдал от того, что не может помочь сыну, все глубже уходившему в безумие.

Актер желал смерти, звал ее, и она пришла. Его сердце остановилось 29 декабря 1993 года. Дочь Фрунзика Мкртчяна умерла через пять лет от рака. Сын скончался через 10 лет. Дольше всех в стенах психиатрической лечебницы прожила Донара. Она не помнила ни мужа, ни своих детей, задолго до кончины превратившись в бледную безжизненную тень.
Напишите свой отзыв