#
Биография и личная жизньИскусство → Эдит Пиаф - Дитя парижских улиц

Эдит Пиаф - Дитя парижских улиц


Эдит Пиаф

У подъезда дома 72 по улице Бельвиль в Париже всегда толпятся туристы: по легенде, именно на этих ступенях, прямо на улице, родилась Эдит Пиаф. Им и в голову не приходит, что эту историю сочинила сама певица, заплатив журналистам...

Париж, 1935 год... Дождь лил как из ведра. На вечерней мостовой, среди луж и обрывков газет стояла девчушка и пела. На ней был рваный мужской пиджак, из-под которого торчали острые коленки, а туфли были надеты на босу ногу.

Луи Лепле спешил, но вид промокшей певички, похожей на взъерошенного воробышка, заставил его снять перчатку, бросить монету и посоветовать бедняжке идти домой. Та огрызнулась, что зарабатывает себе на хлеб, и, коверкая слова, продолжила петь. Лепле с удивлением взглянул на побирушку, которой при ближайшем рассмотрении можно было дать лет 20. То ли ее огромные грустные глаза, то ли необыкновенный голос заставил владельца самого модного в Париже кабаре «Жернис» пригласить «воробышка» на прослушивание.

...Эдит отодвинула рукой бархатный занавес и сделала шаг на сцену. В зале -мужчины во фраках, дамы в бриллиантах и норковых манто. Таких людей она видела только за стеклами автомобилей, которые окатывали ее грязью, когда она пела на улице. Сейчас они смеялись, болтали, звенели бокалами с шампанским и беспрестанно жевали.

Первой реакцией Эдит было - бежать. Назад, в свою сырую темную комнатку, которую она снимает на двоих со сводной младшей сестрой, к тараканам и плесени на стенах. Но девушка вскинула подбородок повыше и запела свои песни - все, которые знала. О бедных девчонках, жизни на улице, любви за деньги, одиночестве и вселенской тоске.

Она так увлеклась, что не заметила гробовой тишины в зале. А когда закончила, на нее обрушился шквал аплодисментов. Взыскательная французская публика приняла «малышку Пиаф» (на парижском арго «пиаф» означает «воробышек»). Это успех! Пройдет время, и она будет вхожа в высший свет Парижа. Но в душе Эдит останется прежней девчонкой со вздорным характером, диковатой, дерзкой, безрассудной.

Увы, за светлой полосой пришла черная. Вскоре тело Лепле обнаружили с пулей в голове, и завистливые соперницы-певицы указали полицейским на Эдит, которая была упомянута в его завещании. Она снова оказалась на улице, едва не угодив в тюрьму. Вся ее жизнь казалась цепочкой горестей и чудес.

Сначала мать, несостоявшаяся актриса, отказалась от Эдит, спихнув ребенка бабке. Та, не желая нянчиться с малышкой, поила ее разбавленным вином, чтобы девочка подольше спала. Узнав об этом, отец отвез Эдит... в публичный дом - там работала кухаркой его мать. Тогда и обнаружилось, что ребенок почти слепой. Бабка отвела девочку в церковь святой Терезии, и произошло невероятное: она прозрела!

Отец решил забрать дочку к себе. Научил разным песням, и отныне они вместе выступали на улицах: он показывал трюки, а Эдит пела.

В 17 лет она родила дочь от Луи Дюпона, работавшего рассыльным в магазинчике. В три года малютка умерла от «испанки». Эдит горевала недолго и через несколько дней после похорон уже веселилась в компании друзей. Она еще не знала, что больше не сможет иметь детей...

Новый взлет Пиаф случился благодаря ее знакомству с известным поэтом-песенником Раймоном Ассо. Именно он научил «воробышка» всему, чему не успел Лепле, - совершенствовал ее мастерство, ставил голос, учил правильно подбирать одежду, пользоваться столовыми приборами и многому другому.

Ассо приписывают и создание оригинального «стиля Пиаф». Ориентируясь на индивидуальные особенности Эдит, он сочинил песни, подходящие только ей: «Париж - Средиземноморье», «Она жила на улице Пигаль», «Мой легионер», «Вымпел для легиона». В жизнь молодой певицы пришел успех, а с ним - деньги и сытая жизнь.

С началом Второй мировой войны Пиаф ушла от Ассо и начала работать с режиссером Жаном Кокто. А в 1941-м появилась на киноэкране - в ленте Жоржа Лакомба «Монмартр на Сене».

Во время немецкой оккупации певица устраивала концерты в пользу семей погибших. Выступала перед французскими военнопленными в Германии, чтобы после концерта вместе с автографами передавать им все необходимое для побега.

...В съемном доме Пиаф (она никогда не имела собственного жилья) не прекращалось веселье и не переводился алкоголь. Эдит не всех своих гостей знала по именам, но всегда одалживала им крупные суммы, если просили. К земным благам она относилась легко. Главными в ее жизни были только песни и любовь.

Любовников певица меняла, как перчатки. Пока не встретила Его. В 1947 году во время зарубежных гастролей в ее гримерку вошел высокий широкоплечий мужчина и робко попросил автограф. Это был знаменитый боксер Марсель Сердан.

Их роман в Нью-Йорке разворачивался стремительно и продолжился дома, во Франции. Марсель ходил на выступления Пиаф и носил за ней дамскую сумочку с косметикой, а она посещала его бои и со слезами вытирала платком кровь с разбитого лица любимого. Но Марсель был женат и воспитывал троих сыновей, оставить которых не мог, да Эдит и не требовала такой жертвы.

Об их отношениях поползли слухи в прессе, и Сердан решился на пресс-конференцию. Боксер объявил, что Эдит Пиаф действительно является его любовницей, и она была бы его женой, если бы он мог развестись. Шокированные такой откровенностью журналисты поклялись, что больше не напишут о них ни слова...

В 1949 году, во время очередного турне по Америке, Эдит почувствовала себя одиноко и попросила Марселя срочно приехать. Она готовилась к выступлению, когда услышала сообщение: самолет, в котором летел Сердан, разбился, выживших нет. Спазм сдавил горло Пиаф, но она нашла в себе силы выйти на сцену. Она пела так, будто Марсель мог ее услышать...

Тяжелейшая депрессия, попытки самоубийства, алкоголь, наркотики вперемешку со снотворными и сильнодействующими препаратами - такой стала жизнь Эдит Пиаф на долгие годы. Она увлеклась оккультизмом, около нее теперь постоянно вертелись шарлатаны-ясновидцы, колдуны, африканские маги. Певица даже приобрела столик для занятий спиритизмом, с помощью которого «общалась» с Серданом. После его смерти она не раз влюблялась и даже вышла замуж, но до последнего вздоха считала его главной любовью своей жизни.

Эдит пыталась выкарабкаться, проходила курсы лечения от алкогольной и наркотической зависимости, однако ее жизненные силы подходили к концу. Операции, переломы, полученные в двух автокатастрофах, две пневмонии, три комы... К 40 годам она выглядела старухой с обтянутым кожей черепом, жалким пушком волос и тонко нарисованными, как у Пьеро, грустными бровями-домиками. Но ее чарующий голос действовал на мужчин гипнотически.

Однажды в больницу к Пиаф пришел молодой человек с букетом и предложил руку и сердце. Тео Са-рапо был младше на 20 лет, но ухаживал так красиво и искренне, что 47-летняя Эдит дала свое согласие. Он уже говорил с врачом и знал то, что скрывали от самой Пиаф: у нее последняя стадия рака. Эдит вывела молодого мужа в свет, сделав его знаменитым, а Тео окружил ее таким вниманием и заботой, что умирающая женщина впервые в жизни почувстовала, что у нее есть семья. 10 октября 1963 года «воробышка» не стало.

Около 40 тысяч человек вышли на улицы Парижа, чтобы проводить ее в последний путь. Ватикан объявил певицу грешницей и запретил хоронить на кладбище, однако вскоре отменил решение: и среди церковников были ее поклонники. Напрасно полицейские пытались остановить толпу: траурная процессия дошла до кладбища Пер-Лашез, а за ней следовали три машины с цветами. Люди понимали: второй Эдит Пиаф никогда не будет.

Автор: Марина Соболева
Напишите свой отзыв