Ее жизнью всегда был театр. Мечтой - изящная фигура. Жизнь сложилась, а вот мечта подвела: актриса Наталья Гундарева обрела стройность, но заработала смертельный недуг...
Наташа родилась не в актерской семье: родители работали инженерами, хотя были заядлыми театралами. Воздух Таганки, где семья жила в старой московской коммуналке, семейные походы по театрам столицы, сияние рампы и шорох кулис... Она решила с детства: «Стану балериной!» Отец рассмеялся: «Ты же такая пампушечка!»,-«Тогда - актрисой!»
Театр юных москвичей при доме пионеров оказался неплохой стартовой площадкой, и в восьмом классе Наталья получила первую серьезную роль. Но это была роль взрослой женщины - матери Тани в постановке «Дикая собака Динго». Не комплексовала -играла то, что дают, да только разве о таких ролях мечтают девочки? Она была «неформатом» для изящной Джульетты, надменной и капризной принцессы, Снегурочки на новогоднем вечере. К тому же, чтобы стать настоящей актрисой, ей пришлось преодолеть еще одну преграду - сопротивление матери.
После развода с мужем Елена Михайловна самостоятельно поднимала дочь, поэтому настаивала на более стабильном будущем Наташи. Даже перевела в вечернюю школу, чтобы днем та могла работать чертежницей. По окончании школы девушка скрепя сердце согласилась поступать в технический вуз, но друг Натальи Виктор Павлов настоял: «Тебе обязательно надо к нам, в Щуку!» Он сам отвел ее на экзамены. Впервые Наталья ослушалась мать - и сразила приемную комиссию неординарной внешностью и ярким талантом.
Студентка Гундарева оказалась прилежной и упрямой - в хорошем смысле этого слова. Тщательно штудировала лекции, записывала каждое слово педагогов, а потом шла к балетному станку. Ежедневные 3-часовые тренировки не дали ей стройности - она так и оставалась барышней крупных форм. Зато приобрела удивительную пластику. В 1976 году Наталья поражала легкостью бабочки в озорном танце с Константином Райкиным в музыкальной комедии «Труффальдино из Бергамо».
Она вживалась в профессию: завела привычку прорабатывать характер полученной роли, записывая в специальную тетрадь все наблюдения, мелкие черты, детали. Руководитель курса Юрий Катин-Ярцев тоже делал свои заметки. У него по порядку стояли характеристики Наташи:
«1) толстая,
2) искренность - есть,
3) выразительность есть,
4) обаяние - есть.
Гундарева - исключительно одаренная актриса на самые разнообразные роли».
Сокурсники дали ей свое прозвище - «конопатое чудо». Но у чуда были зубки и характер лидера. Наталья Варлей вспоминала: «Когда мы учились на первом курсе, мы собирались все вместе, у нас была большая компания. Потом курс разбился на две компании: одна, более рафинированная, была вокруг Юры, другая - вокруг Наташи. Она - несомненный лидер, и она могла быть и строгой, и жесткой, и безапелляционной. Хотя, в принципе, она - очень человек душевный».
По окончании учебы Наталью пригласили сразу пять столичных театров. Она выбрала театр имени Маяковского и служила в нем до последнего дня. Гундарева стала любимицей всесильного Андрея Гончарова, фактически совершив невозможное, ведь у него уже блистала звезда - Татьяна Доронина. Гундарева сменила Доронину в «Банкроте» и вышла из тени второго состава. Она заставила театральный бомонд говорить о своей первой роли.
У Гончарова появилась новая прима. Театралы шли «на Гундареву», ее имя обеспечивало аншлаг спектаклю. С ней Гончаров воплотил свою давнюю режиссерскую мечту -поставил «Леди Макбет Мценского уезда». И снова триумф: зрители, коллеги, театральные критики -все считали роль Натальи большим театральным событием, называли лучшей.
Театр был для нее всем, но всенародную известность и любовь подарил все-таки кинематограф. Первые эпизодические роли студенческого периода не остались в памяти зрителей. Зато позже появилась целая галерея незабываемых образов: «Здравствуй и прощай», «Осень», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Сладкая женщина», «Одиноким предоставляется общежитие»... Всего Наталья Гундарева снялась более чем в 70 картинах.
Зачастую параллели ее собственной и экранной судеб проводили не только зрители, но и коллеги. Многодетная мать из «Однажды двадцать лет спустя» была настолько мягкой, заботливой, любящей, настолько... матерью. Аркадий Инин признавался, что написал полусказочный сценарий, далекий от советской действительности, и лишь игра Гундаревой сделала фильм по-настоящему жизненным. А ведь именно ради съемок в этой картине актриса сделала аборт, навсегда лишивший ее радости материнства.
Некоторые коллеги утверждали: бездетность стала ее личной трагедией. Если это и так, сама Наталья Георгиевна не выплескивала свои чувства наружу. Она вообще никогда не позволяла перешагивать порог своей личной жизни, не демонстрировала достаток и достижения. О невозможности иметь детей в возрасте «далеко за 30» говорила: «Пока я не испытываю потребности иметь детей, не чувствую их отсутствия - мне их заменяет театр. Наверное, когда я постарею, буду очень жалеть, что нет детей. А может быть, и нет...» Возможно, ей не удалось состариться настолько, чтобы почувствовать трагедию бездетности, - она ушла в 56.
В кино Наталья Гундарева играла простых женщин -буфетчиц, фабричных работниц, матерей - и страдала от невозможности создать экранный образ роковой красавицы, такой, как Настасья Филипповна. Однако это не мешало ей иметь успех у сильного пола.
Потрясающая харизма, невероятная глубина и цвет глаз, стать пышной фигуры - все это сводило мужчин с ума, заставляло покидать семьи, забывать брачные обещания.
Когда Леониду Хейфецу предложили взять в телеспектакль «Обрыв» молодую актрису Наталью Гундареву, он засомневался - она показалась ему излишне пышнотелой и косолапой. Но, увидев ее на сцене, не устоял перед обаянием и энергией Натальи. Взял на роль Марфеньки и... ушел из семьи. Выйти замуж за известного режиссера - большая удача для начинающей актрисы, даже если он старше на 14 лет. Нет, со стороны Натальи это не было расчетом - в талант, в мужчину, которого все называют Великий, очень легко влюбиться.
Гундарева вступила в свой первый законный брак. Но ожидание счастья не оправдалось: профессия была для нее главной, а муж скорее мешал ее театральной карьере. Хейфец обожал шумные компании, их дом всегда был полон гостей. От Натальи же требовал обслуживания подвыпивших визитеров, бесконечного стояния у плиты и уборки. Она стала идеальной хозяйкой, но, вымотанная загулами мужа, теряла свой артистический нерв, свою связь с театром. В конце концов устала и ушла от Хейфеца через шесть лет совместной жизни. Об этом союзе Гундарева вспоминать не любила. Впрочем, как и о втором браке.
Во время работы над спектаклем «Леди Макбет Мценского уезда» ее партнером был Виктор Корешков. На этот раз моложе ее и... опять женатый. Годы спустя актриса жалела, что разрушала чужие семьи, но тогда не видела препятствий, и Виктор стал ее следующим мужем. Брак оказался несчастливым -теперь уже ей изменял супруг. Менее чем через год они развелись.
Со следующим возлюбленным, Сергеем Насибовым, до загса Наталья так и не дошла. Насибов оставил семью, новорожденного ребенка, однако Гундареву просто «не потянул» - не обладал достаточным внутренним потенциалом. Режиссер Виктор Мережко заметил по этому поводу: «Гундарева была бесконечно требовательна к партнеру, который находился рядом. Он должен был ей соответствовать: темпераменту, взгляду, таланту. С такой женщиной очень трудно жить. Она была влюбчива, но не каждый мужчина мог выдерживать рядом с ней этот сгусток энергии».
Только в 38 лет актриса наконец обрела настоящее женское счастье. С Михаилом Филипповым они много лет были коллегами - вместе служили в Маяковке. На гастролях театра в Челябинске впервые остались в номере вдвоем. Он - рядовой актер, она - актриса номер один у Гончарова и в театре. Ей одной из всей труппы было позволено входить в кабинет мэтра, как в свою квартиру, она одна могла высказать свое мнение в глаза любому.
Филиппов был гораздо скромнее, не обладал ни темпераментом, ни возможностями примы. К тому же, у него имелось «обременение» - жена и всемогущий тесть, председатель КГБ Юрий Андропов. Это лишало всякой возможности развода. Говорят, Юрий Владимирович узнал об измене зятя, но никаких шагов не предпринял - пожалел дочь. В день смерти Андропова Михаил сообщил жене, что уходит.
Филиппов и Гундарева стали мужем и женой. Близкие и друзья вспоминают, что в их отношениях была полная гармония. Несмотря на властный характер, актриса всегда подчеркивала: Филиппов - хозяин дома, а она - не более чем его жена. Михаил Иванович ее боготворил и оберегал. Особенно в последние годы, когда Наталья Георгиевна, больная и беспомощная, осталась без своей жизни - театра.
Такие дни принято называть роковыми - слишком много случайностей сходятся в одной временной точке.
В июле 2001 года казалось, что от жары плавится даже воздух. Филиппов уехал по делам, Наталья Георгиевна хлопотала по хозяйству. Плохое самочувствие не заставило ее оставить дела и прилечь -ей не привыкать к скачкам давления. Она потеряла сознание прямо на кухне. Михаил Иванович вернулся только через несколько часов и сразу отвез жену в больницу, но драгоценное время было упущено: гипертонический криз спровоцировал обширный инсульт.
Друзьями и знакомыми много обсуждались причины трагедии. Упоминались тайские таблетки для похудения. Таблетки действительно помогли сбыться мечте - Наталья Георгиевна сбросила лишние килограммы и очень радовалась новому образу. Помимо этого она решилась и на кардинальное омоложение - пластику лица. Врачи считают, что с ее гипертонией именно наркоз во время пластической операции нанес последний удар по здоровью.
Коллеги уверены: главная причина - ее беспокойный характер и полная самоотдача на сцене. Игорь Костолевский вспоминал, как однажды, потеряв во время спектакля сознание, Гундарева вышла на сцену сразу после уколов реаниматологов.
Несмотря на проблемы со здоровьем, она постоянно кому-то помогала. Людям, попавшим в трудную ситуацию, знакомым и незнакомым - всем, кто к ней обращался. Роман Мадянов рассказывал, как актриса выхлопотала для него квартиру в Москве. До этого он убегал с поклонов на люберецкий автобус -боялся опоздать. Гундарева сразу нанесла визит в его новое жилье. Полное отсутствие мебели ее поразило: она поменяла всю мебель в своей квартире, а старую перевезла к Мадянову.
В 1993 году Наталья Георгиевна согласилась стать народным депутатом только для того, чтобы помогать и приносить пользу. Никто не может сказать точно, сколько квартир она «выбила» у властей и скольким нуждающимся оказала материальную помощь: всю депутатскую зарплату она отдавала в фонд актеров на пенсии - поддерживала своих бывших учителей.
В тяжелые минуты болезни журналисты не проявили к актрисе элементарного уважения и порядочности. Фотографии парализованной Гундаревой появились на первых страницах желтой прессы. Муж не смог уберечь свою Наташу от папарацци, но сделал все, чтобы она об этом не узнала.
Все четыре последних года Филиппов помогал ей справиться с бедой. Гундарева и сама поражала окружающих волей и силой духа, заставляла работать свое тело, восстановила речь и даже начала ходить. Мало того - занялась помощью пожилым актерам, организовала акцию «Во имя здоровья».
Казалось, есть шанс на полное восстановление, но однажды дома Наталья Георгиевна упала и ударилась головой. Михаил Иванович отвез ее в больницу святителя Алексия, однако Бог не продлил земную жизнь народной артистки. 15 мая 2005 года она скончалась.
Похороны Натальи Гундаревой задержались на 4 часа - прощание затянулось. Сотни поклонников, собравшихся у театра Маяковского, не хотели отпускать свою любимицу. Многие вспоминали необыкновенную красоту лежавшей в гробу актрисы. Казалось, она просто уснула...