#
Биография и личная жизньИскусство → Барбара Брыльска - главная Советская Снегурочка

Барбара Брыльска - главная Советская Снегурочка


Барбара Брыльска

Скоро вновь пробьют новогодние куранты и мы всей семьей сядем за традиционный праздничный стол. И обязательно включим телевизор, и, конечно, в очередной раз посмотрим «Иронию судьбы, или С легким паром!». И снова будем любоваться нестареющей красавицей Барбарой Брыльской, давно получившей титул главной советской Снегурочки.

В жизни актеров бывают роли, которые один раз возносят их на самую вершину славы и зрительского обожания. Все, что делается ими до и после, - неважно. Такой ролью для Барбары Брыльской стала работа в советской теленовелле Ирония судьбы, или С легким паром.

Актеры и роли

Страшно подумать, что фильм, который мы смотрим 41 год подряд, мог бы не выйти на экран. Его судьба была непростой. Рязанов и Брагинский написали пьесу «С легким паром!». Почти все московские театры ее отвергли, а один согласился-таки поставить. Вывесили приказ о распределении ролей: Надя Шевелева - Юлия Борисова, Лукашин - Юрий Яковлев, Ипполит - Николай Гриценко. Но постановка сорвалась по неизвестным причинам.

Рязанов не хотел просто так отказываться от своего детища. Ему потребовалось шесть лет мытарств и обивания казенных порогов, пока он не решил пьесу экранизировать. Актеров на мужские роли подбирали долго, но в конце концов на роль Лукашина был утвержден Андрей Мягков, а на роль Ипполита - Олег Басилашвили.

Однако у артиста умер отец, и его заменил начинающий актер Юрий Яковлев. С этим фактом связан один из ляпов кинокартины. Мягков выбрасывает фотографию Яковлева (Ипполита). Фотография падает в сугроб, а на ней... портрет Басилашвили.

Почти все актеры были утверждены, не было только претендентки на роль главной героини Нади Шевелевой. Рязанов пробовал многих советских актрис: Светлану Немоляеву, Валентину Талызину, Людмилу Гурченко. Но при талантливом исполнении чего-то не хватало...

И в голову режиссеру пришла сумасшедшая идея: пригласить на пробы иностранную актрису, секс-символ польского кинематографа Барбару Брыльску. Он умудрился где-то раздобыть ее телефон, позвонил в Варшаву. Удивительно, но польская блондинка согласилась и прилетела в Москву на кинопробу. И попала в точку.

Тихая печаль

По сути, вся роль Брыльской - это безмолвная исповедь. Ее героиня не блещет шикарными нарядами, демонстрирующими идеальную фигуру, ярким макияжем, модной прической. У нее нет ярких реплик или поворотных для сценария действий. Именно поэтому Рязанов искал актрису, «которая сыграла бы женщину, в одну ночь перевернувшую судьбу человека: она должна быть и лиричной, и комедийной, и интеллектуальной, и с юмором, и с бездной женского обаяния».

Одним словом, Барбаре достаточно было просто быть в кадре, чтобы зритель понял характер ее героини, которой свойственны душевные раздумья, тихая печаль, страдания и тревоги, и в то же время робкая надежда на то, что и ей повезет в этой жизни.

Надя Шевелева - коллективный образ, собранный из безупречной внешности Барбары Брыльской, голоса озвучивающей ее Валентины Талызиной и душевных песен, исполненных несравненной Аллой Пугачевой. Всем трем актрисам удалось передать всю глубину образа женщины той эпохи.

И никто из зрителей и подумать не мог, насколько сложными были отношения артисток между собой на самом деле, сколько скандалов удостоилась видеть вся съемочная площадка между «тремя неразлучными подружками».

Сильная женщина и слабые мужчины

В интервью Барбара Брыльска многократно признавалась, что в жизни никогда не смогла бы полюбить такого мужчину, как Евгений Лукашин. Этот рефлексирующий советский интеллигент ей не был близок, да и ее реальные мужья и возлюбленные были красавцами. Но Надя - иная. Иная настолько, что Барбара даже начала искренне жалеть свою героиню. Красивую женщину, учительницу литературы, окружают слабые, не способные на поступок мужчины!

Андрей Мягков создал образ Жени - невзрачного, заикающегося, подслеповатого, словно только что вылезшии из своей норы крот, интеллигента 70-х. Лукашин уже разменял четвертый десяток, а чего он достиг в жизни? Работает врачом и сам признается, что ему явно «недоплачивают», до сих пор живет с мамой.

Он явно воспитывался без отца и представляет собой распространенный тип маменькиного сынка, привыкшего жить на всем готовеньком и избегающего женщин. Единственный доступный ему способ вырваться из этого порочного круга - пьянка с друзьями, такими же, как и он, холостяками «под 40». Все решения в жизни Евгения принимает его мать.

И вот родительница заявила, что ему пора жениться, и даже подобрала сыночку подходящую невесту. Дальнейшие события скучной жизни Лукашина понятны: после свадьбы из-под маминого подола он перекочует под каблук напористой Гали, которую сыграла Ольга Науменко.

Но происходит чудо, иначе и быть не должно - у нас ведь рождественская сказка! По ошибке друзья сажают Женю в самолет вместо его друга Павлика, и он попадает в Ленинград, в квартиру 34-летней Надежды Шевелевой. Возникает комичная ситуация. Но ее ирония в том, что при других условиях Женя и Надя встретиться не могли. Лукашин никогда бы не посмел заговорить с красавицей блондинкой, а Шевелева не обратила бы на него никакого внимания.

И действительно, герою Мягкова нечем заинтересовать новую знакомую: он не красавец, не рыцарь, не блещет ни статью, ни манерами. Все, что он умеет, - это давить на жалость, чем и пользуется с успехом. А что еще нужно русской женщине? Пара спетых под гитару песенок - и вот Надя уже готова пожалеть и приласкать бедного Женю.

Зритель сочувствует мямле Лукашину, и, по иронии режиссера, высокий красивый Ипполит на его фоне выглядит комично и глупо. Впрочем, и он - не герой романа Наденьки.

Интересные факты

За три десятка лет кинопроката картины «Ирония судьбы» мы выучили наизусть все реплики фильма, самые яркие из которых не устаем цитировать в своей повседневной жизни. И тем не менее никто из нас в новогоднюю ночь не переключает телеканал, когда в очередной раз демонстрируют этот фильм. Почему? Да потому, что «Ирония судьбы» - это ностальгия по безвозвратно канувшим в Лету советским реалиям.

Когда не было ипотек, а квартиры «получали», когда на зарплату врача можно было легко купить билеты на самолет и разъезжать на такси, когда не было евроремонтов, и у всех в квартирах стояли одинаковые «стенки», диваны с клетчатыми пледами и проигрыватели с грампластинками. Ностальгия... Молодому поколению, выросшему на компьютерах и айфонах, этого фильма, конечно, не понять... А жаль.

При каждом просмотре фильма внимательный зритель открывает для себя что-нибудь новое. И часто - это режиссерские ляпы, незначительные, но обнаруживать их - одно удовольствие. Когда включите голубые экраны в новогоднюю ночь, для более интересного просмотра фильма обратите внимание на некоторые детали.

В титрах, открывающих фильм, допущена опечатка: в слове «исключительно» пропущена буква «Л» (во фразе «Совершенно нетипичная история, которая могла произойти только и искючительно в новогоднюю ночь»).

В начале фильма, когда герой Ширвиндта приходит домой к Лукашину, чтобы вместе отправиться в баню, дверь ему открывает мама. В руках у Ширвиндта бутылка шампанского, которую мама почему-то забирает... дважды.

Обратите внимание, как Надя накрыла стол к приходу Ипполита. Все продукты и предметы перемещаются по всему столу, а то и совсем исчезают на время.

Барбара Брыльска садится в такси, чтобы отправиться на вокзал. Водитель - брюнет с пышными бакенбардами. Когда же машина подъезжает к вокзалу, водитель уже совсем другой - блондин и без бакенбардов.

Когда Женя первый раз приходит в квартиру Нади, то он открывает дверь ключом и просто закрывает ее. Следом приходит Надя и снова отпирает ключом незакрытый замок.

В эпизоде, когда Мягков разговаривает по телефону с Галей, он садится на пол около тумбочки, на которой красной краской написан инвентарный номер. Как, однако, хозяева берегут свое имущество!

После оглушительного успеха «Иронии судьбы» на Барбару Брыльской посыпались предложения ролей в фильмах и сериалах. За тридцать лет она успела сняться более чем в 19 кинокартинах. Удивительно, что ни одна из ее ролей даже отдаленно не смогла повторить успех советской Снегурочки из «Иронии судьбы», в том числе и работа в продолжении фильма «Ирония судьбы-2». Сама Барбара по этому поводу говорит так: «Первый фильм уникальный. Такого больше нет. Шутка ли, больше 30 лет его смотрят - и никому не надоел!»
Напишите свой отзыв