Нина Дорошина была знаменитой, ее любили миллионы. Но тот, кого долгие годы любила она, так и не ответил взаимностью. На закате жизни Нина Михайловна осталась в полном одиночестве.
Она была на удивление постоянным человеком: всю жизнь служила в одном театре, преподавала в театральном училище, которое сама же и окончила, любила одного мужчину... А ее судьба постоянством не отличалась, то поднимая актрису на вершину славы, то обрушивая на нее все беды.
Самая известная роль Нины Дорошиной - Надя в фильме «Любовь и голуби». Зрители были уверены: актриса родилась и выросла в деревне, иначе откуда она знает все эти интонации, позы, выражения?
Нине Михайловне, и правда, всегда удавались роли простых деревенских женщин. Но сама она была далеко не так проста. Ее детство прошло за границей, в Иране, куда отца отправили в длительную командировку. Она рано научилась читать и писать, выучила персидский язык, декламировала стихи, пела, танцевала. И, конечно, мечтала стать артисткой.
С детства Нина обладала особым даром видеть и воспроизводить детали.
К примеру, знаменитый окрик «Людк, а Людк!» она услышала еще школьницей, так говорила ее деревенская родственница. Услышала - и запомнила, чтобы повторить через много лет.
В кино Дорошина попала еще студенткой, сыграв в фильме «Первый эшелон» подругу хулигана. Может, эта роль и не сделала Нину известной актрисой, но благодаря ей она приобрела друзей и защитников. Девушка тогда жила за городом и возвращалась домой на электричке. Приезжала поздно, идти по безлюдным улицам неблагополучного подмосковного городка было страшно. А после фильма ее полюбила вся местная шпана. Ребята встречали ее на станции, провожали, развлекали разговорами. С некоторыми из тех мальчишек Нина дружила многие годы.
Окончив «Щуку», Нина почти сразу попала в «Современник» и продолжила сниматься в кино. Вот только достойных ролей кинорежиссеры ей не предлагали. Она снималась в эпизодах, мелькала во второстепенных ролях. Со временем и такие предложения перестали поступать. Кинематограф отказался от актрисы, не разглядев ее таланта... Так продолжалось до тех пор, пока Владимир Меньшов не попал на спектакль «Любовь и голуби». Увидев игру Дорошиной, он загорелся идеей снять по пьесе фильм с ее участием. Его не остановил даже тот факт, что Нина к тому моменту уже больше 10 лет не снималась.
Роль Нади стала для актрисы звездной. Казалось, теперь ее судьба в кино изменится, она, наконец, начнет получать достойные роли. Однако этого не случилось. Нина продолжала играть в театре, а кинорежиссеры продолжали ее игнорировать.
Мужчиной всей жизни для Нины Дорошиной стал Олег Ефремов. Она влюбилась в известного актера, еще когда была школьницей, а потом, когда они познакомились на съемках «Первого эшелона», совсем потеряла голову. Тот, казалось, тоже увлекся ею... Но любвеобильный Ефремов просто не мог хранить верность.
Актер крутил романы, женился, разводился - и снова возвращался к Нине. Говорил, что любит только ее, что другой такой женщины нет... Она верила, прощала его, потом прогоняла, чтобы снова простить... Несколько лет Нина жила как на вулкане, ослепленная своей несчастной любовью, не замечая, что рядом есть преданный и заботливый мужчина. И его тоже зовут Олег.
Олег Даль долго не решался признаться Нине в своих чувствах, но одно событие заставило ее взглянуть на давнего друга иначе. В 1963 году Дорошина ждала Ефремова в Ялте, он задерживался в Москве. До нее дошли слухи, что у него начался очередной роман. В расстроенных чувствах девушка заплыла далеко в море и едва не утонула. Олег Даль бросился за ней, помог выбраться на берег. А вскоре предложил руку и сердце.
На их шумную свадьбу заявился Олег Ефремов, посадил невесту к себе на колени и произнес: «А все равно ты любишь только меня». Даль пропал на несколько дней, ушел в запой, а потом потребовал развода. Он понял, что Нина никогда не полюбит его так, как Ефремова.
20 лет Дорошина жила одна. Ждала, что мужчина всей ее жизни, наконец, оценит преданность и останется с ней навсегда. Но он приходил лишь для того, чтобы снова уйти. Устав от одиночества, актриса вышла замуж за своего давнего поклонника, мастера по свету Владимира Тышкова. У нее было почти два десятка лет тихого семейного счастья, ей казалось, что она забыла свою роковую любовь. Но, узнав о смерти Олега Ефремова, слегла - столь сильным оказалось потрясение. Оказывается, в свой последний день он звал ее, хотел попрощаться. А она была на гастролях...
В 2004 году Владимир скончался, и Нина Михайловна вновь осталась одна.
Детей у актрисы не было. В свое время она мечтала родить ребенка от Ефремова, но он был категорически против, а она привыкла ему подчиняться... Дорошина очень привязалась к племяннице, дочке младшего брата, которую в ее честь назвали Ниной. Семья брата была и ее семьей: они перезванивались каждый день, вместе встречали праздники, вместе отдыхали. Нина Михайловна жила скромно, в последние годы ей едва хватало денег на самое необходимое, ведь к обычным расходам прибавились дорогостоящие лекарства. Она нашла выход: летом сдавала свою квартиру и жила на даче с братом и его женой.
Несколько лет назад в их размеренную жизнь ворвалась беда: 24-летняя племянница актрисы скончалась от внутреннего кровоизлияния. Брат не смог оправиться от горя, перенес инсульт и остался парализованным. «Мой брат - моя боль», - признавалась Нина Михайловна в интервью пару лет назад. Единственный родной человек был в тяжелом состоянии, а она ничем не могла ему помочь.
Разве что навещать почаще, держать за руку, вспоминать счастливые годы. Но у брата хотя бы была жена, которая за ним ухаживала. Когда заболела сама Нина Михайловна, то осталась практически без поддержки. И все же на свою судьбу никогда не жаловалась, говорила: «Страдания очищают душу...»
До 80 лет она выходила на сцену любимого «Современника», преподавала в родном Щукинском училище. Старалась бодриться, говорила, что ни за что не уйдет из театра, ведь в нем - вся ее жизнь.
Но годы брали свое. Давние проблемы с сердцем усугублялись, к ним присоединилась бронхиальная астма, бывали дни, когда ей казалось: все, сейчас она задохнется. Спасали врачи скорой - после инъекций актрисе обычно становилось легче.
Сначала Дорошиной пришлось отказаться от преподавания, а потом, когда заболели ноги, - уйти из театра. Она не хотела сдаваться, не хотела верить, что это конец. «Я еще буду бегать на каблуках», -убеждала она себя и окружающих, но в глубине души понимала: этого уже не случится. Ноги не просто болели: они постепенно отказывали. Мир сузился до пределов квартиры. Еще недавно актриса, хоть и с трудом, могла сама ходить в магазин, но в последние месяцы едва передвигалась по комнате.
Коллеги и ученики навещали ее нечасто. Хорошо, помогали соседи - ходили за продуктами, покупали лекарства. 21 апреля сосед актрисы услышал ее крики о помощи. По его словам, Нина Михайловна держалась за сердце и тяжело дышала. Он сразу вызвал скорую, но приехавшие врачи уже ничем не смогли помочь...
Автор: Наталья Сердцева