Имя: Фрунзик Мкртчян (Phrunzik Mkrchyan)
Дата рождения: 4 июля 1930 года
Дата смерти: 29 декабря 1993 года
Возраст: 64 года
Место рождения: Гюмри, Армения
Место смерти: Ереван, Армения
Деятельность: актёр театра и кино
Семейное положение: был в разводе
Фрунзик Мкртчян - биография
Гениальный комик с выдающимся носом и печальными глазами - Фрунзик Мкртчян. Его обожал весь Советский Союз, а в родной Армении артиста буквально носили на руках. Но только самые близкие люди знали, какие переживания рвут на части его душу.
Фразы из фильма «Мимино», придуманные и бесподобно сыгранные Фрунзиком Мкртчяном, знают все: «Слушай, я сейчас там так хохотался», «Я тебе один умный вещь скажу, но только ты не обижайся»... Съемки проходили в веселой творческой атмосфере. Артисты постоянно шутили, разыгрывали друг друга, устраивали шумные застолья.
Фрунзик Мкртчян был душой компании и самого фильма. Но к концу съемок начались проблемы: актер все чаще позволял себе выпить лишнего. Режиссер Георгий Данелия делал ему выговоры, но давить не решался. Он был одним из немногих, кто знал, в каком внутреннем напряжении тот живет.
Детство, семья
...1930-е годы. Родители Фрунзика работали на текстильном комбинате. Отец был табельщиком, мать мыла посуду в столовой. Семья еле сводила концы с концами и жила в ветхом доме на окраине Ленинакана.
Фрунзик был очень худым застенчивым мальчиком с огромным даже по армянским меркам носом, за что и получил вполне предсказуемое прозвище Нос. Несмотря на то, что он вырос на улице, Фрунзик так и не научился давать отпор грубости. Когда его пытался задирать кто-то из хулиганов, он молча смотрел на обидчика своими грустными глазами и уходил.
Скорее всего, он стал бы изгоем среди ровесников, если бы не удивительный талант к перевоплощению, который проявился в самые ранние годы. Как только выдавался свободный вечер, Фрунзик бежал в клуб, где репетировали артисты самодеятельного театра. В щелочку он смотрел спектакли, удивляясь происходящему на сцене: все, как в жизни, только гораздо интереснее!
А вернувшись домой, по горячим следам устраивал представления для дворовых ребят: натягивал на лестничной клетке веревку, вешал на нее «занавес» из старой драной скатерти и один играл все роли недавно увиденного спектакля. Публика была в восторге, нередко к детям присоединялись их родители, которые с удовольствием наблюдали за игрой юного актера и награждали его бурными аплодисментами.
Именно здесь, во время импровизированного выступления, Фрунзика увидел художественный руководитель театральной студии. Пораженный драматическим талантом мальчишки, он пригласил его на репетицию. Фрунзик был на седьмом небе от счастья: играть на настоящей сцене! Правда, было нечто, омрачавшее его радость: он знал, что отец этого не одобрит. Глава семейства был категорически против того, чтобы сын «кривлялся на сцене», он мечтал, что Фрунзик, прекрасно рисовавший, станет художником.
Главной мечтой в биографии детства будущего актера был велосипед, но родители не могли позволить себе такой дорогой покупки. А когда Фрунзик подрос, нужда стала еще острее, потому что его отца арестовали и отправили в ссылку в Сибирь.
Все работники текстильного комбината понемногу выносили ткань через проходную, а потом продавали на рынке. Иначе было не выжить, ведь платили рабочим копейки. Отец Фрунзика, которому нужно было кормить четверых детей, поступал так же. Но ему не повезло: его поймали.
Пока он был в ссылке, семья практически голодала. Спасало лишь то, что мать приносила с работы остатки еды из столовой, ими и питались. А летними ночами Фрунзик со своим младшим братом и другими такими же голодными мальчишками воровали на полях картошку и пекли ее на костре.
Велосипед стал для Фрунзика Мкртчяна символом счастливого беззаботного детства, которого он был лишен. Когда у него появились свои дети, он чуть ли не на каждый праздник пытался подарить им по велосипеду - так ему хотелось осуществить несбывшуюся мечту того маленького мальчика, которым когда-то был он.
Театр
В первое время Фрунзик пытался скрывать от отца, что играет на сцене. Но в Ленинакане, где все друг друга знали, делать это долго было невозможно.
Однажды во время спектакля в зале появился отец. На протяжении всего действа он стоял, прислонившись к стене, и смотрел на сцену. А потом развернулся и вышел.
Фрунзик в тот день боялся идти домой и даже впервые в жизни выпил для храбрости. Храбрость ему не понадобилась - отец встретил его словами: «Сынок, ты талантливый актер». Фрунзик, не ожидавший такого поворота событий, чуть не разрыдался.
Это было счастливейшее время в биографии Мкртчяна. Каждое утро он просыпался окрыленным и вдохновленным и бежал на репетицию. В двадцать лет его взяли в городской драматический театр, в двадцать три - приняли в Ереванский театральный институт без экзаменов сразу на второй курс как необыкновенно талантливого и подававшего большие надежды актера. В профессиональной судьбе-биографии Мкртчяна было много удачных ролей, увлекательных съемок и спектаклей, но никогда больше он не чувствовал себя таким безоблачно счастливым.
Фрунзик Мкртчян - биография личной жизни
Фрунзик стал популярным актером. Зрители ходили в театр специально на него, а после спектаклей Мкртчяна поджидала толпа восторженных поклонников. Немалую часть почитателей его таланта составляли юные девушки, что поначалу очень смущало Фрунзика. Раньше они не обращали на него никакого внимания, а сам он никогда бы не решился подойти и познакомиться.
Он стыдился своей худобы, неуклюжести, своего огромного носа. Но когда первая растерянность прошла, Фрунзик стал наслаждаться ситуацией. Он понял, что может играть галантного кавалера не только на сцене, но и в жизни. Молодой человек научился говорить комплименты, целовать ручки, выдавать остроумные реплики - все, чтобы произвести впечатление на очередную красотку, добивавшуюся его внимания.
Его пылкое сердце не раз начинало учащенно биться после знакомства с очаровательной девушкой, были моменты, когда ему казалось: вот оно, большое чувство. Но через какое-то время розовый туман рассеивался.
Первой супругой Фрунзика стала однокурсница Кнара. Он женился на ней от досады, когда родители не позволили ему взять в жены девушку, в которую он влюбился без памяти.
Брак продержался всего год.
А потом в его личной жизни появилась юная прекрасная Донара. Она приехала в Ереван из его родного Ленинакана поступать в театральный институт. Общие знакомые попросили актера помочь ей подготовиться к поступлению, а он, как только увидел девушку, потерял покой и сон.
Долгое время она относилась к нему как к старшему другу, не замечала его знаков внимания. Главной темой их разговоров был театр. Донара не скрывала своего восхищения Фрунзиком как актером, а он страдал от того, что она не видит в нем мужчину.
Донара часто ставила Фрунзика в тупик, он не понимал мотивов многих ее поступков, не видел причин для внезапных перепадов настроения. Вот она улыбается, смеется, он тонет в ее глубоких лучистых глазах, а через пять минут из-за какой-то незначительной фразы девушка чуть ли не рыдает и убегает из комнаты. Эта загадка завораживала его, и он влюблялся в Донару все больше и больше.
Фрунзику удалось завоевать сердце неприступной красавицы и даже уговорить выйти за него замуж. А через год у супругов родилась очаровательная дочка. Молодая жена не пожелала быть домохозяйкой: она училась, играла в театре и даже снялась вместе с мужем в знаменитой «Кавказской пленнице» в роли супруги водителя товарища Саахова.
Между тем их отношения уже в этот период были далеко не безоблачными. Донара все чаще проявляла свой буйный темперамент: если муж хотя бы на полчаса задерживался в театре, она начинала бить посуду и встречала его скандалом с истерикой.
Когда он приходил домой навеселе, не впускала в дом или отправляла спать на балкон. Главным мотивом ее «военных действий» была ревность: Донара не сомневалась, что муж ей изменяет направо и налево, и никакие уверения Фрунзика в обратном не могли переубедить ее.
Сначала актеру это казалось даже забавным. Он пытался шутить на эту тему, рассказывая друзьям очередную историю о том, как он мерз на балконе, а согрелся потому, что укрылся советским паспортом. А потом Фрунзик вдруг осознал, что ему не хочется вечером идти домой, потому что там его ждет настоящий ад.
Когда семейная жизнь стала совсем невыносимой, Фрунзик, по совету друзей, решил показать жену докторам. Уж слишком неадекватным стало ее поведение. Он думал, что ей пропишут успокоительное, назначат какие-то процедуры... Диагноз, который сообщили врачи, был для любящего мужа настоящим ударом - тяжелое психическое расстройство.
Вскоре выяснилось, что Донара беременна. Врачи прогнозировали два возможных варианта: либо после родов все наладится, либо женщине станет еще хуже. Фрунзик надеялся на лучшее, однако чуда не произошло. Актер использовал все свои связи, показывал ее лучшим докторам, даже на некоторое время отправил в лечебницу во Францию, но все было тщетно.
Болезнь прогрессировала, жена все больше погружалась в свой иллюзорный мир, перестала узнавать родных и близких. Приговор врачей был однозначным: жить такой человек может только в психиатрической больнице.
Дети остались без матери, и Фрунзик Мкртчян изо всех сил старался окружить их любовью и заботой. Он помнил свое обездоленное детство и поклялся себе, что у дочери и сына все будет по-другому.
Фрунзик Мкртчян - фильмы
Актер стал гораздо меньше играть в театре и сниматься, отвергал многие интересные предложения, и только от предложения Георгия Данелии отказаться не смог.
К счастью для нас, зрителей. Мкртчян сыграл шофера Хачикяна в ставшей культовой комедии «Мимино» - это был его звездный час. Фрунзик не просто делал то, что говорил режиссер: его буйная фантазия подсказывала сразу несколько возможных вариантов игры, а Данелии только оставалось выбрать лучший.
После «Мимино» Фрунзик стал настоящим народным героем. Его слава, и до этого гремевшая на всю Армению, теперь просто выплескивалась через край. О масштабах популярности Мкртчяна говорит хотя бы тот факт, что, потеряв паспорт, артист 20 лет прожил без него. Никто не спрашивал у него документ, все знали его в лицо! Он мог бы жить и без денег - на рынках ему бесплатно отбирали лучшие товары.
Мкртчян, в свою очередь, был кем-то вроде «неофициального» народного депутата. К нему обращались тысячи людей: помочь с квартирой, работой, устройством детей в санаторий. Отказать он не мог, делал, что было ему по силам.
С каждым годом известность все больше тяготила его. Он не мог просто выйти из дома - его тут же обступала толпа. Все хотели поговорить с ним, хлопнуть по плечу, пригласить на застолье. Мягкому, деликатному Фрунзику оградить себя от этого натиска было сложно.
Со временем актер начал выходить на улицу по ночам - только так он мог в одиночестве и покое побродить по городу.
Артиста больше помнят по комедийным ролям, и это неудивительно: над его героями невозможно не смеяться. Но на счету Фрунзика Мкртчяна были не только комедии. «Он может сыграть абсолютно все», - говорили о нем режиссеры. Сам он считал себя трагическим актером и очень переживал, что в кино ему чаще всего доставались роли забавных простаков, попадающих в нелепые ситуации.
Как-то ему предложили сыграть в военной драме почтальона, который должен принести матери похоронку на последнего, четвертого сына. По сценарию мужчина, будучи не в силах разрушить последнюю надежду, не может заставить себя отдать письмо. После долгих мучений он вдруг начинает его есть, как бы пытаясь уничтожить чужую беду этим жестом отчаяния.
Фрунзик сразу согласился на роль, потому что вспомнил случай из своего военного детства. Тогда почтальон попросил его занести письмо с фронта соседке, и Фрунзик помчался, уверенный, что обрадует пожилую женщину. Но оказалось, что в письме была похоронка на мужа. Мальчик навсегда запомнил ее застывший взгляд, опустившиеся руки, вмиг постаревшее лицо...
Три дня он готовился к съемкам главного эпизода: закрылся в своем номере, ни с кем не разговаривал, вспоминал войну и пил. Когда он появился на съемочной площадке, его невозможно было узнать: под глазами - темные круги, вокруг рта залегли скорбные складки, он практически перевоплотился в старика-почта-льона. Эпизод был сыгран блестяще, даже у видавших виды операторов наворачивались слезы.
В последние годы Фрунзика Мкртчяна ждал еще один жестокий удар судьбы: выяснилось, что его сын тоже страдает расстройством психики. И снова актер поднял все свои связи, чтобы помочь мальчику. Он так надеялся, что заболевание, замеченное на ранней стадии, можно остановить. Его надежды не оправдались: вылечить сына оказалось невозможно, так же, как когда-то не удалось помочь Донаре...
В какой-то момент Мкртчян попытался наладить свою личную жизнь.
В 1982 году он познакомился с очаровательной Тамарой, которая была младше на 25 лет (к тому же замужем), и вскоре предложил ей руку и сердце. Их брак продлился всего несколько лет. Жена не выдержала тех перемен, которые происходили с Фрунзиком, и супруги решили, что им лучше жить раздельно.
Мкртчян находился в подавленном состоянии. Фрунзик Мушегович остро переживал войну в Армении, и не столько материальную сторону -отсутствие электричества, продуктов, сколько сам факт войны, смерти и страданий горячо любимой им родины. И чувствовал себя бесконечно одиноким. Он ничем не мог помочь любимому сыну и сильно скучал по дочери - к тому времени она вышла замуж и уехала в Аргентину. Актер замкнулся в себе и как будто сознательно стремился к смерти, разрушая себя алкоголем, табаком и изнурительной работой.
Фрунзик Мкртчян умер в 63 года от инфаркта, под Новый год. 31 декабря 1993 года в Армении пили первый бокал молча, не чокаясь...
Автор: Наталья Сердцева