Шансов у нее не было. Но актриса Любовь Полищук, стиснув зубы, продолжала сниматься в комедийном сериале «Моя прекрасная няня». В кадре она смеялась и шутила, а дома рыдала от боли и страха.
Почему она продолжала играть несмотря на болезнь? Чтобы не подводить коллег? Не только. Всю свою жизнь Любовь Полищук боролась за свою мечту - стать известной актрисой, срывать аплодисменты и чувствовать на себе восторженные взгляды зрителей.
Люба родилась в Омске в обычной семье: мама - швея, отец - железнодорожный строитель. Но еще в детстве решила, что станет актрисой, и упорно готовилась к этому. Специальными упражнениями исправляла себе косоглазие, связывала веревкой ноги, чтобы были ровными, поправила дикцию - в юности не выговаривала букву «р». А как только окончила школу, рванула в Москву поступать в театральный. Да вот беда - набор в театральных вузах уже закончился. Но Люба не отчаялась, стала искать другие варианты. В итоге оказалась в мастерской эстрадного искусства Омской филармонии.
При поступлении, читая басню, она забыла слова, но не смутилась: «Хотите, спою как Людмила Зыкина? Или как Робертино Лоретти?» Комиссия замахала руками - мол, не надо. Но дерзкая девушка все равно спела, и... ее приняли! Работала в коллективе «Омичи на эстраде». В 1967 году вышла замуж за партнера по сцене Валерия Макарова, родился сын Алексей. Однако через несколько лет супруги расстались.
- У Любы было много работы, а Валера найти себя не смог, - рассказывала мама актрисы Ольга Пантелеевна. - Начались ссоры. Он пил. Начал поднимать руку на дочь, и она устала терпеть - подала на развод.
Любовь снова отправилась в столицу, устроилась в Московский мюзик-холл. Колесили по стране громадным табором. Маленький Лешка тоже ездил с мамой.
Благодаря модельной внешности Полищук стали приглашать на киносъемки. Успех пришел в 1976 году, благодаря эпизоду в «12 стульях» - она зажигательно исполнила танго с Андреем Мироновым, который играл роль Остапа Бендера. Однако именно со съемок в этом фильме у нее и начались серьезные проблемы со здоровьем.
- В картине есть момент, когда Андрей Миронов роняет меня, - вспоминала Любовь Григорьевна. Пол в павильоне, где шли съемки, был цементный, а матрас постелить забыли! Я упала и от боли даже потеряла сознание.
- С тех пор Люба то и дело жаловалась на боли в спине, - рассказывал второй муж актрисы Сергей Цигаль.
За него Полищук вышла замуж в 1984 году - к немалому удивлению коллег. За Любовью ухаживали многие красавцы-актеры, но она выбрала скромного и небогатого художника. Зато он окружил жену заботой и вниманием. Когда она приходила домой из театра и падала без сил, сам все делал по дому, чтобы «Любочка отдохнула».
В октябре 1984 года у них родилась дочь Мариэтта. Вскоре после родов актриса перенесла еще и приступ аппендицита. Но уже в следующем году стала играть в театре «Эрмитаж». На сцене приходилось садиться на шпагат, вставать на мостик.
- В итоге сорвала спину, вылетело сразу три межпозвонковых диска, - рассказывал актер Борис Щербаков. - Любу увезли на скорой. Врачи не верили, что пациентка встанет: «Разве что только на костыли».
Но они не знали характера актрисы. Через несколько месяцев она уже танцевала! Потом даже встала на пуанты - в спектакле
- А в антракте лежала на жесткой скамейке, которую сколотили для нее рабочие, чтобы хоть немного облегчить боль, - вспоминал Щербаков.
Зачем нужны были такие жертвы? Ведь судьба словно давала ей понять: «Остановись!» Но для Любови Полищук ее работа была всем. Актриса хотела доказать, что ей по силам не только комедийные, но и глубокие драматические роли. И выходила на сцену, несмотря на все ухудшавшееся здоровье.
- После второй травмы позвоночника боли были жуткие, - рассказывала актриса. - Врачи выписали лекарство, но от него сильно поднималось давление. Один раз было так плохо, но в театр я все равно поехала, а потом перед спектаклем упала в обморок. Зрители ждали целый час, но меня увезли в больницу с гипертоническим кризом.
Окончательно загубила позвоночник актрисы автокатастрофа, в которую она попала в 2000 году. Полищук поздно вечером ехала из театра домой на машине и в темноте не увидела, что переставили дорожные знаки. В результате в ее автомобиль врезалось сразу три иномарки.
- Я получила сотрясение мозга и смещение позвонков, - вспоминала Любовь Григорьевна. - После чего месяц ходила на репетиции в специальном «ошейнике».
После аварии боли в спине стали просто невыносимыми. В НИИ нейрохирургии им. Бурденко Полищук сделали сложнейшую операцию, однако улучшения так и не наступило. Отчаявшийся муж актрисы повез ее на лечение в Израиль, где супругам сообщили страшный диагноз -саркома. Полищук провели первую химиотерапию, но все уже было бесполезно. Любовь Григорьевна сама вернулась из клиники домой. О своей беде она никому не говорила.
- Старалась не показывать, как ей плохо, - рассказывал Борис Смолкин, сыгравший в «Моей прекрасной няне» дворецкого. - Лишь один раз между дублями сказала тихим голосом: «Боренька, мне трудно стоять в кадре. Поэтому, если можно, то во время нашей сцены я буду сидеть». Ей тяжело давались несколько шагов от гримерной до съемочной площадки. Но едва звучала команда «Мотор!», как она вновь становилась неунывающей мадам Прутковской.
- Поначалу Люба восприняла свой диагноз с оптимизмом: «И где я только подцепила эту заразу? Ну, ничего, справлюсь», - вспоминает Иосиф Кобзон. -А когда я позвонил Полищук незадолго до смерти, она уже рыдала в трубку и в истерике кричала: «Боже, я хочу жить!» Это слышать было невыносимо.
Актрису положили в больницу. Навещали ее только родные - муж, сын, дочь и мама. Коллегам Полищук приходить запретила.
- Я, как увидела Любоньку, сразу поняла - не жилец, - рассказывает мама актрисы. - Мордашка маленькая, вся иссохлась - одни кости кожей обтянуты. В последние недели перед смертью доченька ела только мороженое. Видно, сильно горело внутри. А еще все время была на обезболивающих. Помню, зайду к Любушке утром, поздороваюсь, а она с тревогой так смотрит на меня и спрашивает: «Почему у тебя глаза красные? Снова плакала?» А у меня сразу ком к горлу подкатывает, ничего сказать не могу. Я-то ночи напролет тайком ревела. Думала, Любочка ничего не видит, а она, сердечная, все замечала. Еще успокаивала: «Ничего, все обойдется».
Незадолго до своей кончины 57-летняя актриса выписалась из больницы, чтобы «не отягощать медицину». Она умерла холодным осенним утром 28 ноября 2006 года в своей квартире. Смерть стала для нее избавлением от бесконечных мук...
Автор: Светлана Белевич
Наследники
После ухода актрисы многое в ее семье изменилось. Споры из-за наследства рассорили некогда дружных родных. Стало ясно: именно эта хрупкая женщина все держала на своих плечах - и доход, и взаимоотношения в семье. А спорить было из-за чего: хорошая квартира в центре Москвы, земельный участок в Крыму, три машины и особняк в Коктебеле.
Как рассказывал сын Алексей Макаров, он просто подписал отказ от наследства в пользу отчима и переехал в однокомнатную квартиру.
- Меня убило другое, - рассказывал позже Алексей. - Одним из адвокатов Сергея Цигаля была близкая подруга моей мамы. Именно она стала инициатором того, чтобы все досталось ему...
Как рассказывал сын Алексей Макаров, он просто подписал отказ от наследства в пользу отчима и переехал в однокомнатную квартиру.
- Меня убило другое, - рассказывал позже Алексей. - Одним из адвокатов Сергея Цигаля была близкая подруга моей мамы. Именно она стала инициатором того, чтобы все досталось ему...